Тема школы и воспитания в русской литературе второй половины XX века (Н. Носов, В. Драгунский, Ю. Коваль, В. Голявкин)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в анализе темы школы и воспитания, которая трансформирована интересно и новаторски в творчестве В. Драгунского, Н. Носова, В. Голявкина, Ю. Коваля.
В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику «школьной» прозы в русской литературе второй половины XX века.
2. Провести анализ творчества В. Голявкина, Н. Носова, В. Драгунского, Ю. Коваля, в частности, тематики и проблематики их прозы, традиционному и новаторскому в ней, особенностям стиля авторов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…4
Глава 1. Литература о школе и воспитании: проблемы, имена, художественные практики………………………………………………………..9
1.1. «Воспитание и детство» – «вечные темы» искусства.……………….....9
1.2 Общая характеристика литературного процесса 2 половины XX века и место в ней литературы о школе и воспитании…………………………….17
Глава 2. «Школьная» проза второй половины XX века: проблематика, система образов, имена……………………………………………………….…22
2.1. Н. Носов как классик детской литературы…………………………22
2.2 В. Драгунский: циклы рассказов о школе (особенности проблематики)…………………………………………………………….26
2.3. В. Голявкин: новаторство в решении темы воспитания…………...31
2.4. Ю. Коваль: писатель-педагог в трансформации темы школы и воспитания……………………………………………………………...………...37
Глава 3. Художественное исследование темы воспитания: особенности «детской» и «юношеской» прозы конца XX века……………………………..45
3.1. Система жанров при решении художественной темы школы…….45
3.2. Н. Носов: особенности поэтики прозы……………………………...49
3.3 В.Ю. Драгунский: особенности стиля и языка прозы о детстве…...53
3.4. В. Голявкин: особенности языка и стиля…………………………...57
3.5 Ю. Коваль: особенности творческой индивидуальности…………..66
Заключение……………………………………………………………………….67
Список используемой литературы….…………………………………………..70
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.

Файлы: 1 файл

234.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

В повести «Приключения Васи Куролесова» тоже главенствует стремительное действие, но приоткрывает она и другие черты творческой манеры Коваля – эксцентричность, тяготение к гротеску, к игре, скрытой в слове, к неожиданности ее поворотов.

«Что мне нравится в черных лебедях, так это их красный нос…» С первой же строки повествование о Васе Куролесове тронуто улыбкой, которая все разгорается, шутка становится все озорнее, и кажется, что только непринужденная и артистичная клоунада будет властвовать в этой повести до конца.

За комическим детективом в творчестве Юрия Коваля последовал цикл коротких рассказов о природе «Листобой» (1972), где тонкий лиризм соединяется с неизменной иронией и самоиронией, и сборник «Кепка с карасями» (1974) – итог 10 лет работы писателя в детской литературе. 

Коваля однажды привезли на звероферму, из этого маленького эпизода поездки на Урал вышла впоследствии замечательная повесть «Недопёсок» (1975) о приключениях молодого песца, сбежавшего из своей клетки. Недопёсок Наполеон Третий больше всего ценил свободу и точно знал, куда ему надо бежать – прямо на Северный полюс. 

Приключенческая повесть «Недопёсок», вышедшая в 1975 году, вызвала особый интерес взрослых читателей явной социальной направленностью, сатирой на «лагерное» устройство общества. Поиски свободы — главная тема этой повести Ю. Коваля. Наполеон — песец «особо ценного окраса» — бежит из рабства зверофермы на Северный полюс; кошка Шамайка — его «сестра по духу», по свободолюбию. Самая легкая лодка в мире строится для того, чтобы прямо по Яузе, обуженной каменными стенами, уплыть к таинственным протокам, озерам и болотам — к мечте детства.

 В повести «Недопесок» много детей, и вся она озарена обаянием детства. Но если спросить писателя, кто его любимый герой, вероятнее всего, будет назван дошкольник Серпокрылов. Вот он – положительный герой Коваля, ребенок с поэтически-одухотворенным взглядом на мир. Шестилетний неграмотный мальчуган уже обладает чертами созидательного, творческого отношения к жизни, вдохновенностью души и мечты. Явственно видны в маленьком Серпокрылове чувство чести, надежности, отвага, способность делать выбор и принимать самостоятельные решения – потому и думается, что в этом образе заложено многое из того, что поможет детской литературе в поисках ею положительного героя (52, с. 213).

