Тема школы и воспитания в русской литературе второй половины XX века (Н. Носов, В. Драгунский, Ю. Коваль, В. Голявкин)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в анализе темы школы и воспитания, которая трансформирована интересно и новаторски в творчестве В. Драгунского, Н. Носова, В. Голявкина, Ю. Коваля.
В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику «школьной» прозы в русской литературе второй половины XX века.
2. Провести анализ творчества В. Голявкина, Н. Носова, В. Драгунского, Ю. Коваля, в частности, тематики и проблематики их прозы, традиционному и новаторскому в ней, особенностям стиля авторов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…4
Глава 1. Литература о школе и воспитании: проблемы, имена, художественные практики………………………………………………………..9
1.1. «Воспитание и детство» – «вечные темы» искусства.……………….....9
1.2 Общая характеристика литературного процесса 2 половины XX века и место в ней литературы о школе и воспитании…………………………….17
Глава 2. «Школьная» проза второй половины XX века: проблематика, система образов, имена……………………………………………………….…22
2.1. Н. Носов как классик детской литературы…………………………22
2.2 В. Драгунский: циклы рассказов о школе (особенности проблематики)…………………………………………………………….26
2.3. В. Голявкин: новаторство в решении темы воспитания…………...31
2.4. Ю. Коваль: писатель-педагог в трансформации темы школы и воспитания……………………………………………………………...………...37
Глава 3. Художественное исследование темы воспитания: особенности «детской» и «юношеской» прозы конца XX века……………………………..45
3.1. Система жанров при решении художественной темы школы…….45
3.2. Н. Носов: особенности поэтики прозы……………………………...49
3.3 В.Ю. Драгунский: особенности стиля и языка прозы о детстве…...53
3.4. В. Голявкин: особенности языка и стиля…………………………...57
3.5 Ю. Коваль: особенности творческой индивидуальности…………..66
Заключение……………………………………………………………………….67
Список используемой литературы….…………………………………………..70
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.

Файлы: 1 файл

234.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

В повести «Недопесок» великолепно открылся своеобразный талант писателя: его мудрость и юмор; живописная конкретность, изображение реального в теснейшем переплетении со сказкой, выдумкой, приключением. Остроумны сюжеты, увлекательны герои. И такой доверительный, подкупающе искренний, неравнодушный, интонационно неисчерпаемый голос автора.

В основу повести был положен собственный учительский опыт Ю.Коваля и посещение зверофермы, на которой работал его друг. Как и в других произведениях Коваля, главная сюжетная линия — приключенческая , почти детективная: побег - преследование — поимка (по времени — всего несколько дней жизни между зверофермой и деревней Ковылкино). Но судьба маленького «перспективного» песца вписана в жизнь деревеньки, в жизнь планеты Земля (песец, по мнению дошкольника Серпокрылова, идет на Северный полюс), вписана в мироздание: всем событиям невольный свидетель — созвездие Орион. Простодушные деревенские жители со всеми их добрыми и дурными поступками — земляне. В повествовании, кажется, нет ничего фантастического, разве что писательская способность читать мысли на расстоянии, и не только у взрослых и детей, но и у зверей. По существу, два героя главные: недопесок и дошкольник, они выписаны Ю. Ковалем как «двойники», лирически и юмористически «зарифмованные» друг с другом, – свидетельство тому их звучные имена — недопесок Наполеон Третий и дошкольник Серпокрылов. Им далеко еще до взрослой жизни, но их мечты совсем взрослые.

Сочетание эпического повествования и лирического подтекста придает глубину рассказам Ю. Коваля. Хороши у него и искрометные диалоги, и импрессионистичные описания. В диалогах раскрывается богатство народного языка, а в описаниях – богатство языка литературного, воспитанного книгой (80, с. 183).

 

 

Заключение.

 

Детская советская литература проявила себя особым образом: с одной стороны она была еще одним механизмом воздействия на детское восприятие мира, затрагивая проблемы, характерные для "взрослых" произведений, но изложенные на доступном для ребенка языке. А с другой стороны, она была и остается уникальным явлением, занимающим важное место в общей истории русской литературы.

Проведенный с точки зрения проблематики и тематики анализ произведений Н.Носова, В. Драгунского, Ю. Коваля, В. Голявкина 50—80-х годов, репрезентирующих феномен детской литературы и являющихся значительной страницей в ее истории, позволяет сделать некоторые выводы.

