Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:43, реферат
Первые философы. Индийская философия в собственном смысле датируется периодом культурно-духовного кризиса середины I тыс. до н.э., шраманской эпохой индийской цивилизации, названной так ввиду лавинообразного и практически синхронного появления множества аскетических групп (cанскритское «шрамана», палийское «саманна» – «подвижник»), каждая из которых выступила со своей программой достижения высшего блага и большинство – в оппозиции брахманистам. Если ставится вопрос о том, что или кого олицетворяют боги ведийских гимнов, а затем о том, значимы ли эти гимны вне обрядового действа, то отсюда только шаг и до следующего: необходимы ли сами эти действа как таковые для достижения высшего блага? Именно данная дилемма разделила духовную элиту на «диссидентов» и традиционалистов, которые должны были обращаться к общезначимой аргументации уже перед аудиторией всего индийского общества.
Все буддийские
школы были солидарны в своем
неприятии той квази-персоны (пудгала),
которую ватсипутрии ввели для объяснения
единства индивидуального опыта и реинкарнации
(под влиянием, вероятно, и только что представленных
аргументов брахманистов), не без основания
усматривая здесь попытку восстановить
концепцию Атмана, несовместимую с самими
основами учения Будды. Другой пункт внутренних
расхождений был связан с классификацией
дхарм. Всего было принято насчитывать
их 75, но наряду с обусловленными дхармами
(санскрита) буддисты оставляли все же
место и для нескольких необусловленных
(асанскрита): сарвастивадины, тхеравадины
и, вероятно, дхармагуптаки признавали
таковой только нирвану, тогда как другие
школы также пространство, путь к освобождению
(марга) и некоторые другие реалии. Некоторые
школы, в частности вибхаджьявада и дхармагуптака,
признавали особый статус и за «силами»,
которые ответственны за соединение дхармических
потоков в те или иные индивиды. Желая
обеспечить логическое пространство для
действия закона кармы, махасангхика и
дхармагуптака признавали, кроме пяти
дхармических групп-скандх, еще особую
субтильную материю (авиджняпти), отвергаемую
рядом других буддийских школ. Вместе
с тхеравадинами они отказывались признавать,
что существует промежуточное реинкарнационное
состояние между двумя воплощениями, тогда
как некоторые школы его признавали. Далее,
махасангхика, махащасака и андхака различали
активные страсти (парьявастхана) и сопутствующие
им тенденции сознания (анушая), тогда
как другие не усматривали между ними
принципиальных различий, а ватсипутрия
с махасангхикой подчеркивали, что только
первые связаны непосредственно с мыслью-намерением.
Наконец, буддисты расходились и в трактовке
самого познавательного процесса: махасангхика
наряду с некоторыми другими школами уподобляла
познание светильнику, освещающему не
только предметы, но и самого себя, с чем
некоторые школы не соглашались, а также,
вопреки большинству, утверждала, что
одновременно могут возникать разные
виды чувственного познания (например,
зрительное и тактильное).
Брахманистские
дискуссии проходили между
Оформленные школы
Классический период
индийской философии (2–5 вв.) – эпоха начального
системостроительства, осуществившегося
в формировании базовых текстов у джайнов,
а также в школах буддистов и брахманистов.
Ко 2 в. можно
отнести Вайшешика-сутры (в десяти
разделах, каждый из которых содержит
по две главы), приписываемые полулегендарному
философу Канаде (Улука), которые представляются
наиболее древними из всех основных текстов
брахманистов.
Почти одновременно
с ними или чуть позднее создаются
самый объемный базовый текст
брахманистов – Миманса-сутры, разделенные
на 12 частей и содержащие 2621 сутру; это
собрание сутр, приписываемое учителю
Джаймини, посвящено истолкованию ведийских
ритуальных предписаний общего и частного
характера.
Во 2–3 вв. Умасвати
составляет Таттвартхадхигама-сутру (Сутра
постижения значения категорий), принимаемую
обеими джайнскими конфессиями.