В «Полынных сказках» (1987) Юрий Коваль описал деревенскую жизнь средней России во всём её многообразии от весны до зимы, от сева до уборки, от рождения до смерти. Есть здесь печаль и боль, и всё же эта книга – о счастье и гармонии. Писатель задумал эту книгу, как дань уважения матери – Ольге Дмитриевне Колыбиной, и использовал написанные ею воспоминания о собственном детстве. Но как разительно отличаются типичные для многих семей сухие записи, фиксирующие факты и имена, от узорчатой канвы книги, в которой автор сумел развернуть перед читателем сложный загадочный и полный открытий мир, шаг за шагом постигаемый маленьким ребёнком. В 1987 году книга получила первую премию Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу, а вскоре была выдвинута на Государственную премию. «Проза должна быть такой, – говорил Юрий Коваль, – чтобы ты был готов поцеловать каждую написанную строчку».

Восемь лет, как и «Недопёска», писал он «Самую лёгкую лодку в мире» (1984) – «правдивую» повесть о путешествиях на необычной бамбуковой лодке по таинственным «макаркам» и заросшим «кондраткам» к Багровому озеру. Книга была удостоена Почётного диплома Международного совета по литературе для детей и юношества. В одном из интервью Юрий Коваль говорил: «Я считаю прозу не на страницы даже, а на фразы, на предложения, на абзацы, на пассажи. Один пассаж написался вдруг: бах и сразу получился. Над вторым пассажем можно работать три-четыре недели, если он не складывается. Годы уходят на некоторые предложения». В повествовании Коваля обыденность сливается с мистикой, а повседневность реальной современной жизни легко превращается в фантасмагорию. «Самая лёгкая лодка в мире» – одна из нескольких книг, проиллюстрированных автором. И это не было временным увлечением, у него вообще не было хобби. Всё, чем он занимался, он делал профессионально, быстро и основательно обучаясь тому, что вызвало его интерес. Со стороны жизнь его могла показаться лёгкой и успешной, но кроме других талантов он был одарён умением учиться и невероятной трудоспособностью, поэтому и успевал чрезвычайно много.

То, что свойственно писательскому облику Коваля, сохраняется во всех его вещах: юмор, ирония и сатира непрощающе-справедливы, лиризм скромен, романтичность возвышенна. И самое главное остается для писателя незыблемым: постоянство по отношению к избранным темам. Преданность любимым героям. Верность самому себе (36, с. 243).

 

3. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ «ДЕТСКОЙ» ПРОЗЫ КОНЦА XX ВЕКА.

 

3.1. Система жанров при  решении художественной темы  школы и воспитания.

 

Детская советская литература проявила себя особым образом: с одной стороны она была еще одним механизмом воздействия на детское восприятие мира, затрагивая проблемы, характерные для "взрослых" произведений, но изложенные на доступном для ребенка языке. А с другой стороны, она была и остается уникальным явлением, занимающим важное место в общей истории русской литературы.

Нужно отметить, что на всем протяжении существования Советского Союза создание детских книг находилось под тотальным контролем государственной системы. Произведения подвергались жесткой цензуре, многие не выходили в печать. Темы и идеи диктовались правительством, что затрудняло естественный процесс развития детской литературы. Произведения, созданные для детей, в разные годы XX века имели свои особенности. Если в начале века в литературе господствовал единственный существующий метод – социалистический реализм и создавалась литература, почти полностью запертая в тесные рамки идеологии, то к середине столетия, она начинала включать в себя темы, свободные от коммунистической морали. Упор стал делаться на внутренний мир ребенка, а детство в произведениях перестало быть только стартовой площадкой для воспитания советского человека.

