Шпаргалка по "Русской литературе 19 века"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 19:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Русская литература 19 века".

Файлы: 1 файл

Ответы Экзамен рус лит 19 в 2 треть.doc

— 796.50 Кб (Скачать файл)

Во многих стихотворениях автор  освещает беспомощность и бессилие самых обыкновенных героев – русоволосых  деревенских мужиков. Но для лирического героя важна не внешность, и даже не характер, а судьба крестьян. Эта тема прослеживается во многих произведениях, в частности, можно вспомнить "Размышления у парадного подъезда".

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди.

Лирический герой намеренно  подчеркивает типичность этих персонажей. На фоне невыраженной индивидуальности героев их судьба, наоборот, целиком  завладевает вниманием лирического  героя. Он с гневом обличает вельможу, жалеет мужиков. Но не в силах один человек изменить судьбу целого сословия, и лирический герой с бессильной жалостью смотрит вслед несчастным мужикам, оплакивая их судьбу. Конечно, нетрудно угадать отношение автора к затронутой проблеме, Некрасов здесь выступает не столько как обличитель, читателю передается боль автора за народ, ни за что терпящий такие муки.

Народ как главный герой представлен  и в стихотворении "Железная дорога". Здесь прослеживаются те же мотивы, что и в предыдущем. Лирический герой размышляет о бедах, постигших строителей дороги, то есть о народе, так как есть четкое указание, что наличием железной дороги пассажиры обязаны не графу и не подрядчику, а именно простым многострадальным людям. Они в точности повторяют судьбу героев "Размышления у парадного подъезда", сходны и описания, однако в железной дороге появляются и новые мотивы, элементы мистицизма.

Народ не безмолвствует, мертвецы восстали и грозно спрашивают, помнят ли живые, чем обязаны им. Но автор намеренно  вложил такие слова в уста мертвецов, он подчеркивает, что живые люди никогда не поднимутся на подобное "восстание". По мысли автора, беда простого человека и заключается в том, что он не умеет отстаивать свои права.

В частности, в этом стихотворении  появляется конкретный персонаж, один из тех мертвецов, но он показан гораздо ярче. Это работник-белорус. Его образ вводится автором не только для того, чтобы показать лишения, которые терпит народ, хотя и это важно:

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли; колтун в волосах.

Но больны и изуродованы все  мертвецы, главная отличительная  черта белоруса – то, что он молчит. Этим автор подчеркивает беспомощность  человека, неспособность постоять за себя. И, конечно, главная цель введения этих образов – раскрыть тему народных страданий, судьбы людей.

Вообще, тема судьбы народа является главной в лирике Некрасова. Лирический герой показывает безвыходность  положения крестьян. Такая же судьба, как у мужиков, приходивших к  вельможе, рабочих, строивших железную дорогу, ждет всех молодых людей. Ярким примером этого служит образ "хлебопашца вольного" из стихотворения "Забытая деревня". Он "угодил в солдаты", а в понимании Некрасова был обречен на страдания до самой смерти. Здесь снова звучит тема безысходности, страданий крестьян.

Особое место в поэзии Некрасова  занимает образ женщины. В сознании автора это единый образ, однако некрасовские женщины очень разнообразны и, на первый, взгляд, непохожи друг на друга.

Женская судьба в понимании поэта неотделима от судьбы всего народа. Эта идея подтверждается путем введения двух разных женских образов в стихотворении "Забытая деревня". Это бабушка Ненила и девушка Наташа. Старушка доживает свой век в одиночестве, а Наташа бредит свадьбой, но судьба их одинакова: Ненила умирает, так и не дождавшись барина, и надежды девушки на счастливую семейную жизнь тоже пошли прахом. Наташа повторит судьбу Ненилы, как и многие девушки-крестьянки.

Та же тема затронута и в "Тройке", где главной героиней выступает молодая девушка. Лирический герой и тоскует, и негодует одновременно, как и лирический герой "Забытой деревни". Как и Наташу, девушку ждут отнюдь не радужные перспективы.

Конечно, центральное место в  лирике Некрасова занимает образ  женщины-страдалицы, но это образ реальный, а особенно интересен образ страдающей музы в воплощении молодой крестьянки. Она молчит под пыткой, автор вводит здесь тему поэзии, которая стерпит все за правду.

Все эти интересные образы получили новое воплощение в поэме "Кому на Руси жить хорошо?". Это и сами мужики, ищущие счастливого, и молодые люди, и девушки, и страдающие женщины. Но наряду с ними появляются и новые образы.

