Своеобразие и роль пейзажа в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы такова:
1. Рассмотреть своеобразие и роль пейзажа в романе «Мастер и Маргарита».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обратиться к понятию «пейзаж» в его теоретическом толковании;
2. Рассмотреть пейзаж «Московских глав» романа Булгакова «Мастер и Маргарита»;

Содержание работы

I.Введение…………………………………………………………………………3
II.Пейзаж в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
1.Понятие «пейзажа» в его теоретическом толковании………………………..7
2.Пейзаж Московских глав в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» и его функции в произведении………………………………………………………..11
3. Специфика пейзажа Ершалаимских глав романа «Мастера и Маргариты» и его роль в реализации творческого замысла писателя………………………..22
4. Своеобразие космического пейзажа в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и его связь с идейно-художественной концепцией произведения……………………………………………………………………..32
III. Заключение…………………………………………………………………..44
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

I.Введение…………………………………………………………………………3

II.Пейзаж в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1.Понятие «пейзажа» в его теоретическом толковании………………………..7

2.Пейзаж Московских глав в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» и его функции в произведении………………………………………………………..11

3. Специфика пейзажа Ершалаимских глав романа «Мастера и Маргариты» и его роль в реализации творческого замысла писателя………………………..22

4. Своеобразие космического пейзажа в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и его связь с идейно-художественной концепцией произведения……………………………………………………………………..32

III. Заключение…………………………………………………………………..44

Список литературы………………………………………………………………46

 

I.Введение

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые времена сумела сохранить рукопись романа. Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом.

Немного можно назвать  романов, которые бы породили столько  споров, как «Мастер и Маргарита». Спорят о прототипах действующих лиц, о книжных источниках тех или иных слагаемых сюжета, философско-эстетических корнях романа и его морально-этических началах, о том, кто является главным героем произведения, о том, наконец, в каком жанре написан роман. Последнее однозначно определить невозможно. Можно сказать, что в булгаковском романе соединились едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления.

Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…»

Примечательно, что 2-ая редакция носила подзаголовок «Фантастический  роман». Может быть это является намеком на то, как сам автор определял жанровую принадлежность своего произведения. Действительно, в романе постоянно ощущается переплетение фантастики и реальности. К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник - будущий Мастер, а Воланд обзавелся своей буйной свитой. Третья редакция, начатая во второй половине 1936 г., первоначально называлась «Князь тьмы», но уже во 1937 г. появилось хорошо известное теперь заглавие «Мастер и Маргарита». В мае - июне 1938 г. полный текст впервые был перепечатан. Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя, Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»…

Булгаков писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности более 10 лет. Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, - роман-судьба, роман-завещание. Это произведение вобрало в себя почти все из написанных Булгаковым произведений: московский быт, запечатленный в очерках «Накануне», сатирическая фантастика и мистика, опробованная в повестях 20-х годов, мотивы рыцарской чести и неспокойной совести в романе «Белая гвардия», драматическая тема судьбы гонимого художника, развернутая в «Мольере», пьесе о Пушкине и «Театральном романе»… К тому же картина жизни незнакомого восточного города, запечатленного в «Беге», готовила описание Ершалаима. А сам способ перемещения во времени назад - к первому веку истории христианства и вперед - к утопической грезе «покоя» напоминал о сюжете «Ивана Васильевича».

Из истории создания романа мы видим, что он был задуман  и создавался как «роман о дьяволе». Некоторые исследователи видят  в нём апологию дьявола, любование мрачной силой, капитуляцию перед миром зла. В самом деле, Булгаков называл себя «мистическим писателем», но мистика эта не помрачала рассудок и не запугивала читателя… 

Надо сказать, что при  написании романа Булгаков пользовался  несколькими философскими теориями: на них были основаны некоторые композиционные моменты, а так же мистические эпизоды и эпизоды ершалаимских глав. Так, в романе происходит взаимодействие трех миров: человеческого (все люди в романе), библейского (библейские персонажи) и космического (Воланд и его свита). Самый главный мир - космический, Вселенная, всеобъемлющий макрокосм. Два других мира - частные. Один из них - человеческий, микрокосм; другой - символический, т.е. мир библейский. Каждый из трех миров имеет две «натуры»: видимую и невидимую. Все три мира сотканы из добра и зла, и мир библейский выступает, как бы в роли связующего звена между видимыми и невидимыми натурами макрокосма и микрокосма. У человека имеются два тела и два сердца: тленное и вечное, земное и духовное, и это означает, что человек есть «внешний» и «внутренний». И последний никогда не погибает: умирая, он только лишается своего земного тела. В романе «Мастер и Маргарита» двойственность выражается в диалектическом взаимодействии и борьбы добра и зла (это является главной проблемой романа). Добро не может существовать без зла, люди просто не будут знать, что это добро. Должно быть, некое равновесие между добром и злом, которое в Москве было нарушено: чаша весов резко склонилась в сторону последнего и Воланд пришел, как главный каратель, чтобы восстановить его.

