Древнеиндийская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:43, реферат

Описание работы

Первые философы. Индийская философия в собственном смысле датируется периодом культурно-духовного кризиса середины I тыс. до н.э., шраманской эпохой индийской цивилизации, названной так ввиду лавинообразного и практически синхронного появления множества аскетических групп (cанскритское «шрамана», палийское «саманна» – «подвижник»), каждая из которых выступила со своей программой достижения высшего блага и большинство – в оппозиции брахманистам. Если ставится вопрос о том, что или кого олицетворяют боги ведийских гимнов, а затем о том, значимы ли эти гимны вне обрядового действа, то отсюда только шаг и до следующего: необходимы ли сами эти действа как таковые для достижения высшего блага? Именно данная дилемма разделила духовную элиту на «диссидентов» и традиционалистов, которые должны были обращаться к общезначимой аргументации уже перед аудиторией всего индийского общества.

Файлы: 1 файл

Основные периоды индийской философии.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

На этом творческий период индийской философии реально  завершается. Дальнейшие этапы ее истории, которая продолжается и в настоящее  время, воспроизводят традиционные жанры философствования (в виде организованного  диспута) и философской литературы (в виде комментариев, трактатов и учебных пособий). Творческое развитие осталось уделом только «новой ньяи»: Матхуранатха (17 в.) рассматривает отношения (парьяпти), соответствующие отношению между числом 2 и классом, состоящим из двух предметов, а также формулирует закон двойного отрицания. Но к 18 в. творческая активность иссякает и здесь. 

Список литературы 

Мюллер М. Шесть  систем индийской философии. М., 1901  

Чаттерджи С., Датта  Д. Введение в индийскую философию. М., 1955  

Радхакришнан  С. Индийская философия, тт. 1–2. М., 1956–1957  

Инголлс Д.Г. Введение в индийскую логику навья-ньяя. М., 1974  

Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983  

Лысенко В.Г. «Философия природы» в Индии: атомизм школы  вайшешика. М., 1986  

Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988  

Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. М., 1990  

Исаева Н.В. Шанкара  и индийская философия. М., 1991  

Розенберг О.О. Труды  по буддизму. М., 1991  

Шохин В.К. Брахманистская философия: начальный и раннеклассический  периоды. М., 1994  

Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия. М., 1994  

Лысенко В.Г., Терентьев  А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994  

Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. I–II. СПб, 1995  

Степанянц М.Т. Восточная  философия. Вводный курс. Избранные  тексты. М., 1997  

Сутры философии  санкхьи. Таттва-самаса, Крама-дипика, Санкхья-сутры, Санкхья-сутра-вритти. М., 1997  

Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997  

Базаров А.А. Институт философского диспута в тибетском  буддизме. СПб, 1998  

Шохин В.К. Ф.И.Щербатской и его компаративистская философия. М., 1998  

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://www.krugosvet.ru/ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Древнеиндийская философия

ВВЕДЕНИЕ 

  

     Более  чем три тысячи лет назад  Индостан стал родиной причудливого  переплетения уникальных философских  концепций, духовных практик и  обычаев. Следовательно, не удивительно,  что философия индуизма не базируется на одной религиозной основополагающей системе, но сочетает в себе элементы разных вероучений и традиций, уходящих своими корнями в глубину веков. Нужно отметить что, несмотря на общепринятый термин «индуизм», следует иметь в виду, что философские школы и мистические практики индусов настолько многочисленны, что общее название может быть принято исключительно условно. 

     Существенное  влияние на культуру Индии  оказали многочисленные завоеватели  этого субконтинента; первыми из них считаются арии, центральноазиатские племена, нашествие которых осуществлялось в период с 1500 по 1200г. До н.э. Не исключено, что древние индоарии имели общие ближневосточные корни с греками, так как их верования обычно перекликаются с представлениями эллинов. 

     Есть  свидетельства, что в доарийскую  эпоху, с 2500 по 1700 г. До н.э., в  долине реки Инд существовала  Хараппская цивилизация(археологическая  культура бронзового века в  Индии и Пакистане, названа  по находкам в Хараппе, руины городов, крепостей, морских портов), о влиянии которой на формирование индуизма судить сложно, ибо свидетельства, дошедшие до наших дней весьма скудны. Однако некоторые сохранившиеся изображения древних богов и богинь, одно из которых напоминает внешний облик Шивы и йоговскую технику, наводят на мысль о том, что древний народ внес свой вклад в развитие более поздних философских и религиозных взглядов. 

     С  не меньшей степенью вероятности  можно предположить, что ассимиляция  светлокожих арийцев и темнокожих аборигенов породила широкий спектр религиозных и социальных феноменов, включая кастовую общественную структуру, оказавшую существенное влияние на формирование философской мысли. 

     Не  следует сбрасывать со счетов  и влияние последовавших за  ариями завоевателей. В период с 600 по 500 г. до н.э. Индостан подвергался нашествию персов, исповедовавших зороастризм. Позднее, в 300-100 гг. до н.э., в страну вторглись греки под предводительством Александра Великого. Уже в нашем тысячелетии (800-1800) Индия подверглась сильному влиянию исламской культуры, а начиная с 19в. И вплоть до 1946г. Попала в прямое подчинение британской короне. 

     Таким  образом, было бы наивным предполагать  наличие единой философской системы,  отличающейся монолитностью и  последовательностью. Поэтому индуизм можно рассматривать как совокупность общественной мысли, метафизики и религии. 

  

  

  

  

  

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ 

  

     Ретроспективный  взгляд на развитие индуизма  позволяет выделить три основных  этапа, в течение которых философская  мысль претерпела существенные метаморфозы. 

