Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 08:06, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе темы школы и воспитания, которая трансформирована интересно и новаторски в творчестве В. Драгунского, Н. Носова, В. Голявкина, Ю. Коваля.
В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику «школьной» прозы в русской литературе второй половины XX века.
2. Провести анализ творчества В. Голявкина, Н. Носова, В. Драгунского, Ю. Коваля, в частности, тематики и проблематики их прозы, традиционному и новаторскому в ней, особенностям стиля авторов.
Введение………………………………………………………………………..…4
Глава 1. Литература о школе и воспитании: проблемы, имена, художественные практики………………………………………………………..9
1.1. «Воспитание и детство» – «вечные темы» искусства.……………….....9
1.2 Общая характеристика литературного процесса 2 половины XX века и место в ней литературы о школе и воспитании…………………………….17
Глава 2. «Школьная» проза второй половины XX века: проблематика, система образов, имена……………………………………………………….…22
2.1. Н. Носов как классик детской литературы…………………………22
2.2 В. Драгунский: циклы рассказов о школе (особенности проблематики)…………………………………………………………….26
2.3. В. Голявкин: новаторство в решении темы воспитания…………...31
2.4. Ю. Коваль: писатель-педагог в трансформации темы школы и воспитания……………………………………………………………...………...37
Глава 3. Художественное исследование темы воспитания: особенности «детской» и «юношеской» прозы конца XX века……………………………..45
3.1. Система жанров при решении художественной темы школы…….45
3.2. Н. Носов: особенности поэтики прозы……………………………...49
3.3 В.Ю. Драгунский: особенности стиля и языка прозы о детстве…...53
3.4. В. Голявкин: особенности языка и стиля…………………………...57
3.5 Ю. Коваль: особенности творческой индивидуальности…………..66
Заключение……………………………………………………………………….67
Список используемой литературы….…………………………………………..70
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
53. Минералова, И.Г. Детская литература [Текст]: Учебное пособие для ВУЗов/И.Г. Минералова. – М.: Владос, 2002. – 176 с.
54. Минералова, И.Г. Практикум по детской литературе [Текст]/И.Г. Мингералова.- М.: Вадос, 2001. – 256 с.
55. Мотяшов, И.П. Высокий порог [Текст]: Заметки о детской повести 1971 года /И.П. Мотяшов.- М.: Дет. лит., 1972. – 119 с.
56. Мотяшов, И.П. Мастерская доброты (очерки о советских детских писателях) [Текст]/И.П. Мотяшов. – М., 1983. – 318 с.
57. Мотяшов, И.П. Праздник теплого дома в злую погоду [Текст]/И.П. Мотяшов. – М.: Дет лит., 1990. – 205 с.
58. Натаев, А. Искусство и общество[Текст]/ А. Натаев. – М., 1966. – 115 с.
59. Недува, Э. О книгах В. Голявкина [Текст]// В мире книг. – 1970. – №1.
60. Некрасов, Б. Приглашение к смеху [Текст]// Ленинградская правда. – 1969. – 30 октября.
61. Носов, Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей [Текст]/Н.Н. Носов. – Екатеринбург: «Уральский рабочий», 1992 – 475 с.
62. Носов, Н.Н. Рассказы и повести [Текст]/ Для детей мл. школьного возраста/Н.Н. Носов. – Т.: Юлдузча, 1988. – 241 с.
63. Овчинникова, Л. В. Русская литературная сказка XX века. История, классификация, поэтика [Текст]/Л.В. Овчинникова. – М., 2003. – 312 с.
64. Перемышлев, Е. Драгунский В. – http://www.litra.ru/
65. Петровский, М. Книги нашего детства [Текст]/М. Петровский. – СПб., 2000. – 424 с.
66. Полозова, Г.Д. Русская литература для детей [Текст]/ Т.Д.Полозова, Г.П. Туюкина, Т.А. Полозова, М.П. Бархота.- М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 512 с.
67. Поспелов, Г.Н. Теория литературы [Текст]/Г.Н. Поспелов. – М., 1940. – 266 с.
68. Приходько, В. Удивительная профессия В. Голявкина [Текст]// Вожатый.– 1956. – №10.
69. Писатели нашего детства: 100 имен [Текст]: Биографический словарь: В 3 ч.– М. – Ч.1 (1998).
70. Писатели нашего детства: 100 имен [Текст]: Биографический словарь: В 3 ч.– М. – Ч.2 (1999).