Ко 2–3 вв. следует
отнести и базовый текст
По преобладающему
мнению современных индологов, Ньяя-сутры,
приписываемые философу Готаме, прошли
несколько стадий кодификации: ко времени
Нагарджуны (подвергающего критике
систему категорий ньяи) были созданы
по крайней мере разделы I и V, которые вместе
можно рассматривать как своего рода учебник
по теории аргументации, а также, возможно,
и раздел II; два других раздела сутр, посвященные
«предметам познания», были присоединены
к ним примерно в 3–4 вв.
Не ранее этого
времени следует, видимо, датировать
и Брахма-сутры, или около 550 сутр
веданты, традиционно приписываемые
философу Бадараяне (на деле одному из
учителей веданты-мимансы, как, вероятно,
и Джаймини), в четырех разделах,
каждый из которых делится на четыре части;
во введении обосновывается познание
Брахмана как причины мира.
К 4 в. относится
основополагающий текст второго
по значимости направления махаяны
– виджнянавады-йогачары. Философы
этого направления отрицали существование
внешних вещей вне нашего сознания, мыслили
«аккумулированное сознание» в качестве
Абсолюта и разработали особую иерархию
йогической практики, которая изложена
в Мадхьянта-вибханга-сутре (Сутра о различении
срединного и крайностей), приписываемой
философу Асанге в «соавторстве» с бодхисаттвой
будущего мира Майтреей.
К 4 в. относится
и приписываемые Патанджали Йога-сутры
в четырех разделах. Появление
этих сутр было отчасти стимулировано
и успехами буддийской йоги – только
что рассмотренной школы
Завершает период
базовых текстов Санкхья-карика
Ишваракришны (4–5 вв.), представившего
«ортодоксальную» версию санкхьи. Санкхья-карику,
содержащую от 69 до 73 стихов (у различных
комментаторов), написанных «научным»
размером арья, можно считать уникальным
опытом сжатого изложения доктрин философской
системы в поэтической форме. Тот факт,
что древнейшая философская традиция
смогла представить базовый текст позднее
остальных, притом не в виде нормативного
жанра сутр, по крайней мере частично объясняется
разногласиями среди санкхьяиков, о которых,
как и о буддистах, сообщается, что они
к эпохе Ишваракришны разделились на 18
школ.
Значение базовых
текстов заключалось в «записи»
основных доктрин кодифицируемых философских
традиций, которые должны были составить
основание дальнейшей комментаторской
экзегезы. Отчасти она начинается уже
в этот период: еще ранее автокомментария
Умасвати к его сутрам появляется Махавибхаша
(Великое истолкование) – истолкование
абхидхармического сарвастивадинского
текста Джнянапрастхана, – созданная
в первой половине 2 в. во время третьего
собора сарвастивадинов под эгидой царственного
покровителя буддизма Канишки. В 5 в. Буддагхоса
комментирует основные части всей палийской
Типитаки. Ньяя-бхашья Ватсьяяны – основополагающий
комментарий к Ньяя-сутрам – также не
могла быть написана позднее 4–5 вв. (Ватсьяяна
ссылается и на предшествовавших ему толкователей
сутр ньяи), так как с ней полемизирует
Дигнага (5–6 вв.). Едва ли не самые ранние
философские трактаты принадлежали джайну
Кундакунде (2–3 вв.): в трехчастной стихотворной
Правачана-саре (Суть наставления) он суммирует
основы учения дигамбаров, начиная с изложения
общемировоззренческих положений джайнизма,
продолжая учением о трех категориях и
завершая характеристиками истинного
джайна. В Панчастикаясара (Суть учения
о пяти субстанциях) даются нормативные
характеристики всем субстанциям, признаваемым
в раннем джайнизме, – душе, материи, условиям
движения и покоя и пространству. Другое
важное произведение этого периода в жанре
трактатов – Чатухшатака (Четырехсотстишье)
последователя Нагарджуны Арьядэвы (3
в.), где разъясняются концепции «пустотности»
и стратификация уровней истины, подвергаются
критике основные противники буддизма
– вайшешики и санкхьяики – и выявляется
стратегия реализации истинно сущего
посредством разрушения ложных идей. Основоположные
для развития йогачары трактаты пишут
братья Асанга (4 в.) и Васубандху (4–5 вв.).
