Женские образы в лирике Владимира Владимировича Маяковского. Автобиографичность произведений поэта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 21:06, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление особенностей женских образов в лирике В.В. Маяковского. Кроме того, через данную работу попробовать раскрыть личность поэта Владимира Маяковского через его творчество, через воспоминания современниц и современников. А именно: показать, как отразилось и как повлияло самое сильное человеческое чувство на лирику поэта и что же скрывается за особым пафосом его стихотворений.
Задачами дипломной работы являются:
Подбор сведений о женщинах в жизни Маяковского.
Выявление истории взаимоотношений Маяковского с женщинами, которые встречались ему на жизненном пути.
Проследить характер влияния отношений на творчество поэта.

Файлы: 1 файл

Женские образы в лирике В.Маяковского.doc

— 303.50 Кб (Скачать файл)

 держал мою руку в своем  кармане и наговаривал о звездах. Потом говорит: «Получаются стихи. Только не похоже это на меня. О звездах! Это не очень сентиментально? А все-таки напишу. А печатать, может быть, не буду».5

Главным прообразом поэмы «Облако в штанах» считается шестнадцатилетняя Мария Денисова, в которую Маяковский безоглядно влюбился во время выступления в Одессе 16 – 19 января 1914 года. По свидетельству друзей-футуристов, первые строчки первой главы поэмы «Облако в штанах» выросли именно в период их трехдневного знакомства. По словам Василия Каменского, из-за Марии он совсем потерял голову. «Вернувшись домой, в гостиницу, мы долго не могли успокоиться от огромного впечатления, которое произвела на нас Мария Александровна, — вспоминал он. — Бурлюк глубокомысленно молчал, наблюдая за Володей, который нервно шагал по комнате, не зная, как быть, что предпринять дальше, куда деться с этой вдруг нахлынувшей любовью. <…> он метался из угла в угол и вопрошающе твердил вполголоса: Что делать? Как быть? Написать письмо? <…> Но это не глупо? Сказать все сразу? Она испугается…»6.

Знакомство с Марией Денисовой было коротким, однако оно вдохновило Маяковского на создание своей первой поэмы – одного из его лучших поэтических произведений.  Именно безудержной страстью были продиктованы строчки:

Вы думаете, это бредит малярия?

Это было, было в Одессе»

<…>

Помните?

Вы говорили:

«Джек Лондон,

деньги,

любовь,

страсть», —

а я одно видел:

вы — Джиоконда,

которую надо украсть!

И украли7.

Следующей в «списке Маяковского» была художница Антонина Гумилина, о которой известно очень мало: с ней поэт встречался до знакомства с Лили Брик. По словам Якобсона, Гумилина была одним из прообразов Марии в поэме «Облако в штанах», а в ее картинах раскрывалась одна единственная тема: она и Маяковский. Гумилина рисовала акварелью сцены воображаемой свадьбы с Владимиром. После того, как их роман исчерпал себя, покончила с собой. Маяковский потом всю жизнь винил себя в ее смерти.

Маяковеды сходятся во мнении, что образ Марии в поэме «Облако в штанах» собирательный. В него поэт вложил чувства, эмоции и характеры девушек, с которыми он был в отношениях в этот период. Но именно Марию Денисову принято считать прообразом Марии.

Эльза Юрьевна Триоле — младшая сестра Лили Брик. С Владимиром Маяковским познакомилась в 1913 году, впоследствии у них завязался роман. Маяковский вращался в кругах, близких к обществу «Бубновый валет», к этим же кругам принадлежала и Эльза. Девочка страдала комплексом «младшей сестры», о чем свидетельствуют записи в ее дневнике периода 1912 – 1913 годов: «Я должна была родиться красивой. Тогда бы мне не нужны были бы столько денег, то есть, не то, чтобы не нужны были бы, но подобно Лили это бы не снилось мне <…> Я бессовестная, невыносимая, и я никогда не бываю довольной. Точно как Лили <…> «Бог дал мне желание любить, создал мою душу для любви, но не дал мне тело, сделанное для любви» »8.

Маяковский и Эльза начали встречаться летом 1914-го. Именно Эльза была инициатором встречи Маяковского с Бриками. С порога Маяковский начал хвастаться, что никто не пишет стихи лучше него, добавив, что их не понимают и не умеют читать так, как надо. Именно в квартире у Бриков впервые прозвучала поэма «Облако в штанах» в исполнении Владимира Маяковского.

Именно в этот вечер Маяковский знакомится с самой главной женщиной в своей жизни – Лилей  Юрьевной Брик. Прочитанное «Облако в штанах» поэт посвящает Лиле.

К тому времени Лиля Брик была замужем за Осипом Бриком. Но Владимира Маяковского этот факт ничуть нe смущал. Его ухаживания были бурные, бeзоглядные. Он понимал, что перед ним дама умная, начитанная, элегантная и воспитанная. Лиля Брик любила Маяковского, но с поэтом вела себя сдержанно и спокойно, соблюдая дистанцию.