Конфликты в произведениях Носова, Драгунского, Коваля, Голявкина отражают сложный мир взаимоотношений детей и взрослых. Объективное изображение положения ребенка в обществе, в его взаимодействии со взрослыми, в первую очередь с родителями, учителями, наставниками, позволило писателям отразить существенные аспекты статуса детства в 50-80-е годы XX в. В этом смысле творчество названных писателей дает наглядную картину того, как развивались отношения между поколениями от представления о взрослом как образце для подражания ребенка.

Понимание природы ребенка обусловило глубокий интерес писателей названного ряда к миру детских эмоций, которые репрезентируют детство как особый период в жизни человека. Эмоции, как известно, выполняют мотивационную и адаптивную функции, играют большую роль в когнитивных процессах. Мир эмоций ребенка в изображении Носова, Драгунского, Коваля, Голявкина принципиально разнообразен и полноценен: дети показаны переживающими страх, интерес, удивление, отвращение, гнев, вину, радость, печаль и т.д. В изображении писателей эмоции ребенка играют большую роль в развитии его ума, в мотивации его поступков, формировании поведения, что оказывает определяющее влияние на выбор материала, формирование проблематики художественного текста, организацию сюжета, композиции, приемов характеристики персонажа (34).

Н.Н. Носов – удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не только дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые сразу же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои "нелегкие" детские проблемы.

Рассказы Драгунского яркие и броские. Постоянный герой их – Дениска, современный городской мальчик, наивный, доверчивый, любопытный и уже много по-детски знающий. С помощью Дениски и его друзей писатель вводит Денискиных ровесников в добрый и светлый мир их забот и открытий, а взрослым дает возможность заглянуть во внутренний мир ребенка и услышать из его уст оценку своих взрослых дел и поступков. Драгунский увлеченно рисует фантазию ребенка. Его рассказы овеяны симпатией к своим героям, полны юмора и доброй иронии. В своих рассказах Драгунский поднимает большие нравственные проблемы.

Светлые, оптимистические произведения писателя воспитывают детей, утверждая в их характерах справедливость и честность, верность слову, требовательность к себе и товарищам.

Вслед за Н.Носовым В. Драгунский вносит достойный вклад в развитие советской детской юмористической книги.

Рассказы В.Голявкина – это отточенные по мысли и по языку миниатюры. Каждый раз писателю удается передать какое-то движение души, характера отметить определенные человеческие слабости.  

Юмор В. Голявкина добродушный, назидательно подтрунивающий над детьми, иногда переходит в высмеивание непререкаемых истин «здравого смысла», гневного разоблачения. Там, где у Голявкина царит детская стихия, человеку гарантированна сохранность его истинного «я», а фантазия и гротеск служат его эмоциональному и душевному раскрепощению. Там же, где берет верх холодная рассудочность «взрослых», человек теряет внутреннюю свободу и попадает в тень предрассудков.

Основной принцип писателя – показать в жизни ребенка то, что может вместить в себя непринужденный разговор детей между собой или детей со взрослыми, и как можно меньше говорить «от автора». Так написаны рассказы, составившие сборники «Тетрадки под дождем» (1959 г.), «Наши с Вовкой разговоры» (1960 г.) и т.д. Эти книжки  привлекают юного читателя своей краткостью, живостью, юмором, озорством, фантазерством. Неподдельное удивление, парадоксальность логики, чистота побуждений и лукавство – эти и другие особенности отличают детскую стихию.

Юрий Коваль – яркий талантливый писатель-прозаик – настоящий виртуоз детской литературы. Его уникальный стиль не спутаешь ни с одним детским писателем. Его точная образная проза находит отклик в каждом сердце. Его произведениями зачитываются не только дети, но и взрослые.

Каждое его творение завораживает читателя, несет в себе поток доброты и любви к жизни. Герои его книг все совершенно разные, но простые, непосредственные и открытые существа. Будете читать его книги – обхохочетесь. Юмор – это еще одна яркая примета творчества Юрия Коваля.

