Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 19:24, дипломная работа
Целью данной работы является: проследить за, формированием жанра жития в литературе Древней Руси, а также рассмотреть «Житие Феодосия Печерского».
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
1.Изучить историко-критическую литературу по данной теме.
2.Предоставить общий очерк развития житийного жанра в литературе Древней Руси.
Введение 3-5
Глава I. Становление и развитие жанра жития в Древней Руси. 6-21
§ 1.1. Исторические условия и причины возникновения
житийного жанра в литературе Древней Руси. Житие в системе
жанров литературы. Эволюция жанра жития. 6 - 13
§ 1.2. Типология житий. Появление первой житийной
литературы на Руси. 14 - 20
Выводы по I главе 21
Глава II. «Житие Феодосия Печерского». 22 - 43
§ 2.1. История создания и жанрово-композиционное построение «Жития». 22 - 32
§ 2.2.Образ Феодосия Печерского в «Житии». 33 - 38
§ 2.3. Использование изобразительно-выразительных средств
в «Житии». 39 - 41
§ 2.4. Значение «Жития». 42
Выводы по II главе 43
Заключение 44 - 45
Список использованной литературы 46 - 47
Приложение 48 - 54
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУВПО Брянский государственный университет
имени ак. И.Г. Петровского
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Жанр жития в Древней Руси.
«Житие Феодосия Печерского».
Выполнила: Студентка 6 курса
ОЗО филологического факультета
Специальность: русский язык и литература
Харлашкина Вера Васильевна
Научный руководитель:
к.ф.н. доцент Антюхова С.Ю.
Брянск – 2011
Оглавление
Введение
Глава I. Становление и развитие жанра жития в Древней Руси. 6-21
§ 1.1. Исторические условия и причины возникновения
житийного жанра в литературе Древней Руси. Житие в системе
жанров литературы. Эволюция жанра
жития.
6 - 13
§ 1.2. Типология житий. Появление первой житийной
литературы на Руси.
Выводы по I главе
Глава II. «Житие Феодосия Печерского».
§ 2.1. История создания и жанрово-композиционное
построение «Жития».
§ 2.2.Образ Феодосия Печерского в «Житии».
§ 2.3. Использование изобразительно-выразительных средств
в «Житии».
§ 2.4. Значение «Жития».
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы 46 - 47
Приложение
Введение
Данная тема достаточно изучена, но необходимо расширить и углубить некоторые частные вопросы, связанные с этой темой. Древнерусская литература – это литература русского Средневековья, которая прошла в своем развитии долгий семивековой путь, от XI к XVII веку.
Изучение русской святости в ее истории, и ее религиозной феноменологии является сейчас одной из насущных задач нашего христианского возрождения. Наше представление о литературе древней Руси отличается приблизительностью и неполнотой, ибо некоторые памятники со временем были утрачены, например, «Житие Антония Печерского», на которое ссылался Нестор и др.
Житийная литература (агиография, от греч. hagios – святой и … графия), вид церковной литературы – жизнеописания святых, которые для Средневекового русского человека были важным видом чтения [Травников С.Н., с.13-24].
Жития святых – это биографии духовных и святых лиц, канонизированных христианской церковью. Христианская церковь с первых дней своего существования тщательно собирает сведения о жизни и деятельности ее подвижников и сообщает их в общее назидание. Жития святых составляют едва ли не самый обширный отдел христианской литературы. В Древности вообще к чтению житий святых относились почти с таким же благовонием, как к чтению Священного Писания.
С находкой новых рукописных книг расширяется наше представление о репертуаре и общем характере русской литературы XI – XVII веков.
Наука о древней русской
литературе молода и перспективна,
у неё впереди великие
В Москве крупнейшим центром изучения литературы Древней Руси является Сектор Древнерусской литературы Института мировой литературы им. А.М. Горького.
