Жанр жития в Древней Руси. «Житие Феодосия Печерского»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 19:24, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является: проследить за, формированием жанра жития в литературе Древней Руси, а также рассмотреть «Житие Феодосия Печерского».
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
1.Изучить историко-критическую литературу по данной теме.
2.Предоставить общий очерк развития житийного жанра в литературе Древней Руси.

Содержание работы

Введение 3-5
Глава I. Становление и развитие жанра жития в Древней Руси. 6-21
§ 1.1. Исторические условия и причины возникновения
житийного жанра в литературе Древней Руси. Житие в системе
жанров литературы. Эволюция жанра жития. 6 - 13
§ 1.2. Типология житий. Появление первой житийной
литературы на Руси. 14 - 20
Выводы по I главе 21
Глава II. «Житие Феодосия Печерского». 22 - 43
§ 2.1. История создания и жанрово-композиционное построение «Жития». 22 - 32
§ 2.2.Образ Феодосия Печерского в «Житии». 33 - 38
§ 2.3. Использование изобразительно-выразительных средств
в «Житии». 39 - 41
§ 2.4. Значение «Жития». 42
Выводы по II главе 43
Заключение 44 - 45
Список использованной литературы 46 - 47
Приложение 48 - 54

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Жанр Жития.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

11. Купреянова Е.Н., Макогоненко Г.П. Национальное своеобразие русской литературы: Очерки и характеристики. Л.: 1976. – 267с.

12. Кусков В.В. История древнерусской литературы: Учеб. для филол. спец. вузов. - 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1998. – 336с.

13. Житие Феодосия Печерского / Подг. текста и пер. В.В. Кускова // Древнерусские предания (XI – XVI вв.). М.: 1982. – 154с.

14. История русской  литературы X – XVII вв. Учеб. пособие  для студентов пед. ин-тов / Под ред. Д.С. Лихачева. – М.: Просвещение, 1979. – 702с.

15. Ольшевская Л.А., Травников  С.Н. Литература Древней Руси  и XVIII века: Учебное пособие. М.: Новая школа, 1996. – 328с.

16. Пауткин А.П. Древнерусские  князья: Агиологический тип как культурно-историческая система / Герменевтика древнерусской литературы. – М.: 1994. ч.1. – 320с.

17. Петрова Н.И. «О  происхождении и составе славяно–русского  Пролога. Киев, 1875. – 364с.

18. Приселков М.Д. Нестор  – летописец: Опыт историко-литературной  характеристики. П б., М.: 1923. – 704с.

19. Робинсон А.Н. Литература  Древней Руси в литературном  процессе средневековья  XI – XIII вв. Очерки литературно-исторической типологии. М.: 1980. – 536с.

20. Серебрянский Н.И. Древнерусские княжеские жития. –М.: 1915. – 36с.

21. Сперанский М.Н. История древней русской литературы. 4-е изд.- СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 544с. – (Мир культуры, истории и философии).

22. Творогов О.В. Нестор. Феодосий // Словарь книжников и  книжности Древней Руси. Л.: 1987. – 630с.

23. Травников С.Н. История русской литературы. Древнерусская литература: учеб. пособие для вузов / С.Н. Травников, Л.А. Ольшевская. М.: Дрофа, 2007. – 510с.

24. Федотов Г.П. Святые  Древней Руси. М.: 1990.-154с.

25. Шахматов А.А. Разыскания  о русских летописях. М.: Жуковский, 2001. – 283с.

  Приложение

Урок: Жанр жития в Древней Руси.

          «Житие Феодосия Печерского».

Цели: 1) углубить понятие жанра жития, познакомиться с его                        особенностями;                    

             2) развитие речи, расширение словарного запаса;

             3) знакомство с историей - осознание  себя звеном в цепи                                       поколений.

Теория литературы: житие, духовная литература.