Раннее произведение Васубандху Абхидхарама-коша
(Сокровищница Абхидхармы), обобщающее
абхидхармическую традицию сарвастивадинов,
содержит 613 стихов, сопровождаемых прозаическим
комментарием автора в девяти разделах,
и является важнейшим источником по философии
саутрантики. Можно предположить, что
трактат Асанги Махаяна-санграха (Компендиум
учения махаяны) отчасти стимулировал
и соперничавших с махаянистами тхеравадинов
к составлению аналогичного компендиума
по основным разделам буддийского учения:
речь идет о Висуддхимагге (Путь очищения)
упомянутого Буддхагхосы. К философским
трактатам следует отнести и Вакьяпадию
(О речи и слове) великого грамматиста
Бхартрихари (5 в.), впервые изложившего
ведантийскую доктрину шабда-брахман
(Брахман как Слово), по которой мир рассматривается
в виде иерархии объективаций трансцендентной
Речи (пара вач). Дигнага осуществил реформу
традиционной индийской логики в рамках
идеализма йогачары и стал основателем
целой его школы – «дискурсистов» (праманики),
опиравшейся на его Прамана-самуччаю (Компендиум
источников знания), Ньяяправешу (Введение
в логику), Аламбанапарикшу (Исследование
опоры сознания) и ряд других работ (сохранившихся
преимущественно в тибетских переводах).
Ранняя схоластика
Раннесхоластический
период индийской философии (5–9 вв.)
– эпоха составления основных
нормативных комментариев к базовым
текстам, а также «авторской»
литературы, в результате чего кодифицированные
на предыдущей стадии школы становятся
«полными» философскими системами – даршанами.
Индийская философия знает три основных
комментаторских жанра: комментарии учебного
типа, предназначенные для освоения адептами
той или иной системы под руководством
наставников; комментарии, преследовавшие
целью дать нормативную трактовку базовых
текстов для самих наставников; комментарии
теоретические – разрабатывавшие на основании
базовых текстов новые или по-новому сформулированные
доктрины. Трактаты распределялись на
два класса – некоторые из них выполняли
задачу свободного (не буквального) комментирования
предыдущих текстов, другие представляли
собой «монографические» исследования
отдельных философских проблем.
Джайнская схоластика
представлена многочисленными комментариями
(как прозаическими, так и стихотворными)
к сочинениям Кундакунды, сутрам Умасвати,
текстам шветамбарского и дигамбарского
канонов, а также специальными трактатами
и компендиумами на джайнском пракрите
и санскрите. Среди наиболее авторитетных
дигамбарских комментариев сутр Умасвати
– Сарвартхасиддхи Пуджьяпады (6 в.) и Гандхахастимахабхашья
Самантабхадры (7 в.), вступительная часть
которого, Аптамиманса, была посвящена
разработке диалектической логики сьядвада,
по которой любая предикация может быть
корректна лишь контекстно и все ошибки
связаны с абсолютизацией того или иного
контекста. Акаланка (7 в.) комментировал
и Умасвати и Самантабхадру, составив
также три трактата по диалектической
логике. Сиддхасена Дивакара (от 4 до 8 вв.),
комментировавший Умасвати, применил
методологию сьядвады к описанию субстанций,
качеств и проявлений и составил трактат
Ньяяватара (Введение в логику), где систематизировал
источники знания. Шветамбару Харибхадре
(8 в.), помимо многочисленных трактатов
и комментариев (в том числе даже к Прамана-самуччае
основателя буддийской школы логики Дигнаги),
принадлежит первый в истории индийской
философии компендиум Шаддаршанасамуччая,
в котором джайнская философия излагается
наряду с другими основными системами.