Художественное слово всегда эмоциональнее выражает повседневные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, родители и дети. Оно намного эффективнее скучного нравоучения, указания, объяснения. И живое обсуждение произведений Н. Носова, В. Драгунского, Ю. Коваля, В. Голявкина – это не только увлекательное путешествие вместе с героями их книг по стране детства, это еще накопление жизненного опыта, нравственных понятий, что такое "хорошо", что такое "плохо", как поступить правильно, как научиться быть сильным, смелым. Именно поэтому, мы считаем, необходимо знакомить детей с творчеством этих писателей в школе на уроках литературы.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Акимова, А.Н. Семидесятые,  восьмидесятые…: Проблемы и искания современной  детской прозы [Текст]/А.Н. Акимова, В.М. Акимов. – М.: Дет. лит., 1989. – 560 с.

2. Арзамасцева, И.Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. учеб. заведений [Текст]/И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева.- М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 472 с.

3. Бегак, Б.А. Город Солнца и город  Луны [Текст]/Б.А. Бегак. — М.: Дет. лит., 1979 – 500 с.

4. Бегак, Б.А. Дети смеются: Очерки  о юморе в детской литературе [Текст]/Б.А. Бегак.– М., 1979. –  560 с.

5. Бегак, Б.А. Странствия продолжаются. Правда сказки. [Текст]/Б.А. Бегак.—  М.: Дет. лит., 1989. – 370 с.

6. Берзер, А.С. Веселые рассказы// Новый мир. – 1960. – №9.

7. Бергсон, А. Смех [Текст]/А. Бергсон. Предисл. и примеч. И.С. Вдовина. — М.: Искусство, 1992. — 127с.

8. Борзова, Е.П. История мировой  культуры [Текст]/Е.П. Борзова. - СПб.: Лань, 2001. — 672 с. 

9. Борев, Ю. О комическом [Текст].Академия наук СССР. Институт мировой литературы им. А. М. Горького/Ю.Борев.- М.: Искусство, 1957. – 232с.

10. Борщевская, М. Целый мир: штрихи  к портрету Виктора Драгунского [Текст]/ М. Борщевская // Дет. лит. – 1979.–  № 3.

11. Бушмин, А. О художественном преувеличении [Текст]// Литературная газета. – 1956. – №3.

12. Васюченко, И. Из колдовства и  обломков: Заметки о книгах Ю. Коваля[Текст]//Детская литература. – 1992. – № 11 – 12.

13. Веднева, С. Рассказы Ю.Коваля  в детском чтении [Текст]// Мировая словесность для детей и о детях: Вып.7. – М., 2002. – 14с.

14. Вислов, А. Огоньки Чистого Дора [Текст]// Детская литература. – 1983. – № 5.

15. Воскобойников, В. Мои напоминания [Текст]// Детская литература. – 1999. – №5-6

16. Воскобойников, В. Он соединил две традиции [Текст]// Детская литература. – 1999. – №5-6.

17. Голубева, Е. Детское чтение на  рубеже веков [Текст]: Проблемы, исследования, прогнозы: Сборник научных трудов. — Ч. I: Чтение для детей и подростков в меняющейся социокультурной ситуации. Детское чтение и новые технологии / Сост. Е. Голубева, В.Чудинова, Л.Михайлова. — М., 2001. – 430 с.

18. Голявкин, В.В. Избранное [Текст]: Рассказы. Повести: Для младшего школьного  возраста/ В.В. Голявкин. – Л., 1989. – 260 с.

19. Голявкин, В.В. Мой добрый папа [Текст]: Повесть/В.В. Голявкин. – Л., 1988. – 178 с.

20. Голявкин, В.В. Тетрадки под дождем [Текст]: Рассказы/В.В. Голявкин. – М., 1982. – 217 с.

21. Голявкин, В.В. Удивительные дети [Текст]/В.В. Голявкин. – Л., 1979. – 238 с.

22. Голявкин, В.В. Я жду вас всегда с интересом [Текст]: Рассказы/В.В. Голявкин. – М., 1980 – 340 с.

22. Горелик, М. Детское чтение [Текст]/ М. Горелик // Новый мир. – 2005. – № 6.

23. Горышин, Г. Виктор Голявкин пишет  рассказ [Текст]// О литературе для  детей. – Вып. 32. – Л., 1989.

24. Гревская, В. Виктор Голявкин [Текст]// Детская литература. – 1968. – №8.

