Древнеиндийская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:43, реферат

Описание работы

Первые философы. Индийская философия в собственном смысле датируется периодом культурно-духовного кризиса середины I тыс. до н.э., шраманской эпохой индийской цивилизации, названной так ввиду лавинообразного и практически синхронного появления множества аскетических групп (cанскритское «шрамана», палийское «саманна» – «подвижник»), каждая из которых выступила со своей программой достижения высшего блага и большинство – в оппозиции брахманистам. Если ставится вопрос о том, что или кого олицетворяют боги ведийских гимнов, а затем о том, значимы ли эти гимны вне обрядового действа, то отсюда только шаг и до следующего: необходимы ли сами эти действа как таковые для достижения высшего блага? Именно данная дилемма разделила духовную элиту на «диссидентов» и традиционалистов, которые должны были обращаться к общезначимой аргументации уже перед аудиторией всего индийского общества.

Файлы: 1 файл

Основные периоды индийской философии.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

     Стоит  сказать несколько слов о гносеологии  санкхьи и, в частности, о  позиции этой школы по отношению к причинно-следственным связям. Согласно санкхье, чувственное познание материального мира воспринимается человеком через ментальные образы. Не отрицая сущностность внешних проявлений, признается, что человек не способен до конца познать мир как таковой, а сам процесс познания сводится к восприятию чувственных впечатлений. Итак, мы рассмотрели первый из трех источников познания. Вторым и третьим являются, соответственно, умозаключение (аналогично школе ньяя) и шрути (знание, почерпнутое из  священных текстов). Однако на практике адепты редко апеллируют к первоисточникам, ограничиваясь восприятием, умозаключением и аналогией. 

     Заметим,  что здесь можно отметить явное  расхождение с позицией философии  ньяя. Последняя рассматривает мир  как объект для чувственного изучения, а с точки зрения философов санкхьи природа вещей до конца не познаваема., то есть является не более чем чувственным впечатлением. 

  

3. ЙОГА. 

     Йога  представляет собой совокупность  религиозно-философских дисциплин,  ведущих к освобождению. Основоположником учения считается Патанджали (живший ок.200 ил 400 г.н.э.), систематизировавший основные методики в своей «Йога-сутре», древнейшем письменном руководстве по йоге.  

     Несмотря  на то что позиции йоги и  санкхьи совпадают, существует и принципиальное расхождение. В отличие от последней, йога придерживается концепции личного божества (Ишвары). Доказательство существования Ишвары сводится к выявлению качественных характеристик бытия. Так, один объект превосходит другой по размерам и, следовательно, необходим критерий (эталон) соотнесения величин. Эта посылка в свою очередь подразумевает наличие Высшего Существа, носителя всех мыслимых категорий и качеств, относительно которых осуществляется оценка всего сущего.  Однако, вечный, всемогущий Ишвара не считается Творцом материального мира. Эта концепция Бога существенно отличается как от западной, так и той, что предложена системой ньяя/вайшешика. 

     Своей  целью йога ставит освобождение  Пуруши (достижение мокши), а это  требует от человека духовной дисциплины. Система самосовершнствования подразумевает восемь этапов:  

1.   Воздержание  от неправедной жизни (лжи,  лихоимства, половой жизни). 

2.    Соблюдение  предписаний – внутренней и  внешней чистоты. 

3.   Статические  упражнения (позы-асаны). 

4.   Овладение  гармоничным дыханием. 

5.   Направление  сознания внутрь с целью подготовки  физ. тела к дух. опыту. 

6.   Сосредоточение  внимания на объекте. 

7.   Созерцание  объекта. 

8.   Самадхи  – состояние глубокой медитации  (достижение сверхсознания). 

Сам медитативный процесс представляет практическую реализацию природы реальности, заявленную в философии санкхья. Личный Бог  играет роль источника духовной экзальтации, ибо доказательство его существования  постигается как интуитивное  познание Высшего Начала. В то же время служение Ишваре является неотъемлемой составляющей физической и умственной подготовки йога. 

  

4. МИМАНСА. 

