Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 08:06, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе темы школы и воспитания, которая трансформирована интересно и новаторски в творчестве В. Драгунского, Н. Носова, В. Голявкина, Ю. Коваля.
В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику «школьной» прозы в русской литературе второй половины XX века.
2. Провести анализ творчества В. Голявкина, Н. Носова, В. Драгунского, Ю. Коваля, в частности, тематики и проблематики их прозы, традиционному и новаторскому в ней, особенностям стиля авторов.
Введение………………………………………………………………………..…4
Глава 1. Литература о школе и воспитании: проблемы, имена, художественные практики………………………………………………………..9
1.1. «Воспитание и детство» – «вечные темы» искусства.……………….....9
1.2 Общая характеристика литературного процесса 2 половины XX века и место в ней литературы о школе и воспитании…………………………….17
Глава 2. «Школьная» проза второй половины XX века: проблематика, система образов, имена……………………………………………………….…22
2.1. Н. Носов как классик детской литературы…………………………22
2.2 В. Драгунский: циклы рассказов о школе (особенности проблематики)…………………………………………………………….26
2.3. В. Голявкин: новаторство в решении темы воспитания…………...31
2.4. Ю. Коваль: писатель-педагог в трансформации темы школы и воспитания……………………………………………………………...………...37
Глава 3. Художественное исследование темы воспитания: особенности «детской» и «юношеской» прозы конца XX века……………………………..45
3.1. Система жанров при решении художественной темы школы…….45
3.2. Н. Носов: особенности поэтики прозы……………………………...49
3.3 В.Ю. Драгунский: особенности стиля и языка прозы о детстве…...53
3.4. В. Голявкин: особенности языка и стиля…………………………...57
3.5 Ю. Коваль: особенности творческой индивидуальности…………..66
Заключение……………………………………………………………………….67
Список используемой литературы….…………………………………………..70
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Далее ситуация все усложняется:
«Вытащив по кружке воды, напились. Мишка говорит: «Когда пить хочется, так кажется, что целое море выпьешь, а когда станешь пить, так одну кружку выпьешь и больше уж не хочется, потому что люди от природы жадные...»
Мишка понял провал. Он молчаливо исполняет предложения Коли, близкие к распоряжению: приносит кастрюлю с кашей к колодцу, чтобы прямо в нее наливать воду, а не бегать с кружкой в дом. А Коля, не заметив кастрюлю, чуть не столкнул ее в колодец и уже откровенно сердится. «Ах ты, растяпа! — говорю. — Зачем мне кастрюлю под локоть сунул? Возьми ее в руки и держи крепче. И отойди от колодца подальше, а не то и каша полетит в колодец. Мишка взял кастрюлю и отошел от колодца...»
В этот кульминационный момент Мишка особо выразителен уже тем, что понимает неправильность своих действий, но он готов к дальнейшим приключениям и реализует свою готовность: жарит-сжигает пескарей. А после этого спрашивает друга: «Ну, — говорит Мишка, — что теперь жарить будем?»
Весь сюжет рассказа насыщен юмористическими положениями, смена которых держит читателей в постоянном веселом напряжении. Мишка – фантазер, и искатель; он не просто выпутывается из затруднительных обстоятельств, а увлеченно и энергично борется с ними. Юмористические ситуации помогают Носову показать логику мышления и поведения героя.
В рассказе «Мишкина каша» перед нами упорное движение вперед к знанию, к пониманию. Самодвижение, самоопределение при сохранении веры в свои силы. Поэтому так естествен одобрительный смех, смех-радость, которым, как правило, и реагируют дети на чтение этого и других произведений о Мишке и его друге Коле.
Художественно достоверно у писателя проникновение в психологию ребенка. Его произведения отражают основные особенности детского восприятия. Совсем не обязательными оказываются развернутые характеристики, прямые и косвенные, для того чтобы зримо возник образ того или иного персонажа. Лаконичный, выразительный диалог, комическая ситуация помогают автору обрисовать характеры ребят.
