Своеобразие и роль пейзажа в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы такова:
1. Рассмотреть своеобразие и роль пейзажа в романе «Мастер и Маргарита».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обратиться к понятию «пейзаж» в его теоретическом толковании;
2. Рассмотреть пейзаж «Московских глав» романа Булгакова «Мастер и Маргарита»;

Содержание работы

I.Введение…………………………………………………………………………3
II.Пейзаж в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
1.Понятие «пейзажа» в его теоретическом толковании………………………..7
2.Пейзаж Московских глав в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» и его функции в произведении………………………………………………………..11
3. Специфика пейзажа Ершалаимских глав романа «Мастера и Маргариты» и его роль в реализации творческого замысла писателя………………………..22
4. Своеобразие космического пейзажа в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и его связь с идейно-художественной концепцией произведения……………………………………………………………………..32
III. Заключение…………………………………………………………………..44
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

На протяжении работы мы проследим функцию пейзажа в романе и определим все возможные значения, которые он выполняет в произведении М. Булгакова. Это позволит увидеть содержание романа во всей полноте и многозначности. И станет понятно, что без пейзажа просто немыслимы произведения наших классиков.

 

 

2. Пейзаж Московских глав в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» и его функции в произведении

Роман «Мастер и Маргарита» представляется грандиозным сооружением, опорами которого служат Евангелие, средневековые немецкие баллады и народные легенды о Фаусте, трагедия «Фауст» Гете, повести Гофмана и рассказ о Понтий Пилате Анатоля Франса, рассказы Александра Грина. Мотивы литературы прошлого, вошедшие в роман Булгакова и переосмысленные в нем, сделали его произведением неординарным.  
     Действие романа охватывает время от античности до начала XX столетия. Оно разворачивается на огромном пространстве — от древней Иудеи, минуя европейские скалистые вершины, до Москвы. Порой книга Булгакова напоминает лабиринт, в котором долго идешь к конечному смыслу, протягивая ариаднину нить, чтобы не заблудиться, все время, сопоставляя его образы. Вот тащат на крест Голгофы бродягу, а вот Воланд творит зрелище сценических переодеваний. Вот идет представление в московском театре «Варьете». И вдруг мы вместе с черными всадниками мчимся по воздуху! А чего стоят чудеса в ресторане Массолитета, в подвале, в квартире Лиходеева?! Так что, как говорил Шекспир, «весь мир — театр».  
                 Но все-таки можно выделить три вида пейзажа этого произведения: московский, ершалаимский и фантастический. Они примыкают друг к другу, но иногда, как в калейдоскопе, меняются местами. Рассмотрим более подробно пейзаж московских глав. 

Роман «Мастер и Маргарита» является удивительным сочетанием реальности и фантастики. Сатира Михаила Афанасьевича Булгакова беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна; время, город и люди соединяются в живописную и удивительную картину, недаром есть понятие «булгаковская Москва». Действие романа происходит в Москве 30-х годов, которая населена обыкновенными людьми – современниками автора. Именно здесь появляется великий Сатана, Воланд, который раз в столетие приходит на Землю, чтобы посмотреть, как живут люди. Жизнь Москвы того времени становится объектом интереса не только Князя тьмы, но и самого Булгакова [Яновская. – М., 1983 г. 197 с.]

В Москве основные события  романа разворачиваются в небольших  замкнутых пространствах. Здесь  находится и «подвал Мастера», и «особняк Маргариты», и Варьете, где выступал Воланд со своими помощниками, и знаменитый «Дом Грибоедова», и, конечно же, «нехорошая квартира на Садовой, 302-бис». Но на этом небольшом пространстве разыгрываются невероятные трагедии и комедии.

При первом знакомстве с  «Мастером и Маргаритой» создается впечатление, что время действия основной, московской, части романа нельзя определить точно. В сознании подавляющего большинства читателей укрепилось мнение, что Булгаков приурочил события, изображенные в романе, к некоему неопределенному времени. Подобное мнение, как, оказалось, довольно точно отражает авторский замысел на отдельных этапах работы над текстом. Все события, происходившие в Москве, были приурочены к определенным дням июня. Так, визит буфетчика Варьете к Воланду приходился, например, на 12 июня. Хотя действие и было перенесено в будущее, сам Булгаков подчеркивал в тексте всю условность такого переноса. Как отмечает Л.М.Яновская, в этой редакции действие явно сдвинуто к эпохе нэпа, а стиль и приметы времени гораздо ближе к булгаковским фельетонам первой половины 20-х годов.

В более поздней редакции 1931 г. события романа начинаются в субботу, 14 июня 1945 г. Во всех указанных случаях события, связанные с визитом Воланда в Москву, происходят в одном и том же месяце - июне, хотя год постоянно меняется и все далее отодвигается в будущее[Там же – 205с.]. Почему же писатель выбрал именно этот месяц? Возможно, один их мотивов здесь - летняя жара. Вспомним, что необычайный зной - предвестник появления нечистой силы.

