Средневековье в произведении В. Скотта "Айвенго"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и изучения Средневековья в романе Вальтера Скотта «Айвенго».
Так как автор не был рожден в то время в котором происходили события его романа, мне кажется было довольно сложно создать литературную атмосферу приближенную настоящей атмосфере того времени. Все же ему удалось построить грамотную вселенную с действительными «живыми» персонажами в действительно живом окружении.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему изучения средневековья в романе В.Скотта Айвенго.docx

— 42.04 Кб (Скачать файл)

Введение

Целью данной работы является анализ и изучения средневековья в романе Вальтера Скотта «Айвенго».

Так как  автор не был рожден в то время  в котором происходили события  его романа, мне кажется было довольно сложно создать литературную атмосферу  приближенную настоящей атмосфере  того времени. Все же ему удалось  построить грамотную вселенную с действительными «живыми» персонажами в действительно живом окружении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Айвенго» (англ. Ivanhoe) — один из первых исторических романов. Опубликован в 1820 году как произведение автора «Уэверли» (как позднее выяснилось, Вальтера Скотта). В XIX веке был признан классикой приключенческой литературы. Успех романа способствовал пробуждению романтического интереса к Средним векам.

«Айвенго» — первый роман Скотта, действие которого происходит за пределами Шотландии. События приурочены к 1194 году — через 130 лет после битвы при Гастингсе, в результате которой саксы были покорены норманнами.

«Айвенго» — первый роман, в котором Скотт обращается к чисто английской культуре, изображая вражду саксов и норманнов во время правления Ричарда I.  Дж. Г. Локхарт в своём труде «Жизнь Вальтера Скотта» (англ. Life of Sir Walter Scott; 1837—1838) предполагает, что решение обратиться к средневековой Англии было вызвано «послеобеденной беседой» писателя с другом Уильямом Клерком, привлекшим внимание Скотта к неприязни двух народов Англии. Клерк отметил, что слова, используемые для названия пород домашнего скота, в английском языке имеют англо-саксонские корни (например, sheep — «овца», pig — «свинья», cow — «корова»), а для обозначения приготавливаемых из них блюд применяются заимствованные из французского термины (mutton — «баранина», pork — «свинина», beef — «говядина»). Эта иллюстрация подчиненности саксонцев землевладельцам-норманнам упоминается в «Айвенго».[1]

Скотт хотел, чтобы роман  был опубликован без указания авторства. Ему было любопытно, узнает ли общественность «автора „Уэверли“», а кроме того, он надеялся опубликовать один за другим «Айвенго» и следующий роман «Монастырь», чтобы конкурировать на литературном поприще с самим собой. Отказаться от этого плана его убедил издатель Арчибальд Констебл, опасавшийся, что два романа нанесут ущерб продажам друг друга[1].

 

 

 

 

 

 

 

Краткое содержание романа

Айвенго — это главный герой одноименного романа Вальтера Скотта. Действия в данном произведении разворачиваются в Англии.

Айвенго возвращался на английскую территорию после окончания крестового похода в 1190 году. По-настоящему этого человека звали Роберт Тейлор. Он верой и правдой служил своему королю и был настоящим рыцарем. Его господином являлся король Ричард Львиное Сердце. В ходе третьего Крестового похода австрийцы захватили его в плен. Айвенго, являясь его подчиненным, должен был его спасти. Ему следовало отдать за господина большой выкуп.

Айвенго считался саксонским рыцарем. Он был сыном лорда Керри, который отказался от него из-за того, что Роберт стал биться за своего истинного господина. Им и был Ричард  I. Через некоторое время Айвенго встретил норманнских рыцарей и позвал их за собой, так как им негде было переночевать. Ими были Сэндерс, Даглас и де Волфф. Затем он попросил их пойти с ним в замок его отца.

За этой встречей следил Робин Гуд. Он не так давно пообещал Айвенго расправиться с рыцарями, которых тот сопровождал. Но Робин Гуд этого не сделал, а стал ждать новых действий Айвенго.

За ужином рыцари познакомились с Ровеной. Она считалась воспитанницей Седрика и жила в его замке. Она любила Айвенго, но сама понравилась одному из рыцарей. Им был норманн Даглас. Когда отец узнал Айвенго в облачении рыцаря, то отказался с ним беседовать.

После этого  Айвенго ушел из замка вместе с шутом своего отца. Его звали Уильямом. Со временем он стал для Роберта оруженосцем и во всем ему помогал. Однажды главному герою удалось спасти от нормандцев еврея Исаака. Когда спасенному уже ничего не угрожало, его дочь Ребекка помогла Айвенго. Она отдала ему некоторые драгоценности, которые оказались рыцарю очень нужными.