Цель данной работы такова:

1. Рассмотреть  своеобразие и роль пейзажа  в романе «Мастер и Маргарита».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обратиться  к понятию «пейзаж» в его теоретическом толковании;

2. Рассмотреть  пейзаж «Московских глав» романа  Булгакова «Мастер и Маргарита»;

3. Выявить специфику  «Ершалаимских глав» произведения;

4. Определить  своеобразие и роль фантастического  пейзажа в романе Булгакова  «Мастер и Маргарита».

В процессе работы над темой, мы опирались на следующие  труды:

1.М. Л. Яновская «Творческий путь Михаила Булгакова», М., 1993 - с. 289. Эта книга посвящена творчеству Булгакова. В центре внимания автора основные произведения писателя: «Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Бег», «Мастер и Маргарита». Одновременно перед читателем раскрывается и весь творческий путь художника. Здесь и рассказ о первых произведениях, с которых начинался М. А. Булгаков-писатель, и творческая история основных произведений, и сценическая история пьес, и анализы черновиков, заготовок и переписки «вокруг»... 

2. М. О. Чудакова «Жизнеописание Булгакова» М., 1998. – с. 347. В этом труде воссозданы вехи жизни Булгакова, его творческий облик. Жизнь писателя дается на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни.

Кроме того мы использовали статьи:

  1. Минералова И.Г. «Пейзаж в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» //Литература в школе №7, 2002, М., - с. 17.
  2. УПРИШ Э.Э.  «Параллельные миры в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» //Литература в школе № 8, 2007, М., — С. 23.
  3. Матвеев Б. И. «Цветопись в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Русский язык в школе № 1, 2003, М., - с. 19  и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Пейзаж в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1.Понятие  «пейзажа» в его теоретическом  толковании

Проблема изучения функций пейзажа в художественном произведении с давних пор привлекает внимание многих исследователей. Для начала раскроем понятие пейзажа.

ПЕЙЗАЖ (фр. paysage - пейзаж, ландшафт) в литературе - изображение природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства. Пейзаж как таковой выражает эстетическое отношение к воспроизводимому предмету и возникает сравнительно поздно. Наиболее раннее свидетельство эстетического восприятия природы - письмо Ф.Петрарки от 26 апреля 1335года, где он восхищается видом с горы близ Авиньона. На ранних стадиях существования словесности упоминания и даже описания окружающей местности не имеют самостоятельного значения. Пейзаж в литературе сформировался в английской описательной поэзии ("Холм Купера", 1642, Дж.Денема; "Виндзорский лес", 1713, А.Поупа; "Времена года", 1726-30, Дж.Томсона), когда описание природы и ее красоты стало самоцелью. Романтическое восприятие природы предвосхитил Ж.Ж.Руссо (альпийские пейзажи в "Новой Элоизе", 1761). Мастерами пейзажа были Ф.Р. де Шатобриан, Дж.Байрон, поэты "озерной школы", Дж.Ф.Купер, Г.Д.Торо, Г.Мелвилл. 

В литературе Древней  Руси природные реалии выступают  первоначально только как символы или тропы, и лишь со второй половины XIVв. за Божьим творением перестают видеть непременно его тайный, сокровенный смысл. При этом природные реалии, как правило, перечисляются, но не складываются в цельный, зрительно представимый образ. В ранней русской беллетристике XVII в. пейзаж был связан с сюжетом повести и поступками персонажей, не имея самостоятельной художественной ценности. Древнерусский литературный пейзаж - это описание местности, времени года, а также батальный и морской пейзаж. В русской поэзии XVIII в. природа России - "Севера" - изображается именно как северная (ветры, льды), т.е. воспроизводится, словно с точки зрения западноевропейского читателя. Даже в пейзаже раннего А.С.Пушкина точных специфически национальных черт мало; у А.А.Фета место действия часто подчеркнуто, абстрагировано (сад вообще).