В рассказе «Огородники», например, два друга, чтобы получить в поощрение флажок, всю ночь копали, как им казалось, свой участок огорода. Утром, когда все ребята из лагеря принялись за работу, Мишка с Колей прогуливаются по соседним участкам, посмеиваясь над товарищами. Вдруг они обнаружили, что один участок остался без хозяев:
« – А это чей участок? Совсем мало вскопано, и хозяев нет. Наверно, дрыхнут еще!
Я посмотрел:
– Номер 12. Да это ведь наш участок!»
Носов в своих рассказах умеет разговаривать с детьми, умеет понимать самые сокровенные мысли. Читая рассказы Носова, видишь перед собой реальных ребят – точно таких, каких мы встречаем в повседневной жизни, с их достоинствами и слабостями, глубокомыслием и наивностью. Писатель смело прибегает в своем творчестве к фантазии, озорной выдумке. В основе каждого его рассказа или повести лежит случай, который произошел или мог произойти в жизни, описываются характеры ребят, каких мы часто встречаем в окружающей действительности.
В веселых рассказах всегда таится что – то такое, что заставляет всерьез задуматься. Задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни: учиться варить кашу, жарить пескарей на сковороде, сажать рассаду в огороде. Это надо знать и уметь каждому. Рассказы эти помогают избавляться от дурных свойств характера – от рассеянности, трусости, чрезмерного любопытства, грубости и зазнайства, лени и равнодушия.
Писатель учит маленьких ребят думать не только о себе, но и о товарищах. Вместе с героями мы испытываем душевное облегчение, огромное удовлетворение. Н.Носов вообще противник того, чтобы выставлять напоказ нравоучительную мысль своего произведения, и стремится писать так, чтобы маленький читатель сам сделал вывод. Обладая глубоким пониманием детей, писатель никогда не подает факт в чистом виде, без домысла, без творческого воображения.
Художественное слово всегда эмоциональнее выражает повседневные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, родители и дети. Оно намного эффективнее скучного нравоучения, указания, объяснения. На основании вышесказанного, мы считаем, что с творчеством Н.Носова необходимо знакомить детей в школе (56, с. 50).
Все проблемы рассказов Н. Носова: честности, воспитанности, дружбы, трудолюбия - свойственны каждому ребенку. Каждый в детстве решает этот очень нелегкий вопрос: "Как сказать правду?", "Признаваться или не признаваться в совершенном проступке?". Каждый учится трудиться и уважать чужой труд. Каждый в детстве решает для себя самую сложную задачу - а кто мне друг, а что такое дружба. Произведения Н. Носова помогут нашим детям решить с успехом эти каверзные вопросы, они помогут смотреть на жизнь оптимистично и решать все проблемы творчески и с юмором, как это делают герои рассказов писателя.
В рассказах и повестях писателя всегда находится материал и для родителей. Уже будучи взрослыми и начиная воспитывать собственных детей, они с удовольствие перечитывают книги Носова. Эти книги помогают им лучше узнать внутренний мир ребенка, понять, что его волнует, радует.
Писатель мастерски владел приемами комического повествования, к тому же хорошо знал детскую психологию. Это и обеспечило рассказам о Мишке и его друге прочное место в новеллистике для дошкольников и младших школьников (56, с. 78).
3.3. В.Ю. Драгунский: особенности стиля и языка прозы о детстве.
В.Ю. Драгунский продолжил развивать то направление в литературе для детей, которое было начато Н.Н. Носовым. В советские времена рассказы Драгунского, как и Носова, принято было маркировать как юмористические, эта традиция сохраняется по сей день. «Забавные» сочинения Драгунского тем не менее содержат вполне «серьезные» аспекты, один из которых — показ взрослых глазами детей.
Первая книга В.Драгунского — «Он живой и светится» — вышла в 1961 году и состояла из шестнадцати рассказов о Дениске Кораблеве, принесших автору настоящий успех. Впоследствии приключения Дениски дополнялись новыми рассказами, издавались сборники «Расскажите мне про Сингапур» (1961), «Человек с голубым лицом» (1963), «Старый мореход» (1964). Всего было написано около девяноста рассказов; они много раз переиздавались, прочно войдя в современный круг детского чтения.
