Тема школы и воспитания в русской литературе второй половины XX века (Н. Носов, В. Драгунский, Ю. Коваль, В. Голявкин)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в анализе темы школы и воспитания, которая трансформирована интересно и новаторски в творчестве В. Драгунского, Н. Носова, В. Голявкина, Ю. Коваля.
В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику «школьной» прозы в русской литературе второй половины XX века.
2. Провести анализ творчества В. Голявкина, Н. Носова, В. Драгунского, Ю. Коваля, в частности, тематики и проблематики их прозы, традиционному и новаторскому в ней, особенностям стиля авторов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…4
Глава 1. Литература о школе и воспитании: проблемы, имена, художественные практики………………………………………………………..9
1.1. «Воспитание и детство» – «вечные темы» искусства.……………….....9
1.2 Общая характеристика литературного процесса 2 половины XX века и место в ней литературы о школе и воспитании…………………………….17
Глава 2. «Школьная» проза второй половины XX века: проблематика, система образов, имена……………………………………………………….…22
2.1. Н. Носов как классик детской литературы…………………………22
2.2 В. Драгунский: циклы рассказов о школе (особенности проблематики)…………………………………………………………….26
2.3. В. Голявкин: новаторство в решении темы воспитания…………...31
2.4. Ю. Коваль: писатель-педагог в трансформации темы школы и воспитания……………………………………………………………...………...37
Глава 3. Художественное исследование темы воспитания: особенности «детской» и «юношеской» прозы конца XX века……………………………..45
3.1. Система жанров при решении художественной темы школы…….45
3.2. Н. Носов: особенности поэтики прозы……………………………...49
3.3 В.Ю. Драгунский: особенности стиля и языка прозы о детстве…...53
3.4. В. Голявкин: особенности языка и стиля…………………………...57
3.5 Ю. Коваль: особенности творческой индивидуальности…………..66
Заключение……………………………………………………………………….67
Список используемой литературы….…………………………………………..70
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.

Файлы: 1 файл

234.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

53. Минералова, И.Г. Детская литература [Текст]: Учебное пособие для ВУЗов/И.Г. Минералова. – М.: Владос, 2002. – 176 с.

54. Минералова, И.Г. Практикум по  детской литературе [Текст]/И.Г. Мингералова.- М.: Вадос, 2001. – 256 с.

55. Мотяшов, И.П. Высокий порог [Текст]: Заметки о детской повести 1971 года /И.П. Мотяшов.- М.: Дет. лит., 1972. – 119 с.

56. Мотяшов, И.П. Мастерская доброты (очерки о советских детских  писателях) [Текст]/И.П. Мотяшов. – М., 1983. – 318 с.

57. Мотяшов, И.П. Праздник теплого дома в злую погоду [Текст]/И.П. Мотяшов. – М.: Дет лит., 1990. – 205 с.

58. Натаев, А. Искусство и общество[Текст]/ А. Натаев. – М., 1966. – 115 с.

59. Недува, Э. О книгах В. Голявкина [Текст]// В мире книг. – 1970. – №1.

60. Некрасов, Б. Приглашение к смеху [Текст]// Ленинградская правда. – 1969. – 30 октября.

61. Носов, Н.Н. Приключения Незнайки  и его друзей [Текст]/Н.Н. Носов. –  Екатеринбург: «Уральский рабочий», 1992 – 475 с.

62. Носов, Н.Н. Рассказы и повести [Текст]/ Для детей мл. школьного  возраста/Н.Н. Носов. – Т.: Юлдузча, 1988. – 241 с.

63. Овчинникова, Л. В. Русская литературная  сказка XX века. История, классификация, поэтика [Текст]/Л.В. Овчинникова. –  М., 2003. – 312 с.

64. Перемышлев, Е. Драгунский В. – http://www.litra.ru/

65. Петровский, М. Книги нашего детства [Текст]/М. Петровский. – СПб., 2000. – 424 с.

66. Полозова, Г.Д. Русская литература  для детей [Текст]/ Т.Д.Полозова, Г.П. Туюкина, Т.А. Полозова, М.П. Бархота.- М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 512 с.

67. Поспелов, Г.Н. Теория литературы [Текст]/Г.Н. Поспелов. – М., 1940. – 266 с.

68. Приходько, В. Удивительная профессия В. Голявкина [Текст]// Вожатый.– 1956. – №10.

69. Писатели нашего детства: 100 имен [Текст]: Биографический словарь: В 3 ч.– М. – Ч.1 (1998).

70. Писатели нашего детства: 100 имен [Текст]: Биографический словарь: В 3 ч.– М. – Ч.2 (1999).

71. Путилова, Е. О. Очерки по истории  критики советской детской лите¬ратуры [Текст]/Е.О. Путилова.— М., 1982. – 175 с.

72. Разгон, Л.Э. Мир, в котором дети  — не гости [Текст]/Л.Э. Разгон. – М., 1972. – 136 с.

73. Разумневич, В.Л. С книгой по  жизни [Текст]: О творчестве советских  детских писателей/В.Л. Разумневич. – М., 1986.М.: Просвещение, 1986. – 560с .

