Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:55, контрольная работа
Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов нашей лекции, необходимо остановиться на важном философском понятии, а именно понятии «Картина мира». Это понятие выражает систему интуитивных представлений о реальности. Картину мира можно выделить, описать или реконструировать как у нации или этноса, так и у отдельной личности.
Философский анализ категории бытия и ее эволюция. Основные формы и диалектика бытия.
Формирование научно-философского понятия «материя» и его мировоззренческое, методологическое значение для познания бытия.
Современная наука о строении и свойствах материи.
Тема 5. Бытие и материя
1. Философский анализ категории бытия и ее эволюция. Основные формы и диалектика бытия.
Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов нашей лекции, необходимо остановиться на важном философском понятии, а именно понятии «Картина мира». Это понятие выражает систему интуитивных представлений о реальности. Картину мира можно выделить, описать или реконструировать как у нации или этноса, так и у отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира, при чем картина мира древних индийцев не похожа на картину мира средневековых рыцарей или современную картину мира. В то же время, можно выделить универсальную картину мира, свойственную всему человечеству, и именно картина мира характеризует целостность мировоззрения.
Свою картину мира строит и наука. Научная картина мира (НКМ) – это особая форма теоретического знания, которая выступает как целостный образ мира, включающий представления о природе и обществе. Научная картина мира развивается, в ее истории можно выделить несколько этапов: научная картина мира додисциплинарной науки, научная картина мира дисциплинарно-организованной науки и современную научную картину мира, соответствующую этапу усиления междисциплинарных взаимодействий.
Картина мира характеризует целостность мировоззренческих установок, как для отдельной личности, так и для социальной группы (в том числе, сообщества ученых) и человечества в целом. Однако на основе чего возможна такая целостность?
Комфорт человеческого существования предполагает опору на определенные предпосылки, которые не требуют специальных обоснований. Главной из них является уверенность людей в том, что при всех видимых изменениях, существуют гарантии сохранения мира как стабильного целого: отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется.
Люди находятся в поиске гарантий если не личного существования, то существования человечества и мира, таких гарантий, которые бы избавили от ужаса при мысли о гибели мира. Так в мифологический период греки видели гарантом стабильности мира богов-Олимпийцев. Однако первые философы, разрывая связь с извечной традицией, поставили вопрос о единстве и многообразии мира – этот древнейший вопрос философии – вопрос о бытии, как поиск новых оснований мира.
Категория (то есть наиболее общее понятие) бытие - это философская категория для обозначения феномена независимого от сознания человека реального присутствия, действительного существования объектов, явлений, отношений и процессов различной природы, а также и мира в целом, включая человеческое общество и самого человека. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием, фиксируется основа существования в философском осмыслении мира. С помощью нее определяется, что есть сущее ( то есть то, что существует, то, что есть) как таковое. Сущее в философии рассматривается в двух аспектах:
1.со стороны своей определенности, сущности (то есть того, что ум постигает в сущем как определенность)
2. со стороны своего существования, бытия.
Смысл бытия как существования констатируется обычно в простом высказывании человека, субъекта познания в формуле “Я есть” (Аз есьм – по-слав.; I am - по-англ.; Je sui - по-франц; Ich bin - по-нем. и т.д.). В обыденном сознании существование Я и других, а также актуального мира – всегда в центре внимания каждого человека. И в этом смысле понятию Бытие будут тождественны такие понятия как иметься, есть, быть, находиться, присутствовать, жить. Это и жизнь и житие, начало (жизни), расцвет (жизни), смерть, гибель, конец (жизни), проживание, сопереживание, быт, “со-бытие”, существование и сосуществование, другие понятия. Они фиксируют в сознании как
- экзистенциальные (связанные с существованием),
- сенсуальные (связанные с восприятием),
- танатологические (связанные с осмыслением смерти),
- темпорологические (связанные с временными условиями)
ощущения, самоощущения и мысли человека.
Мышление человека – феномен (явление), который зависит в определенных пределах от сознания, но и сознание, и мышление - тоже реальное бытие, нечто существующее в своей особой информационной форме. Вопрос о соотношении сознания и бытия решается или в ключе материализма и данных естествознания: бытие определяет сознание и мышление, или в ключе идеализма: дух, сознание, мое или высшее, определяют бытие.