Оборудование  урока: выставка книг, фотографий древних книг (можно использовать альбом «Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник» Киев, 1984), репродукция картины В.М. Васнецова «Нестор – летописец»; репродукции произведений древнерусской живописи и архитектуры (или слайды); энциклопедический словарь.

Методические приемы: рассказ учителя, сообщение учащегося, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, работа со словарем.

Ход урока

«Нравственность едина  во все века и для всех людей. Читая  об устаревшем в деталях, мы можем  найти многое для себя».

 Д.С. Лихачев

«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших  далеких предков предшественников, учит нас с уважением относится  к их труду, борьбе, к их заботам  о благе родины».

 Д.С. Лихачев

I. Слово учителя

Хочу обратиться к  словам Д.С. Лихачева – к одному из лучших знатоков древнерусской литературы в нашей стране, благодаря ему мы можем познакомиться со многими произведениями старины: его переводы древних произведений на современный язык точны, научны и понятны.

Чтение эпиграфа учителем.

- Как вы понимаете  слова Лихачева, что древнерусская  литература наполняет нас гордостью  за наших предшественников?

- Что такое гордость? Обратимся к толковому словарю.

Гордость – чувство  собственного достоинства, самоуважения.

- Что значит – наполняет  гордостью?

- Чему учит? Почему?

Беседа по вопросам (на основе изученного)

Когда и в связи  с чем возникла древнерусская  литература?

(Она возникла в  Х в. в связи с принятием  христианства. В отличие от язычества  эта религия была «книжной»:  ее ключевым источником была Библия. Братья-монахи Кирилл и Мефодий  создали славянскую азбуку. Появилась возможность переводить, записывать, создавать тексты.)

II. Словарная работа

Вся древнерусская литература относится к литературе духовной (Понятие выписать в тетрадь). Само определение – «духовная» - указывает на ее назначение: созидать в человеке дух (то, что побуждает к действиям, к деятельности, начало, определяющее поведение, некая моральная сила), воспитывать нравственно, показывать идеал.

Какие жанры  древнерусской  литературы вы знаете? (Поучения, послания, хождения, жития, летописи).

Произведение каких  жанров древнерусской литературы вы читали? (Летопись, отрывки из «Повести временных лет», «Сказание о белгородском киселе», поучения, «Повесть о Петре и Февронии Муромских»).

У: Сегодня мы познакомимся с новым произведением древнерусской  литературы, относящееся к жанру  жития.

Индивидуальное сообщение  учащегося о житии.

Житийная или агиографическая (от греч. hagios – святой, grapho - пишу), литература была  очень популярна на Руси. Жанр жития возник и сложился в Византии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская  житийная литература.

Слово житие в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями назывались произведения, раскрывающие о святых – государственных и религиозных деталях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. Тексты создавались под прямым воздействием Священного Писания. Библейские образы и прежде всего образ Иисуса Христа являлись идеальными, на них ориентировались создатели житийного жанра. Жития имели прежде всего религиозно-назидательный смысл, и описанные в них истории являлись предметом для подражания.

Слово учителя

«Житие», которое вы прочитали, было составлено в XII веке Нестором – летописцем, в Киево-Печерском монастыре.

Что вам о нем известно?

(В начале XII века монах  того же монастыря Нестор составил  «Повесть временных лет» - одно  из замечательных произведений  русской литературы. Она представляла  собой своеобразную историческую энциклопедию).

Рассмотрение репродукции  картины В.М. Васнецова «Нестор-летописец».

Как изображен летописец?

III. Проверка домашнего задания

Кто является главным  героем «Жития»?

( Феодосий Печерский  – историческое лицо, один из  основателей и второй игумен (с 1062 г. до своей смерти) Киево-Печерского монастыря; родился около 1036г. – умер 3 мая (ст.ст.) 1074г., канонизирован в 1108г. Феодосий – его монашеское имя, мирское имя Феодосия неизвестно).

Как строится сюжет?

