Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 21:06, дипломная работа
Целью данной работы является выявление особенностей женских образов в лирике В.В. Маяковского. Кроме того, через данную работу попробовать раскрыть личность поэта Владимира Маяковского через его творчество, через воспоминания современниц и современников. А именно: показать, как отразилось и как повлияло самое сильное человеческое чувство на лирику поэта и что же скрывается за особым пафосом его стихотворений.
Задачами дипломной работы являются:
Подбор сведений о женщинах в жизни Маяковского.
Выявление истории взаимоотношений Маяковского с женщинами, которые встречались ему на жизненном пути.
Проследить характер влияния отношений на творчество поэта.
Дипломная работа
Тема: «Женские образы в лирике Владимира Владимировича Маяковского. Автобиографичность произведений поэта».
Содержание:
Творчество В.В. Маяковского на сегодняшний день занимает особое место в русской и мировой литературе. Наследие поэта с равной интенсивностью изучается как в России, так и за рубежом. Исследованиям подвергаются произведения, дневники, письма поэта. После смерти Маяковского появились многочисленные мемуары, дневники, воспоминания современников и современниц, которые позволили исследователям увидеть поэта с другой стороны.
Говоря о лирике Маяковского, необходимо отметить особую значимость в нём женских образов. В его произведениях именно женщины - носительницы человеческого участия и утешения в горе, воплощение страсти и соблазна, гордости и независимости и др.
В своих произведениях Владимир Маяковский запечатлел разные стороны женской натуры: свободу чувства, неудовлетворённость жизнью, критическое отношение к себе и к своему избраннику, стихийность и инстинктивность женской природы.
В начале 20 века многие поэты и писатели размышляли на тему женщины и женского начала. Интерес к женским образам Маяковского в России был связан с философским осмыслением женского вопроса.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что обращение к новым аспектам литературно-критического восприятия женских образов В. В. Маяковского формирует предпосылки для новых подходов, ориентированных на создание современной концепции творчества писателя. Помимо обнаружения самоценных фактов рецепции женских образов Маяковского 20 в., поднятая тема важна для изучения вопросов о влиянии творчества поэта на культуру конца 20 – начала 21в., для дальнейшей разработки проблемы художественного восприятия.
Несмотря на большое количество научных работ, в той или иной степени освещающих проблему восприятия творчества Владимира Маяковского, нельзя говорить о том, что она до сих пор исчерпана. Тема женских образов в лирике Маяковского достаточно нова и интересна для изучения.
Для написания данной дипломной работы использовались труды таких авторов, как Л. Гинзбург, Л. Аннинский, А. Ушаков, И. Машбиц-Веров, М. Л. Гаспаров, К. В. Абгарович, В. В. Новиков, суждения Н. И. Харджиева, З.С. Паперного, а также материалы периодической печати, мемуары и воспоминания современников и современниц.
Интерпретация женских образов в творчестве В. Маяковского до настоящего времени не являлась предметом специального изучения.
Целью данной работы является выявление особенностей женских образов в лирике В.В. Маяковского. Кроме того, через данную работу попробовать раскрыть личность поэта Владимира Маяковского через его творчество, через воспоминания современниц и современников. А именно: показать, как отразилось и как повлияло самое сильное человеческое чувство на лирику поэта и что же скрывается за особым пафосом его стихотворений.
Задачами дипломной работы являются:
Для реализации поставленных цели и задач необходимо обратиться к широкому спектру работ, разнообразных по своей концептуальной и историко-литературной значительности.
Объектом изучения стала любовная лирика В.В.Маяковского.
Предметом настоящей дипломной работы являются женские образы в лирике В. В. Маяковского.
Научная новизна данной работы заключается в обращении к целостному анализу русских литературоведческих интерпретаций женских образов Маяковского. А также в попытке проанализировать любовную лирику Маяковского сквозь призму биографии поэта и воспоминаний современниц – героинь его поэзий. Для этого были проанализированы труды русских (В.Н.Альфонсова, В.Н.Дядичева, Б.П.Гончарова, А.А.Михайлова, Н.И.Харджиева и др.) и иностранных (Б. Янгфельдта, Е.Г.Эткинда) маяковедов, систематизированы полученные материалы.