74. Рассадин, С. Ежедневная сказка [Текст]: о Драгунском / С. Рассадин // Дет. лит. –1968. – № 10. – С. 15–20.Электронное приложение к журналу «Библиотека в школе» / июль–август 2013  стр. 8 из 9

75. Рудишина, Т. Детcтво происходит  в Москве [Текст]/ Т. Рудишина // Библиотека  в шк.– 2007. – № 20. – С. 15–19.

76. Русские писатели 20 века [Текст]: Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П.А.Николаев. – М., 2000.

77. Русские писатели для детей [Текст]//Библиотека отечественной  классической художественной литературы. – М., 2003.

78. Свитлик, Г. Поэтическая чуткость [Текст]: литературное чтение, 1 класс / Г. Свитлик // Нач. шк. : Прил. к газ. «Первое сент.». – 2007. – № 16. – С. 7–10.

79. Сетин, Ф.И. История русской детской  литературы [Текст]/Ф.И. Сетин. – М., 1990. – 602 с.

80. Сивоконь, С. Веселые Ваши друзья [Текст] /С. Сивоконь. – М., 1986. – 270 с.

81. Сивоконь, С. Порядок слов. Заметки  о прозе В. Голявкина [Текст]// Детская литература. – 1979. – №3.

82. Советская детская литература [Текст]: учебное пособие под ред. В.Д. Разовой.- М.: "Просвещение",1978. – 350 с.

83. Соловьев, В. Рисунки на асфальте [Текст]// Новый мир. – 1966. – №1.

84. Степченко, Э. О Викторе Драгунском  и его рассказах / Э. Степченко // Нач. шк. – 1980. – № 4. – С. 58–59.

85. Столович, Л. Эстетическое в действительности  и искусстве [Текст]/Л. Столович. – М., 1954. – 256 с.

86. Тарасов, К.Г. Вопросы поэтики  цикла В.Драгунского  «Денискины  рассказы» [Текст] // Проблемы детской литературы и фольклор.–Петрозаводск, 1999. – 147 с.

87. Тимофеева, И. «100 книг вашему  ребенку» [Текст]/И. Тимофеева. – М., Книга, 1987. – 255 с.

88. Шаров, А.И. Волшебники приходят  к людям [Текст]/А.И. Шаров. – М., 1969. – 304 с.

89. Усачева, Е. Папа Дениски Кораблева [Текст]: к 85-летию В. Ю. Драгунского (1913–1972) / Е. Усачева // Пионерская правда. – 1998. – 27 нояб. – С. 2.

90. Шведова, О.М. Проблема психологизма детской книги в советском литературоведении [Текст]// Проблемы детской литературы. – М., 1979. – 215 с.

91. Шведова, О.М. Психологическая проза  в современной детской литературе [Текст]// Проблемы детской литературы/О.М. Шведова. – Петрозаводск, 1976. – 175 с.

92. Шевалдина, Т. Почувствовать полет, или Воспитание гуманизма [Текст]//Начальная  школа. – 1990. – №7. – С.72 – 76.

93. Шкловский, В. Б. Старое и новое [Текст]: Книга статей о детской  литературе. — М., 1985. – 185 с.

94. Чернова, И.Г. Русские детские писатели XX века [Текст]: Биобиблиографический словарь /Г.А. Черной, И.Г. Минераловой и др. – М., 1998.

95. http://www.hrono.ru/biograf/bio_n/nosovnn.php

96.http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/GOLYAVKIN_VIKTOR_VLADIMIROVICH.html

97.http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/KOVAL_YURI_IOSIFOVICH.html

98. http://modernlib.ru/books/nosov_nikolay_nikolaevich/

99. http://pomnipro.ru/memorypage10843/biography

100. http://wikipedia.org

 

 

Приложение 1.

Конспект урока: «Творчество Н.Н.Носова»

2 класс.

Цели и задачи:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова, расширить читательский кругозор учащихся.
  2. Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, обобщать. Развивать выразительное чтение, чувство юмора.
  3. Привить интерес к книге, к слову. Воспитать бережное отношение к книгам.
  4. Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа), формирование умения взаимодействовать с одноклассниками.

 

Оборудование: Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, словарь Ожегова, раздаточный материал (листы с распечатанным текстом (отрывки рассказов «Фантазеры», «Мишкина каша»)), учебник «Литературное чтение» 2 класс. Авторы: В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова (2 часть).

 

Ход урока:

1.Орг. момент.

1 ученик: В одиночестве, в покое,

Дремлют книжные герои

На страницах книг своих.

Пробудите к жизни их!

Что им маяться от скуки?

Все герои любят труд!

Вам друзья и карты в руки.

Пусть герои оживут!

 

2 ученик: Давайте знакомые книги откроем,

И снова пройдем от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться.

Учитель: - Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по произведениям очень талантливого писателя и необыкновенного человека – Николая Николаевича Носова. Если вы думаете, что писать смешные рассказы легко и просто, вы ошибаетесь. А что вы знаете об этом удивительном человеке?