( Он разворачивается в прямой хронологической последовательности и построен по житийной схеме, показывая путь Феодосия к святости).

Какова структура «Жития»?

(«Житие» имело следующую структуру: повествование начиналось вступлением, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование; далее следовала основная часть – рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах. Завершалось житие похвалой святому).

К какому виду относится  «Житие Феодосия Печерского? (Преподобническое).

Учащиеся должны были прочитать текст «Жития» и составить сюжетный план. Выступление учеников.

а) вступление

б) рассказ о благочестивых  родителях

в) рассказ о детстве  и юности главного героя

г) побег Феодосия из дома с половниками

д) побег Феодосия в  Киев

е) пострижение в монахи

ж) служение богу

з) становление игуменом

и) столкновение с князем

к) возведение церкви

л) смерть Феодосия

м) чудеса после смерти

Вопросы по тексту.

1. Что известно о  родителях Феодосия?

2. Как раскрывается  характер персонажа? (Столкновение с князьями).

3. Каковы основные приемы создания образа? (Портрет, взаимоотношения с другими людьми, чудеса). Какие чудеса описывает Нестор в «Житии»?

4. В чем двойственность  изображения  героя? (С одной  стороны он смиренный, послушный,  готовый прийти на помощь ближнему, а с другой стороны – решительный, сильный в своих убеждениях).

5. Какие черты духовного  облика Феодосия вы отметили  при чтении жития? Назовите  и приведите примеры из текста.

(Смирение, трудничество, аскетизм, любовь и доброта к ближнему).

6. В чем состоит  жизненный подвиг Феодосия? За что и против чего он выступает?

7. Каково ваше мнение  о личности Феодосия?

Составление таблицы  «Традиции жанра жития в произведении Нестора».

1.  Житие – это биография святого.

2.  Житие составлялось  после смерти святого.

3. Повествование ведется от 3-го лица, отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией.

4. Композиция жития  строится по строгой схеме.

5. Способ изображения  героя – идеализация.

6. Язык «Жития» книжный,  с обилием церковнославянизмов.

Тест (Раздаточный материал в виде разрезных карточек)

1. К какому жанру  литературы относится «Житие  Феодосия Печерского?»

а) Повесть                                       

      б) Летопись

в) Житие

2. Выбрать определение, характеризующее понятие жития.

а) Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание реальных и легендарных событий

б) Лиро-эпический жанр народной поэзии, произведение имеет  сюжет и как, правило, включает диалог

в) Жанр русской средневековой  литературы, рассказывающий о святых – государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые

3. К какому виду относится «Житие Феодосия Печерского?»

а) Преподобническое                                

б) Княжеское

в) Жития-мартирия

 

4. Кто является автором  «Жития Феодосия Печерского?»

а) Варфоломей                                    

б) Нестор

в) Кирилл

5. В каком городе  родился Феодосий Печерский?

а) Курск                                              

б) Васильев

в) Киев

6. Сколько раз убегал  Феодосий из дома?

а) Два                                              

б) Три

в) Один

7. Почему «Житие Феодосия  Печерского» является памятником  древнерусской литературы?

а) Его автор неизвестен

б) В нем отражено мировоззрение  древнерусского человека

в) В нем упоминаются  языческие божества

8. Что не является отличительным признаком  жития?

а) Повествование от 3 лица

б) Святость главного героя

в) Комические эпизоды

9. Закончите цитату.

И вот настал конец  жизни его, и уже заранее узнал  он день, когда отойдет к богу и настанет час успокоения его, ибо смерть - …

10. Кем видела мать  Феодосия в будущем?

а) Священником                                    

б) Правителем богатого имения

в) Торговцем

 

IV. Подведение итогов

Подумайте, чем может быть интересно произведение древнерусской литературы современному читателю? (Учащиеся обращаются к эпиграфам урока).

Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение  отрывка.

 




Информация о работе Жанр жития в Древней Руси. «Житие Феодосия Печерского»