Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 21:06, дипломная работа
Целью данной работы является выявление особенностей женских образов в лирике В.В. Маяковского. Кроме того, через данную работу попробовать раскрыть личность поэта Владимира Маяковского через его творчество, через воспоминания современниц и современников. А именно: показать, как отразилось и как повлияло самое сильное человеческое чувство на лирику поэта и что же скрывается за особым пафосом его стихотворений.
Задачами дипломной работы являются:
Подбор сведений о женщинах в жизни Маяковского.
Выявление истории взаимоотношений Маяковского с женщинами, которые встречались ему на жизненном пути.
Проследить характер влияния отношений на творчество поэта.
А.Ушаков писал: «В.В.Маяковский – фигура в русской литературе поистине легендарная. Он один из немногих сумел соединить в своем творчестве острую сатиру и нежную лиричность, горькую иронию по поводу несовершенства мира и испепеляющую любовь ко всему живому, безжалостную пренебрежительность и бесконечную доброту».67 Напряженный ритм, непредсказуемость поэтических сравнений, потрясающая зрелищность образов – это основные черты поэзии Маяковского. В особенности любовной лирики, с ее неповторимыми женскими образами, своеобразие которых заключается, прежде всего, в том, что каждая героиня его творения – это реальный человек.
Уникальная автобиографичность его произведений, которая детально была раскрыта в предыдущей главе, нам говорит об этом. Невозможно понять великого поэта, без прочтения его поэзии, равно так же, как и сложно представить образы тех женщин, которым Маяковский посвящал стихи, не зная подробностей его личной жизни. Именно поэтому, исследуя творчество нежного лирика В.Маяковского, важно изучить каждую деталь его жизни, каждое слово. В своих воспоминаниях В.Полонская, одна из возлюбленных поэта, делала акцент на этой особенности творчества поэта, говоря, что гипербола – это не сколько способ выражения чувств и мыслей автора, а скорее стиль жизни Маяковского. «Маяковский воспринимал мир, действительность, предметы, людей очень остро, я бы даже сказала – гиперболично. Но острота его зрения, хотя была очень индивидуальна, в отличие от Пастернака, не была оторвана от представлений, мыслей, ассоциаций других людей, очень общедоступна».68 Для него каждая мелочь играла в жизни огромную роль. Гиперболизм Маяковского проявлялся на различных уровнях организации текста: лексическом, фразеологическом, тропеическом, понятийно-содержательном, синтаксическом, фонетическом и др. Для достижения такого эффекта Маяковский использовал разнообразные тропы, фигуры и стилистические приемы, порою даже целые конструкции. Его определения ярки и просты, а сравнения – всегда неожиданные и непредсказуемы, однако, вдумавшись, кажется, что по-другому и нельзя никак отразить то или иное. Гиперболизм был сущностью великого лирика, пройдя сквозь всю его жизнь, он буквально пропитал все творчество Маяковского.
Произведения Маяковского о любви восхищают своей искренностью, прямотой и честностью. Каждое стихотворение из его любовной лирики – это своеобразная исповедь поэта перед читателем и перед самим собой. Даже в любви Маяковский отделяет себя от простых обывателей, подчеркивая необыкновенную величину своих чувств:
Нежные!
Вы любовь на скрипки ложите.
Любовь на литавры ложит грубый.
А себя, как я, вывернуть не можете,
чтоб были одни сплошные губы! 69
Уникальность любви Маяковского выражена ее грубым выражением в стихах и в то же время нежной в своей сути.
Великий революционер всегда стремился вырваться за границы сложного, противного и непонятного для его души реального мира. Понимая все несовершенство окружающей реальности, В.Маяковский и его лирический герой постоянно ищут спасения в любви. Только любимая сможет понять и разделить все радости и горечи. Так, в своей статье «Динамика русского романтизма» Ю.В.Манн указывает, что в системе художественных образов раннего Маяковского женщина для героя лирического – это воплощение идеала, поэт ее боготворит. И основная задачей женского образа – спасение лирического героя от враждебного мира, только женщина может помочь снять с поэта маску грубости и невежества и проявить всю свою искренность и человечность. И доказательство тому эти строки, в которых столько нежности и искренности, несвойственных поэту:
Слышите: шуршат камыши у Оки.
Будто наполнена Ока мышами.