В редакции 1933 г. в разметке и сохранившихся фрагментах глав действие было отнесено к июньским дням. Однако в названиях последующих глав разметки июньская датировка, уже перенаправлена на майскую. Очевидно, в конце 1933 или в начале 1934 г. было зачеркнуто название «Ночь Фауста и Маргариты (с 27.IV на 25.VI)», но зато появился заголовок главы «Обручение (ночь 24-25.V)». Хронология событий уже с самых первых глав оказывается еще более сдвинутой к началу мая. Встреча Воланда с литераторами на Патриарших происходит в среду, 8 мая, а Мастер являлся Ивану в ночь с 9 на 10 июня, как и в окончательном тексте.

Последний раз набросок хронологии событий романа Булгаков сделал в 1938 г. Здесь к маю приурочены и первая встреча Мастера с Маргаритой, и основные события московских сцен романа. Указание на то, что Мастер пробыл в клинике Стравинского по апрель включительно, ясно свидетельствует, что рассказ героя Бездомному о своей жизни, равно как и другие эпизоды московской части романа, происходят в самом начале мая. К маю же с промежутком в год отнесены первая встреча Мастера и Маргариты, и их последняя встреча в земной жизни … перед переходом в надмирность. Здесь мы уже не найдем прямого обозначения времени действия московских сцен. Единственное указание - замечание о странности этого странного майского вечера, когда Бездомный и Берлиоз встретились на Патриарших с Воландом. Таким образом, все события московских сцен укладываются в четыре дня недели, причем в те же дни происходят и события в древнем Ершалаиме, отдаленном от Москвы в пространстве и времени [Боборыкин, Михаил Булгаков. Серия: Биография писателя. - М. Просвещение. 2001г. 107с.]

Есть и одно интересное метереологическое соответствие, подтверждающее внутреннюю хронологию «Мастера и Маргариты». Судя по сообщениям прессы, 1 мая 1929 года в Москве наблюдалось резкое потепление, необычное для этого времени года, в результате чего температура за один день поднялась от нуля до тридцати градусов. В последующие дни наблюдалось столь же резкое похолодание, завершившееся дождями и грозами. В булгаковском романе вечер 1 мая оказывается необычайно жарким, а накануне последнего полета, как когда-то над Ершалаимом, над Москвой проносится сильнейшая гроза с ливнем.

Есть основания  полагать, что Булгаков особенно внимательно  знакомился с сообщениями газет, вышедших во время Страстной недели 1929 г.

Промежуток времени, разделяющий  московские и ершалаимские сцены, в ранней редакции был назван точно: 1900 лет. В последней редакции этот промежуток назван не столь точно: в финале Воланд говорит, что Понтий Пилат несет свое наказание уже около двух тысяч лет. Однако раз действие разворачивается соответственно в 29 и 1929 г. ершалаимские и московские сцены и в окончательном тексте произведения разделяет ровно 1900 лет.

Таким образом, каждому из трех основных пространственных миров  булгаковского романа - соответствует  и своя шкала времени. В ершалаимском мире основное действие разворачивается в течение одного дня с воспоминаниями о предшествовавших событиях и предсказаниями будущих, которые мы наблюдаем лишь в заключительной главе романа. Еще более сконцентрировано время в потустороннем мире, где оно фактически остановилось, слилось в едином миге, что символизирует часами длящаяся полночь на балу у сатаны. Только в московском мире, где действие охватывает четыре дня, время более размыто и течет сравнительно плавно, подчиняясь воле рассказчика.

Начнем анализ с первой главы романа, которая открывается пейзажем: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина ...» [Булгаков, Мастер и Маргарита: Роман. Рассказы. – М.,с.5]. «Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера, не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда – то за Садовое кольцо, - никто не пришёл под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея. И тут знойный воздух сгустился перед ним (Берлиозом), и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида» [Булгаков,–  1986,с.6]. Эта пейзажная зарисовка сразу помогает понять, при каких обстоятельствах будут дальше развиваться события на Патриарших прудах. Пейзаж начинает участвовать в организации сюжета, создавая интригующую таинственность происходящего. Пейзаж становится не только причиной такого естественного в жару (зной) недомогания Берлиоза, но и причиной видения, которое материализуется в гражданине столь странного вида. И далее сюжет романа развивается уже при непосредственном его участии [Минералова, —2002, С. 17].

Мир Москвы Булгаков рисует как неподвижность, неспособность к движению, «…иностранец окинул взглядом высокие дома, квадратом окаймлявшие пруд. Он остановил взор на верхних этажах, ослепительно отражающих в стёклах изломанное … солнце, затем перевёл его вниз, где стёкла начали предвечерне темнеть... [Булгаков, – 1986, с. 9], поглядел в небо, где, предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили чёрные птицы... ». Нет даже малейшего дуновения ветерка. Всё в этом мире степенно, размеренно. Московские обыватели не верят в чудо, настроенные на обыденно  – привычное течение жизни, так как Берлиоз «к необыкновенным явлениям… не привык». Трамвай на Патриарших появляется как «Летучий голландец» — предвестник несчастья, без пассажиров, кондуктора, ведомый красавицей-комсомолкой в алой повязке. Появляется бесшумно, неожиданно «Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал.» [Булгаков, –1986, с.45]. Появился мистически, ниоткуда. Ощущение необычности происходящего передаётся пейзажем.

