Женские образы в лирике Владимира Владимировича Маяковского. Автобиографичность произведений поэта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 21:06, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление особенностей женских образов в лирике В.В. Маяковского. Кроме того, через данную работу попробовать раскрыть личность поэта Владимира Маяковского через его творчество, через воспоминания современниц и современников. А именно: показать, как отразилось и как повлияло самое сильное человеческое чувство на лирику поэта и что же скрывается за особым пафосом его стихотворений.
Задачами дипломной работы являются:
Подбор сведений о женщинах в жизни Маяковского.
Выявление истории взаимоотношений Маяковского с женщинами, которые встречались ему на жизненном пути.
Проследить характер влияния отношений на творчество поэта.

Файлы: 1 файл

Женские образы в лирике В.Маяковского.doc

— 303.50 Кб (Скачать файл)

не гроза, а это просто

ревность двигает горами.55

Такими сравнениями Маяковский характеризует свое состояние души, титаническую силу страсти, кипящей в его груди. Однако, считая ревность чувством «отпрысков дворянских», автор стыдится этого чувства. Сравнивая страсть с корью, опасной болезнью, он просит свою возлюбленную не верить его глупым словам. Ведь они продиктованы любовью, они вышли из сердца, и поэтому глупы. Но Маяковский постоянно смешивает личные чувства с чувствами Советской России.  

В красоте нуждается не только лирический герой, но и его Родина: «… вы и нам в Москве нужны, / не хватает длинноногих». Именно поэтому Маяковскому не хочется, чтобы Татьяна Яковлева оставалась в Париже, в то время как в Москве «спортом выпрямишь не многих». Он признается, что после многих лет войн, болезней и лишений в Советской России начинают ценить истинную красоту, становятся «нежны».

В «Письме…» Маяковский размышляет о сущности любви. Любовь он не только противопоставляет ревности, но и выделяет два вида любви. Первую, «парижскую» любовь, «собак озверевшей страсти», он отвергает, не верит в ее искренность. Вместе с ней он отвергает и «личную» любовь, чувства «для себя»: «Ревность, жены, слезы… ну их!» Маяковский приходит к выводу, что вид любви, в который объединяет в единое целое любовь к Родине и женщине, самый верный вариант. Кажется, выбор так очевиден, что Татьяне Яковлевой даже не надо думать, «щурясь просто / из-под выпрямленных дуг».

Так сложилось, что поэт и его возлюбленная живут в разных мирах: она в мире красоты и любви в Париже, а он всей своей душой принадлежит Советской России.

Поэт вместе с Россией ревнует Татьяну Яковлеву к Парижу. Даже оскорбления поэт разделяет со своей Родиной, нижет их «на общий счет». Он с обидой в голосе позволяет любимой «оставаться и зимовать» в Париже, так дают передышку осажденному неприятелю.

Тема военных действий, «взятия Парижа», которая мелькает в конце стихотворения, заставляет вспомнить Наполеона и громкую победу российских войск над французами в Отечественной войне 1812 года. Вспоминая в конце произведения победу русских над французами в 1812 году, «взятие Парижа», лирический герой как будто рассчитывает на то, что парижская зима ослабит неприступную красавицу, как когда-то русская зима ослабила армию Наполеона, и заставит Татьяну Яковлеву поменять свое решение.

В лирическом герое сочетается несочетаемое – сила и трогательная беззащитность, вызов и стремление защитить любимую, окружить ее «большими и неуклюжими» руками. Сравнивая свои объятья с перекрестком, подчеркивает, что его любовь она не скрыта от общественности, а даже наоборот, его личное связано с общественным. Поэт верит, что два мира – Париж и Советский Союз – пересекутся, благодаря великой любви. Но пока этого не произошло по воле любимой, поэт бросает вызов истории и жизни, которая их разделила, подчеркивая:

Я все равно тебя когда-нибудь возьму

Одну или вдвоем с Парижем.

Поэт и в этом стихотворении объединяет интимное с общественным:

В поцелуе рук ли, губ ли,

 в дрожи тела близких мне 

 красный цвет моих республик 

 тоже должен пламенеть.56

Правда ли поэт хочет вернуть Татьяну не только ради себя, а и для России? В этих строках любовь предстает как долг. Маяковский считает своей обязанностью вернуть красавицу Татьяну Яковлеву на родину, при этом напоминая ей о ее долге — вернуться туда, где снега и болезни, чтобы и Россия обрела частичку красоты, а с ней надежду на возрождение.

В «Письме…» раскрывается вся сущность Маяковского. Здесь парадоксально сочетаются чувства и долг, душевные бури и гражданская позиция поэта. Любовь же выступает как объединяющее начало личного и общественного. «Письмо Татьяне Яковлевой» очень четко рисует принципы мировоззрения поэта: в любви все едино, она представляет собой смысл бытия и главную его идею.

