Тема долга в романе Э. Хемингуэя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:06, реферат

Описание работы

В детстве будущего писателя окружал достаток, забота и внимание. С ранних лет он пристрастился к чтению и музыке, которая, благодаря маме, постоянно звучала в их доме. Обретенное на таких музыкальных занятиях чувство ритма определило позднее важные особенности прозы Хемингуэя.

Содержание работы

1. Эрнест Хемингуэй: биография и творческий путь.----------------------------3
2. Тема долга в романе Хемингуэя « По ком звонит колокол------------------4
2.1 . Образ главного героя романа Роберта Джордана--------------------------6
2.2. Образ Ансельмо--------------------------------------------------------------------10
2.3. Образ Эль Сордо.------------------------------------------------------------------11
2.3. Образ Пабло и Пилар-------------------------------------------------------------11
3. Заключение---------------------------------------------------------------------------14
4. Список использованной литературы--------------------------------------------15

Файлы: 1 файл

контрол. раб. Здольник..docx

— 38.33 Кб (Скачать файл)

  УО « Витебский государственный педагогический университет

                                      им. П. М. Машерова»

 

 

                    Факультет белоруской филологии и культуры

 

 

                                   Заочное отделение

 

 

 

 

 

 

                                  Контрольная работа

                 По мировому литературному процессу

              Студентки 3-го курса заочного отделения ФБФК

                           Мухиной Ольги Алексеевны

           На тему: «Тема долга в романе Э. Хемингуэя

                   «По ком звонит колокол».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                           

 

 

 

 

                                                  2011-2012 учебный год

 

 

 

 

 

 

 Содержание

 

 1. Эрнест Хемингуэй: биография и творческий путь.----------------------------3

2. Тема долга в романе Хемингуэя  « По ком звонит колокол------------------4

2.1 .  Образ главного героя романа Роберта Джордана--------------------------6

2.2. Образ Ансельмо--------------------------------------------------------------------10

2.3. Образ Эль Сордо.------------------------------------------------------------------11

2.3. Образ Пабло и Пилар-------------------------------------------------------------11

3. Заключение---------------------------------------------------------------------------14

4. Список использованной литературы--------------------------------------------15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эрнест Хемингуэй: биография и творческий путь

Эрнест  Хемингуэй родился 21 июля 1899 года в  Оук Парке, штат Иллинойс, США. Его  отец, Кларенс Эдмонт Хемингуэй, был  врачом, а мама, Грейс Холл, посвятила  жизнь воспитанию шестерых детей.

В детстве  будущего писателя окружал достаток, забота и внимание. С ранних лет  он пристрастился к чтению и музыке, которая, благодаря маме, постоянно  звучала в их доме. Обретенное на таких музыкальных занятиях чувство  ритма определило позднее важные особенности прозы Хемингуэя.1

На юного  Эрнеста большое влияние оказывали  его отец и дед, ветеран войны  между Севером и Югом. Кларенс  Хемингуэй был «большим любителем  природы, пикников, охотником и рыболовом; эти его склонности явно передались старшему сыну».2 Образы отца и деда возникают потом в воспоминаниях Роберта Джордана, главного героя романа «По ком звонит колокол».

Хемингуэй учился в городской школе, которая  отличалась высоким качеством преподавания, а после ее окончания решил не поступать в Университет, а переехал в Канзас, где устроился работать в местную газету «Канзас Сити стар». Хемингуэю пришлась по душе работа репортера, «ему нравилась обстановка «напряженки», когда информация о том или ином событии должна быть подана своевременно, оперативно, наглядно». Позже будущий писателя отмечал, что «сотрудничая в «Стар», он научился писать простые ясные фразы.3

Работа  в газете шла неплохо, однако мысль  о фронте ни на минуту не покидала его, однако из-за плохого зрения его  не принимали на службу. Но в 1918 году поступило сообщение о том, что  американский Красный крест призывает добровольцев для службы в Италии, и Хемингуэй в качестве водителя санитарной машины был командирован в Милан.

После войны  Эрнест Хемингуэй возобновил литературные эксперименты, работая журналистом  в Чикаго. Тогда же он первый раз (из четырёх) женился. Уже в 1925 году была опубликована первая книга Хемингуэя - "В наше время". Первый настоящий писательский успех пришел к Хемингуэю в 1926 году после выхода в свет "Солнце тоже восходит", пессимистичного, но в то же время блистательного романа о "потерянном поколении" французских и испанских репатриантов 1920-х годов.4

Послевоенные  годы Хемингуэй посвятил полностью литературе. Основным его местом жительства был Париж, однако он очень много путешествовал, поскольку увлекался горными лыжами, охотой и рыбалкой. В 1929 году Хемингуэй пишет свой знаменитый роман  "Прощай, оружие" о истории несчастной любви, развивающейся на фоне сражений  I мировой войны.