71. Путилова, Е. О. Очерки по истории
критики советской детской
72. Разгон, Л.Э. Мир, в котором дети — не гости [Текст]/Л.Э. Разгон. – М., 1972. – 136 с.
73. Разумневич, В.Л. С книгой по жизни [Текст]: О творчестве советских детских писателей/В.Л. Разумневич. – М., 1986.М.: Просвещение, 1986. – 560с .
74. Рассадин, С. Ежедневная сказка [Текст]: о Драгунском / С. Рассадин // Дет. лит. –1968. – № 10. – С. 15–20.Электронное приложение к журналу «Библиотека в школе» / июль–август 2013 стр. 8 из 9
75. Рудишина, Т. Детcтво происходит в Москве [Текст]/ Т. Рудишина // Библиотека в шк.– 2007. – № 20. – С. 15–19.
76. Русские писатели 20 века [Текст]: Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П.А.Николаев. – М., 2000.
77. Русские писатели для детей
[Текст]//Библиотека
78. Свитлик, Г. Поэтическая чуткость [Текст]: литературное чтение, 1 класс / Г. Свитлик // Нач. шк. : Прил. к газ. «Первое сент.». – 2007. – № 16. – С. 7–10.
79. Сетин, Ф.И. История русской детской литературы [Текст]/Ф.И. Сетин. – М., 1990. – 602 с.
80. Сивоконь, С. Веселые Ваши друзья [Текст] /С. Сивоконь. – М., 1986. – 270 с.
81. Сивоконь, С. Порядок слов. Заметки о прозе В. Голявкина [Текст]// Детская литература. – 1979. – №3.
82. Советская детская литература [Текст]: учебное пособие под ред. В.Д. Разовой.- М.: "Просвещение",1978. – 350 с.
83. Соловьев, В. Рисунки на асфальте [Текст]// Новый мир. – 1966. – №1.
84. Степченко, Э. О Викторе Драгунском и его рассказах / Э. Степченко // Нач. шк. – 1980. – № 4. – С. 58–59.
85. Столович, Л. Эстетическое в
86. Тарасов, К.Г. Вопросы поэтики цикла В.Драгунского «Денискины рассказы» [Текст] // Проблемы детской литературы и фольклор.–Петрозаводск, 1999. – 147 с.
87. Тимофеева, И. «100 книг вашему ребенку» [Текст]/И. Тимофеева. – М., Книга, 1987. – 255 с.
88. Шаров, А.И. Волшебники приходят к людям [Текст]/А.И. Шаров. – М., 1969. – 304 с.
89. Усачева, Е. Папа Дениски Кораблева [Текст]: к 85-летию В. Ю. Драгунского (1913–1972) / Е. Усачева // Пионерская правда. – 1998. – 27 нояб. – С. 2.
90. Шведова, О.М. Проблема психологизма детской книги в советском литературоведении [Текст]// Проблемы детской литературы. – М., 1979. – 215 с.
91. Шведова, О.М. Психологическая проза
в современной детской
92. Шевалдина, Т. Почувствовать полет, или Воспитание гуманизма [Текст]//Начальная школа. – 1990. – №7. – С.72 – 76.
93. Шкловский, В. Б. Старое и новое [Текст]: Книга статей о детской литературе. — М., 1985. – 185 с.
94. Чернова, И.Г. Русские детские писатели XX века [Текст]: Биобиблиографический словарь /Г.А. Черной, И.Г. Минераловой и др. – М., 1998.
95. http://www.hrono.ru/biograf/
96.http://www.krugosvet.ru/
97.http://www.krugosvet.ru/
98. http://modernlib.ru/books/
99. http://pomnipro.ru/
100. http://wikipedia.org
Приложение 1.
Конспект урока: «Творчество Н.Н.Носова»
2 класс.
Цели и задачи:
Оборудование: Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, словарь Ожегова, раздаточный материал (листы с распечатанным текстом (отрывки рассказов «Фантазеры», «Мишкина каша»)), учебник «Литературное чтение» 2 класс. Авторы: В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова (2 часть).
Ход урока:
1.Орг. момент.
1 ученик: В одиночестве, в покое,
Дремлют книжные герои
На страницах книг своих.
Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд!
Вам друзья и карты в руки.
Пусть герои оживут!
2 ученик: Давайте знакомые книги откроем,
И снова пройдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.
Учитель: - Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по произведениям очень талантливого писателя и необыкновенного человека – Николая Николаевича Носова. Если вы думаете, что писать смешные рассказы легко и просто, вы ошибаетесь. А что вы знаете об этом удивительном человеке?
