Жанр жития в Древней Руси. «Житие Феодосия Печерского»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 19:24, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является: проследить за, формированием жанра жития в литературе Древней Руси, а также рассмотреть «Житие Феодосия Печерского».
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
1.Изучить историко-критическую литературу по данной теме.
2.Предоставить общий очерк развития житийного жанра в литературе Древней Руси.

Содержание работы

Введение 3-5
Глава I. Становление и развитие жанра жития в Древней Руси. 6-21
§ 1.1. Исторические условия и причины возникновения
житийного жанра в литературе Древней Руси. Житие в системе
жанров литературы. Эволюция жанра жития. 6 - 13
§ 1.2. Типология житий. Появление первой житийной
литературы на Руси. 14 - 20
Выводы по I главе 21
Глава II. «Житие Феодосия Печерского». 22 - 43
§ 2.1. История создания и жанрово-композиционное построение «Жития». 22 - 32
§ 2.2.Образ Феодосия Печерского в «Житии». 33 - 38
§ 2.3. Использование изобразительно-выразительных средств
в «Житии». 39 - 41
§ 2.4. Значение «Жития». 42
Выводы по II главе 43
Заключение 44 - 45
Список использованной литературы 46 - 47
Приложение 48 - 54

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Жанр Жития.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

Основную часть жизнеописания Феодосия Нестор строит как цикл «новелл», каждая из которых иллюстрирует одну из  добродетелей святого: смирение, трудничество, аскетизм, красоту и силу духа. Сюжетную живопись и остроту повествованию придает обилие бытовых сцен из жизни печерского игумена. Она иногда напоминает «агиографическую летопись» Киево-Печерского монастыря, так как включает в себя рассказы о духовных наставниках, сподвижниках и учениках Феодосия.

Основное повествование "Жития" двухчастно: в первой части весьма подробно рассказано о жизни отрока Феодосия до его прихода в пещеру к святому Антонию, во второй - о его иноческих деяниях. Повествуя о юности своего героя, Нестор смело вышел за рамки агиографической традиции и остался в этом оригинален, поскольку у него так и не нашлось подражателей среди последующих русских агиографов. Сочинение Нестора единственное, которое содержит столь фактологически богатую биографию подвижника применительно к ранним годам его жизни и при этом лишенную малейших элементов легендарности. Главной темой рассказа о юности Феодосия является его борьба за собственное духовное призвание. Все приводимые Нестором факты как бы подчеркивают мысль о божественном предопределении подвижничества Феодосия. Сын в общем благочестивых родителей, Феодосий уже в раннем возрасте почувствовал влечение к подвижничеству и отличался необычным поведением: "ходивший каждый день в церковь божию, слушал божественные книги с вниманием. Еще же и к детям играющим не приближался, как в обычае у малолетних, но избегал их игр", вопреки уговорам родителей предпочел вместо нарядной носить "худую" одежду и в заплатах, так как "ходил словно нищий, кроме, того попросил он отдать его учителю поучиться божественным книгам и вскоре постиг он всю грамоту", вызвав общее удивление своей "премудростью и разумом". Впоследствии, уже будучи игуменом, Феодосий сохранил любовь к книгам: Нестор свидетельствует, что в его келье денно и нощно писал книги некий инок Иларион, что и сам он смиренно занимался прядением ниток для переплетов, помогая книжному мастеру Никону. Размышляя об этом, Г. П. Федотов поставил Нестору в заслугу то именно, что он утвердил в русской агиографии мотив книголюбия подвижника и любовь к духовному просвещению и тем самым пресек "с самого начала на Руси соблазн аскетического отвержения культуры". В течение всей жизни Феодосий сохранял и тяготение к чрезвычайно скромным одеяниям, а также к трудничеству, являя этим свое смирение [Федотов Г.П., с.46-52].