А в небе, лучик сережкой вдев в ушко,
звезда, как вы, хорошая, – не звезда, а девушка...70
Озаренный красотой своей любимой, лирический герой Маяковского четко фиксирует парадоксальность и алогичность мира, на что и направлен общий иронический пафос его высказываний. Сочетание несочетаемого, нацеленность на интонационный, стилистический и собственно семантический оксюморон порождает, по мнению Ю.Н.Тынянова, «сопряжение несопрягаемых смыслов. И как результат – сложный синтез идеализации и иронии стирает грань между мечтой и реальностью, травестируя сам романтический пафос».71
Маяковский, используя при создании образа возлюбленной характерные для эстетики романтизма мотивы – божественной красоты, неординарности, исключительности ее природы, сопрягает их с иронией, тонко, еле уловимо передаваемой с помощью стилистических средств, нацеленных не столько на резкое снижение образа, сколько на его легкое «заземление». Однако женский образ в лирике Маяковского не лишен черт хаотического и стихийного начала. Ведь часто именно женщина разрушает порядок в чувствах и жизни героя, терзает его, нацеливая на бунт:
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще – выгонишь,
может быть, изругав
А дальше:
дайте любую юную,
души не растрачу,
изнасилую
и в сердце насмешку плюну ей! 72
В статье «Особенности репрезентации образа женщин в русской поэзии начала и конца ХХ века» Д.С.Герман отметил, что в художественной картине мира Маяковского образ женщины сопряжен с природными реалиями, контрастируя с подчеркнуто «городским» топосом лирического героя. Например: «Морей неведомых далеким пляжем идет луна – жена моя. Моя любовница рыжеволосая», «Девушка пугливо куталась в болото», «В шелках озерных ты висла, янтарной скрипкой пели бедра? Вулканы-бедра за льдами платий, колосья грудей для жатвы спелы».73
Анализируя в творчество Маяковского, можно отметить, что его лирический герой чувствует себя счастливо только за пределами города, пребывая со своей любимой наедине с природой. И в этом есть характерные черты романтизма. Любимая женщина Маяковского существует исключительно вне города. Таким образом, у Маяковского хаос мироздания иронично выражается через образ «адища города».
Своеобразное место у раннего Маяковского занимает образ женщины, сопряженный, как и у многих поэтов, с темой любви и эротическими мотивами. О любви во все времена писали в разных тонах. Маяковский же, можно сказать, впервые совместил жестокость и грубость с женщиной и любовью. Женщина для Маяковского всегда желанна, но в то же время ее мир чужой и непонятный. Первое упоминание о женщине поэзии Маяковского свелось к цветистой фразе о ссорящихся проститутках («Утро»). Характерная для дооктябрьской лирики Маяковского мысль о продажности любви сочетается с убеждением, что настоящая любовь непостижима. Любовь в стихотворениях раннего Маяковского стимулирует агрессию и низменные порывы, отсюда набор соответствующих атрибутов: «платья зовущие лапы» («Ночь»), «как будто лили любовь и похоть медью труб» («Порт»), «гроба домов публичных» («Утро») – это из стихотворений 1912 г. Но как бы там ни было, лирический герой в ранних стихотворениях Маяковского растворился в нежности и любви:
Не смоют любовь
ни ссоры, ни версты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно стих стокоперстый,
клянусь — люблю
неизменно и верно!74
Но есть и другой подход в интерпретации отношения Маяковского к женщинам. Так, А.К. Жолковский в своей статье «О гении и злодействе, а бабе и всеросийском масштабе» характеризует Маяковского как женоненавистника, опираясь на анализ его любовной лирики и женских образов. Так, литературовед, подчеркивает, что великий лирик часто в своих произведениях делал акцент на уродливости женщин.75 Действительно, в стихах Маяковского можно найти подтверждающие это слова. Например: «...две девицы, и тощи и рябы, // заставили идти искать грибы». Или вот отрывок другого стихотворения: «Сквозь призму водки, // Мол, все — красотки // Любая гадина — // распривлекательна; Сегодня приедет — уродом-урод, // а завтра — узнать посмейте-ка: // ...косметика; Приходит дама — пантера истая., // Такая она от угрей пятнистая. // На снимке нету ж — // слизала ретушь». Очень часто Маяковский описывая женскую красоту, делает акцент на уродстве ее души: «Мы часто выглядим коровою // в купальных трусиках, на пляже. // Мы выглядим в атласах репкою; Женщина мажется. // ...Но поздно. // Морщинами множится кожица. // Любовь поцветет, // поцветет — и скукожится». Или вот в стихотворении «Красавицы»:
Талии — кубки.
Ногти — в глянце.
Крашеные губки
розой убиганятся.
Ретушь — у глаза,
Оттеняет синь его.
Спины из газа
цвета лососиньего.
Упадая с высоты,
пол метут шлейфы.
От такой красоты
сторонитесь, рефы.
Повернет — в брильянтах уши.
Пошевелится шаля —
на грудинке ряд жемчужин
обнажают шеншиля.
Платье — пухом. Не дыши.
Аж на старом на морже
только фай да крепдешин,
только облако жоржет.
Брошки — блещут... на тебе! —
с платья с полуголого.
Эх, к такому платью бы
да еще бы... голову.76
Маяковский часто рисует женщину как неодухотворенную плоть: «кресла облиты в дамскую мякоть; женщины — мяса и тряпок вязанки».77 Он не устает осуждать женщин, почитающих наряды и драгоценности. Очень часто в стихах Маяковского говорится о продажности женской любви.
