Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 12:52, контрольная работа
Социальная философия или «социология» это понятие ввел в 30-е годы 19 века Огюст Конт, которого и считают отцом – основателем новой научной дисциплины. По его представлениям, эта наука должна была объединить все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную основу.
I .Введение
II. Основная часть
1) Определение понятия «социальный институт»
2) Типология социальных институтов
3) Функции социальных институтов
III. Заключение
Вологодский институт права и экономики ФСИН России
Кафедра философии
Контрольная работа
по дисциплине «Философия»
Тема: «Что представляют собой социальные институты. Какую роль они играют в жизни человека и общества».
Вариант №6
Выполнил: слушатель 2 курса учебной группы №412 младший инспектор 2 категории старший сержант внутренней службы
Кузьмин В.В.
Проверил:
Вологда-2012
Тема: «Что представляют собой социальные институты. Какую роль они играют в жизни человека и общества».
I .Введение
II. Основная часть
1) Определение понятия «социальный институт»
2) Типология социальных институтов
3) Функции социальных институтов
III. Заключение
I. Введение
Социальная философия или «социология» это понятие ввел в 30-е годы 19 века Огюст Конт, которого и считают отцом – основателем новой научной дисциплины. По его представлениям, эта наука должна была объединить все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную основу.
Как наука, социология была введена в 1989 году в связи с повышением интереса к социальным процессам. Например, процесс становления гражданского общества связан с утверждением прав и свобод человека, его духовной и экономической независимости, расширением пределов его свобод и прав человека.
Существенное увеличение возможности выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод.
Свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей. Отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы, самоорганизации человека становится социология.
Социология изучает общество, социальные отношения, и социальные общности, их деятельность. Философия также изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения.
Социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельную общую абстрактность, а как реальность.
Социология, как определенный тип знаний об обществе выходит из недр социальной философии, перенимает философскую культуру. Одновременно социология стремится к преодолению ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе социальных явлений. Социология ставит целью помочь людям разобраться в сложных проблемах жизни. Люди, создающие общество, несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать на основе полученных знаний. В этом случае им на помощь приходит социология.
II Основная часть
Само понятие «социальный институт» (от лат. institutum - установление, учреждение) пришло в социальную философию и социологию из юридических наук, где его использовали для обозначения комплекса юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения (например, институт наследования, институт собственности, институт семьи и брака и т.п.).
В социологии имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями. Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор.
Другой американский социолог Ч. Миллс под институтом понимал форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты он классифицировал по выполнению задач.
Немецкий социолог А. Гелен трактовал институт как регулирующее учреждение, направляющее в определённое русло действия людей подобнотому, как институты руководят поведением животных.
Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Одни исследователи под социальными институтами понимают «относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Другие исследователи определяют социальный институт как социальное образование, имеющее важное значение в структуре общества, и представляющее собой регулярную и долговременную социальную практику, санкционируемую и поддерживаемую с помощью специальных норм.
Известный российский социолог Фролов С.С. определяет социальный институт как организованную систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
При всем различии подходов к пониманию социального института, существующих в современной литературе, можно констатировать, что социальный институт рассматривается не как процесс, а как результат определенной деятельности людей, детерминируемой социально значимыми потребностями и интересами социальных субъектов в ее организации, дифференциации и специализации. Исходя из этого, возможно дать такое определение социального института: это устойчивый способ и форма организации совместной деятельности людей (общества в целом или отдельных социальных групп, классов, наций), посредством, которого реализуются их общие потребности и интересы (экономические, политические, культурные и др.). Социальный институт, таким образом, фиксирует какой-то вид человеческой деятельности и общественных отношений.