Амритачандра (9 в.) создал санскритские
версии пракритских оригиналов Кундакунды
и комментариев к его основным произведениям.
Его современник Видьянанда, защищавший
джайнизм от мимансака Кумарила Бхатты,
комментировал и Умасвати и Акаланку,
составив также несколько гносеологических
трактатов. Дигамбар Немичандра (9 в.) известен
двумя стихотворными трактатами: в краткой
Дравьясанграхе исследуется основные
субстанциальные системы – душа и не-душа,
«освобождение», его условия и причины;
в очень подробных калькуляциях и описаниях
тысячестишья Панчасанграхи – учение
о душе, кармическая материя, космология
и натурфилософия, а также природа и типология
знания.
Буддийская школа
йогачары-виджнянавады комментировала
сочинения прежде всего двух своих
главных учителей. Дхармапала и Стхирамати
(оба 6 в.), истолковывали Компендиум Абхидхармы
Асанги, приписываемую ему Махаянасутраланкару,
а также Абхидхармакошу, Двадцатистишье
и Тридцатистишье Васубандху. Дхармапала,
кроме того, истолковывал Исследование
объекта Дигнаги и сочинения мадхьямика
Арьядэвы, Стхирамати – карики Нагарджуны.
Продолжателем идей Дигнаги стал Дхармакирти
(7 в.), который в Праманаварттике (Определение
учения об источниках знания), Праманавинишчае
(Уточнение источников знания), Ньяябинду
(Капля логики) и четырех других трактатах
уточняет и модифицируют логическую терминологию
Дигнаги, определения, учение о логических
ошибках, предлагает собственную интерпретацию
трехаспектности среднего термина. Ньяябинду,
в которой поэтапно рассматриваются чувственное
восприятие, умозаключение-для-себя и
умозаключение-для-других (силлогизм),
комментировал Дхармоттара (9 в.), Обоснование
чужой одушевленности (сохранившееся
только в тибетском переводе) – Винитадэва
(8 в.). К 9 в. завершилось разделение йогачары
на два направления – последователей
Асанги («следующие преданию») и Дигнаги
(«следующие логике»).
Еще раньше, в 6 в.,
произошло разветвление мадхьямики.
Буддхапалита, комментировавший карики
Нагарджуны, основал течение прасангики,
задачи которой носили преимущественно
деструктивный характер – сведение к
абсурду положений оппонентов мадхьямики
(он же разрабатывал обоснование «бес-сущностности»
всех вещей). К тому же направлению принадлежали
Чандракирти (7 в.), составитель знаменитого
комментария к карикам Нагарджуны Прасаннапада
(Яснословесное толкование), в котором
он демонстрирует редкую (вопреки названию)
диалектическую изощренность, цитируя
по ходу дела множество не дошедших до
нас буддийских работ, и собственного
трактата Мадхьямакаватара (Введение
в мадхьямику), где специально анализируются
два уровня истины, а также систематизатор
учения махаяны и поэт-мистик Шантидэва
(7–8 вв.). Современник Буддхапалиты – Бхававивека,
основатель сватантрики, признавал существование
некоторого внешнего объекта познания
и использовал ряд идей Дигнаги. В 8 в. произошло
деление сватантрики – на сторонников
саутрантики и йогачары. Среди последних
выделяются Шантаракшита, автор стихотворного
трактата Таттвасанграха (Компендиум
категориальных понятий), где он излагает,
а затем опровергает 26 ключевых понятий
индийской философии (начиная с Пракрити
санкхьяиков), и его комментатор Камалашила,
написавший также руководство по «постепенному
совершенствованию» и подвергший критике
виджнянаваду и знаменитое учение чань
(за последнее ему пришлось заплатить
жизнью в Тибете).