Но при всем этом негативном отношении к женщинам, все-таки сложно утверждать, что Маяковский не любил женщин. Скорее, он постоянно находился в поисках идеала, которого нет. Его гиперболическое отношение к жизни, высокая требовательность к себе и ко всему окружающему миру выдвигало и высокие рамки для женщин. Дабы быть привлекательной для поэта и ему «ростом вровень» надо быть поистине уникальной женщиной. И такие женщины ему встречались на его жизненном пути. В своих произведениях поэт боготворил их, посвящал им свое творчество, дарил самые нежные, самые красивые слова. Любовью и нежностью наполнены строки, посвященные Лилии Брик, в поэме «Хорошо»:
Если я чего написал, если чего сказал —
тому виной глаза-небеса, любимой моей глаза.
Круглые да карие, горячие до гари.
Телефон взбесился шалый, в ухо грохнул обухом:
карие глазища сжала голода опухоль.
Врач наболтал — чтоб глаза глазели,
нужна теплота, нужна зелень.
Не домой, не на суп, а к любимой в гости,
две морковники несу за зеленый хвостик.
Я много дарил конфект да букетов,
но больше всех дорогих даров
я помню морковь драгоценную эту и полполена березовых дров.
Мокрые, тощие под мышкой дровинки,
чуть потолще средней бровинки,
Вспухли щеки. Глазки — щелки.
Зелень и ласки выходили глазки.
Больше блюдца, смотрят революцию.78
Любовная лирика Маяковского наполнена яркой и смелой образностью, неистовой силой чувства. Грандиозные, немыслимые сравнения и метафоры, гиперболизм создают перед нами те образы женщин, которых Маяковский боготворил и тех, которых ненавидел. Сложно, читая только его стихи, представить внешний облик его героинь, но их внутренняя сущность четко видна.
Тема любви в творчестве В.Маяковского – наиболее удачная и естественная, именно в ней поэт с необыкновенной откровенностью и чистотой выразил свое страдающее от неразделенной любви «я». Его любовное несчастье заключалось и в социальном неравенстве героев, и в меркантильности возлюбленной, и в чувстве собственной малозначительности героя, и в его приверженности к старым формам любви, семьи, быта.
На автобиографический характер любовной лирики Маяковского указывают разные факты из жизни поэта, которые постоянно находят отражение в его произведениях, а также то, что со временем любовная тема в его поэзии, как и сам характер Маяковского, претерпевает значительные изменения. Если в дореволюционной лирике любовь еще во многом представлена в конкретной истории о невзаимности чувства самого поэта, то в послеоктябрьский период ее масштаб увеличивается, достигая высот обобщения на уровне не только отдельно взятой советской страны, но и мира. И в этом особенность столь неординарной, но такой искренней и нежной любовной лирики великого поэта – Владимира Маяковского.
Заключение
Владимир Владимирович Маяковский — поэт-новатор, который сделал весомый вклад в развитие русской и мировой литературы. Яркость и оригинальность таланта, огромный общественный темперамент, жизнь в эпоху исторических потрясений определили сложность, оригинальность и противоречивость его творческой судьбы.
Творческое наследие великого лирика всегда вызывало огромный интерес у литературоведов и критиков. И в ХХІ веке Маяковский находится в центре их внимания. Издаются новые книги и статьи о легендарном поэте ХХ века, в которых творчество В.Маяковского переосмысливается и переоценивается. Его любовная лирика всегда была предметом яростных споров. Несмотря на великий талант Маяковского как поэта, он был известен главным образом как скандалист и эпатажная личность. Тяжелый, противоречивый характер поэта, непростое время, в котором он жил, несомненно оставили след в его творчестве, и особенно в его произведениях, посвященных женщинам. Обращаясь к воспоминаниям современников и современниц о В.Маяковском, приходим к выводу, что и в отношении с женщинами проявлялась расщепленность его натуры: за провокационным и наглым поведением скрывалась неуверенность, скромность, страх остаться одиноким и никем непонятым. Он был циником по отношению к женщинам, и ему не составляло труда охарактеризовать девушку как «вкусный кусок мяса». Наедине с ними он был искренним и нежным, но при появлении посторонних кардинальным образом менялся, превращаясь в нахала и циника. Сопоставляя факты личной жизни Маяковского и его любовную лирику, можно сделать вывод, что его отношения с женщинами нашли отражение в творчестве великого поэта. Женщин в жизни В.Маяковского было немало, но каждая из них оставила свой след в душе поэта и в его стихах. И вместе с тем как изменялись отношения лирика с женщинами, там и преображались строки его творений. Наполненные нежностью и лаской, громадной любовью и теплотой, они вдруг становились грубыми и яростными, порою даже умоляющими. Пафосно и сатирично, по-бунтарски откровенно и символично-метафорично творил свою любовную лирику В.Маяковский. И каждая строка, каждый образ его стихов о любви воодушевлял простых людей, возрождал в их сердцах то, что казалось, давно истлело, окаменело и давным-давно погибло в рутине и быте.