В своем развитом виде он представляет собой целостное системное образование, которое включает в себя: во-первых, определенное объединение людей, их организацию. Поэтому социальные институты могут выступать как организации и учреждения.; во-вторых, определенную нормативную систему - совокупность тех или иных принципов деятельности, правил и норм поведения обязательных для данного объединения людей, их организации; в-третьих, определенную систему ценностей, предполагающую наличие общих целей, общих идеалов, т.е. всего того, что мотивирует общие действия людей и способствует выработке их общей воли. Все эти компоненты социального института «работают» на обеспечение совместной деятельности людей, производство и воспроизводство социальных связей
Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни[.
Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную
совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия,
образование, экономика, управление.
В соответствии с концепцией Фролова С.С. можно выделить общие для всех институтов признаки, черты и свойств:
- установки и образцы поведения (привязанность, лояльность);
- ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве, символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);
- унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);
- устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);
- идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).
Необходимо отметить, что понятие социального института означает не только определённый элемент социальной структуры, но и установленные и регулярно повторяемые образы поведения. В этом смысле данное понятие является близким по своему содержанию к понятию социальной роли. Социальная роль – это навязываемый обществом человеку, находящемуся в определённой социальной позиции, соответствующие данной позиции способ поведения.
2) Типология социальных институтов
Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
Принято выделять пять основных комплексов социальных институтов в современном обществе (подразумевая главные)
1. экономические институты, организующие хозяйственную деятельность, служащие для производства и распределения услуг;
2. политические институты, регулирующие осуществление власти и доступ к ней;
3. институты родства или брака и семьи. Эти институты связаны с рождением детей, социализацией молодёжи, воспитанием подрастающего поколения (в том числе половым), формирование из подрастающего человека члена общества, знакомого с нормами социальной жизни и готового соблюдать их;
4. институты культуры и образования. Эти институты связанны с научной, художественной и просветительской и образовательной деятельностью.
5. религиозные институты. Эти институты организуют религиозное почитание богов.
Выделяют также институты стратификации (деление общества на «страты» по принадлежности к кастам, сословиям, классам, расовая сегрегация, половая дискриминация и др.) и военные институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности.
Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.
В социологической литературе выделяется обычно пять основных потребностей институтов:
1. потребность в воспроизводстве рода (институт родства, семьи и брака);
2. потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
3. потребность в средствах существования (экономические институты, производство);
4. потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);
5. потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
Экономические институты как социальные институты представляют собой совокупность институциализированных способов деятельности, образцов социальных действий, образующих различные типы экономического поведения людей и организаций для удовлетворения своих потребностей.
Основой экономической деятельности является работа. Работа – это решение задач, связанное с затратами умственными или физическими, имеющее своей целью производство благ и услуг, удовлетворяющих человеческие потребности. Основной задачей каждого индивидуума является зарабатывание денег, что является главным источником удовлетворения потребностей. В современной экономике можно выделить три сектора: первичный, вторичный и третичный.
Первичный сектор включает в себя сельское хозяйство, добывающую и лесную промышленность, рыболовство и пр. Вторичный сектор объединяет предприятия, которые преобразуют сырьё в промышленные товары. Третий сектор связан с индустрией услуг, с теми видами деятельности, которые. Не производя материальных благ прямо, предлагает остальным какие либо услуги. Ко всему этому примыкает банковский сектор, который аккумулирует финансовые средства и кредитует промышленные и сельскохозяйственные предприятия.
В группу фундаментальных экономических институтов входят: собственность, рынок, деньги, обмен, банки, различного типа хозяйственнее объединения, которые в совокупности образуют сложную систему производственных связей, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
Политические институты обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, осуществляют контроль за политическим поведением. В центре внимания политики власть и управление.
Главным носителем политическо
Государство как ядро социологической системы обеспечивает социальную интеграцию общества, безопасность жизнедеятельности людей и общества, распределение ресурсов и материальных благ, социальный контроль за девиантным поведением и пр.
Одним из важнейших институтов общества является семья. Институт семьи возник из необходимости упорядочения половых отношений и создания оптимальной формы хозяйственно - бытовой деятельности. Семья – это основанное на браке, кровном родстве и усыновлении объединение людей связанное с общностью быта и взаимной ответственностью.