Мужик-весельчак, Яким Нагой, поражает своей жизнерадостностью, а богатырь Савелий – мудростью, не свойственной остальным.

Но, конечно, центральным образом  поэмы можно считать Гришу  Добросклонова. Он вобрал в себя все  черты образов лирики Некрасова. Лирический герой представляет его  богатырем, спасителем России. Это скорее фольклорный образ. Поэма не закончена, и впоследствии автор, видимо, хотел представить нового героя, однако образ Гриши все равно не теряет от этого своей привлекательности, читатель верит, что он идеальный человек.

Поэзия Н.А. Некрасова очень разнообразна, автор представляет на суд читателей множество интересных характеров. Однако ключевое место в творчестве поэта занимает образ народа, народа, которому он служил всю жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

58.Федор Иванович Тютчев (1803-1873) – это лирич. поэт-романтик, основывавшийся на традициях Жуковского и нем. романтич. культуры, но на их основе развил новую тематику – не религиозную, как у них, а философско-идеалистическую. У него нет сюжетов христианской мифологии. Тютчевское понимание жизни трагично, что отразилось на его стихах. Его лирика отлич. глубиной анализа душевных переживаний и природы. Зрелые его стихи появились только в 20х гг. (1е опубликованное произвед-е – «Послание Горация к Меценату» (1819)), а известен он стал только в 50х, но вскоре б/забыт. Интерес к нему возник уже в кон. 19 в. Тогда его признали предтечей символизма. В 20-30х гг. он б/дипломатом в Баварии, т.е. б/оторван от России.  В 1й период б/еаписано стих-е «14 декабря 1825», в к-ром Т. осудил декабристов. Творч-во Т. едино, оно пронизано одинаковыми темами и мотивами. Оно || на 2 периода: 1. 1820-30; 2. 1850-60. В 40е гг. он писал мало. В 1й период сложились его осн. идеи и образы. Уже тогда он б/близок к философской мысли. В центре его поэзии – лирич. герой-мыслитель. Есть влияние античности и нем. классич. философии. В стихах Т. создавал свою картину мира. Он ориентируется на архаичность – Державин, Ломоносов, т.е 18 в. Стихи часто состоят из 2х частей – так он показывал свои мысли. часты образы ночи и дня. Чел-к изображ. как часть природы. Т. не столько изображ. природу, сколько передает эмоции, связанные с ней. Стих-я 1го периода печатались в «Современнике» и «Галатее». В 40е гг., в период борьбы за натуральную школу, Т. не написал ни одного стих-я, а с 1848 г. начался его творч. подъем. За 5 лет, до 1854 г.он создал ок. 50 стих-й, печатавшиеся в «Москвитянине» и «Современнике». Потом его творч-во пошло на спад, хотя он продолжал писать. Во 2й период  интересны 2 стих-я – «День и ночь» (1839) и «Св. ночь на небосклон взошла» (1850). Они выраж. мысль поэта о прекрасном покрове, видимости жизни и ее черной сущности. Част у него мотив мимолетности жизни («Сижу задумчив я один…». У него часта антитеза вечности мироздания и мимолетности жизни («Через ливонские я проезжал поля…» - 1830, «От жизни той, что бушевала здесь…» - 1871). Худ. своеобразие: олицетворения, образный параллелизм, оценочные эпитеты, обращения.

Наверное, нет человека, который, прочитав хоть один раз стихи Тютчева, останется  к ним равнодушным. Поэзия Тютчева  дышит свежестью и чистотой, земной красотой и космическим совершенством. Тютчев умеет описать то простое, что мы видим в мире, такими необычными словами, что оно предстает перед нами совсем в другом свете. Только Тютчев может сравнить «кроткую улыбку увяданья» со «стыдливостью страданья» разумного существа (стихотворение «Осенний вечер»), дождевые капли с людскими слезами {стихотворение «Слезы людские, о слезы людские...»).

   Лирика Тютчева разнообразна  и неповторима, но вся она  проникнута философским смыслом.  Эту философскую мысль мы видим в описании природы, в темах родины и любви. Природа в лирике Тютчева живая и неповторимая, она имеет свои образы. Весна — время пробуждения, время новой жизни и новых надежд. На эту тему написаны стихотворения «Весенняя гроза», «Вешние воды». Весна всегда чиста и прекрасна: Весенней негой утомлен, Я впал в невольное забвенье; Не знаю, долог ли был сон, Но странно было пробужденъе. Осень — время покоя, время ухода и прощания, время размышлений:

   Есть в светлости осенних  вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест... Недаром именно осенью Тютчев пишет свое знаменитое стихотворение «Умом Россию не понять...».

