Шпаргалка по "Русской литературе 19 века"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 19:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Русская литература 19 века".

Файлы: 1 файл

Ответы Экзамен рус лит 19 в 2 треть.doc

— 796.50 Кб (Скачать файл)

Некрасов рисует судьбу крестьянки, в которой отразились все социальные проблемы страны. И она его глубоко  волнует. Вот почему многие его стихи  проникнуты сочувствием к героиням.

Но не только такой тип русской  женщины воплотился в его произведениях. Есть и другой, о котором Некрасов пишет с гордостью, воспевая ее достоинства. Перед нами предстает совсем другой тип женщины: красивая, живая и трудолюбивая, любая работа спорится в ее умелых руках.

Героиня поэмы — Дарья — не только работящая женщина, она любящая мать и жена. Она старается, чтобы семья не знала нужды. Много работает, поэтому «семейство не бьется в нужде». И дома у нее и тепло, и дети сыты. Самоотверженная женщина хочет помочь своему тяжелобольному мужу выздороветь, и она идет за чудотворной иконой. Ее не страшат ни холод, ни трудный путь. Все это говорит о ее щедрой душе, о ее безграничной и беззаветной любви к родным и близким.

Дарья выдерживает испытание, посланное  судьбой. Эта женщина знает, что  ей предстоит много трудов, которые надо преодолеть. Самое же главное для нее в жизни — это поднять на ноги детей, которые уже лишились отца. Даже умирая, женщина видит всех своих родных. Ее любовь к детям, Проклу, к свекрови не дает ей уйти из жизни с мукой.

Судьба рус. женщины из народа по-прежнему остается тяжелой. Но эти невыносимые условия закаляют женский хар-р, заставляя стойко переносить жизненные испытания. На долю Дарьи из поэмы "Мороз, Красный нос" выпадает страшное горе — смерть мужа, кормильца. Но не только грозящая в недалеком будущем нищета иссушает Дарью. Самое страшное для нее — утрата горячо любимого мужа. Гордость заставляет ее сдерживать подступающие слезы, к-рые все же проливаются на "холст гробовой". Мужественный и стойкий хар-р Дарьи проявляется в том, что она сама сшивает саван умершему мужу, заботливо отводит детей к соседке, едет за дровами в лес сразу после похорон. Картины предсмертного сна Дарьи с особенной силой раскрывают ее высокие моральные кач-ва — преданную любовь к мужу и детям, трудолюбие, силу воли. Мысленно говоря с мужем, бесконечно тоскуя о нем, Дарья мужественно встречает беду, заботясь о детях. Но она настолько привыкла делить свои радости и горести с Проклом, что и после его смерти, думая о предстоящей свадьбе сына, обращается к умершему мужу, как к живому: «Я ли о нем не старалась? / Я ли жалела чего? / Я ему молвить боялась, / Как я любила его!». Даже тяжелый крестьянский труд окрашивается светлыми, радостными тонами в картине предсмертного сна героини, потому что в нем рядом с ней те, кто для нее дороже всего: заботливый трудолюбивый муж, проворный сынишка Гришуха, красивая Маша-резвушка. Эта светлая, праздничная картина — последнее, что видит замерзающая Дарья. Только в смерти обретает она покой и счастье, ибо жизнь сулит ей только нужду. Значит, в беде Дарьи отразилась трагедия многих крестьянских женщин. Недаром в поэме авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ "величавой славянки", которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". Этот яркий портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту. В этом произведении Н.А. Некрасовым воспеты трудолюбие, гордость и достоинство, стойкость русской женщины. Даже смерть не властна над ними.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» осмыслению женской доли отведена самая большая из всех глав — «Крестьянка». Образ Матрены Тимофеевны воплотил в себе черты всех русских женщин, связанных одной судьбой. Тяжела, а порой и трагична бабья доля, но, не сгибаясь под ударамисудьбы, русская женщина остается воплощением мудрости, доброты и любви.

Именно ей — рассудительной и  сильной поэт доверил рассказ  о нелегкой женской доле. Эта часть  поэмы, единственная из всех, написана от первого лица. Тяжелую жизнь  прожила Матрена Тимофеевна. Счастливая в девичестве, хлебнула она «горюшка», попав «с девичьей холи в ад». Как и всех ее современниц в новой семье ее ждали обиды, унижения, непосильная работа. Одна радость была у этих женщин — их дети. Так и Демушка — «весь гнев с души красавец мой согнал улыбкой ангельской». Но погиб Демушка, осиротела Матрена. Умерли и другие близкие, муж оказался под угрозой рекрутчины. Отстояла его Матрена Тимофеевна, не стала солдаткой.

Что дальше? Домом правлю я,Ращу детей... Не радость ли?

Недоумевают мужики: разве такого счастья они искали. Но мужественная женщина Матрена Тимофеевна не ропщет на свою судьбу, достойно отражая все  ее удары. Не в стойкости ли характера  ее счастье? Ведь слабый человек не может быть счастлив, он всегда недоволен своей судьбой.