В сочинении Нестора  после традиционной характеристики родителей святого как благочестивых людей изображен конфликт Феодосия с матерью, горячо любившей сына и желавшей видеть его наследником богатого имения. Рано овдовев, она противится желанию старшего сына уйти в монастырь или стать паломником. В краткой портретной зарисовке подчеркнут мужеподобный облик женщины, крепкой телом, сильной и решительной, обладающей грубым, низким голосом и страшной в гневе. Настигнув беглеца, «от ярости в гневе вцепилась ему в волосы, повалив его на землю, стала пинать ногами» [Кусков В.В., с.32]. Внешний облик женщины, сцены диких расправ с непокорным сыном – все это внушает неприязнь, отвращение к ней. С другой стороны, нельзя не заметить сочувственного отношения автора к материнскому горю, когда после очередного побега Феодосия она не находит «в городе своем и в соседних городах не найдя сына, горько плакала, бия себя в грудь, как по покойнике» [Кусков В.В., с.35]. Разыскав в Киеве пещеру Антония она то молит старца, то кричит в гневе: «Выведи ко мне моего сына, а не то умру страшной смертью, сама себя погублю, перед дверями вашей пещеры, если только не покажешь мне его» [Кусков В.В., с.47]. Психологический конфликт оттеняет характеры героев, углубляет нравственно-психологическую ситуацию, высвечивает их этические идеалы, например, неизменность чувств и поступков Феодосия как «избранника Божия». Увидев изнеможденного от труда и поста сына, обнимает его горько плачет, умоляя вернуться домой, но он неумолим. Не сила веры сына, а любовь к своему чаду заставила женщину принять постриг в киевском  Никольском монастыре, чтобы иметь возможность видеть Феодосия. Образ матери святого лишается одноплановости, становится полнокровным и живым. Рассказав о борьбе Феодосия за право жить не «земной», а «небесной» любовью обретает интригу и сюжетную напряженность, начинает напоминать «благочестивый роман». Образ матери, запечатленный Нестором, свидетельствует о пробуждении интереса к человеку, его чувствам, миру душевной жизни в древней литературе.

Второй раздел основной части "Жития Феодосия", значительно более объемный, посвящен собственно монашеским трудам подвижника. Повествовательная структура этой части представляет собой сцепление отдельных рассказов об отдельных эпизодах из жизни Феодосия и некоторых знаменитых Печерских насельников, а также из истории монастыря.

Прежде всего, Нестор описывает аскетические упражнения святого, связанные, вероятно, с умерщвлением плоти. Так, Феодосий имел обыкновение  отдавать свое тело на съедение оводам и комарам, а сам тем временем терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы (подобный подвиг совершал некогда Макарий Александрийский, о котором рассказывалось в Египетском патерике). По свидетельству агиографа, Феодосий непрерывно носил под верхней одеждой власяницу; никогда не спал "на ребрах", лежа, а только сидя на стуле; никогда не возливал "воду на тело", то есть не мылся; питался исключительно сухим хлебом и вареными овощами без масла, но при этом на общей трапезе всегда пребывал с веселым лицом. Нестор утверждает потаенный характер аскезы подвижника, намеренно скрытый от братии монастыря. Например, проводя ночи в молитвенных бдениях, Феодосий всякий раз замолкал и притворялся спящим, когда слышал приближение кого-нибудь из иноков к его келии.

В "Житии" неоднократно говорится о молитвенных трудах Феодосия. Он молился обычно с плачем, "часто к земле колена преклоняя", и чаще всего предметом его молитв было спасение вверенного ему "стада". В дни великого поста подвижник всегда удалялся от братии в пещеру для полного уединения. Его молитвенные подвиги были сопряжены также и с преодолением бесовских "страхований". Согласно Нестору, молитвой и твердостью духа Феодосий достиг полного бесстрашия перед темными силами; более того, с его помощью другие насельники монастыря избавлялись от ночных наваждений. "Как храбрый воин и сильный", святой побеждал "злых духов, вредивших в области его".

Рассказывая об иноческих  трудах Феодосия, Нестор постоянно  подчеркивает его нравственные добродетели: "смиренный смысл и послушание", "смирение и кротость". Даже став игуменом, подвижник не изменил своего нрава: "ибо был кроток и тих, не изощрен умом, но духовной мудрости исполнен" [Кусков В.В., с. 37]. Святой оставался мягким даже по отношению к нарушителям монастырских правил, он не наказаниями, а "притчами" стремился вразумить таких нарушителей и привести их к раскаянию.