   Весна у Тютчева —  это не только настоящее. Она  имеет протяженность: бегут вешние воды, проясняются небеса; муза весны напрямую связана с будущим. Осень наполнена пустотой и земным мотивом. Осень — это вечность:

   А там, в торжественном  покое, Разоблаченная с утра, Сияет  Белая гора, Как откровенье неземное. Природа у Тютчева всегда прекрасна. Поэт всматривается в нее, прислушивается к ее звукам и пытается понять и постичь все ее душевные тайны. И тогда можно почувствовать слияние человека и природы (стихотворение «Так, в жизни есть мгновенья,..»).

   Как и всякий русский поэт, Тютчев много стихов посвятил родине. Признавая величие живой души в природе, он подобным образом видел ее и в России. Тютчев считает, что Россия призвана внутренне и внешним образом обновить человечество. Поэт не только любил Россию, он верил в нее: «...в Россию можно только верить». Вера в Россию была сознательно выработанным убеждением (стихотворение «На взятие Варшавы»). В своей борьбе с братским народом Россия руководствовалась прежде всего необходимостью «державы цельность соблюсти», для того чтобы: Славян родные поколенья Под знамя русское собрать И весть на подвиг просвещенъя Единомысленную рать.

   Тютчев полагал, что Россия  должна держаться единства, основанного  на духовных началах: 

   Над этой темною толпой  Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда, Свобода, Блеснет ли луч твой золотой?.. Растленъе душ и пустота. Что гложет ум и сердце ноет, — Кто их излечит, кто прикроет?.. Ты, риза чистая Христа...

   Судьба России зависит  не от исхода внутренней нравственной  борьбы светлого и темного начал в ней самой. Условия для исполнения ее космической миссии есть внутренняя победа добра над злом.

   Тютчев — современник  Пушкина, но взгляды этих двух  поэтов на поэзию совершенно  разные. В поэзии Пушкина преобладают  эмоции, чувства, впечатления. Тютчев же постигает начала и основания бытия, философские начала мира. Но тютчевская поэзия имеет религиозный характер, корни которого исходят из христианских сюжетов. Вот как рисует поэт сценарий окончания мира:

   Когда пробьет последний  час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них! Тютчев не только стремится познать бытие, он одновременно отвечает на его вопросы. Бытие для Тютчева — это вечность, Бог, и этот Бог наблюдает за нами. Его глаза — звезды, его сила велика:

   Он милосердый, всемогущий, Он; греющий своим лучом И пышный  цвет, на воздухе цветущий, Й чистый  перл на дне морском. Поэзия  — это не просто чистая философия.  У нее есть свои образы и  категории. Эти .категории Тютчев  рисует в виде символов, знаков:

   Есть близнецы — для  земнородных Два божества —  то Смерть и Сон, Как брат  с сестрою дивно сходных —  Она угрюмей, кротче он... Философские  начала связаны с христианским  мотивами в лирике. Эти христианские  начала часто выливаются в любовь к Богу:

   Все отнял у меня казнящий  Бог: Здоровье, силу воли, воздух, сон, Одну тебя при мне оставил  он, Чтоб я ему еще молиться  мог. Это стихотворение написано  под впечатлением любви к Денисьевой. Замечательным стихотворением на  христианский мотив является «И в Божьем мире то ж бывает...». Оно проникнуто светлой надеждой. Именно «в Божьем мире» Тютчев обретает успокоение. Он ищет и находит свою дорогу к Богу.

   Уже говорилось, что Тютчев  мыслит образами. Это как земные, нам понятные образы, так и образ Вечности — хаос. Тютчев представляет хаос как землю и противопоставляет ее небу, космосу. Образ хаоса проявляется в виде тьмы, океана, души, бездны, ночи. Критик Лаврецкий отозвался об образе тютчевского хаоса: «Хаос, по Тютчеву, бесформенная и безличная, темная, слепая, неорганизованная и зыбкая, как библейские воды, кипящая дурная основа Мира. Из этой грубой ткани созидается риза Богов, красочный, многообразный мир форм...» Мотив хаоса присутствует в стихотворении «Последний катаклизм». В стихотворении «Безумие» хаос способен принимать различную форму, в стихотворении «29-е января» он выражается «в безвременной тьме». Хаос может принимать форму моря:

   И бунтует и клокочет, Хлещет, свищет и ревет. При  этом Тютчев противопоставляет  хаос — море состоянию покоя, где покой — утес:

Информация о работе Шпаргалка по "Русской литературе 19 века"