Автобиографичностью наполнено и стихотворение «Лиличке», о чем свидетельствует адресация конкретной женщине, точная дата и место написания – 26 мая 1916 года, Петроград. Уменьшительно-ласкательный суффикс в имени Лиличка говорит о нежном и трепетном отношении автора к героине и настраивает на душевное искреннее послание. Но с первых строк читатель попадает в поле эмоционального напряжения. Стихотворение, написанное в форме монолога, рассказывает о развитии отношений с любимой, раскрывает чувства героя, которые передаются с помощью разнообразных метафор: «душа – цветущий сад, выжженный любовью», «у любви твоей и плачем не вымолишь отдых», «суетных дней взметённый карнавал растреплет страницы моих книжек», «сухие листья слов», «последней нежностью выстелить твой уходящий шаг». Силу своих чувств, величину своей любви Маяковский традиционно передает с помощью гиперболы, противопоставляя себя миру природы: «кроме любви твоей, мне нету моря», «кроме любви твоей, мне нету солнца», «у любви твоей и плачем не вымолишь отдых».

Герой уверен, что его чувства к Лиле «тяжкая гиря ведь» и не стоит продолжать отношения. Он ее просит: «Давай простимся сейчас». Для передачи своего состояния, автор сравнивает себя со слоном и быком, которые, несмотря на свою величину, могут отдохнуть «в холодных водах» или «в опожаренном песке». Ему же – лирическому герою – не спрятаться и не отдохнуть от любви своей нигде и никогда. Казалось, единственным выходом было бы самоубийство, но лирический герой тут же гонит эту мысль отрицаниями, утверждая, что даже это его не избавит от любовных мук:

И в полет не брошусь,

И не выпью яда,

И курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

Кроме твоего взгляда,

Не властно лезвие ни одного ножа.57

В конце же своего произведения поэт просит любимую об одном:

Дай хоть последней нежностью выстелить

Твой уходящий шаг.58

Поэт проводит еще одну параллель: именно «слов сухие листья» должны выстелить путь уходящей героине. Получается, что все уже высказанные слова о любви становятся, как и опавшие листья, мертвыми, ненужными, пригодными разве что для растопки. В.Маяковский в стихотворении «Лиличка» как ни одни еще поэт смог передать отчаяние с такой силой.

Поэма «Люблю», написанная в 1922 году, была посвящена «музе» поэта – Лиле Юрьевне Брик и имела неофициальное название «Милым кисам заместо объяснений и писем». Это своеобразная стихотворная автобиография поэта, хотя в этом произведении В.Маяковский больше делает акцент не на фактах своей биографии, а на зарождении и развитии в своем сердце огромного чувства любви. Композиция поэмы четко структурирована. Десять глав шаг за шагом раскрывают жизнь поэта с детства до зрелого возраста. Именно автобиографическая форма поэмы дает возможность автору показать читателю процессы зарождения и становления любви. Маяковский полностью раскрывает свою душу перед читателем, показывая всю многогранность и величие его любви. Поэма «Люблю» построена таким образом, что с каждой главой любовь поэта наполняется новым смыслом и возрастает до всеобъемлющего масштаба. У Маяковского любовь – это глубоко личные переживания, не имеющие ничего общего с мнением обывателей о любви. В первой главе «Обыкновенно так» поэт противопоставляет любовь обыденную и свою великую. И в этом есть основной конфликт поэмы. Следуя трактовке Маяковского, любовь дается любому человеку от рождения, но у обычных людей, которые любят «между служб, доходов прочего», «поцветет, поцветет – и скукожится»:

Любовь любому рожденному дадена, –

но между служб,

доходов

и прочего

со дня на день

очерствевает сердечная почва.59

История его громадного чувства постепенно раскрывается в следующих главах. Любовь простых обывателей поэту противна:

Я

жирных

с детства привык ненавидеть,

всегда себя

за обед продавая.

Научатся,

сядут —

чтоб нравиться даме,

мыслишки звякают лбёнками медненькими.

А я

говорил

с одними домами.60

Сердце и душа поэта раскрыты для любви:

Враспашку —

сердце почти что снаружи —

себя открываю и солнцу и луже.

Входите страстями!

Любовями влазьте!

Отныне я сердцем править не властен.61

Чувства поэта не помещаются в его груди, он хочет поделиться с ими со всем миром, при этом понимая, что они никому не нужны:

Больше чем можно,

больше чем надо —

будто

поэтовым бредом во сне навис —

комок сердечный разросся громадой:

громада любовь,

громада ненависть.

И вот лирическому герою на его жизненном пути встречается женщина, которая

Пришла —

деловито,

за рыком,

за ростом,

взглянув,

разглядела просто мальчика.