Основными методами данной работы есть биографический, культурно-исторический, а также метод обобщения.
Теоретическая значимость в том, что она выполнялась в русле современных исследований, касающихся жизни и творчества Маяковского, направленных на выстраивание объективного взгляда, лишенного идеологических подтекстов и желания нивелировать значимость поэта в истории русской и мировой литературы.
Практическая значимость дипломной работы состоит в возможности использования ее результатов в преподавании основных и специализированных курсов по русской литературе XX века, при проведении семинарских занятий по творчеству Маяковского.
Во введении обосновывается актуальность работы, ставится проблема, формулируются цели и задачи исследования, определяются методы, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.
В заключении делается вывод о том, как взаимоотношения с женским полом повлияли на творческое развития поэта в целом, как отразилось «сильное чувство» на лирике Маяковского.
Глава 1. Женщины в жизни и творчестве В.В.Маяковского
Тема любви вечна. Со временем меняются лишь взгляды на нее, представления о том, какое место она занимает в человеческой жизни. Как писал Маяковский в одном из своих писем к Лиле Брик: « Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела и все прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем»1 (Из письма Маяковского к Л. Брик, 5 февраля 1923 г.).
Большинству читателей Владимир Маяковский известен своими революционными, политическими стихотворениями. Однако, теме любви в его творчестве отводилось большое место. «Про это» (1923), поэма «Люблю» (1921–1922 г), «Флейта-позвоночник» (1916) – лишь малая часть того, что написано о сильном светлом чувстве. Как известно, самой большой любовью Маяковского была Лиличка Брик, в девичестве Каган. Ей поэт посвятил большую часть своих произведений. Кроме того, Маяковский считал, что именно Лиля стимулирует его к творчеству, именно она дает ему силы писать. Но стоит отметить, что не одна Лиля Брик вдохновляла поэта. На сложном жизненном пути Маяковского встречались женщины, которым он посвящал строчки своих стихотворений. Его любили и ненавидели, шли ради него на самоубийство, было разбито не одно девичье сердце. Но вместе с этим поэтом горячо восторгались.
«Я – поэт. Этим и интересен», – сказал Маяковский. Но, это не так. Маяковский не только поэт и гражданин, но «человек просто», с его силой и растерянностью, взглядами и поступками, пристрастиями и неприятиями – словом, неповторимость личности. Многие современники и современницы оставили после себя ценнейшие воспоминания, из которых можно воссоздать образ великого поэта. А мемуары «дам сердца» интересны именно психологическим рисунком образа Маяковского, выявлением тех черт характера, которые проявлялись в его отношениях с женщинами. Любовные увлечения поэта, отраженные в некоторых воспоминаниях, раскрывают его со стороны, доселе неизвестной и подчас неожиданной. Какие-то его поступки и разговоры хотя и не льстят поэту, но делают его облик живым, снимая хрестоматийный глянец.
Для полного изучения личности поэта был составлен список всех женщин, которые не только фигурировали в жизни Владимира Маяковского, но и оставили заметный след. Благодаря их воспоминаниям, можно проследить историю взаимоотношений, характеры, мысли. А сопоставив их с другими источниками, можно сделать выводы о том, как та или иная женщина повлияла на творчество поэта.
Список женщин Маяковского довольно внушительный: Евгения Ланг, Вера Шехтель, Мария Денисова, Антонина Гумилина, Сонька Шамардина, Эличка Каган, Наталья Хмельницкая, Элли Джонс, Наталья Симоненко, Наталья Брюханенко, Татьяна Яковлева, Вероника Полонская.
Крепких любовных отношений ни с одной из них у Маяковского не сложилось, однако каждая с теплотой отзывалась о поэте, благодарила его и любила даже спустя годы после его смерти.