Чтобы быть ближе к любимой, поэт сменил место жительства. К тому моменту, семейная жизнь Лили с Осипом «расползалась по швам». Муж стал для нее близким другом. Позже, в своих мемуарах Лиля Брик признавалась, что физически Осип не был её мужем уже с 1916-го года, а Маяковский с 1925-го года. 9.

Брик и Маяковский в честь своей любви обменялись необычными кольцами. Лилей было подарено кольцо с инициалами. Поэт тоже подарил ей кольцо с выгравированными буквами «Л.Ю.Б.». Данная монограмма читается как бесконечное «люблюблюблюблюблю».

В 1918 году, осенью, Маяковский и Брики жили в Москве в Полуэктовом переулке. «Лиля Юрьевна и Владимир Владимирович уже не скрывали своей связи, и всем было ясно, как он её боготворил»10.

«Любовь Маяковского и Лили Юрьевны была не простой, она не раз достигала кризисных рубежей. В годы, когда революция ломала и пересматривала всё на свете, казалось, что и человеческие отношения должны найти новую форму, новые взаимосвязи. И что любовь, верность, ревность тоже в известной степени претерпят изменения, и отношения людей в чём-то станут другими. Авангард нёс новую идеологию и двусмысленно заявлял о своих намерениях переустроить не только жизнь нового общества, но и каждого человека в частности. А Лиля Юрьевна и Владимир Владимирович исповедовали именно эту идеологию»11.

Во время поездки в Берлин осенью 1922го года между Лилей и Владимиром  вспыхнул конфликт: по инициативе Лили Юрьевны, оба приняли решение прожить два месяца врозь - он в своей рабочей комнате на Лубянском проезде, она в квартире на Водопьяновом переулке. Разлука должна была длиться ровно два месяца, до 28-го февраля 1923-го года.

В этой мучительной для Владимира Маяковского, разлуке на свет появилась знаменитая поэма «Про это».  Тогда их отношения возобновились.

В своих воспоминаниях Вероника Полонская пишет: «Я вначале никак не могла понять семейной ситуации Бриков и Маяковского. Они жили вместе такой дружной семьёй, и мне было неясно, кто же из них является мужем Лилии Юрьевны? Вначале, бывая у Бриков, я из-за этого чувствовала себя очень неловко». 12

Лиля Брик была женщиной, чутко оберегающей своё первенство в душе поэта. «Легко относясь к его увлечениям, не терпела и намёка на что-то глубокое»13. Так, например, публичное прочтение стихов, которые были посвящены Татьяне Яковлевой, в глазах Лили выглядели настоящей изменой. После смерти Маяковского, вся переписка поэта с Яковлевой была уничтожена руками Лили Брик.

«Сложная любовь Маяковского и Лили Брик не раз подвергалась  испытаниям, однако, лишь к ней чувство поэта было безмерным вне времени и событий. На самом деле трагедия «треугольника» заключалась в том, что Маяковский любил Лилю, которая по-настоящему не могла любить никого, кроме своего мужа. Осип Максимович же, по-видимому, её не любил так сильно. Отсюда и постоянная смена поклонников у Брик, суета, вечная смена развлечений, обеды, премьеры, вернисажи, желание везде успеть первой. Как оказалось, всё это лишь средство заполнить ту пустоту, которую не смог заполнить равнодушный к ней человек»14.

Начиная с 1925-го года, отношения Брик и Маяковским становятся просто дружескими, но влияние женщины на него осталось по-прежнему сильным до самой смерти поэта.

В 1925 году поэт отправляется  в Америку. На одной из вечеринок у американского юрист Чарльза Рехта Владимир Маяковский знакомится с молодой русской американкой Элли Джонс.

Елизавета Зибер (Элли Джонс) родом из Башкирии, по происхождению из немцев Поволжья. Будучи в Москве, она еще в 1923 году была на выступлении Маяковского, и он поразил ее. Вскоре Елизавета вышла замуж за англичанина Джонса, который приехал с миссией помощи голодающим на Волге. Сначала семья жила в Англии, потом в США, но жизнь не сложилась и брак развалился.

 «Он заходил ко мне каждое  утро, и мы проводили день вместе, читая и гуляя. <…> Нас постоянно куда-то приглашали. Он везде брал меня с собой, мог бы, но никогда не оставлял меня одну»15.

Вскоре их отношения стали мало походить на просто дружбу, поэтому зародившиеся отношения паре пришлось тщательно скрывать. Элли все еще была замужем за Джорджем Джонсом и имела только временный вид на жительство в Америке. И  если бы муж узнал о ее связи с Маяковским, то сразу бы развелся. Маяковскому роман с эмигранткой сулил запятнанной репутацией пролетарского поэта. «Мы всегда использовали официальную форму обращения. Ни он, ни Бурлюк никогда не называли меня иначе как Елизаветой Петровной, в знак уважения. На людях он целовал мне руки. При американцах он называл меня только «миссис Джонс»»16.

   В официальных документах  о визите Маяковского в Нью-Йорк говорится лишь о выступлениях и встречах с американскими социалистами и коммунистами. И никаких упоминаний о романе с эмигранткой Джонс. Встречи Маяковского и Элли проходили каждый день, но, кроме Бурлюка, лишь немногие знали о характере их отношений.

