Своеобразие и роль пейзажа в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы такова:
1. Рассмотреть своеобразие и роль пейзажа в романе «Мастер и Маргарита».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обратиться к понятию «пейзаж» в его теоретическом толковании;
2. Рассмотреть пейзаж «Московских глав» романа Булгакова «Мастер и Маргарита»;

Содержание работы

I.Введение…………………………………………………………………………3
II.Пейзаж в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
1.Понятие «пейзажа» в его теоретическом толковании………………………..7
2.Пейзаж Московских глав в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» и его функции в произведении………………………………………………………..11
3. Специфика пейзажа Ершалаимских глав романа «Мастера и Маргариты» и его роль в реализации творческого замысла писателя………………………..22
4. Своеобразие космического пейзажа в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и его связь с идейно-художественной концепцией произведения……………………………………………………………………..32
III. Заключение…………………………………………………………………..44
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Мы видим, что все три мира романа проникают друг в друга, отражаются в тех или иных событиях или образах, подвергаются постоянной оценке со стороны высших сил. Автор нарисовал картину современного мира, открыл нам исторические и религиозные факты, создал великолепный мир фантастических образов и заставил их существовать в постоянной и неразрывной связи. В "Мастере и Маргарите" современность проходит испытание вечными истинами, а непосредственным проводником этого испытания становится фантастическая сила — Воланд и его свита, неожиданно ворвавшаяся в жизнь Москвы, столицы государства, в котором проводится гигантский социальный эксперимент. Булгаков показывает нам несостоятельность этого эксперимента. В мнимом царстве истины люди успели натворить столько зла, что на его фоне настоящая нечистая сила кажется доброй. С появлением фантастической силы смещаются все ценностные ориентиры: то, что раньше воспринималось как страшное, предстает нелепым и смешным, высшая ценность земных честолюбцев — власть над людьми — оказывается пустой суетой.[Соколов. - 2008, с. 209].

Миры в романе Булгакова существуют не сами по себе, отдельно друг от друга. Они сплетаются, пересекаются, образуя цельную ткань повествования. События, отстоящие друг от друга на два тысячелетия, сюжеты, реальные и фантастические, неразрывно связаны между собой, они подчеркивают и помогают понять неизменность природы человека, понятий добра и зла, извечных человеческих ценностей... 

Пейзаж, по существу, обязательный элемент произведения для крупномасштабной прозы, перерастает  традиционные рамки, приобретает в  романе М. А. Булгакова «Мастер и  Маргарита» новые функции и значения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пейзаж очень  органично вводится в пространство описываемых в романе событий. Деталей  немного. Они немногословны, неназойливы, ненавязчивы. Увлечённый сюжетом, читатель не задерживает на них внимания, как бы ни замечает их. Остаётся это общее ощущение – высоты. Остаётся ощущение того, что всё это было, было здесь, было так и никаким образом иначе быть не могло.

Тонкий и  проницательный писатель, удивительно  остро чувствовал время, и не только то, в котором жил, но и то, которое наступит, и эта устремлённость, обращённость в будущее делает его произведение на редкость современным нам и нашей эпохе. В величайших событиях истории М.А. Булгаков заметил сходство с московскими реалиями. Раскрыть это помогают пейзажные зарисовки московских и ершалаимских событий, настолько они перекликаются друг с другом, что порой кажется, что описание московского пейзажа лишь продолжение описания ершалаимского с поправкой на время суток. В Москве – вечер, в Ершалаиме – утро.

В романе возникает так много удивительных, невероятных по меркам обыденности событий и ситуаций, что пейзаж просто необходим для придания им взаимосвязи и объяснения их взаимозависимости. Интуитивно ощущается, что текст Булгакова устроен очень необычно, само описание словно бы противится однозначному восприятию функции пейзажа в романе, как просто описанию, пусть и красивому, природы, окружающего героев мира.

Использование пейзажа помогает автору объединить, сделать единым целым сложный  по структуре роман «Мастер и  Маргарита». Объединить московскую жизнь 20—30-х годов с историческим планом «иерусалимского сюжета» — историей Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, а также вторжением фантасмагории, связанной с активностью «Воландовой шайки», превратив всё это в сатирико-реалистическое изображение повседневности.

Пейзаж помогает понять, что из всёго описанного в романе, следует: Добро и Зло, Божественное и дьявольское начало в мире Булгакова уравновешены, обладают паритетным статусом. Это модель мира, в котором «все правильно», то есть существует некая гармония, упорядоченность, логичный и выверенный, строй событий.

Наблюдая за ролью пейзажа в романе «Мастер  и Маргарита» мы пришли к следующим  выводам:

а) пейзаж у Булгакова  является внесюжетным материалом, формирующий  представления читателя об обстоятельствах событий;

б) пейзаж описания выполняет  роль психологического параллелизма;

в) философский  пейзаж;

г) символическое  толкование реальных событий;

д) календарное  объяснение происходящего в романе;

е) музыкально –  поэтические фрагменты произведения, соединяющие прозаическое и поэтическое, комическое и патетическое в романе;

ж) пейзаж играет роль высочайшей красоты слова - стихотворение  в прозе, прозаическая элегия;

з) пейзаж как  художественная форма выяснения  и толкования истины.

        Читатель сопереживает всему, что происходит в романе «Мастер и Маргарита», верит в правдивость описанного. В этом одна из особенностей дарования М. А. Булгакова, в произведениях которого действительность так тесно переплелась с выдумкой, что граница между ними исчезла начисто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1.Булгаков, Мастер  и Маргарита: Роман. Рассказы. – М., 2000, с. 467

2. Бахтин,  Вопросы литературы и эстетики. - М., 1999. – с.382

3.Боборыкин, Михаил Булгаков. Серия: Биография писателя. - М. Просвещение. 2001г. 637с.

4.Виппер Ю.  Иерусалим и его окрестности  времен Иисуса Христа. Историко-географическое  описание с планом. - М., 1975. - 461 с.

5.Литературная  энциклопедия терминов и понятий  / Рос. акад. наук, ИНИОН; гл. ред.  и сост. Николюкин. - М. : Интелвак, 2003

6. Матвеев Б. И. «Цветопись в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Русский язык в школе № 1, 2003, М., - с. 19 

7.Минералова И.Г. «Пейзаж в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» //Литература в школе №7, 2002, М., - с. 17.

8. Палиевский - М.А.Булгаков // № 7. - С. 11 Петров— Михаил Булгаков смотрит в будущее//№ 7. - С. 15

9. Ревяко Т., Открой книгу и узнай судьбу по книге М. Булгакова «Мастер и Маргарита». – Изд. Современный литератор, 2005, с.235 .

10. Соколов, Булгаковская Энциклопедия — М.: Локид; Миф, 1996. — 586 с

11. Соколов, Расшифрованный Булгаков. Тайны "Мастера и Маргариты". -  Изд.: Эксмо, М, 2008 г., с. 209.

12.Уприш, Параллельные миры в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литература в школе № 8, 2007,М.,— С. 23.

13. Чудакова М. О., Жизнеописание Булгакова, М., 1998. – с. 347.

14.Яновская, Творческий путь Михаила Булгакова - М., Сов. писатель, 1983 г. 197 с

15. Яновская, Записки о Михаиле Булгакове. М., Тель-Авив, 2002 – с. 237

16. Яновская, Треугольник Воланда. К истории романа «Мастер и Маргарита» - Киев, 1992. - 89 с

17. Яновская, Горизонтали и вертикали Ершалаима //Вопросы литературы № 3, 2002 – с23

 


Информация о работе Своеобразие и роль пейзажа в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"