Некрасов один из немногих писателей  восхищается в женщине не ее «милой»  слабостью, женственностью, а силой  характера русской женщины, ее жизнестойкостью, умением отстаивать свою правоту. Образ  Матрены Тимофеевны Корчагиной —  один из самых ярких и емких образов поэмы, олицетворяющий судьбу самой России.

50. «Кому на Руси  жить хорошо?».

Центральное место в произведениях  Николая Алексеевича Некрасова  занимает крестьянин, его быт, его  судьба. И поэма «Кому на Руси жить хорошо»—это крестьянская эпопея. Но она, конечно, отличается от произведений признанных мастеров эпопеи, таких, как Гомер, например. При упоминании слова «эпопея» читателю вспоминаются бурно развивающиеся события, часто это война со всеми ее перипетиями. У Некрасова этого нет, но именно в этом выражается его талант автора эпопеи. У Некрасова нет войны, но кризисная ситуация тем не менее присутствует. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» отражены переживания народа в момент, по-настоящему критический для него, и это, безусловно, сближает поэму с эпопеей. Более того, мы говорим об этом произведении как о поэме-эпопее. В чем выражается кризисная ситуация для народа в описываемое Некрасовым время? Это время, когда происходит освобождение крестьян, период противоречивый. Некоторые помещики отказываются признавать своих крестьян свободными, как, например, Утятин. Но не только помещики не признают новых правил: некоторые крестьяне не считают себя свободными, и пример этому «холоп примерный— Яков верный». Перед народом встают тревоги и опасности, справиться с которыми можно, только объединившись. И здесь просматривается еще одна черта эпопеи —народ объединяется для того, чтобы справиться всем вместе с трудностями, которые описываются в поэме с величайшей правдивостью и достоверностью. Все ситуации взяты из жизни, они очень реальны. Но автор не просто воспроизводит добросовестность как она есть, он вкладывает в это душу. Читателю видны его переживания и страдания за судьбу крестьянина. Некрасов описывает события ярко и красочно, сопереживая и негодуя.

Кроме того, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» встречается множество  фольклорных элементов, что говорит  о ней как о красочной и  близкой к народу эпопее. Фольклорные  элементы—это и пословицы, и поговорки, песни, персонажи русских былин, народные приметы, о которых нередко упоминают герои поэмы. Например, такую характеристику дает себе сам крестьянин Яким Нагой: «Он до смерти работает, до полусмерти пьет! .. »

Еще одной характерной чертой эпопеи, которая присутствует в «Кому  на Руси жить хорошо», является многогеройность. Мы не можем сказать, что кто-то из семи мужиков является главным героем, мы также не можем сказать, что эти семь мужиков вместе представляют основных персонажей. Ведь каждый из рассказывающих свою историю становится главенствующим, -читателя захватывают перипетии судьбы рассказчика, а странствующие мужики играют тогда очень второстепенную роль, их вопросы служат предлогом для отражения удивительных, трагичных судеб крестьян. Герой поэмы, как, впрочем, и большинства произведений Некрасова, — это народ, простой народ со всеми трудностями его жизни, страданиями. Но образ народа, вполне раскрытый в поэме, все-таки очень противоречив. Крестьянина обвиняют в пьянстве беспробудном и в других тяжких грехах. Кто же крестьянин? Праведный мученик или грешник? Мнение Некрасова здесь однозначно, автор полностью оправдывает народ, который после тяжелых мучений пытается забыться в пьянстве и в других грехах. Раскрытие образа народа, достаточно противоречивого образа, — это элемент внутреннего сюжета, что характерно для эпопеи. Интересна также композиция «Кому на Руси жить хорошо» . Существует немало различных толков и споров о том, где должны стоять главы «Последыш», «Крестьянка». Но главной особенностью композиции поэмы является то, что она соответствует нормам эпопеи. Хотя это, наверное, не особенность, а скорее закономерное следствие общей жанровой направленности поэмы.

Поэма "Кому на Руси жить хорошо?" - вершина творч-ва Некрсова. Начав писать ее в 1863 г., он работал в течение 15 лет, до самой своей смерти, так и не завершив работу. В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, к-рые произошли в ней. Это произвед-е в то время б/новым и неожиданным, подобных к-рому еще не было. Это – «народная книга.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» построена на основе  строгого и стройного композиционного плана. В прологе поэмы  в общих контурах вырисовывается широкая эпическая картина.  В ней, как в фокусе, выделены фигуры эпических странников.  Все частное, второстепенное устранено, внимание   сосредоточено на исходном эпическом событии. Обстоятельства, вызвавшие спор и решение мужиков, не развиты.

Самое место   действия — Подтянутая губерния, Терпигорев уезд, Пустопорожняя  волость — выше той или иной частной местности. Как и   названия шести деревень, место действия характеризует всю   пореформенную Россию. С первых строк поэмы Некрасов вводит  читателя в суть событий, выдвигает главную ее тему.

Сказочная форма зачина поэмы перебивается выразительной   деталью, придающей  событиям локально-исторический характер:   участники спора — временнообязанные крестьяне. Русские крестьяне   стали временнообязанными 19 февраля 1861 года.  В эпическом   зачине поэт нашел необходимым употребить сказочную форму. («В   каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай»).