Отдельно стоит назвать имя женщины, которая большую часть жизни находилась рядом с Владимиром Владимировичем – это Лилия Юрьевна Брик. Эта женщина – самая яркая, большая, испепеляющая любовь Маяковского. Она принесла поэту не только много боли, страданий, но и повлияла на его поэтическую карьеру. Лиля Брик стимулировала Маяковского к творчеству, она была его Музой. Именно благодаря этому, мировая литература знает имя Владимира Маяковского, имеет возможность читать и изучать его стихотворения.
Любовь к Лиле была тяжелым бременем, изматывала и мучила поэта всю его жизнь. Однако у Маяковского была сильная привязанность к Лиле Юрьевне: она всегда была его музой, первым слушателем, цензором, издателем, любовью.
Для анализа женских образов в лирике Маяковского стоит немного углубиться в биографию поэта, исследовать взаимоотношения с женщинами. Эти исследования помогут установить концепцию в изучении творчества Маяковского.
Первой в «списке Маяковского» была молодая художница Евгения Ланг. В 1911 году поэт сдал экзамены в Училище живописи, ваяния и зодчества. В этот период Маяковский знакомится с девушкой на похоронах знаменитого художника Валентина Серова – кумира творческой молодёжи.
Воспоминания о Маяковском Евгения Александровна начала писать в 1950-е годы, еще в эмиграции – в Париже. Продолжила, вернувшись в 1961-м в Москву. «Единственная ценность мемуаров – это их интегральная искренность, отсутствие всякого честолюбия и себялюбия и нежелание, чтобы они появились в печати еще при жизни пишущего. Пускай они останутся как документ пережитой эпохи и документ личности пишущего – и принесут когда-нибудь кому-нибудь пользу и моральную поддержку»2.
Евгения Ланг считала себя ангелом-хранителем Владимира Маяковского. По ее словам, в ней он видел двойника, близнеца, собственное продолжение. С ней было покойно, но нельзя же жениться на самом себе. На ангеле подавно. Их отношения были нежными и романтическими. Мечтательный юноша – так называли поэта в доме Лангов. Молодой Маяковский часами простаивал под окнами Евгении, провожал ее от дома до остановки, признавался, что любит ее и будет любить за пределами жизни. Однако, эти отношения продолжения не получили.
Учась в Училище живописи, ваяния и зодчества, Маяковский знакомится с талантливым Василием Чекрыгиным и сыном известного московского архитектора Львом Жегиным (Шехтелем). С марта 1913 года Владимир Маяковский становится частым гостем особняка Жегиных. Именно здесь он знакомится с сестрой Льва Верой Федоровной Шехтель. В тот момент девушка училась в 6-ом классе частной женской гимназии имени Л. Ржевской. Маяковский с сокурсниками и Верой много времени проводили вместе. Друзья посещали выставки, собрания и диспуты о новом искусстве, вместе отдыхали. В 1913 году ребята вместе издали первую книгу стихов Маяковского, литографированную «Я!». Вера и Владимир часто оставались наедине. Их роман развивался стремительно. Однако родители гимназистки были категорически против союза с футуристом с сомнительной и скандальной славой. Позже Вера Шехтель вспоминала: «Мои родители были шокированы [его] поведением». Отец Веры предпринимал все меры, чтобы запретить Маяковскому встречаться с дочерью, но напрасно, и во время одного из таких нежелательных визитов она стала его любовницей. Вера забеременела, и ее отправили за границу делать аборт.3
Зимой 1913–1914 годов началось «большое поэтическое турне» футуристов. В. Маяковский, Д. Бурлюк, В.Каменский, И.Северянин, К. Большаков и другие шествуют по стране. В этот период Маяковский переживает еще два романа: с Сонькой Шамардиной и Марией Денисовой.
Студентка Соня Шамардина
познакомилась с Владимиром
Именно Соне Маяковский посвятил знаменитое «Послушайте! Ведь звезды зажигают…». «… возвращались однажды с какого-то концерта-вечера. Ехали на извозчике. Небо было хмурое. Только изредка вдруг блеснет звезда. И вот тут же, в извозчичьей пролетке, стало слагаться стихотворение: «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?...»
...
Значит – это необходимо,
чтоб каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?! –