Приведу пример, иллюстрирующий содержание "Жития" в части, посвященной иноческим трудам Феодосия.

Характеризуя исключительные смирение и незлобивость святого, Нестор рассказывает о таком эпизоде. Как-то игумен оказался в гостях у князя Изяслава, когда последний находился довольно далеко от Печерского монастыря. Когда наступило время расставания, князь приказал отвезти Феодосия в монастырь "на возе". Возница, увидев ветхую одежду своего пассажира, решил, что он простой монах, "один из бедных", и обратился к нему с язвительной речью: "Черноризец, вот ты всякий день без дела, а я устал. Не могу на коне сидеть, но сделаем так: я лягу в телегу, а ты можешь и на лошади ехать» [Кусков В.В., с.44]. Феодосий, услышав это, послушно слез с телеги и сел на коня, а возница улегся спать. Всю ночь они так и ехали, когда Феодосия одолевала дремота, он шел рядом с конем. Наступил рассвет, и навстречу им все чаще начали попадаться проезжие бояре, направлявшиеся к князю, они почтительно приветствовали Феодосия. Дабы не смущать возницу, подвижник предложил ему поменяться местами, и постепенно того охватывает тревога: видя уважение, с каким встречали его пассажира проезжие, он понимает как грубо обошелся с ним. Наконец они подъехали к монастырю, у ворот иноки приветствовали своего игумена земным поклоном. Возницу охватывает ужас, но Феодосий радушно приказал накормить его и, щедро одарив, отпустил с миром. Бесспорен нравоучительный смысл этого рассказа. Однако его живые детали настолько естественны и достоверны, что кажется, будто задача сюжета состоит не столько в прославлении добродетельности Феодосия, сколько в изображении постепенного прозрения незадачливого возницы, так что назидательная история в наглядную бытовую сценку. Подобных эпизодов в "Житии" немало, все они придают повествованию сюжетную занимательность и художественную убедительность.

Тесно связаны с монастырским бытом и демонологические мотивы жития, напоминающие народные былички. Бесы «пакостят» то в хлеву, то в доме, где братия печет хлеб, рассыпая муку или разливая закваску. Они мешают Феодосию молиться, «являясь» в пещеру, где святой затворялся во время Великого поста, и так громко бьют в бубны и дудят в сопели, что от «бесовской музыки» содрогаются стены.

Последняя часть "Жития" посвящена подробному рассказу о  смерти преподобного Феодосия Печерского, последовавшей 3 мая 1074 г. Незадолго  до кончины игумен явил чудо прозорливости, предсказав ее день и час: "в субботу, по восходу солнца, душа моя отлучится от тела моего". Перед смертью святой в последний раз обратился к братии с поучением, простился со всеми и назначил своим преемником Стефана. На рассвете он остался один в келии. Лишь келейник тайно наблюдал за ним сквозь приоткрытую дверь. Предсмертная молитва его была о своей душе и о монастыре, видимо в откровении ему была предуказана судьбы обители, ибо он со словами радости предал свою душу Богу: "Благословен Бог, что так свершилось, вот уже не страшно мне, не радуюсь я, что отхожу от света сего!" [ Кусков В.В., с.70]. Смерть подвижника была ознаменована чудесным видением. Великий князь Святослав находился тогда вдалеке от монастыря "и увидел огненный столп, поднявшийся над тем монастырем. И никто больше же не видел, только князь один" [Кусков В.В., с.71]. Святославом это видение было воспринято как знамение: «Вот сейчас, кажется мне, умер блаженный Феодосий " [Кусков В.В., с.72].

В небольшом заключении Нестор сообщает о жизни монастыря  после смерти Феодосия, отмечая его  процветание. Здесь же он оставляет и автобиографические сведения: сообщает о своем приходе в монастырь, о пострижении, о посвящении в дьякона и, наконец, о своей работе по составлению "Жития".