Проблема бытия (и сознания, мышления, духа в их соотношении с природой, ее бытием) – главная тема философии во всей ее истории. Вопрос о генетическом отношении бытия и мышления в марксизме, например, считается основным вопросом всей философии в ее истории (см. Л1). Заметим, что в истории философии проблема сущности бытия первоначально решалась почти исключительно на основе обыденного опыта, ограниченного круга простейших наблюдении и саморефлексии, в основном, умозрительно. Сегодня естествознание, социальные и когнитивные науки так или иначе расшифровывают возможные на современном уровне познания подходы к раскрытию главных вопросов сущности мироздания, смысла существования человека в этом мироздании и его мировоззрения, реализуемого в исторически определенной научной картине мира, то есть его, мира, бытия и небытия.
Понятия существования, а также реальности и действительности являются в основными аналогами и синонимами бытия. Первое из них - главное понятие онтологии (от греч. ontos- бытие и логос - учение) как важнейшей части основных философских систем, иначе говоря, - философской теории бытия, а также экзистенциализма - “философии существования”, “философии жизни”, танатологии (от греч. thanatos - смерть - учение о смерти, как ухода в небытие, ее причинах и признаках) и др.
В онтологии бытие – это предельно общее и сходное, идентичное во всем многообразии сущего. В научных теориях в онтологии (хотя это не всегда фиксируется в текстах) относят определения и определенность предметов, объектов, законы строения и изменения которых (т.е. "номология") далее и исследуются наукой. Эту онтологию легко можно усмотреть и извлечь, изучая тезаурусы терминов и понятий той или иной теории, дисциплины, отрасли знания, науки. Так, в геометрии ее онтологию образуют точки, линии, фигуры разного рода и др., в теории чисел – числа, множества, последовательность и др., в механике – материальные точки, центры тяжести, тела, их массы, время, скорости, ускорения, энергии, импульсы и др., в физике – это заряды, поля, напряженности, потенциалы, температуры, давления и многое другое, в общей биологии – организмы и их элементы, популяции, виды, биосфера и др.
В гносеологии бытие и мышление часто противопоставляются как антиподы, в связи с чем существует проблема тождества бытия и мышления (которая была в XVIII - XIX веках центральной проблемой немецкой классической философии). Тождество при этом понимается диалектически, так как абсолютное тождество возможно только в теории чисел, когда А ≡ В. Правильнее здесь говорить об относительной идентичности, так как любая реальная вещь, как и сознание самого себя, не могут быть идентичны даже сами с собой в другой момент времени. Различают бытие материальное, иначе, реальное, и бытие. идеальное, ментальное, психическое. Они никогда не являются тождественны друг другу в абсолютном смысле. Человек, будучи существом и телесным и ментальным, т.е. обладающим психикой и сознанием, погружен в эти оба вида бытия. В теологических и религиозных философских системах реальным бытием называют существование, а идеальным – сущность, как это, например, реализовалось в системах философии Платона, Г.Гегеля, что означает признание первоначалом мира мысли, духовного начала (вообще говоря, – “творца мира” как первоисточника и “закона мира” как первопричины, существующих во времени до мира и до человека).
В реальной жизни предметы, вещи, тела, живые системы и др. уходят из жизни, исчезают. В философской теории бытия в связи с этим противоположностью бытия признается не-бытие как отсутствие существования чего-либо. Г.Гегель, например, понимал все бытие как “исчезающее бытие”, как переходящее в “небытие”, так что все в мире является становлением, чем-то преходящим, и в этом смысле бытие всегда темпорально.
Категория бытие, начиная с античности, имеет очень долгую и противоречивую историю своего развития. Более того, отношение философа или ученого к нему – основа разделения философов и ученых уже в античности на различные и враждующие уже не одну тысячу лет философские направления объективного идеализма, материализма, дуализма, субъективного идеализма, триализма К.Поппера и плюрализма.
В зависимости от ответа на вопрос:
«Обладает ли мир в своем существовании
единством?» — выделяют следующие философские
позиции:
монизм
дуализм
плюрализм
В монистических теориях ищется и утверждается одно сущностное свойство
Бытия, его основание и центр всех его изменений,
который называется субстанцией.
Дуалистическая позиция допускает существование двух равноправных субстанций.
Плюралистическая позиция либо вообще
снимает вопрос о субстанции, либо допускает
смену субстанциальной основы и ее множественность.