Неистовый огонь солнца и  отражённый свет луны разделяют жизнь  подлинную и мнимую. Свет луны призрачен  и обманчив. Кроме чисто природных  явлений образы солнца и луны выполняют символическую функцию, оказываются метафорическими понятиями. Потрясение, которое испытал Бездомный, увидев, как точно сбываются предсказания Воланда, готово превратиться в простое преследование мошенника, возможно, подстроившего смерть Берлиоза. Однако пейзаж, образ луны, не позволяют сделать нам такой простой вывод. Название главы – «Погоня» обретает двойной смысл. Внешне это преследование Воланда с целью его разоблачения. Но в Бездомном присутствует и смутная попытка разглядеть истину в происшествии. И потому мотив света так важен в этой главе; «На Бронной уже зажглись фонари, а над Патриаршими светила золотая луна, и в лунном, всегда обманчивом свете Ивану Николаевичу показалось, что тот стоит, держа под мышкою не трость, а шпагу» [Булгаков, –1986,с.47]. Бездомный начинает прозревать, и луна стала золотой. Но московский быт недоступен и этому более яркому свету: «…на плите в полумраке стояло безмолвно около десятка потухших примусов. Один лунный луч, просочившись сквозь пыльное, годами не вытираемое окно, скупо освещал тот угол, где в пыли и в паутине висела забытая икона, из – за киота которой высовывались концы двух венчальных свечей» [Там же - с.51] Инстинктивное движение Ивана, присвоившего одну из этих свечей и бумажную икону, открывает нам ещё неуловимое для самого героя тяготение к свету и обещает приобщение к жизни иной, чем московский быт.

На мой взгляд, Булгаков, используя пейзаж, показывает нам, что Воланду свойственна сущность полутьмы, сущность отражённого света, подчёркивающая недостатки и духовное несовершенство людей нового социалистического мира Москвы, которые доводятся им и его свитой до гротеска. «Ночь густела, летела рядом, из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалились в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда… [Булгаков, – 1986,с.374]. Воланд летел тоже в своём настоящем обличье. Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь – только глыба мрака, и грива коня – туча, а шпоры всадника – белые пятна звёзд» [Там же - с.375]. Пейзаж помогает понять демоническую властность и значительность «мессера». Воланд – дух зла и повелитель теней. Булгаков на протяжении всего романа вёл нас к более высокому представлению о нём, показывая Воланда воплощением самой животворящей силы жизни, некой изначальной субстанцией ее, изначальным Хаосом, произведшим и зло, и добро, и ставит его выше Добра и Зла. Пребывание Воланда в Москве обнаруживает зло, делает его очевидным и превращает наглых и самоуверенных обывателей в марионеток, которыми, издеваясь, управляет его свита. Всё очищающий огонь отдан в руки именно ему. «Загорелось как – то необыкновенно, быстро и сильно, как не бывает даже при бензине… кот выбрался на крышу. Там его, к сожалению, также безрезультатно обстреляла охрана, стерегущая дымовые трубы, и кот смылся в заходящем солнце, заливавшем город» [Булгаков, –1986, с.341].

Ассоциация демонической, обманчивой сущности Волонда, с отражённым, призрачным обманчивым светом луны позволяют автору показать всю нелепость поведения, пороки и бездуховность московских обывателей. И только всё очищающий огонь истиной веры может спасти этот мир обывателей и указать им верный путь к познанию Истины.

Всё призрачно в послереволюционной Москве, призрачны все партии, призрачны все власти, призрачны все черты революции. Нигде нельзя нащупать твёрдого бытия, нигде нельзя увидеть ясного человеческого лика. Иван Иванович, в отличие от всех остальных москвичей, неизменно возвращается к источнику перемен в своей душе: «Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах скромно одетый человек. Это – сотрудник Института истории и философии, профессор Иван Николаевич Понырёв. Теперь она (луна), цельная, в начале вечера белая, а затем золотая,..плывёт над бывшим поэтом, Иваном Николаевичем, и в то же время стоит на одном месте в своей высоте.» [Булгаков, – 1986, с.388]. И в весеннее полнолуние ему снится и казнь Иешуа, и Га – Ноцри с прощёным Пилатом. «Тогда лунный путь вскипает, из него начинает хлестать лунная река и разливается во все стороны. Луна властвует и играет, луна танцует и шалит. Луна начинает неистовствовать, она обрушивает потоки света прямо на Ивана, она разбрызгивает свет во все стороны, в комнате начинается лунное наводнение, свет качается, поднимается выше, затопляет постель. Вот тогда и спит Иван Николаевич со счастливым лицом» [Там же - с.391]. Лунное наводнение делает счастливым этого молчаливого и обычно спокойного человека. Здесь слышится вера в то, что потрясения не бесследны, что человек тянется к высокому свету. «Всё будет правильно, на этом построен мир» [Там же - с.377].

Информация о работе Своеобразие и роль пейзажа в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"