 

2. Знакомство с биографией писателя.

Ученики рассказывают о жизни и творчестве Н.Н.Носова.

1 ученик: Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера.

В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н. Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Он продавал газеты, был землекопом, косарем, чернорабочим. Потом учился в институте Кинематографии в Москве.

В годы Великой отечественной войны Николай Носов поставил несколько учебных фильмов для Советской Армии. Был награжден орденом Красной звезды.

2 ученик: Как и многие знаменитые писатели, Николай Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ, он назывался «Затейники», он отнес в журнал «Мурзилка». Рассказ напечатали. После появились другие книги Носова.

По произведениям Н.Носова сняты кинофильмы: «Незнайка с нашего двора», «Два друга», «Фантазеры», Приключения Коли Клюквина». А так же мультфильмы: «Бобик в гостях у Барбоса», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка учится», «Незнайка на Луне» и другие.

 

3. Викторина по произведениям.

Учитель: Ребята, вы внимательно читали рассказы и сказки Н.Носова и без труда ответите на вопросы викторины.

  1. Как называют ребят, которые выдумывают всякие забавные истории?

«Фантазеры»

  1. Какую черту человеческого характера высмеивает Носов в рассказе «Живая шляпа»? (трусость)
  2. Из какого рассказа можно узнать, как не надо вести себя в кино?

«Замазка»

  1. Назовите коротышек из Цветочного города.

(Незнайка, Знайка, Гунька, Цветик, Пилюлькин, Пончик, Торопыжка, Стекляшкин, Кнопочка, Авоська, Винтик, Шпунтик и тд.)

5.Как был одет Незнайка? (яркая  голубая шляпа, желтые штаны, оранжевая  рубашка, зеленый галстук)

6. Из какого рассказа этот  диалог:

«- А я раньше летать умел.

- А ну, полети!

- Сейчас не могу: разучился.»

(«Фантазеры»)

7.Из какого рассказа можно  узнать о том, как не нужно  варить кашу?

«Мишкина каша»

8.О каких героях Н.Носова такие  слова: «Они были похожи друг  на друга, только один был чуточку  повыше, другой чуточку пониже. Оба  ходили в кожаных куртках. Из карманов их курток вечно торчали гаечные ключи, клещи, напильники и другие железные инструменты.»

(Винтик и Шпунтик)

 

4.Конкурс «Необыкновенные  предметы»

Учитель: Определите из каких произведений Н.Носова потерялись предметы.

Шляпа – «Живая шляпа»

Нитки, иголка, ткань – «Заплатка»

Отвертка, Винтики – «Приключения Незнайки и его друзей»

Лопата, песок – «На горке»

Телефон – «Телефон»

Учебник математики – «Федина задача»

Крупа – «Мишкина каша»

 

5. Работа с рассказами  Н.Носова “Фантазеры”, «Мишкина каша».

Учитель:

– С вами наверняка случались самые разные истории: весёлые, грустные, страшные, забавные. Вам хотелось поделиться тем, что с тобой произошло, рассказать обо всём этом так увлекательно, чтобы тебя внимательно слушали.

– Давайте узнаем, кто такие фантазёры?

Из словаря Ожегова:

Фантазёры – это люди, которые любят фантазировать, мечтать.

Фантазировать – выдумывать что – нибудь неправдоподобное, невозможное, ненужное.

Фантазия – нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

– Сейчас мы и узнаем, какие фантазёры были в рассказе Н.Носова,  давайте прочитаем отрывки из рассказов Н,Носова «Фантазеры» и «Мишкина каша» (Учитель раздает детям листы с напечатанным текстом).

Текст 1: Мишка.- Сколько тебе лет?

Стасик. - Девяносто пять. А тебе?

Мишка. – А мне сто сорок. Знаешь,  раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

Стасик. – А я сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

Мишка. – А я, когда был большой, всю реку мог переплыть.

Стасик. – У! А я море мог переплыть!

Мишка. – Подумаешь – море! Я океан переплывал!

Стасик. – А я раньше летать умел!

Мишка. – А ну, полети!

Стасик. – Сейчас не могу: разучился.

Мишка. – А я один раз купался в море, и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.

Стасик. – Врешь!

Мишка. – Нет, правда!

Стасик. – Почему же ты не умер?

Мишка. – А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.

Стасик. – Без головы?

Мишка. – Конечно, без головы. Зачем мне голова?

Стасик. – Как же ты шел без головы?

Мишка. – Так и шел. Будто без головы ходить нельзя!

Стасик. – Почему же ты теперь с головой?

Мишка. – Другая выросла.

Стасик. – Ну, это что! Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел!

Мишка. – Вот так соврал!

Стасик. – Вовсе нет.

Мишка. - Почему же ты теперь живой?

Стасик. – Так он же меня потом выплюнул.

Мишка. – Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…

Стасик. – Знаю, знаю! Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

Мишка. – Ничего подобного. Я не про это.

Информация о работе Тема школы и воспитания в русской литературе второй половины XX века (Н. Носов, В. Драгунский, Ю. Коваль, В. Голявкин)