Во второй половине XX-го века начинают также создаваться легкие, шуточные произведения, имеющие своей целью развлечь маленького читателя, преобразить реальный мир. Представителями этого нового направления стали И.М. Пивоварова (1939-1986), Г.Н. Демыкина (1925). Большое место в творчестве отдельных писателей стала занимать сказка. Изображение выдуманных героев и волшебных стран становилось необходимым из-за тотального контроля. Правда скрывалась с помощью придуманных персонажей, а реальный мир становился прототипом волшебного.

Детская поэзия проходит в своем развитии тот же этап. Преобладают и те авторы, которые стремятся изобразить ребенка, как часть общего государственного механизма. Герои перестают быть просто детьми, они всегда ведут себя в строгом соответствии с советской моралью и становятся полноправными строителями коммунизма. (Э.Багрицкий (русский поэт, переводчик и драматург, 1895-1934) "Смерть пионерки") Но существуют и поэты, создающие смешные, легкие стихотворения. (Ю.Мориц (советская и украинская поэтесса 1937), И.Пивоварова (1939-1986), Э.Успенский (советский и российский писатель, 1937), С. Михалков (советский русский писатель, поэт, баснописец, 1913-2009)). Они превращают реальность в яркую сказку, помогая своим читателям оставаться прежде всего детьми, а уже потом гражданами своей страны.

Жанровая классификация детской литературы обусловлена не только замыслами писателей, но и вкусами юных читателей. Поскольку писатели и читатели упорны в преследовании своих целей, происходит канонизация жанров детской литературы. К. И.Чуковский (русский советский, публицист, критик, 1882-1969) когда-то написал «Заповеди для детских поэтов», по его примеру можно составить правила писания детских юмористических рассказов, повестей приключенческих и других жанров, что подтвердит «классицизм» детской литературы в целом.

Книги писателя Носова Н.Н. занимают особое место в детской литературе. Самые лучшие произведения писателя адресованы детям – «Веселые рассказы», «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома» и др. Рассказы Н.Носова всегда включают воспитательное начало. Есть оно в рассказе об огурцах, украденных на колхозном огороде («Огурцы»), и о том, как Федя Рыбкин «разучился смеяться на уроках» («Клякса»). Но даже самые «моралистические рассказы» писателя интересны и близки детям, потому что помогают им понять взаимоотношения между людьми. Писатель рассказывает о необходимости взаимопомощи, о доверии и уважении ребят друг к другу, об их стремлении к новому, неизведанному. Воспитательный элемент его повестей оказывается в органичном сочетании с юмористическим видением событий. Это единство делает многие проблемы доходчивее и привлекательнее для юных читателей.

Неизменной любовью ребят пользуются сказки писателя: «Бобик в гостях у Барбоса», «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Последние три сказки объединены общими героями и представляют собой роман-трилогии. Незнайка, главный герой, — хвастунишка и невежда; он постоянно попадает в комические положения из-за своей беспечности и самоуверенности. В веселой, эмоциональной форме преподносится дошкольникам обширный познавательный материал из различных областей науки, техники и искусства, решаются морально-этические вопросы. За всеми веселыми приключениями ненавязчиво присутствует мысль о несовместимости бахвальства, зазнайства с подлинными человеческими отношениями между людьми, даже если это самые маленькие дети. Книга учит уважать знание, труд, товарищество, скромность (34).

Рассказы В. Драгунского легко читать вслух, поскольку они написаны живым разговорным языком, каким говорят дети шести-восьми лет; многие эпизоды в них выстроены как острые, смешные мизансцены; характеры героев четко очерчены.

Проза Голявкина всегда вызывала бурную полемику среди читателей и критиков. Простые истории, изложенные в коротких рассказах, поначалу провоцируют читателя на смех, а далее способны вызвать и слез (23).

Работая для детей, Ю. Коваль не выбирал какие-то специфически детские темы – он уважал своего маленького читателя и говорил с ним о жизни и характерах взрослых (показателен в этом отношении рассказ «Клеенка»).

Рассказы сборника «Чистый Дор» непривычны для детской литературы: в них нет ни острых сюжетов, ни традиционных героев, нет вообще доступных любому писателю приемов безотказного воздействия на читателя. Повествуется в них о повседневных мелких событиях, между тем как герои раскрываются во всей своей внутренней сложности.