Для угадывания сообщены вполне точные по значению, но  не прикрепленные  к определенной, конкретной местности   топонимические обозначения. Названия деревень Заплатово,   Дырявило, Разугово, Знобишина, Горелово, Неелово   характеризуют всю пореформенную крестьянскую Россию. При   дальнейших перечислениях встретятся видоизмененные названия   деревень, выражающие ту же самую сторону дела: вместо Разутова,  Знобишино появятся Несытово, Голодухино. Разумеется,   замена произошла не по недосмотру автора, еще менее — по   забывчивости мужиков. Очевидно прямое стремление автора —   выразить в топонимических обозначениях то общее,   субстанциональное, что свойственно пореформенной России, — крайнюю   нищету и бесправие крестьянства.    

В авторском повествовании многократно повторено слово  «народ»: «видимо-невидимо народу», «народ собрался,   слушает», «народ идет и падает», «рассчитывал народ». Еще чаще   встречается близкое к нему по значению и в ряде случаев   воспринимающееся как синоним слово «крестьяне»: «крестьяне речь ту  слушали», «жаль бедного крестьянина», «весна нужна   крестьянину и ранняя и дружная», «дадут понять крестьянину», «на  мерочку господскую крестьянина не мерь», «у каждого   крестьянина душа, что туча черная» и т.д. и т.д.

Нет ни возможности,  ни необходимости  перечислить слова и выражения,   подтверждающие отчетливо выявленную авторскую тенденцию —   представить  народную жизнь.., но и силы, противодействующие   нормальной, естественной народной жизни (поп, помещик — в   одноименных главах; чиновники, купцы, — в главах «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Счастливые». Все это расширяет   содержание поэмы до общенациональных масштабов. 

Композиционная структура первых трех частей   соответствует общей  задаче поэмы-эпопеи — показать целостность   народной жизни, или, по словам Белинского, выразить «дух народа»,  основы самосознания и вместе домашнюю жизнь, особенности  семейного быта, привычки и поверья, разум и предрассудки,  силу и слабость — словом, всю сложность внешней и   внутренней жизни народа, многообразие черт народного характера, а  также полноту обстоятельств как содействующих, так и   противодействующих его развитию.

Таким образом, в прологе, первой, второй и третьей частях  проявляется  своеобразный конструктивный способ   соподчинения, эпическое действие развивается вширь и вглубь, вовлекая  все новый и новый материал из общей и частной жизни народа.  Гармоничность конструктивных форм придает произведению   ясность, естественность и стройность. Кажется, что весь   разносторонний эпический мир сложился сам собой, что он живет по  своим законам, что ход событий зависит не от авторской воли, а  от стечения обстоятельств.

Последняя, четвертая часть («Пир на  весь мир») придает произведению характер завершенности, в ней  замыкается эпическое действие, начавшееся в прологе.  Идея семи странников, оформленная в прологе в виде   решения искать счастливого, приобретает в «Пире на весь мир»   характер всеобщности.

В спор вахлаков, «кто всех грешней, кто  всех святей», который в сущности своей, безусловно, сопряжен  со спором о счастливом на Руси, вовлекались вместе с   вахлаками все собравшиеся на берегу Волги. Общая татуащет как бы  Н. А. Некрасов  повторилась: в прологе это был спор семи мужиков, в «Пире на  весь мир» — спор собравшейся на берегу Волги большой толпы,  получивший характер широкого народного обсуждения.   Действие в «Пире на весь мир» выносится на широкий простор. 

Споры и прямые стычки собравшихся, эмоциональность   восприятия легенд и песен, напряженность ситуаций свидетельствуют о  всеобщем возбуждении умов, о страстности в поисках выхода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51, 57. Место А.А. Фета  в истории рус. поэзии. Идейно-худ.  своеобразие лирики Фета.  Творчество Афанасия Афанасьевича Фета (1820 - 1892) - одна из вершин русской лирики. Фет – поэт великий, поэт гениальный. Сейчас в России нет человека, который не знал бы стихотворений Фета. Ну, хотя бы “Я пришел к тебе с приветом” или “На заре ты ее не буди…”

     Биография поэта –  это, прежде всего его стихи.  Поэзия Фета многогранна,  основной её жанр – лирическое стихотворение. Из классических жанров встречаются элегии, думы, баллады, послания. Как “оригинальный фетовский жанр” можно рассматривать “мелодии’’ - стихотворения, которые представляют собой отклик на музыкальные впечатления.

     Одно из ранних  и самых популярных стихотворений  Фета – “Я пришёл к тебе  с приветом”:

     Стихотворение написано  на тему любви. Тема старая, вечная, а от стихотворений Фета  веет свежестью и новизной. Оно  ни на что известное нам не похоже. Для Фета это вообще характерно и соответствует его сознательным поэтическим установкам. Фет писал: “Поэзия непременно требует новизны, и ничего для неё нет убийственнее повторения, а тем более самого себя… Под новизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарём искусства”.

Информация о работе Шпаргалка по "Русской литературе 19 века"