На вырученные от них деньги Айвенго купил себе коня и доспехи, что помогло ему принять участвовать в турнире. После победы в различных состязаниях Айвенго освободил своего господина Ричарда Львиное Сердце от плена при помощи выкупа. [2]

 

 

 

Исторические  реалии средневековой Англии в романе Вальтера Скотта «Айвенго»

 

Известный английский поэт, романист, Вальтер Скотт получил образование правоведа, но его увлечением является история родного края, легенды, традиции, старинные культурные памятники. В конце концов, он приобретает славу выдающегося краеведа, историка. В. Скотт собрал и опубликовал сборник шотландских песен (1803). Как писатель, свой творческий путь начинает с поэм, посвященных истории Шотландии, но с 1814 года большей частью пишет прозу. Наиболее популярным является исторический роман «Айвенго» (1820). В. Скотт изображает Британию XII ст. - поры, когда в этой стране усилились противоречия между ее народами, в частности норманнами и саксами. В то же время заострились внутренние межфеодальные конфликты, углубились противоречие между феодалами и крестьянами. Король Англии старается укрепить государство, создать централизованную монархию. Вместе с изображением исторического конфликта, В. Скотт воссоздает бытовой фольклорный колорит, широко использует богатую языковую палитру того времени. Персонажей романа автор умышленно изображает разными: здесь нет полностью положительных или абсолютно отрицательных героев.

Таким образом, автор привлекает внимание к проблеме согласия между двумя народами, из которых должна родиться одна нации - английская.

В чем секрет популярности Вальтера Скотта, почему он интересовал как читателя XIX столетия, так и нашего современника? Большей  мерой успех писателя - в глубоком понимании событий прошлого и  художественном совершенстве воспроизведения  истории. Наиболее характерным с  этой точки зрения является роман  «Айвенго».

Проблемы, которые  поставил Вальтер Скотт в «Айвенго», не были далекими от современности  автора. Феодальное дворянство не было окончательно сломано: в Англии буржуазия  была лишена политической власти и  вместе с народом вела борьбу за реформу существующей в стране выборной системы.

События, воспроизведенные в «Айвенго», происходят в конце XII столетия, когда Англией правил король Ричард Львиное Сердце. Конфликт произведения сводится к борьбе мятежной феодальной верхушки, которая была заинтересована в сохранении феодальной раздробленности страны, против королевской  власти, которая воплощала собой  идею централизованного государства. Автор показывает, что симпатии народа - на стороне короля. Ричард Львиное  Сердце идет на штурм замка Фрон де Бефа вместе со стрельцами Робина Гуда. Этому эпизоду писатель придает символическое значение.

Вальтер Скотт  мастерски воссоздает также национальный конфликт. К началу действия произведения прошло свыше ста лет со времени  завоевания Англии норманнами. Среди  вольнолюбивых саксов жило стремление к национальной независимости. Вальтер  Скотт предоставил этому конфликту  больше остроты, показав, прежде всего ненависть простого народа к норманнским феодалам.

Большинству героев из народа присуще стремление к свободе, готовность бороться за свое право быть независимым человеком. Таким был свинопас Седрика Гурт, такими были и стрельцы Робина Гуда, который выступает в романе под именем Локсли.

Историзм  Вальтера Скотта оказался в умении открыть сокровенные пружины  исторического процесса и рассказать о том, как обозначилось их действие на судьбах отдельных людей. Сам  сюжет «Айвенго» построен на вражде между сторонником короля Ричарда  рыцарем Айвенго и зловещим храмовником  Брианом де Буагильбером. Но в событиях частной жизни Вальтер Скотт воссоздает конфликты исторического масштаба. Писатель также с большим мастерством изображает колорит эпохи: особенности быта, обычаев, костюмов, языка. Так перед читателем возникает Англия конца XII столетия в убедительных образах и картинах. [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Историческая  картина и образы в романе.

 

Творчество  Вальтера Скотта - важный этап в развитии литературного процесса в Англии, отразивший переход от романтизма к реализму.

Творческий  метод и стиль романов Скотта - явление сложное. Скотт опирался на достижения писателей XVIII в., считая своим учителем Филдинга. Однако он жил в иную эпоху, и творчество его знаменовало новый этап в развитии романа. Не уступая своим предшественникам в художественном мастерстве. Скотт превосходит их не только глубиной своей исторической концепции, но и более совершенным способом построения романа и раскрытия характеров. Романтизм в творчестве Скотта своеобразно сочетается с ярко выраженными реалистическими тенденциями. Исследователи отмечают, что Скотт включил «романтическое» в круг реального'.

В мировую  литературу Вальтер Скотт вошел  как создатель исторического  романа.

С присущей ему глубиной Скотт отобразил  жизнь самых различных эпох, начиная  со средних веков и кончая тем временем, когда жил он сам. Скотт увидел «тайну жизни» современного ему общества в его переходном характере.