Вышедшие в 1987 году «Полынные сказки» адресованы дошкольникам и младшим школьникам, но их можно считать и явлением взрослой прозы, посвященной детству. Собственно, «сказки» – весьма условное определение нескольких десятков глав, составляющих «повесть о давних временах», как значится в подзаголовке. Речевая манера Ю. Коваля напоминает народный сказ.

Для младших школьников и всех, кто, по выражению автора, «впал в детство», написаны повести 70-х годов: пародийные детективы «Приключения Васи Куролесова» и «Пять похищенных монахов», приключенческие повести «Недопесок» и «Шамайка».

Таким образом, анализ тенденций в постсоветской детской литературе показал, что отечественная детская литература в процессе своего развития кардинально изменилась. Произведения детских авторов советского периода, хотя и отличались идеологизированностью, тем не менее, несли воспитательную направленность, учитывали возрастные и психологические особенности ребенка, отраженные в стилистике языка, тематике и жанрах (80, с. 75).

Рассмотрим подробнее особенности стиля и языка, применяемые в творчестве Н. Носова, В. Драгунского, В. Голявкина и Ю. Коваля.

 

3.2.Н. Н. Носов: особенности поэтики стиля.

 

Рассказы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными комическими ситуациями, положили начало творческой деятельности Н.Носова. Герои их– фантазеры, непоседливые и неуемные выдумщики, которым часто достается за их затеи.

Во многих рассказах («Мишкина каша», «Тук-тук-тук», «Телефон», «Огородники» и др.) сквозным оказывается один персонаж – Мишка Козлов, объединивший их в цикл «Мы с Мишкой». В то же время каждый из рассказов самобытен.

Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование как правило ведется от первого лица. Чаще всего это друг Мишки, который не может противится задорному упорству своего товарища. Мишка удивительно активен, он постоянно в действии: «насыпал в кастрюлю крупы», «схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю запихивать», «взял кружку, полез в ведро», «выхватил сковородку из печки» («Мишкина каша») (70, с. 143).

Остановимся более подробно на двух рассказах Н. Носова – «Мишкина каша» и «Огородники».

Фабула рассказа «Мишкина каша» обыденна: мама Коли уезжает  на  два  дня, оставляя сына и его друга похозяйничать  самостоятельно.  Ребята  ничуть  не опечалены: «Чего там не суметь!» — приготовить обед; «Чего там  ее  варить!» — говорит Мишка, удивляясь, что мама друга пытается еще что-то  объяснить  о том, как варят  кашу,  беспокоится,  что  дети  не  сумеют.  Главное  здесь увидеть, что Мишка вовсе не хвастун. Он просто не может представить, что  не справится  с  такой  ерундой  —  сварить  кашу.  Он   человек   беспокойный, энергичный,  реактивный,  готов  к  риску,  призван  быть  открывателем.   С энергичной  беспечной  уверенностью  он  и   берется   варить   кашу, но она начинает выползать из кастрюли. Мишка отбавляет  размокшую крупу в тарелки, доливает воды, но она все ползет и ползет... Мишка,  конечно,  чуточку  растерялся,  но продолжает увлеченно выполнять взятую на  себя  роль.  Вслушаемся  в  диалог героев. Коля говорит:

  « — Ты, наверно, много  крупы  положил.  Она  разбухает,  и  ей  тесно  в кастрюле становится.

  — Да, — говорит  Мишка, — кажется, я немного много  крупы  переложил.  Это все ты  виноват: «Клади, говорит, побольше. Есть  хочется!»...

  Я не вытерпел и  говорю:

  — Ты что-то не  так делаешь. Так ведь до утра можно варить!

  — А что ты думаешь, в хорошем ресторане всегда  обед с вечера варят,  чтоб  наутро поспел...»

Информация о работе Тема школы и воспитания в русской литературе второй половины XX века (Н. Носов, В. Драгунский, Ю. Коваль, В. Голявкин)