Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:43, реферат
Первые философы. Индийская философия в собственном смысле датируется периодом культурно-духовного кризиса середины I тыс. до н.э., шраманской эпохой индийской цивилизации, названной так ввиду лавинообразного и практически синхронного появления множества аскетических групп (cанскритское «шрамана», палийское «саманна» – «подвижник»), каждая из которых выступила со своей программой достижения высшего блага и большинство – в оппозиции брахманистам. Если ставится вопрос о том, что или кого олицетворяют боги ведийских гимнов, а затем о том, значимы ли эти гимны вне обрядового действа, то отсюда только шаг и до следующего: необходимы ли сами эти действа как таковые для достижения высшего блага? Именно данная дилемма разделила духовную элиту на «диссидентов» и традиционалистов, которые должны были обращаться к общезначимой аргументации уже перед аудиторией всего индийского общества.
На этом творческий
период индийской философии реально
завершается. Дальнейшие этапы ее истории,
которая продолжается и в настоящее
время, воспроизводят традиционные
жанры философствования (в виде организованного
диспута) и философской литературы
(в виде комментариев, трактатов и учебных
пособий). Творческое развитие осталось
уделом только «новой ньяи»: Матхуранатха
(17 в.) рассматривает отношения (парьяпти),
соответствующие отношению между числом
2 и классом, состоящим из двух предметов,
а также формулирует закон двойного отрицания.
Но к 18 в. творческая активность иссякает
и здесь.
Список литературы
Мюллер М. Шесть
систем индийской философии. М., 1901
Чаттерджи С., Датта
Д. Введение в индийскую философию.
М., 1955
Радхакришнан
С. Индийская философия, тт. 1–2. М., 1956–1957
Инголлс Д.Г. Введение
в индийскую логику навья-ньяя. М.,
1974
Костюченко В.С.
Классическая веданта и неоведантизм.
М., 1983
Лысенко В.Г. «Философия
природы» в Индии: атомизм школы
вайшешика. М., 1986
Щербатской Ф.И.
Избранные труды по буддизму. М., 1988
Андросов В.П.
Нагарджуна и его учение. М., 1990
Исаева Н.В. Шанкара
и индийская философия. М., 1991
Розенберг О.О. Труды
по буддизму. М., 1991
Шохин В.К. Брахманистская
философия: начальный и раннеклассический
периоды. М., 1994
Лысенко В.Г. Опыт
введения в буддизм: ранняя буддийская
философия. М., 1994
Лысенко В.Г., Терентьев
А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия.
Философия джайнизма. М., 1994
Щербатской Ф.И.
Теория познания и логика по учению
позднейших буддистов, ч. I–II. СПб, 1995
Степанянц М.Т. Восточная
философия. Вводный курс. Избранные
тексты. М., 1997
Сутры философии
санкхьи. Таттва-самаса, Крама-дипика,
Санкхья-сутры, Санкхья-сутра-вритти. М.,
1997
Шохин В.К. Первые
философы Индии. М., 1997
Базаров А.А. Институт
философского диспута в тибетском
буддизме. СПб, 1998
Шохин В.К. Ф.И.Щербатской
и его компаративистская
Для подготовки
данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.krugosvet.
Древнеиндийская философия
ВВЕДЕНИЕ
Более
чем три тысячи лет назад
Индостан стал родиной
Существенное
влияние на культуру Индии
оказали многочисленные
Есть
свидетельства, что в
С
не меньшей степенью
Не
следует сбрасывать со счетов
и влияние последовавших за
ариями завоевателей. В период с 600 по
500 г. до н.э. Индостан подвергался нашествию
персов, исповедовавших зороастризм. Позднее,
в 300-100 гг. до н.э., в страну вторглись греки
под предводительством Александра Великого.
Уже в нашем тысячелетии (800-1800) Индия подверглась
сильному влиянию исламской культуры,
а начиная с 19в. И вплоть до 1946г. Попала
в прямое подчинение британской короне.
Таким
образом, было бы наивным
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Ретроспективный
взгляд на развитие индуизма
позволяет выделить три
1. Ведический
период. 15-6 вв.до н.э. Период написания
ранних «Вед»,
Как правило, веды
состояли из нескольких частей. Это
«священное писание», религиозные гимны
«самхиты». Далее шло описание ритуалов
«брахманы», написанные брахманами (жрецами)
и используемые ими при отправлении религиозных
культов. Книги лесных отшельников («араньяки»)
и философские комментарии к ведам («упанишады»).
В ведах
запечатлены все знания Ариев того
времени о самих себе и об окружающем мире.