 

§ 2.2. Образ Феодосия Печерского в «Житии».

«Житие Феодосия Печерского» показывает, насколько свободно древнерусский автор владел искусством агиографического повествования.

Феодосий Печерский  – основной персонаж «Жития», историческое лицо, один из основателей и второй игумен (с 1062 г. до своей смерти). Феодосий в «Житии» - великий святой, один из первых русских подвижников. Он – один из основателей монашества на Руси, уподобляемый зачинателю, основателю христианского монашества Антонию Великому (III – IV вв.) и превзошедший древних праведников «пастырь иноков».

Русский житийный герой, как отмечают исследователи, в большей степени деятелен, чем герои переводных житий, поскольку монашество для него – это проявление активной жизненной позиции, борьба за новую государственную идеологию-христианство. По этому пути шли люди энергичные, талантливые, стремившиеся вырваться за рамки старого, семейно-бытового уклада, чтобы участвовать в церковном и государственном строительстве. Феодосий Печерский в изображении Нестора – это не монах – затворник, а рачительный хозяин, строитель и дипломат, который сумел сделать монастырь из пещерного наземным, ввести общежительный Студийский устав, привлечь к своей деятельности покровителей из богатой и влиятельной боярско-княжеской среды.

Феодосий в «Житии»  представлен прежде всего игуменом – одним из создателей Печерского монастыря, кратким наставником братии и молитвенным заступником и защитником печерских монахов. Рассказывая о детстве Феодосия, Нестор отметил духовную зрелость героя, который, «не приближался к играющим детям, как это в обычае у малолетних, но избегал их игр» [Кусков В.В., с.35]. Общению со сверстниками он предпочитал чтение книг Священного Писания и посещение церкви.

Печерский игумен поражает всех своим трудолюбием, аскетизмом и смирением. В возрасте тринадцати  лет Феодосий лишился отца. После  его смерти он начинает еще усерднее трудиться во имя Божие, он самоуничиженно выполняет работу смерда, выходя  трудиться в поле вместе с «рабами». Смирение Феодосия, нелюбовь к роскоши показаны во фрагменте, повествующем о любви к Феодосию властелина Курска: он дарит Феодосию дорогую одежду, но он отдает ее нищим и так повторяется несколько раз. Феодосий ощущает эту одежду как некую тяжесть. Феодосий – смиренный труженик, с радостью исполняющий тяжелую работу. Он молол зерно, участвовал в закладке монастырского храма, работал на пекарне и т.д.

Феодосий с готовностью  работает за других монахов. Узнав, что  некому наносить воды накануне Богородичного  праздника, Феодосий сам стал носить воду из колодца. В этом случае, узнав, что их игумен сам взялся за этот труд, другие монахи приступают к работе. Так Феодосий подает кроткий пример трудолюбия, «трудничества». Мотивы «трудничества» из «Жития Феодосия» были использованы Епифанием Премудрым при составлении «Жития Сергия Радонежского».

Несколько эпизодов раскрывают аскетизм Феодосия. Он смиряет плоть и борется с ее искушениями. Феодосий проводит почти все время в молитвах, спит немного и только сидя, вкушает мало пищи, предает тело укусам оводов и комаров. Он жестоко страдает от бесовского зла: бесы наносят ему раны и побои. В борьбе с ними Феодосию помогает небесный покровитель – Святой Антоний Великий.

Составитель «Жития»  подчеркивает кротость Феодосия, терпеливое и радостное принятие выпавших ему страданий: мать жестоко избила Феодосия, но он с радостью принимал побои и благодарил Бога за все перенесенное.

Кротость и самоуничижение – черты, и после поставления в игумены присущие Феодосию, подражающему самоуничижению Христа. Феодосий тихо и безгневно укоряет монахов, плача об их прегрешениях. Он намеками напоминает монахам, беседовавшим в ночи вместо совершения молитвы, о нарушении устава. Сам Феодосий проводит ночи в молитвах, но, слыша шаги монахов возле его кельи, притворяется спящим.