Прототипами главных героев в «Денискиных рассказах» были маленький сын Драгунского и отчасти он сам. Писателя интересовал герой в возрасте первоклассника: именно в это время окружающий ребенка мир значительно расширяется и усложняется, а вместе с тем происходит самоопределение личности.
Каждый из Денискиных рассказов — это эпизод, фрагмент, точнее говоря, это «малая» история жизни мальчишки-первоклассника, рассказанная им самим. В самых обыкновенных, повседневных событиях, происходящих дома и в школе, на концерте и в кинотеатре, на детском празднике и в цирке, раскрывается характер главного героя, воссоздается атмосфера его внутренней жизни. Из «малых» историй выстраивается большая история детского характера в его становлении и развитии. Дениска Кораблев простодушный и смешной, добрый и мечтательный, щедрый и бескорыстный удивительно обаятельный ребенок (2, с. 383).
Все рассказы о Дениске – истории постижении ребенком мира в его положительных и отрицательных сторонах, серия выборов – преодолений себя в больших и малых проблемах жизни, своеобразный дневник мальчика, погруженного в переживания своего детства. Истории о Дениске неоднородны в стилевом и смысловом отношении, в них смешное соседствует с грустным, а бытовое – с лироэпическим (2, с. 384).
В рассказе В.Ю. Драгунского «Что я люблю» психологически точно намечены две детали, связанные с возникновением и побудительными причинами детского смеха. Дениска, герой рассказа, говорит: «Я люблю посмеяться… Иногда мне нисколько не хочется смеяться, но я себя заставляю, выдавливаю из себя смех, смотришь, через пять минут и вправду становится смешно, и я кисну от смеха».
Это активное восприятие жизни, радость узнавания ее. Неожиданное на первый взгляд соединение разнотипных понятий: «люблю посмеяться» и «выдавливаю из себя смех» – свидетельство первых шагов разума к контролю за тем, что делает маленький человек, как реагирует он на жизнь. Разум еще недостаточно крепко стоит на ногах; он тоже учится ходить и кренится то в одну, то в другую сторону в поисках равновесия – гармонии жизни. И мы видим этот крен, читая дальше:
«Люблю, когда бабушка кричит про лягушонка: «Уберите эту гадость!» - и убегает из комнаты. Тогда я помираю от смеха».
Здесь речь идет уже не о возникновении смеха, а о побудительной причине и объекте его. Детская литература помогает расширению объектов смешного (когда перестает смешить только чья-то неловкость, нелепая внешность, необычный рисунок, разбитая чашка). Юмор дает особую освещенность событий, новое видение, отражающее процесс формирования личности ребенка.
Дениска чутко воспринимает настроения взрослых и зачастую понимает своих родителей гораздо лучше, чем они его. Он умен и романтичен, по-рыцарски благороден и вместе с тем по-детски наивен. Иными словами, Дениска — личность яркая, цельная.
Да и другие герои выписаны автором с той же степенью психологической достоверности. Например, родители Дениски — люди счастливые: они молоды, влюблены друг в друга и стараются понять своего сына, поэтому Дениске хорошо с ними. Родители могут так и не догадаться— что же он нарисовал, но всегда поймут его обиду, грусть, мечту или радость. В рассказе «Что я люблю...» Дениска вспоминает:
Однажды мы с папой пошли в зоопарк, и я скакал вокруг него на улице, и он спросил:
Я скачу, что ты мой папа! Он понял.
Драгунский точно выстраивает систему героев: мама строга и вместе с тем смешлива; отец умен, но часто ведет себя как ребенок (они с Дениской внутренне похожи); одноклассник Мишка Слонов — настоящий друг; а девочка Аленка — такая же маленькая, каким был два-три года назад сам Дениска. Среди таких людей Дениске легче осваивать жизнь, преодолевать противоречия. Писателю важен не только взгляд Дениски на мир, но и реакция других героев на события или поступки главного героя. Напряжение действия в рассказах обусловлено не количеством событий, а полнотой переживаний Дениски; поэтому острая фабула отнюдь не обязательна. Одни из лучших рассказов у писателя — именно бесфабульные, таковым и является рассказ «Что я люблю...».