В 1930-е  годы он возвратился к профессии  репортера и участвовал в войне  против фашизма в Испании. Здесь  он пишет знаменитую пьесу «Пятая колонна», много очерков, статей, которые  были «своего рода подступами к крупнейшему  творению «испанского периода» - роману «По ком звонит колокол».5

С началом II Мировой войны он переехал в Лондон, продолжая свою репортерскую деятельность. Хемингуэй всегда оказывался в самых горячих точках, был свидетелем событий, которые позже стали хрестоматийным материалом. Поэтому его записи имеют не только литературную, но и историческую ценность.

В 1960-х  годах, пролежав долгое время в больнице с диагнозом депрессии и серьезного умственного расстройства, он убедился, что больше не в состоянии писать. Xемингуэй возвращается в свой дом, в Кетчем (штат Айдахо), и 2 июня 1961 года, приставив к виску ружье, кончает жизнь самоубийством. Мастер был похоронен между двумя соснами на городском кладбище в штате Кентукки.6

Переходя  к обзору критического материала  важно сказать, что «роман «По  ком звонит колокол» имел свою судьбу, трудную и счастливую, как и  судьба его автора»7.  Сразу же после выхода романа в октябре 1940-го года, он оказался в центре внимания. «Ни одно произведение Хемингуэя по выходе не вызывало столь бурного и противоречивого приема, столь интенсивной полемики. Равнодушных не было. Большинство восхваляли. Но были и те, кто резко его критиковал».8

Вызванные романом споры во многом объясняются  «не только различием взглядов писавших о нем критиков и литературоведов, но и сложностью и противоречивостью  как самого произведения, так и  лежащего в его основе жизненного содержания».9

Сложно  складывалась судьба романа в России. После перевода романа на русский  язык в 1940 году, он был запрещен деятелями  правительства, «тем не менее машинописный текст ходил по рукам и был  весьма популярен в среде творческой интеллигенции. Илья Эренбург писал  в 1963 году, что подвиг Роберта Джордана продолжают советские люди, жертвующие собой в битве с фашизмом».

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. Тема долга в романе Хемингуэя « По ком звонит колокол».

2.1 Образ главного героя романа  Роберта Джордана.

Существует  некое раздвоение во взглядах критиков, исследовавших роман «По ком звонит колокол», кого назвать главным героем романа: американского подрывника Роберта Джордана или символ-мост, на котором сходятся все концентрические круги построения романа. А. Зверев считал, что «мост, от которого расходятся и к которому сходятся в финале вновь стягиваются все нити повествования, становится центральным образом произведения»10, и даже самому Джордану кажется, что мост – это «стержень,  вокруг которого повернется судьба человечества». 11

Мы согласны с мнением, что мост – достаточно яркий образ романа, но он, прежде всего, является символом, а основную философскую «нагрузку» сюжетных перипетий  несет на себе главный герой романа Роберт Джордан.

Фигура  Роберта Джордана во многом похожа на хемингуевских «героев кодекса»: он тоже человек гуманитарного склада ума, демократ по убеждениям; он привык надеется только на собственные силы, «не любит выставлять свои чувства  напоказ, как они, тщательно оберегает  свою внутреннюю независимость»12. Но в тоже время, образ Роберта Джордана намного глубже и сложнее, духовно и эмоциональнее богаче предыдущих героев писателя. Это человек мыслящий и интеллектуальный, что выражается в его многочисленных монологах, размышлениях о жизни людей. Он – человек реального дела, человек, который сражается на чужой земле за чужую жизнь и чужую свободу, он уже не герой одиночка, у него есть союзники в борьбе. Однако в то же время в романе Джордан немного приподнят над всеми окружающими его людьми. Американец, человек другой ментальности, он становится вожаком испанского партизанского отряда, которого уважают и к которому прислушиваются. И в конце романа не только возлюбленная Роберта Джордона плачет по нему, скорбят по нему и другие партизаны. Так герой предстает в роли активного участника событий, так и в роли судьи.

Можно заключить, что Роберт Джордан – «достаточно  сложная в идейно-психологическом  плане фигура», и анализировать  этот образ еще труднее из-за приема сжатого времени, использованного  в романе. Эрнеста Хемингуэя «интересует  не вся жизнь героев, а лишь эпизоды, где трагедия окружила их особенно плотно и где они наиболее активно  сражаются с отчаянием».13

Все события  в романе происходят в течение  трех ночей и трех неполных дней, но за этот срок главный герой перед  лицом опасности не только подводит итоги своей прошлой жизни, но и узнает много нового – «гораздо больше, чем за все остальное время», благодаря простым людям, с которыми его столкнула война. И как  размышляет сам Роберт Джордан  «за  семьдесят часов можно прожить  такую же полную жизнь, как и за семьдесят лет» (153). «Спрессованность событий войны повышает интенсивность  душевных реакций персонажа, заставляет думать о главном, отбрасывая случайное  и наносное»14. Последние три дня героя предельно насыщены событиями, огромным жизненным опытом, познанием окружающего мира и самого себя, переосмыслением жизненных ценностей. Это жизнь, наполненная чувствами и переживаниями, ослепляющей страстью, борьбой и преданностью своему делу.