В данной работе я рассмотрю «Житие Феодосия Печерского», оно содержит богатый материал, повествующий о жизни Руси XI века, о монастырском быте, хозяйстве, о взаимоотношениях игумена и князя. Перед нами житийная повесть, состоящая из отдельных эпизодов, объединенных образами главного героя и автора повествователя в одно целое. Она характеризуется патриотическим пафосом. Этот памятник древнерусской письменности послужил образцом для создания житийных произведений в последующие эпохи.
Изложенные выше факты определи тему моей работы: Жанр жития в Древней Руси. «Житие Феодосия Печерского». Все вышеуказанное не вызывает сомнений в актуальности данной темы.
Актуальность темы и ее теоретическую и практическую значимость обусловили цели и задачи работы и предмет исследования.
Целью данной работы является: проследить за, формированием жанра жития в литературе Древней Руси, а также рассмотреть «Житие Феодосия Печерского».
Для достижения поставленной
цели потребовалось решение следующи
1.Изучить историко-
2.Предоставить общий
очерк развития житийного
3. Проанализировать текст
с целью выявления образа
Задачи определили методы:
2. Наблюдение над языковым материалом произведения.
3. Метод синтеза.
4. Наблюдения, систематизации и обобщения.
Предметом моей работы является «Житие Феодосия Печерского» Нестора как классический образец преподобнического жития.
Гипотеза: я предполагаю, что «Житие Феодосия Печерского», заложило основу для развития в русской литературе жанра жития.
Поставленные цели и задачи определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Научное и практическое значение работы состоит в том, что основные положения и выводы могут быть использованы при изучении творческого наследия писателя.
Глава I. Становление и развитие жанра жития в Древней Руси.
§ 1.1.Историчские условия и причины возникновения житийного жанра в литературе Древней Руси. Житие в системе жанров литературы. Эволюция жанра жития.
Жития – в христианстве – жанр церковной литературы, в котором рассказывалось о жизни духовных или светских деятелей, причисленных Церковью к лику святых.
Возникновение на Руси житийной литературы, как и возникновение летописи, и написание Иларионом «Слова о законе и благодати», теснейшим образом связано было с политическими задачами, которые ставило перед собой молодое Киевское государство. В борьбе с Византией за церковную и политическую самостоятельность Киевская Русь была весьма заинтересована в создании своего церковного олимпа, своих святых, могущих упрочить авторитет русской церкви и тем самым Русской земли как обладающих самостоятельными непререкаемыми общехристианскими заслугами и потому не нуждающихся в посторонней опеке [Коровина В.И., с.68-69].
С тех пор как в 1051 году митрополитом был поставлен русский: духовник Ярослава Мудрого Иларион, все более возрастал авторитет русских монастырей и прежде всего Киево-Печерского.
Русской Церкви было чрезвычайно важно добиться канонизации собственных, русских святых, непременным условием которой (как сказано выше) было наличие жития. Таковы были исторические условия возникновения на Руси оригинальных житий. Следует принимать во внимание и причины художественно-эстетического свойства: знакомство с переводными, византийскими житиями и патериковыми легендами также могло пробудить у русских книжников стремление попробовать свои силы в этом жанре, вступить в своеобразное литературное состязание со своими предшественниками [Гудзий Н.К., с.101-103].
Литература житий святых, или агиография, достояние средневековой христианской культуры. Она имела многовековую историю развития до появления на Руси. Хотя античная литература этого жанра не знала, но именно ее традиция составления биографий знаменитых людей подготовила почву для возникновения агиографии. У истоков житийной литературы стояло жизнеописание Христа, в четырех версиях (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) канонизированное церковью и образовавшее остов Евангелия. Оно определило принципы изображения героя (идеализирующий), отбора и расположение биографического материала (цепь самых ярких эпизодов из жизни святого, связанных хронологически или тематически и работающих на одну цель – доказать исключительность его личности). Многие Евангельские мотивы стали «общими» для житий, например, искушение святого блудницей, исцеление им недужных, поучения и пророчества. Евангелие оказало влияние на стиль агиографических сочинений, метафорический по своей основе, что отражало стремление средневекового человека подняться над реальностью, в сиюминутном увидеть вечное.