Маяковский не посвящал Элли Джонс своих стихотворений. Лишь в одном, «Вызов», можно проследить ее образ:

Нам смешны

дозволенного зоны.

Взвод мужей,

остолбеней,

цинизмом поражен!

Мы целуем

– беззаконно! –

над Гудзоном

ваших

длинноногих жен.17

В Элли Джонс Маяковского, помимо внешности, привлекал ее ум и опыт. По воспоминаниям современников, поэт видел в ней вторую Лили: умную, начитанную, самостоятельную, требовательную. Именно к таким женщинам его всегда влекло.

Роман с Элли был наиболее продолжительным и серьезным с момента знакомства с Лили в 1915 году. Уже почти год он не чувствовал себя обязанным хранить ей верность.

Однако этот роман не имел продолжения. Маяковскому в Америку пришло известие о том, что Л. Брик пыталась покончить с собой, приняв медикаменты.  После этого Владимир и Элли расстались окончательно.

Результатом этого американского романа стала дочь Элен Патриция  (первая и единственная дочь поэта). Ее Маяковский увидел в 1928 году, когда был во Франции.

Осенью 1928 года Владимир Маяковский приехал в Париж. 25 октября, сопровождая к доктору Эльзу Триоле, поэт знакомится с Татьяной Яковлевой, красивой, высокой, длинноногой, с выразительными глазами и яркими светящимися желтыми волосами, пловчихой и теннисисткой. Вокруг этой дамы всегда толпились поклонники. Маяковский стал одним из них.

Поэта охватили сильные чувства к молодой красавице. Под их влиянием Маяковский пишет знаменитое «Письмо Татьяне Яковлевой»:

Ты не думай,

щурясь просто

из-под выпрямленных дуг.

Иди сюда,

 иди на перекресток

моих больших

и неуклюжих рук.

Не хочешь?

Оставайся и зимуй,

и это

оскорбление

на общий счет нанижем.

Я все разно

Тебя

когда-нибудь возьму –

одну

или вдвоем с Парижем.18

Именно Татьяна смогла высвободить Владимира Маяковского из-под влияния Лили Брик. Владимир Маяковский производил впечатление тихого и влюбленного. Татьяна же наоборот, восхищалась и любовалась им, гордилась его талантом.

Счастье Маяковского длилось не долго – всего 40 дней. В канун нового 1929 года Маяковский сделал Татьяне Яковлевой предложение руки и сердца, однако красавица тактично ему отказала.  Кроме того, Татьяна была недовольна публичным прочтением «Письма…» и не желала его публикации.

Под влиянием сильных чувств появилось знаменитое «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», которое вызвало ажиотаж у широкой публики. Однако и оно не сработало. Все попытки Маяковского добиться полного расположения Татьяны с треском провалились.

13 мая 1929 года в Москве на бегах  Владимир Маяковский знакомится  с Вероникой Полонской, дочерью известного актера немого кино, молоденькой актрисой МХАТа. Так начался двойной роман Владимира: в письмах – с Яковлевой, в жизни – с Полонской.

Маяковской пишет письма Яковлевой в Париж о том, как сильно по ней тоскует. В это же время он регулярно проводит время с Полонской.

В декабре 1929 года Татьяна Яковлева выходит замуж. Узнав эту новость, Владимир Маяковский  сильно переживает, ищет утешения в отношениях с Полонской. Кроме того, после отъезда Бриков в 1930 году в Берлин, поэт требует от Вероники узаконить их отношения. Вероника Полонская была замужем, однако к этому времени брак был формальностью.

Вероника Полонская была последней любовью в жизни поэта. «У него был очень сильный, низкий голос, которым он великолепно управлял. Очень взволнованно, с большим темпераментом он передавал свои произведения и обладал большим юмором в передаче стихотворных комедийных диалогов».19

Впоследствии Маяковский научил Полонскую «понимать и любить поэзию вообще…любить и понимать произведения Маяковского»20. Он покорил её своим талантом и обаянием.

Отношения закончились трагично. Вероника Витольдовна Полонская стала свидетельницей последних дней поэта, последних минут его жизни.

Подводя итог сказанного, может утверждать, что в жизни Маяковского было много женщин. И каждую из них он любил, пусть ненадолго, но зато по-настоящему и страстно. Практически все его выдающиеся произведения – это не стихи о революции, а именно любовная лирика, где главенствует не абстрактное воспевание чувств, а поэтическое признание в любви тем женщинам, которые сыграли в его жизни значительную роль.  Так «Облако в штанах», «Про это», «Лиличке!» поэт посвятил главной женщине в своей жизни – Лиле Брик. Произведения «Письмо Татьяне Яковлевой» и  «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» написано для русской эмигрантки Татьяны Яковлевой. Именно женщины были музой великого поэта, именно благодаря страстной любви к ним рождались великолепные строчки, которые слагались в стихи и поэмы о любви.

Информация о работе Женские образы в лирике Владимира Владимировича Маяковского. Автобиографичность произведений поэта