2. Знакомство с биографией писателя.
Ученики рассказывают о жизни и творчестве Н.Н.Носова.
1 ученик: Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера.
В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н. Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Он продавал газеты, был землекопом, косарем, чернорабочим. Потом учился в институте Кинематографии в Москве.
В годы Великой отечественной войны Николай Носов поставил несколько учебных фильмов для Советской Армии. Был награжден орденом Красной звезды.
2 ученик: Как и многие знаменитые писатели, Николай Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ, он назывался «Затейники», он отнес в журнал «Мурзилка». Рассказ напечатали. После появились другие книги Носова.
По произведениям Н.Носова сняты кинофильмы: «Незнайка с нашего двора», «Два друга», «Фантазеры», Приключения Коли Клюквина». А так же мультфильмы: «Бобик в гостях у Барбоса», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка учится», «Незнайка на Луне» и другие.
3. Викторина по произведениям.
Учитель: Ребята, вы внимательно читали рассказы и сказки Н.Носова и без труда ответите на вопросы викторины.
«Фантазеры»
«Замазка»
(Незнайка, Знайка, Гунька, Цветик, Пилюлькин, Пончик, Торопыжка, Стекляшкин, Кнопочка, Авоська, Винтик, Шпунтик и тд.)
5.Как был одет Незнайка? (яркая голубая шляпа, желтые штаны, оранжевая рубашка, зеленый галстук)
6. Из какого рассказа этот диалог:
«- А я раньше летать умел.
- А ну, полети!
- Сейчас не могу: разучился.»
(«Фантазеры»)
7.Из какого рассказа можно узнать о том, как не нужно варить кашу?
«Мишкина каша»
8.О каких героях Н.Носова
(Винтик и Шпунтик)
4.Конкурс «Необыкновенные предметы»
Учитель: Определите из каких произведений Н.Носова потерялись предметы.
Шляпа – «Живая шляпа»
Нитки, иголка, ткань – «Заплатка»
Отвертка, Винтики – «Приключения Незнайки и его друзей»
Лопата, песок – «На горке»
Телефон – «Телефон»
Учебник математики – «Федина задача»
Крупа – «Мишкина каша»
5. Работа с рассказами Н.Носова “Фантазеры”, «Мишкина каша».
Учитель:
– С вами наверняка случались самые разные истории: весёлые, грустные, страшные, забавные. Вам хотелось поделиться тем, что с тобой произошло, рассказать обо всём этом так увлекательно, чтобы тебя внимательно слушали.
– Давайте узнаем, кто такие фантазёры?
Из словаря Ожегова:
Фантазёры – это люди, которые любят фантазировать, мечтать.
Фантазировать – выдумывать что – нибудь неправдоподобное, невозможное, ненужное.
Фантазия – нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.
– Сейчас мы и узнаем, какие фантазёры были в рассказе Н.Носова, давайте прочитаем отрывки из рассказов Н,Носова «Фантазеры» и «Мишкина каша» (Учитель раздает детям листы с напечатанным текстом).
Текст 1: Мишка.- Сколько тебе лет?
Стасик. - Девяносто пять. А тебе?
Мишка. – А мне сто сорок. Знаешь, раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
Стасик. – А я сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
Мишка. – А я, когда был большой, всю реку мог переплыть.
Стасик. – У! А я море мог переплыть!
Мишка. – Подумаешь – море! Я океан переплывал!
Стасик. – А я раньше летать умел!
Мишка. – А ну, полети!
Стасик. – Сейчас не могу: разучился.
Мишка. – А я один раз купался в море, и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.
Стасик. – Врешь!
Мишка. – Нет, правда!
Стасик. – Почему же ты не умер?
Мишка. – А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.
Стасик. – Без головы?
Мишка. – Конечно, без головы. Зачем мне голова?
Стасик. – Как же ты шел без головы?
Мишка. – Так и шел. Будто без головы ходить нельзя!
Стасик. – Почему же ты теперь с головой?
Мишка. – Другая выросла.
Стасик. – Ну, это что! Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел!
Мишка. – Вот так соврал!
Стасик. – Вовсе нет.
Мишка. - Почему же ты теперь живой?
Стасик. – Так он же меня потом выплюнул.
Мишка. – Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…
Стасик. – Знаю, знаю! Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.
Мишка. – Ничего подобного. Я не про это.