Открывая  первую страницу романа, мы сразу сталкиваемся с эпиграфом, в котором превозносится  каждая отдельная личность и ее неотрывная связь с судьбой всего человечества: «Нет человека, который был бы как  Остров, сам по себе: каждый человек  есть часть Материка, часть Суши…  смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я один со всем Человечеством» (3). В этих словах прозрачно выражается суть всего произведения – путь от героя-одиночки, героя-индивидуалиста к герою народному, цель жизни которого «драться за всех обездоленных мира против всех угнетателей, за все, во что ты верил, и за новый мир, который раскрыли перед тобой» (215). Ежедневно работая над собой, борясь со своими сомнениями и противоречивостью взглядов на военные действия, Роберт Джордан пытается оправдать нравственное право на произнесение слов Джона Донна, данных в эпиграфе.

Хемингуэй сделал главным героем романа молодого американского писателя, преподавателя испанского языка в колледже, мечтающего, если повезет и он выживет, написать правдивую книгу об испанской трагедии и мужественности испанского народа.

После начала гражданской войны в Испании, Роберт Джордан берет академический  отпуск и добровольно вступает в  борьбу с фашизмом. Как ни парадоксально, но главный герой очень далек  от политики, хотя точно можно сказать, что Джордан – антифашист. «Он  принимает участие в войне, не становясь, однако, ни солдатом республиканской  армии, ни бойцом интернациональных  бригад, а выполняя отдельные чрезвычайно  ответственные и опасные поручения  республиканского командования».15 Он примыкает к коммунистам, пока идет война, отчетливо понимая, что испанские коммунисты – единственная партия, которая в силах противостоять фашизму, но в то же время, главный герой отвергает диктатуру пролетариата и коммунистические представления о новом обществе.

Перед ним  встает проблема партийной дисциплины, проблема подчинения личности партийным  приказам, но он осознает, что без  дисциплины на войне не обойтись.

Несмотря  на эти тяжелые внутренние противоречия, Роберт Джордан отдает все силы войне, до самой смерти сохраняя верность борющемуся с фашизмом народу. И еще очень важно то, что герой честен с самим собой, он понимает свою раздвоенность: «Ты не настоящий марксист, - размышляет Джордан, - и ты это знаешь… Ты просто веришь в Жизнь, Свободу и Право на Счастье. И не вдавайся в диалектику. Это для кого-нибудь, но не для тебя». Не вдаваясь глубоко в политику, Роберт Джордан делает своим главным оружием ответственность, нравственное мужество, гуманность.

Ни в  коем случае нельзя осуждать Роберта  Джордана в двойственности его позиции, потому что, повторяя слова К.Симонова «противоречивость – в самой  сути его общественной личности и  поэтому на всем протяжении романа не только психологически оправдана, но и логична». Также необходимо учесть, что персонаж показан в момент кризиса, когда его внутренние противоречия не только неизбежны, но и наиболее остры.16

Последние три дня жизни героя пронизаны  тяжелой напряженностью и тревогой, когда перед героем возникают  трудности, которые вряд ли можно  было вообще предусмотреть. Как обыкновенный человек, он мог делать что-то неправильно, но в итоге он оказался на высоте, выполняя поставленную перед ним  трудную задачу.  Даже в самых  экстремальных ситуациях, когда  нервы человека, казалось бы должны достичь своего предела, Роберт Джордан  сохраняет хладнокровие и ясную  мысль, он умело руководит другими  людьми и не падает духом, обладая  способностью «не игнорировать, а  презирать возможность плохого  конца» (и «это был самый большой  дар, талант, уже помогавший ему на войне») (354). В минуты опасности он не думает о сохранении своей жизни, считая, что за свободу достойно умирать, герой озабочен участью  партизан, чью жизнь он подверг  смертельной опасности, чтобы выполнить  задание генерала Гольца. Люди, среди  которых прошли его последние  часы жизни, не были ему равнодушны, он искренне привязался к ним, и их душевная простота  заставила его  по-другому смотреть на мир и ценить то время, что отведено ему. Только когда  он попал в отряд испанских  партизан, он ощутил настоящее чувство  братства и радость действия сообща. Здесь в горах не осталось места чувству щемящего одиночества, потому что среди партизан Роберт Джордан нашел себе настоящих, преданных друзей. «Я прожил целую жизнь в этих горах, с тех пор как пришел сюда, - думает он. – Ансельмо – мой самый старый друг. <…> Сквернослов Августин – это мой брат, а брата у меня никогда не было. Мария – моя настоящая любовь, моя жена».

Информация о работе Тема долга в романе Э. Хемингуэя