«Питательной средой» для агиографии на протяжении всего средневековья являлось устное народное творчество. Многие жития святых выросли из народной легенды, монастырского предания, сказание о гуде, а их герои часто напоминают былинных богатырей, но только богатырей духа. Жанровой системе в целом и каждому жанру в отдельности присущ динамизм. Развитие жанровой системы литературы Древней Руси происходило во многом благодаря процессу творческого взаимодействия ее с жанровой системой фольклора: топонимические легенды входили в состав летописных сводов, плачи придавали произведениям особую лирическую взволнованность, в свою очередь, русская народная сказка, духовный стих испытывали влияние со стороны житий святых.
До ХVII века устное народное творчество удовлетворяло потребность в драме и стихотворстве во всех слоях древнерусского общества, в то время как письменная литература в основном культивировала интерес к эпическим (повесть, сказание), лирическим (слово, поучение) и лиро-эпическим (героическая поэма, житие) формам.
Житийный жанр пришел на Русь вместе с принятием христианства из Византии, где к VIII – IХ вв. выработался канон агиографического повествования. Классическое житие должно было состоять из трех частей: собственно биографическая часть выступала в риторическом обрамлении, предваряясь вступлением и завершаясь похвальными словами святому. Обязательным для выступления было сознательное самоуничижение автора, необходимое для того, чтобы подчеркнуть величие нравственного подвига героя. «Общие места» вступительной части жития – это и отсылки писателя к источнику достоверных сведений о святом, что было призвано документировать повествование; это и молитва к Богу о помощи в трудном деле «списания» биографии одного из «воинства Христова»; это и обильное цитирование книг Священного Писания, усиливающее дидактическую направленность произведения.
Агиографический канон требовал, чтобы в центральной части жития указывалось на благочестивость родителей святого, на раннюю необычность героя, который избегал детских игр и зрелищ, но прилежно учился, посещал церковь и был «душою влеком на любовь Божию» [Кусков В.В, с.86]. Инаковость житийного героя проявлялась в его отречении от мирского, в присущем ему даре чудотворения: он мог предсказать исход битвы и день своей смерти, в голодные годы творить из лебеды хлеб, а из пепла – соль, исцелять «бесноватых», слепых и хромых. Для автора жития характерна графическая манера письма, использование только двух красок: для создания образа святого – белой, его противников – черной. При этом святой был свят от рождения, его образ не имел внутренних противоречий и не претерпевал духовного развития; герой жития никогда не испытывал сомнений и не переживал нравственных кризисов. Дорожа вечным и всеобщим, агиограф пытался освободить создаваемый им образ идеального человека от всего индивидуального и конкретно-исторического, поэтому житийная литература, по словам В.О. Ключевского, богата «образами без лиц», похожими друг на друга, которые в сходных ситуациях совершали одни и те же поступки, произносили одни и те же слова [Ключевский В.О., с.166].
Схема житийного повествования переносилась из произведения в произведение, преодолевая пространственные и временные границы, не потому что средневековые писатели были лишены творческой жилки и одаренности, а русская литература, усвоившая агиографический канон, была идейно и художественно бессильна. Появление «общих мест» в житиях святых объяснялось иным представлением о литературном мастерстве в средние века, господством эстетики подобия. Они возникали и как следствие незамысловатости и строгой регламентированности монастырской жизни, похожести тех жизненных ситуаций, в которые попадал герой-монах. В основе житий обычно лежал монастырский эпос или родовое предание, рассказы о святом его сподвижников и учеников. Фольклорное восприятие и устная традиция бытования сглаживали различия в обстановке жизни героев, их индивидуальном облике. Читательская аудитория, которой адресовалась литература житий, - это в основном среда (монашеская, крестьянская, купеческая), во всем дорожившая традиционным укладом и воспринимавшая новое настороженно, с недоверием. Обилие канонических формул в памятниках древнерусской агиографии создавало иллюзию заторможенности развития литературы, которое совершалось достаточно быстро – «оно только труднее уловимо и сложнее определимо» [Лихачев Д.С., с.5].
Информация о работе Жанр жития в Древней Руси. «Житие Феодосия Печерского»