Писатель  жил на рубеже XVIII и XIX вв., в ту переломную эпоху, когда феодальные отношения сменялись буржуазными. Феодально-патриархальная Шотландия уходила в прошлое; на смену ей приходила Шотландия буржуазно-помещичья. Смена эпох обостряла интерес к прошлому, к истории, порождала стремление разобраться в закономерностях ее развития. Величие и сила Скотта заключаются в том, что он соединил в своем творчестве изучение истории с философским осмыслением событий прошлого и блестящим художественным мастерством романиста.

Вальтер Скотт  родился в столице Шотландии

Отец Скотта был известным адвокатом. Изучению юриспруденции сразу же после  окончания школы посвятил себя и будущий писатель. Работая в конторе отца, он познакомился с шотландским и английским законодательством. Недолгая адвокатская практика, связанная с разъездами по стране, работа секретаря эдинбургского суда и шерифа одного из округов Шотландии — все это помогло молодому Скотту познакомиться с жизнью и не прошло бесследно для будущего романиста. Прошлое родины вызывало живой интерес у Скотта. Он начинает собирать памятники шотландского фольклора, записывает баллады и песни, посещает места исторических событий, изучает историю Шотландии, Англии и других европейских стран.

Народное  творчество вдохновило Скотта на создание романтических баллад

Однако оно  было лишь подготовительным этапом к  созданию знаменитых романов.

В своих романах  Вальтер Скотт обращался к значительным историческим событиям. Он показал столкновение социальных сил в различные эпохи. Скотт более глубоко, чем какой-либо писатель до него, раскрыл роль социальных конфликтов в истории человечества.

Велика заслуга  писателя, сумевшего показать народные движения, создать значительные народные характеры. Всей логикой развертывающихся в его романах событий Скотт подчеркивал зависимость судьбы отдельного человека от хода истории; он обладал способностью раскрывать характер каждого действующего лица как характер, определяемый историче­ской эпохой. Вместе с тем он прекрасно передал особенности быта людей, их обычаи и нравы, колорит страны и эпохи.

Своеобразие исторических романов Скотта определяется его мировоззренческой позицией. Мировоззрение писателя было противоречивым. Он придерживался консервативных взглядов, поддерживал правительство тори и был сторонни­ком конституционной  монархии. Объективно Скотт признавал право народа на борьбу против угнетения, но он опасался революционных преобразований, и его пугала идея народовластия.

За свою жизнь  Скотт написал 28 романов, несколько повестей и рассказов. Многие его романы посвящены истории Шотландии: это так называемые шотландские романы («Роб Рой») и историческое прошлое Англии в романах «Айвенго», «Квентин Дорвард» и др.

И все же главное в романах Скотта не изображение  быта и нравов, а изображение истории  в ее движении и развитии. В предисловии  к роману «Айвенго» Скотт писал, что для воспроизведения исторического прошлого вовсе не обязательно пользоваться архаизированным языком и делать человеческие чувства примитивными. Он подчеркивал, что романист дол­жен рассматривать историю с позиций человека своего времени. Этой точки зрения Скотт последовательно придерживался в своем творчестве. Проблематика его романов всегда значительна, и о какой бы эпохе он ни писал, он осмысливает ее с точки зрения современности. Каждый из романов Скотта открывает перед читателем целый мир важных исторических событий и больших человеческих чувств. В своем единстве его романы составляют грандиозную панораму жизни Англии и Шотландии на протяжении нескольких столетий, от конца XII до начала XIX в.

С историей утверждения феодальных отношений  в средне­вековой Англии связано  действие романа «Айвенго». Собы­тия происходят в конце XII в. Это был период борьбы между англосаксами, жившими на территории Англии уже несколько веков, и завоевателями - норманнами, завладевшими Англией в конце XI в. Борьба усложнялась социальными противоречиями между крепостным крестьянством и феодалами (как норманнами, так и англосаксами). В этот же период шла борьба за централизацию королевской власти, борьба короля Ричарда против феодалов. В романе Скотта и представлена эта сложная эпоха.

Многообразна  галерея действующих лиц романа: представители старой англосаксонской знати (Седрик, Ательстан), нормандские феодалы и рыцари (Фрон де Беф, де Мальвуазен, де Браси), крестьяне-рабы (Гурт и Вамба), церковники (аббат Эймер, великий магистр Лука Боманоар, монахи), король Ричард Львиное Сердце, ведущий борьбу против феодальной клики, возглавляемой его братом принцем Джоном. Скотт дает острые социальные характеристики феодалов-угнета­телей, рисует реалистическую картину жестокости феодальных порядков и нравов.

Информация о работе Средневековье в произведении В. Скотта "Айвенго"