      Последователи мимансы подвергли  «Веды» логическому обоснованию  и придавали большое значение  ведическим гимнам, текстам некоторых «Брахман» и Упанишад». Это религиозно-философское учение подразделяется на две школы: 

      1. Пурва – миманса (ранняя) –  особое внимание направлено на  соблюдение общественного и религиозного  долга (дхармы) в свете ведийских  учений; иногда это направление называют дхарма – мимансой. 

     2. Уттара – миманса (более позднее  учение) – основой является концепция  Брахмана как Первопричины всего  сущего; внимание уделяется скорее  исследованию природы реальности, а не управляющим принципам;  иногда эту школу именуют брахма – мимансой. 

     Уттара  – мимансу также называют ведантой, последней из шести рассматриваемых   философских систем. Отметим, что  термин «ранняя» следует понимать  не в хронологическом порядке  , а в свете того, что система  веданты несколько переосмыслила некоторые базовые принципы, обозначенные в ведийской литературе. Заметим, что истоки обеих школ не совсем ясны. Принято считать, что учение было впервые изложено в «Миманса-сутрах», Джаймини, жившим в 3 в.н.э. Однако задолго до написания этого трактата учение передавалось из уст в уста.  Наиболее известна поздняя интерпретация сделанная  бхашьей  (комментарий к сутре) в период между 3 и 4 вв.н.э. Отправной точкой учения является предпосылка о том, что имеют смысл только те утверждения, которые предписывают условия действия причины. Суть такого заявления заключается в том, что «Веды» рассматриваются как истина в конечной инстанции. Познаваемы лишь события (факты) личной жизни, что же касается вечных понятий , то они непостижимы, потому что не поддаются описанию и идентификации. Таким образом, знания, изложенные в «Ведах» существуют вне рамок условного мира. 

     Теория  познания мимансы исходит из  посылки вечности и непреложности  ведийских знаний: познание самоочевидно  и тождественно самосознанию. Иными словами, голые факты не отражают истинного знания. Итак, налицо явный дуализм позиции. Разум существует вне связи с объектами изучения, а знание не является производным от осмысления результатов эмпирического процесса, но незыблемым и непреложным. Коль скоро извечная истина не может быть выявлена с помощью фактических свидетельств, стоит принять ее такой, какой она отображена в «Ведах». Можно сказать , что вклад этой школы в индуизм состоит в утверждении незыблемости соблюдения законов Дхармы. «Веды» как основной источник непреходящего знания должны вновь и вновь переосмысливаться и комментироваться в свете практического применения.  Все что выходит за рамки предписаний, представляет очевидную угрозу отягощения кармы и соответственно, умножения страданий в будущем. 

  

5.ВЕДАНТА. 

      Философская система  веданта  (буквально – завершение вед)  и поныне пользуется большой  популярностью . Ключевым понятием  считается Брахман – конечная  истина, непостижимая умом, но обретаемая  в процессе молитвенного созерцания и углубленной медитации. Аргументация веданты сводится к следующему: 

● Брахман бескачествен (не являясь частью феноменального мира, он и не то и не это); 

● только обусловленность  подразумевает конкретное понятие  и качественные характеристики; 

● соответственно, Брахман непостижим в рамках условных понятий. 

Согласно веданте, Брахман воплощается в физические формы, но при этом остается неизменен, является Первопричиной всего сущего, но поскольку он вечен и неделим, не может рассматриваться в свете причинно-следственных связей…м 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курский государственный  медицинский университет,

Курск, Россия. 
 

кафедрой  философии и истории  Медицинских Наук

профессор Сергей Павлович Щавелёв 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

“Древнеиндийская философия” 
 
 
 
 

Раджкумар.д.с.р

аспирант, второй год,

Кафедрой  травматологии и ортопедической и ВПХ 
 
 

Курск 2011 
 

Министерство  здравоохранения и социального  развития РФ

Курский государственный медицинский университет

Кафедра философии 
 
 
 

Раджкумар.д.с.р,

очный аспирант

кафедры ………………………………… 
 

философии и медицине Древней Индии

Реферат для сдачи кандидатского экзамена

по курсу  «История и философия науки» 
 

Научный руководитель:

профессор В.П. Иванов

(заведующий  кафедрой генетики КГМУ). 
 

Проверил: ________________ 

Оценка: _________________    
 

Курск   

 

2009–2010 академический год 

Информация о работе Древнеиндийская философия