Впервые понятие бытие появляется в философии элеатов (конец VI –первая половина V вв. до н.э.): в работах Парменида, а также Зенона Элейского, Мелисса Самосского и др. Парменид полагал, что бытие всюду непрерывно и однородно, оно есть, и, потому, неподвижно. Бытие не содержит никакого небытия и это последнее воспринимается только мыслью. Именно у них мы находим впервые противопоставление бытия и не-бытия. При этом убедительно доказывалась невозможность последнего, так как оно не может быть постигнуто, а лишь примыслено.
Бытие текуче, подвижно, неустойчиво, поэтому оно в своих вечно ускользающих моментах в конце концов непостижимо для мысли. Именно тогда и в такой форме впервые и была поставлена проблема тождества бытия и мышления. Это противопоставление мы находим и у диалектика Гераклита (“Одна и та же вещь существует и не существует”) и у древнегреческих атомистов (Левкиппа, Демокрита).
Именно в древней философии сложилось четыре основных подхода к пониманию бытия:
Принцип Парменида. Бытие есть, а ничто (не-бытие) не-есть. Другими словами бытие можно себе представить, а не-бытие нет.
Принцип Демокрита. Не-бытие есть и бытие есть. То есть не-бытие бытийствует также, как и все прочее.
Принцип нирваны. Бытия нет и не-бытия нет. Отсюда в частности следует, что в мире нет ничего существенного, а высшей мудростью является «ничего-не-делание».
Принцип Гераклита. Бытия нет, а не-бытие есть. Другими словами, имеются фундаментальные процессы, превращающие не-бытие в бытие.
Имеются многочисленные интерпретации этих принципов:
у Платона, бытие образуют обычные вещи, постигаемые нами в понятиях, соотносимых однако с истинными, идеальными понятиями (в соответствии с его учением об эйдосах как (идеальной) первосущности всех вещей).
Аристотель построил понимание бытия на рассмотрении возможного и действительного. При этом бытие в качестве своей причины содержит возможное и форму – перспективу актуализации бытия. То есть, бытие по Аристотелю возможно как чистая актуальность (от лат actualis – деятельный), то есть как (1) Бог, как (2) чистая возможность (материя) и как (3) соединение материи и формы. Аристотель в своей метафизике трактовал бытие в четырех смыслах:
материальные вещи или их части;
существенный принцип существования вещей;
совокупность частей в вещи в контексте этого принципа;
форма вещи, актуальная для ее организации.
В Средние века в Западной Европе бытие трактовалось в духе теизма, признающего существование надмировой личности, абсолюта – Бога.
В духе материализма трактовал бытие Ф.Бэкон, признавая бытие в форме вечно подвижной материи, неразрывно связанной с движением и формой.
Т. Гоббс считал бытие абсолютно телесным, субстанциональным.
Б.Спиноза дал впервые ясное различение сущности, существования, идеи и возможности в бытии.
Р.Декарт выдвинул дуалистическую трактовку бытия: в мире существуют два независимых и равноправных, но борющихся начала, дух и материя, которые создают общее бытие мира. Но взаимодействие духа и материи для дуализма осталось неразрешимой загадкой. Для Декарта наиболее очевидным является само человеческое мышление: “Я мыслю, следовательно я существую”(Cogito ergo sum). Но это не субъективность, а констатация факта, что бытие - это то, что прошло через мышление.
Французские материалисты, такие как Ж.Ламетри, признают, что в мире ничего нет кроме материи, которая существует в пространстве, обладает движущей силой и способностью к ощущению. (Подобные представления у П.Гольбаха и у К.Гельвеция ).
Русские материалисты XIX века, такие как А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский и др., обосновывают объективность бытия и его связь с движущейся материей. Бытие у них исходно и первично для появления сознания.
Основоположник субъективного идеализма, английский философ Дж.Беркли, утрируя положения теории познания другого английского философа - материалиста Дж.Локка о первичных и вторичных качествах вещей, согласно которым вторичные качества субъективны, объявил, что субъективны все качества вещей, а “существовать, значит быть воспринимаемым”. Тогда бытие целиком сводится к восприятиям и ощущениям; мир – это мое ощущение. Вопрос о бытии материи и духа, вещей и идей превращается здесь в психологическую проблему. В ключе этого подхода позднее, в XIX – XX вв., развиваются позитивизм, эмпириокритицизм, прагматизм.