 Пейзажные  зарисовки И.С.Тургенева проникнуты  философскими размышлениями. В  целом литература XIX-XX вв. достигла высокого искусства пейзажа, иногда имеющего важное значение даже в драматургии, где природа изображается непосредственно и фактически лишь обозначается театральными декорациями ("Гроза", 1859 и "Лес", 1871, А.Н.Островского). "Городской пейзаж" играет по преимуществу роль психологическую и социально-характеристическую (Ч.Диккенс, Г.Флобер, Э.Верхарн). Особенно часто русские поэты и прозаики обращались к образу Петербурга ("Медный всадник", 1833, Пушкина, романы Ф.М.Достоевского, лирика и поэма "Двенадцать", 1918, А.Блока, стихи А.Ахматовой, О.Мандельштама). [Литературная энциклопедия терминов и понятий - М., 2003]

Имеются многочисленные работы, раскрывающие функции пейзажа  в творчестве отдельных писателей (Н.В.Гоголя, Ф.И.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова и др.), а также попытки  обобщения и систематизирования обширного материала. Тем не мене не все видные писатели и поэты попали в поле зрения исследователей, в то время как пейзаж в их произведениях представляет значительный интерес. К таким писателям относится М.Булгаков – необыкновенно тонкий психолог и талантливый пейзажист.

Его талант дал  литературе замечательное произведение, ставшее отражением не только современной писателю эпохи, но и настоящей энциклопедией российской жизни 20х – 30х годов ХХ века. Роман «Мастер и Маргарита» - сложное художественное произведение, в котором не только каждое слово играет не одну роль, но особым смыслом наполнены и композиция, и сюжет, и значение имён и событий, и пейзаж. Афористичность языка, мастерское изображение примет времени, меткая сатира сочетаются в романе с извечной проблемой выбора между возвышенным и низменным, с изображением великой любви. Однако содержание романа этим не исчерпывается. Поражает глубина философского замысла этого произведения. Со страниц романа «Мастера и Маргариты» перед нами предстает сложная картина мироздания, в которую, как нити, вплетаются различные сюжетные линии [Палиевский – М, 2003, с. 15].

 Как и обычно, в жанре романа, пейзаж в «Мастере и Маргарите» является частью его несюжетного строения: пейзаж играет чрезвычайно важную роль в описании обстоятельств, происходящих в произведении событий. Кроме того, как и в поэзии, как в описании внутреннего мира персонажей, пейзаж может выполнять функцию психологического параллелизма, тогда через описание пейзажа автор передает внутренне душевное,   эмоциональное  состояние   героя.   Это две наиважнейших задачи, которые выполняет в романе как прозаическом    крупномасштабном произведении    пейзаж.    Стоить вспомнит произведения И.С.Тургенева, романы Л.Н.Толстого и станет понятно, что без пейзажа просто немыслимы произведения наших классиков. Но в романе «Мастер и Маргарита», романе нового, XX века, где автор использовал все достижения искусства слова, этими двумя значение пейзажа не исчерпывается.[ Уприш- М., 2007, С. 23]. Мы поставили своей целью   проследить функцию пейзажа в романе и определить все возможные функции,  которые он выполняет в    произведении М.А.Булгакова.    Это    позволит нам увидеть и содержание романа во всей его полноте и многогранности.

Как и обычно, в жанре романа пейзаж в произведении «Мастер и Маргарита» является частью его внесюжетного строения: пейзаж играет важную роль при описании обстоятельств, происходящих в произведении событий. Кроме этого, он выполняет функцию эмоционального психологического параллелизма, когда через описание пейзажа автор передаёт душевное, эмоциональное состояние героев.

   В романе  «Мастер и Маргарита», где автор  использовал все достижения искусства  слова, значение пейзажа не  исчерпывается его традиционным  значением, с которым мы встречаемся  в произведениях классиков русской литературы - Л.Н. Толстого, И. С. Тургенева и т. д. Роль пейзажа значительно шире, и это позволяет нам полнее увидеть содержание романа «Мастер и Маргарита». Автору через призму фантастического сюжета удалось высветить современные проблемы общества. Само время написания романа, время зарождения сталинского культа личности определяло и насыщало роман смысловым содержанием, которое раскрывалось не сразу и не всем. Определённую тонкую смысловую нагрузку нес в себе и пейзаж, он послужил не только фоном для раскрытия тончайшей материи духовного смысла описываемых событий, но и устанавливает событийно – временную их зависимость [Соколов,— М.,1996. — 586 с.]

Конец XIX – начало ХХ века в России воспринимались как переломная эпоха, как своеобразный рубеж на пути исполнения Россией своего исторического предназначения. Революция многим представлялась неким испытанием, точкой отсчёта Нового времени.  Описание московского пейзажа начала ХХ века – времени, когда определялись пути дальнейшего развития российского общества, невольно перекликается с описанием библейских событий, которые так же явились определяющими в длительном пути развития человеческого общества.

Информация о работе Своеобразие и роль пейзажа в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"