  

1.    Ведический  период. 15-6 вв.до н.э. Период написания  ранних «Вед», характеризующийся  привнесением концепции Дхармы  – универсального закона, устанавливающего  правила общественной и личной  жизни и нацеленного на достижение гармонии и счастья. Веды (дословно знания) – религиозно – философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после 15 в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части вед-упанишады (дословно с санскрита-«сидение у ног учителя»), в которых дается философская трактовка содержания вед. 

Как правило, веды состояли из нескольких частей. Это  «священное писание», религиозные гимны  «самхиты». Далее шло описание ритуалов «брахманы», написанные брахманами (жрецами) и используемые ими при отправлении религиозных культов. Книги лесных отшельников («араньяки») и философские комментарии к ведам («упанишады»). 

 В ведах  запечатлены все знания Ариев того времени о самих себе и об окружающем мире. Известны четыре веды:  Ригведа (веда гимнов), Самаведа (веда напевов, священных мелодий), Яджурведа (веда жертвенных формул) и Атхарведа ( веда магических заклинаний). 

  

2.    Эпический  этап. 6-2 вв.до н.э. Приземленная концепция Дхармы трансформируется в стремление освобождения от бесконечного цикла перерождений. Прежняя смысловая нагрузка Дхармы не отбрасывается , но обогащается понятием личного духовного освобождения (мокши), которое  становится доминирующим. Наиболее известными источниками периода       являются две поэмы – эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи. Также это период становления основных классических школ философии. Философские течения индуистской мысли подразделяются на ортодоксальные – астика (основанные на ведийских  знаниях) и оппозиционные – настика .  К последним относятся буддизм, джайнизм, чарвана-лакаята.  Ортодоксальных школ шесть, и, как правило они представлены попарно: ньяя / вайшешика, санкхья / йога и миманса / веданта. 

  

3.    Эра  сутр. 2в. до н.э. – 7 в.н.э.  В середине 1го тысячелетия нашей  эры вво 

дится понятие  бхакти -  служение и любовь к личному  божеству. В этот период основной целью  становится не столько уход от череды земных воплощений, сколько достижение единения с божеством еще при жизни. Сутра – краткий философский трактат, рассматривающий отдельные проблемы (например,  «нама-сутра» и др.). Эра сутр завершает период древнеиндийской философии. 

  

       В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской   философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм. В 18 – 20 вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности английской). 

ОНТОЛОГИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ  ФИЛОСОФИИ 

  

     Онтология  индийской философии (учение о  бытие и небытие) опирается  на закон Риты – космической  эволюции, цикличности, порядка и  взаимосвязанности. Бытие и небытие  ассоциируются соответственно с  вдохом и выдохом Брахмы –Космоса (Бога – творца). В свою очередь, Брахма – Космос живет 100 космических ( 8 640 000 000 земных ) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических ( 8 640 000 000 земных ) лет – до нового рождения Брахмы. Вся бесконечная история – это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Брахмы – Космоса заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир Взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития – достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. 

  

  

ГНОСЕОЛОГИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ  ФИЛОСОФИИ 

  

     Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов , происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания : «пракрити» - материальное сознание, «пуруша» - чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди) и «майя» - сознание сновидения, мираж. Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения – в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И.Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности. 

  

  

НЕКОТОРЫЕ КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПЦИИ 

  

БРАХМАН. Монотеистические религии – иудаизм , христианство и ислам – под словом Бог  подразумевают созидательную силу и в то же время рассматривают  творца как некую невыразимую, хотя и антропоморфную сущность, объект для моления и духовного общения. В этом смысле мышление индуса кардинально отличается от образа мысли представителей других конфессий. На  экзотерическом , т.е. общественном, уровне сознания существуют тысячи богов и богинь (классический индуистский пантеон насчитывает триста тридцать миллионов богов и богинь), и все они имеют свою сферу влияния, географическую принадлежность или покровительствуют конкретному виду деятельности. Например, принято считать, что бог с головой слона , Ганеша , приносит удачу и способствует успеху в научных изысканиях. Поэтому люди, занимающиеся наукой, относятся, относятся к этому божеству с трепетным уважением. 

     Особое  место в индуистском пантеоне  занимает триада (тримурти), представленная  тремя богами в онтологическом и функциональном единстве : Брахма – творец мира, Вишну – хранитель мира и Шива – разрушитель. Их Изображения символизируют фундаментальные процессы перемен, происходящих в природе (пракрити – вечное материальное начало, первоматерия, тождественна, творческой силе природы). Венчает эту троицу концепция Брахмана, выражающая Абсолютную Реальность, под которой подразумевается вся полнота (пустота) вселенной со всем сонмом бесчисленных богов и богинь. Брахман рассматривается как непроявленная реальность всего сущего. Что же касается второстепенных богов, то они представляют лишь воплощенные  и функционально ограниченные аспекты Брахмана.  Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: индуизм занимает концептуальную позицию, согласно которой многочисленные боги и богини представляют многообразные аспекты Абсолюта, именуемого Брахманом. 

  

АТМАН. Частица  Бога-Брахмы в человеческой душе. Первоначален, неизменен, вечен.  Итак, Конечной Абсолютной реальностью является Брахман, а  высший личностный аспект именуется термином Атман, который иногда переводится как душа. Одной из ключевых идей философии Упанишад и Веданты  является тождественность Атмана и Брахмана. Какие бы ограничения ни накладывала на человека физическая реальность, его истинное «Я» всегда остается частью Великого Абсолюта (Брахмана). Иначе говоря, на этом уровне сознания личность отождествляется с Абсолютом. 

Информация о работе Древнеиндийская философия