Известны четыре веды: Ригведа (веда
гимнов), Самаведа (веда напевов, священных
мелодий), Яджурведа (веда жертвенных формул)
и Атхарведа ( веда магических заклинаний).
2. Эпический
этап. 6-2 вв.до н.э. Приземленная концепция
Дхармы трансформируется в стремление
освобождения от бесконечного цикла перерождений.
Прежняя смысловая нагрузка Дхармы не
отбрасывается , но обогащается понятием
личного духовного освобождения (мокши),
которое становится доминирующим.
Наиболее известными источниками периода
являются две поэмы – эпосы «Махабхарата»
и «Рамаяна», в которых затрагиваются
многие философские проблемы эпохи. Также
это период становления основных классических
школ философии. Философские течения индуистской
мысли подразделяются на ортодоксальные
– астика (основанные на ведийских
знаниях) и оппозиционные – настика .
К последним относятся буддизм, джайнизм,
чарвана-лакаята. Ортодоксальных школ
шесть, и, как правило они представлены
попарно: ньяя / вайшешика, санкхья / йога
и миманса / веданта.
3. Эра
сутр. 2в. до н.э. – 7 в.н.э.
В середине 1го тысячелетия нашей
эры вво
дится понятие
бхакти - служение и любовь к личному
божеству. В этот период основной целью
становится не столько уход от череды
земных воплощений, сколько достижение
единения с божеством еще при жизни. Сутра
– краткий философский трактат, рассматривающий
отдельные проблемы (например, «нама-сутра»
и др.). Эра сутр завершает период древнеиндийской
философии.
В дальнейшем (в средние века) господствующее
положение в индийской философии
заняло учение Гаутамы Будды – буддизм.
В 18 – 20 вв. индийская философия обогатилась
достижениями европейской философской
мысли (в частности английской).
ОНТОЛОГИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
Онтология
индийской философии (учение о
бытие и небытие) опирается
на закон Риты – космической
эволюции, цикличности, порядка и
взаимосвязанности. Бытие и
ГНОСЕОЛОГИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
Главной
особенностью древнеиндийской гносеологии
(учения о познании) является не изучение
внешних (видимых) признаков предметов
и явлений (что характерно для европейского
типа познания), а изучение процессов ,
происходящих в сознании при соприкосновении
с миром предметов и явлений. В этой связи
индийская философия выделяет три вида
сознания : «пракрити» - материальное сознание,
«пуруша» - чистое сознание (первичная
энергия, из которой возникли Вселенная
и люди) и «майя» - сознание сновидения,
мираж. Каждое из данных видов сознания
согласно индийской философии реально
и заслуживает изучения – в отличие от
европейской философии, которая признает
только материальное сознание и длительное
время (до И.Канта) не рассматривала вопросы
подлинного и неподлинного бытия, сущности
и иллюзорности.
НЕКОТОРЫЕ КЛЮЧЕВЫЕ
КОНЦЕПЦИИ
БРАХМАН. Монотеистические
религии – иудаизм , христианство
и ислам – под словом Бог
подразумевают созидательную
Особое
место в индуистском пантеоне
занимает триада (тримурти), представленная
тремя богами в онтологическом и функциональном
единстве : Брахма – творец мира, Вишну
– хранитель мира и Шива – разрушитель.
Их Изображения символизируют фундаментальные
процессы перемен, происходящих в природе
(пракрити – вечное материальное начало,
первоматерия, тождественна, творческой
силе природы). Венчает эту троицу концепция
Брахмана, выражающая Абсолютную Реальность,
под которой подразумевается вся полнота
(пустота) вселенной со всем сонмом бесчисленных
богов и богинь. Брахман рассматривается
как непроявленная реальность всего сущего.
Что же касается второстепенных богов,
то они представляют лишь воплощенные
и функционально ограниченные аспекты
Брахмана. Из всего вышесказанного
можно сделать следующий вывод: индуизм
занимает концептуальную позицию, согласно
которой многочисленные боги и богини
представляют многообразные аспекты Абсолюта,
именуемого Брахманом.
АТМАН. Частица
Бога-Брахмы в человеческой душе. Первоначален,
неизменен, вечен. Итак, Конечной Абсолютной
реальностью является Брахман, а
высший личностный аспект именуется термином
Атман, который иногда переводится как
душа. Одной из ключевых идей философии
Упанишад и Веданты является тождественность
Атмана и Брахмана. Какие бы ограничения
ни накладывала на человека физическая
реальность, его истинное «Я» всегда остается
частью Великого Абсолюта (Брахмана). Иначе
говоря, на этом уровне сознания личность
отождествляется с Абсолютом.