Взяла,

отобрала сердце

и просто

пошла играть —

как девочка мячиком.62

Неразделенное чувство любви – вот основной конфликт поэмы. И он достигает своего апогея в главе «Ты». Поэт отдает свое сердце любимой, не требуя ничего взамен. И именно эта безвозмездность делает его счастливым. По мнению Маяковского, любовь вечна только потому, что бескорыстна. Великий лирик считал, что, «если ты меня любишь, значит, ты мой, со мной, за меня, всегда, везде и при любых обстоятельствах, даже если я неправ, несправедлив, или жесток». Любовь должна быть незыблема, как закон природы. «Не может быть, чтобы я ждал солнца, а оно не взойдет. Не может быть, чтобы я поклонился цветку, а он убежит. Не может быть, чтобы я обнял березу, я она скажет: “Не надо”». В последней главе Маяковский убеждает читателя, что его любовь бессмертна и нетленна:

Не смоют любовь

ни ссоры,

ни вёрсты.

Продумана,

выверена,

проверена.

Подъемля торжественно стих строкопёрстый,

клянусь —

люблю

неизменно и верно!63

Подводя итог по данному пункту работы, можно с уверенностью сказать, что проанализированные выше произведения во многом автобиографичны. Автор выразил в них все свои чувства и переживания, которые действительно имели место в его жизни в определённый период времени, воспроизвёл события, произошедшие с ним самим. Поэта настолько переполняло чувство любви, что он хотел поделиться с ним со всем миром. Конечно, нельзя ставить знак равенства между лирическим героем поэмы и автором. Но то, что лирический герой несет в себе реальные черты автора, — несомненно. И такие детали, как обращение от первого лица, изображение внешнего облика лирического героя, обращение к конкретным женщинам по имени – подтверждают это.

 

2.2. Средства создания  и типология женских образов  в лирике В.Маяковского

Поэзия В.В.Маяковского уникальна. В каком бы жанре ни была выражена поэтическая мысль великого писателя, художественно-интонационный строй его строк многокрасочен, а каждое произведение наполнено лиризмом. Об этой черте таланта поэта очень точно сказал А.В.Луначарский после выхода в свет поэмы «Про это»: «Я и раньше знал…а сегодня уверился окончательно…он тончайший лирик, хотя он и сам не всегда это понимает. Трибун, агитатор и вместе с тем лирик».64 Любовная лирика Маяковского открывает новые грани этого великого человека. В произведениях, которые Маяковский посвятил женщинам, он предстает перед читателем как любящий и страдающий, ранимый и застенчивый, нежный и трогательный, временами грубый и дерзкий.

Лирика Маяковского – это художественное отражение внутреннего мира поэта, его взглядов и чувств. Каждая строка, каждый образ его поэзии – это те переживания, которые вызваны происходящими событиями в его жизни. И эти чувства выражены с такой эмоциональной страстностью, что поэтический строй стихотворений В.Маяковского приобретает новый особенный характер. О чем бы ни писал великий лирик, все события раскрыты сквозь призму его мыслей и чувств.  «Маяковский не мог воспринимать жизнь и события со своей личной точки зрения. Он буквально болел всем происходящим в стране, начиная от больших мировых событий до самых мелких бытовых фактов».65

Стихия авторских размышлений и переживаний в лирике Маяковского не просто придает им особую эмоциональную окраску, в большинстве своем она является структурно-организующим началом художественного образа. Лиризм у Маяковского всепроникающий. И в этом уникальность поэта. Ураган его чувств, широта восприятия жизни Маяковским не могли быть выражены в традиционных устоявшихся формах художественного слова. Именно поэтому в историю мировой литературы он вошел как создатель поэзии нового типа. Каждая деталь эпохи поэта – политика и история, любовь и быт – не просто фон его поэзии, это основной объект художественного изображения. В.Маяковский воспринимал общественную жизнь так, будто она касалась его лично, а факты из своей жизни, свои переживания и чувства выражал как часть общечеловеческой истории, наполненной драматическими противоречиями. Реформатор стиха В.Маяковский создал новые принципы рифмовки, видоизменил стихотворные размеры и стал печатать стихи ступенчатой строкой. Из воспоминаний В. Полонской мы знаем, что думал о своих нововведениях сам поэт. Он говорил: «Дело не просто в строчках, а в природе стиха. Ведь читателю надо переключаться с одного размера на другой. У меня же нет на большом протяжении единого размера. А при разбитых строчках – легче переключаться. Да и строка, благодаря такой расстановке, становится значительнее, весомее. Учтите приемы – смысловые пропуски, разговорную речь, укороченные и даже однословные строки. И вот от такой расстановки строка оживает, подтягивается, пружинит. Эта форма отрешает вас от затвердевших канонов, и в наши дни вы перестаете ассоциировать ее со старыми формами, в которые новое содержание не всегда лезет. Слова сами по себе становятся полнокровными – и увеличивается ответственность за них»66. В.В.Маяковский насытил поэтическую лексику новыми словами, усилил выразительность и смысловую емкость каждой фразы. И благодаря этому он вошел в историю литературы как великий мастер художественного слова.

Информация о работе Женские образы в лирике Владимира Владимировича Маяковского. Автобиографичность произведений поэта