Феодосия отличают особый молитвенный дар, глубина молитвенного чувства. Накануне Великого поста Феодосий уходит в уединенную потаенную пещеру, где проводит дни и ночи в неустанных молитвах.

Наряду с заботой  о монастыре Феодосию присуща  и забота о мире, общественное служение миру. Феодосий посылает пищу узникам  и кормит из монастырских доходов  нуждающихся.

В ряде фрагментов «Жития»  Феодосий выступает как борец  с бесами и их победитель. Он изгоняет пакостивших бесов из монастырской пекарни, , изгоняет бесов из монастырского хлева молитвой, проводя в хлеву ночь, он освобождает от бесовских козней монаха Илариона. Сам Феодосий рассказывает о явлении ему во время ночной келейной молитвы бесовской силы в образе черного пса; бесы не способны отвратить Феодосия от Бога, нарушить его молитвенное состояние, и черный пес становится невидимым.

Феодосий – победитель в словопрениях и проповедник  христианской веры. Он побеждает в  спорах с князьями и епископами; участник в прениях о вере с иудеями и обличитель неправды иудейской веры. Твердый в прениях Феодосий уподоблен Нестором камню.

Феодосий Печерский  обладал талантом просветителя и писателя-публициста: он воспитывал в монахах любовь к пище духовной, участвовал в процессе изготовления книг, мастерски владел словом и пером. Когда на киевском престоле обосновался Святослав, прогнавший старшего брата Изяслава, Феодосий отказался в повседневных молитвах упоминать его имя как имя великого князя, обратился к Святославу с «гневной епистолой». Это послание до нас не дошло, но о его содержании и стиле мы можем судить по реакции князя: «И когда ты прочтешь послание это, то придя в ярость и словно лев, рыкнув на праведного, швырнул письмо его на землю. И тогда облетела всех весть, что грозит блаженному заточение» [Кусков В.В., с.45]. Лишь авторитетность монастыря и его игумена спасла Феодосия от мести князя. Святослав понимал, что его власть нуждается в освящении церковью, поэтому он не «разметал» монастырь, как грозился, а, смирив гнев, «возлюбил» святого и Киево-Печерскую лавру [Кусков В.В., с.45].

Огромно значение личности Феодосия в формировании основ христианской нравственности. Герой Нестора и сам неустанно, на протяжении всей жизни духовно совершенствовался. Он, как отец, заботился о вверенной ему монастырской братии, стуком в дверь кельи напоминания, что монах призван денно и нощно трудиться. «Собою образ всем даря»,  Феодосий воспитывал и мирян, в том числе и княжеского рода. Запоминается сцена пира у Святослава Ярославича: в княжеских хоромах шумно от музыки и веселья, только Феодосий сидит рядом с князем, опустив очи долу, и вдруг, наклонившись к Святославу, тихо вопрошает: «Вот так ли будет на том свете?» - что вызывает у князя слезы умиления и раскаяние.

Русские агиографы XI – XII вв. сделали немало открытий в области изображения «внутреннего человека». Не случайно автор «Жития Феодосия Печерского» излишне подробно рассказывает о детстве героя, его родителях и ранней любви к Богу. Начало «Жития», на первый взгляд, перегружено биографическими подробностями, и не только по причине хорошей осведомленности Нестора, но и в силу стремления агиографа,  быть может, неосознанного, показать духовный рост Феодосия, нравственное совершенствование (от работы в детстве вместе со смердами в поле или в «пеклянице»,  где он пек просфоры и даже почернел от печного жара, до борьбы с праздностью монахов, которую он вел уже будучи игуменом). Главным для Нестора было создание «портрета души» героя. Вместе с тем агиограф отмечал редкую выносливость и физическую силу Феодосия, который мог выполнять самую тяжелую работу в монастыре: носить воду и дрова из леса, молоть муку и месить тесто. «Не давая рукам своим ни ногам покоя», подавая пример братии, он первым начинал любую работу в монастыре, последним покидал после службы церковь [Кусков В.В., с.62].

Информация о работе Жанр жития в Древней Руси. «Житие Феодосия Печерского»