Повествование динамично, ни одна деталь не задерживает стремительного движения — все убыстряют темп. Текст насыщен глаголами действия и состояния.
Дениска Кораблев, сохраняя признаки индивидуальности и психологической достоверности, стал одновременно фигурой нарицательной, неким символом детства. Дениска изображен во взаимодействии с друзьями (Мишка, Аленка, Андрейка и другие), но это окружение существует не для того, чтобы показать вариативность детских характеров, судеб и поступков, а, наоборот, чтобы подчеркнуть инвариантность детства с его чистотой, доверчивостью, незащищенностью и вытекающими из этого проблемами (2, с. 385).
В.Ю. Драгунский значительно расширил освещение проблемы «взрослые и дети», обогатил ее новыми подходами, разрушил некоторые стереотипы. Если у Носова взрослый всегда или почти всегда прав в отношениях с ребенком, то у Драгунского снимается это ограничение. Он отступает от стереотипного изображения «правильного» взрослого, что дает право герою-ребенку сделать объективные суждения о достоинствах или недостатках тех или иных взрослых, но важнее, пожалуй, признание самого права ребенка на это суждение (34).
Светлые, оптимистические произведения писателя воспитывают детей, утверждая в их характерах справедливость и честность, верность слову, требовательность к себе и товарищам, именно поэтому их следует рассматривать на уроках литературы в школе.
3.4. В. Голявкин: особенности языка и стиля.
Смысл прозы В.Голявкина – не только в сюжете, хотя все его детские рассказы сюжетны. Смысл – в интонации, в подтексте, в особом порядке слов. Лучшие рассказы писателя предоставляют возможность читателю любого возраста вглядеться в самого себя, попасть в среду поступков, фантазий, иногда на первый взгляд абсурдных, в мир творчества, изобретательства: «Как я писал стихи», «Паровозик в небе», «Удивительная профессия», «Две шапки», «Трубачи», «Еж».
Проза у Голявкина «вся напрягшаяся, трепещущая, до краев полная и даже переполненная жизнью, движением, душевным волнением». Подтекст того или иного рассказа передается с помощью интонаций, точно расставленных пауз, ритмических повторов. Отбор и расстановка слов подчинены контролю: ничего лишнего, все очень просто (автор придерживается ровного тона в повествовании и диалогах) – и только одно – два слова нарушают языковую норму, чтобы обнаружилось в этой точке нарушение нормы жизненной.
Язык произведений В.Голявкина не может быть воспринят логически. Здесь необходима интуиция, воображение, сочувствие к проблемам других, умение слушать (2, с. 385).
Возьмем один из самых ранних рассказов «Гвоздь в столе». Вот его начало: «Мой отец пил водку, повторяя при этом, что дело не в этом. Почувствовав себя бодрым, он лихорадочно искал гвоздь, чтобы вбить его основательно в стенку, в стул или в дверь для пользы хозяйства в доме…». Ситуация намечается комическая: подвыпивший глава семейства в приливе хмельного энтузиазма хочет незамедлительно продемонстрировать заботу о домашнем благоустройстве. Отец «великолепным ударом» загоняет гвоздь в середину стола, но ни добить гвоздь до конца, ни вытащить его обратно уже не удается. Отец посрамлен. Но писатель разрешает ситуацию неожиданно (прием неожиданности концовки произведения). В дом нагрянули гости: «В дверь с шумом ворвались шесть братьев дошкольного возраста. За ними гордо вкатились родители. Шесть братьев стали носиться по комнате, опрокинули стулья, разбили стекло в уборной, сдули с рояля все ноты, повыдирали цветы из горшков и вытащили гвоздь в два счета, который вбил отец».