25. Гриценко, З.А. Детская литература [Текст]. Методика приобщения детей к чтению: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/З.А. Гриценко. — М., 2004. – 312 с.

26. Демурова Н. М. Спасательные книги: Что читать детям о трудных ситуациях в жизни [Текст]. — М., 1995. – 30 с.

27. Дети и книга: Сборник научных  трудов. — М., 1992.- 341 с.

28. Детская литература на рубеже  веков: Интерпретация и преподавание [Текст]/ Под ред.М.П.Воюшиной. Издательство РГПУ им.А.И.Герцена. - СПб., 2001.- – с.

29. Долженко, Л. В. Рациональное и  эмоциональное в русской детской  ли¬тературе 50 —80-х годов XX в. (Н.Н.Носов, В.Ю.Драгунский, В.П.Крапивин)[Текст]:дис. д-ра филол.наук:10.01.01:защищена 2001/Долженко Людмила Васильевна. — Волгоград, 2001. – 394 с.

30. Драгунский, В.Ю. Где это видано, где это слыхано… [Текст]/ В.Ю. Драгунский. М.,– 2000. – 215 с.

31. Драгунский, В. Ю. Денискины рассказы [Текст]/ В.Ю. Драгунский. – М., 2009. – 310 с.

32 .Зернова, Р. Герой взрослеет [Текст]// О литературе для детей. – Вып. 9. – Л., 1964

33. Зернова, Р. Умрешь за живопись? [Тескт]// О литературе для детей. – Вып. 10. – Л., 1965.

34. Зубарева, Е.Е. Детская литература [Тескт]/ Под ред. Е.Е.Зубаревой, З.П.Пахомова.– М., 1957. – 320 с.

35. Зубарева, Е.Е. Детская литература [Текст]/ Под ред. Е.Е.Зубаревой, З.П.Пахомова.–  М., 1985. – 297 с.

36. Зубарева, Е.Е. Детская литература [Текст]/ Под ред. Е.Е.Зубаревой, З.П.Пахомова.–  М., 1989. – 275 с.

37. Калмановский, Е. О  Викторе Голявкине [Текст]/ Голявкин В.В. Избранное. – Л.,  1989. – 260 с.

38. Калмановский, Е. Пять взглядов  на одно лицо. Заметки [Текст]// Аврора.– 1976. – №4.

39. Калмановский, Е. У детей своя  мудрость [Текст]// Детская литература. – 1966. – №5.

40. Климов, В. Клоунадная проза [Текст]// Детская литература. – 1993. – №2.

41. Коваль, Ю.И. Алый [Текст]/ Ю.И. Коваль. — М., 1982. – 175 с.

42. Коваль, Ю.И. Полынные сказки: Повесть  о давних временах [Текст]/ Ю.И. Коваль. — М., 1988. – 215 с.

43. Коваль, Ю.И. Приключения Васи  Куролесова [Текст]/ Ю.И. Коваль. — М., 1998. – 239 с.

44. Кожевников, В.М. Литературный энциклопедический  словарь [Текст]/ В.М. Кожевников, П.А. Николаев. – М., 1987.

45. Кудрявцева, Л. С. Художники детской  книги [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. учеб. заведений. — М., 1998. – 206 с.

46. Кузьмичев, И. Энергия слова [Текст]// Звезда. – 1981. – №2.

47. Ландор, М. Корабль и жизнь  Ю.Коваля [Текст]// Вопросы литературы. – 1997. – №1.

48. Линкова, И.Я. Дети и книги [Текст]/ И.Я Линкова. – М., 1970. – 80 с.

49. Линкова, И.Я. Дети читают про  нас/ И.Я. Линкова.– М., 1975. – 96 с.

50. Литература сама по себе может что-то значить [Текст]// Детская литература. – 1991. – №6.

51. Мещерякова, М.И. О школе —  с тревогой и любовью [Текст]: Поиски и обретения современной «школьной» прозы для детей и юношества/М.И. Мещерякова. — М., 1993. – 140 с.

52. Мещерякова, М.И. Русская детская, подростковая и юношеская проза  второй половины XX века: Проблемы  поэтики: Монография. — М., 1997. – с.

Информация о работе Тема школы и воспитания в русской литературе второй половины XX века (Н. Носов, В. Драгунский, Ю. Коваль, В. Голявкин)