Философия Ф.Бэкона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 06:49, контрольная работа

Описание работы

Развитие нового - буржуазного - общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое переживает период своего становления. При понимании проблем, которые стояли перед философией 17 века, надо учитывать, во-первых, специфику нового типа науки - экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются в этот период. И, во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии.

Содержание работы

Введение…..……………………………………………………………………2
Биография Ф.Бэкона……………………..…………………………..………4
Научные труды……………………………..………………………….………5
Пирамида наук Ф.Бэкона…………………………..………………...…...…9
«Антиципация природы» и «интерпретация природы»….……...……13
Учение об идолах…………………………………………………....………15
Учение Бэкона об эмпирическом методе……………………..…………16
Методология науки Ф.Бэкона…………………………………...…………20
Заключение………………………………………………………..………….24
Список использованной литературы ………………………..……..……25

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 117.90 Кб (Скачать файл)

План:

Введение…..……………………………………………………………………2

Биография Ф.Бэкона……………………..…………………………..………4

Научные труды……………………………..………………………….………5

Пирамида наук Ф.Бэкона…………………………..………………...…...…9

«Антиципация природы» и  «интерпретация природы»….……...……13

Учение об идолах…………………………………………………....………15

Учение Бэкона об эмпирическом методе……………………..…………16

Методология науки Ф.Бэкона…………………………………...…………20

Заключение………………………………………………………..………….24

Список использованной литературы ………………………..……..……25

Приложение……………………………………………………….….………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

           Развитие нового - буржуазного - общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое переживает период своего становления.

          При понимании проблем, которые стояли перед философией 17 века, надо учитывать, во-первых, специфику нового типа науки - экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются в этот период. И, во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии. Продолжается старая, идущая еще от средних веков полемика между двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Эти два направления 17 веке предстают как эмпиризм и рационализм.

         Имя Фрэнсиса Бэкона - из числа тех имен в истории человечества, которые не принадлежат безраздельно какой-то одной отрасли знания, культуры или политики, как не принадлежат они одной эпохе или одной стране. Он сам, как бы провидя свою посмертную славу, писал: "Что касается моего имени и памяти обо мне, то я завещаю их милосердной людской молве, чужеземным народам и будущим векам".

       Потомкам он известен прежде всего как выдающийся философ-материалист и основоположник экспериментирующей науки. История, как это часто бывает, произвела строгий, но в конечном счете справедливый отбор, высветив в творческом наследии мыслителя и политика непреходящее и оставив в тени другие стороны его деятельности, многие из которых представлялись не менее важными.

       Френсис Бэкон (1561- 1626). Его считают основоположником опытной науки, то есть родоначальником эмпиризма. Лейтмотив его философии – «знание–сила». Основная заслуга в том, что он первым изменил отношение к теории познания. Основной метод научных исследований был прежде аристотелевским (дедукция–от общего к единичному путем логических выводов). На пути чисто логических выводов не найти принципиально новое знание, можно лишь выявить уже известное, существовавшее скрыто. Основой познавательной деятельности должна быть индукция, которая опирается на опыт. Чтобы получить общее представление о чем-либо, нужно иметь определенный опыт.

         Актуальность его работы заключается в том, что вся его деятельность была направлена на пропаганду науки, на её огромное значение в жизни человечества. Бэкон считал, что в науку надо идти не ради любви к дискуссиям и к славе, а ради новых изобретений и открытий, которые должны улучшить жизнь людей. Но на пути к истинному знанию, человек сталкивается с рядом препятствий, которые Бэкон выделил и классифицировал, чтобы помочь человеку избежать ошибок и заблуждений.

Основная цель моей работы состоит в том, чтобы раскрыть основные положения метода научного познания и показать его значение для науки и общества в целом.

 

 

 

                                        БИОГРАФИЯ Ф.БЭКОНА

        Английский философ Фрэнсис Бэкон родился в Лондоне, в Йорк-Хаузе на Стренде 22 января 1561 года. Происходил из дворянской семьи, которая в английской политической жизни занимала видное место, был младшим сыном в семье. Его отец Николас Бэкон был лордом-хранителем Большой государственной печати и первым министром королевы Елизаветы. Мать Бэкона – Анна Кук, дочь сэра Антони Кука, воспитателя короля Эдуарда VI.

       Весной 1573 года мальчика посылают учиться в Тринити колледж в Кембридже. Печать этой классической выучки отметит все последующее творчество Ф.Бэкона, и все же через 2 года он уходит из колледжа с сохранившейся на всю жизнь неприязнью к философии Аристотеля, по его мнению, пригодной для изощренных диспутов, но бесплодной в отношении всего, что могло бы служить пользе человеческой жизни.

       Желая подготовить сына к государственной службе, Николас Бэкон отправляет шестнадцатилетнего юношу в Париж, где он в течение 3 лет приобщается к составу английского посольства. Франция дала ему превосходный урок политического образования. Дипломатическая работа позволила юному Бэкону ознакомиться с политической жизнью и других стран континента.

       Смерть отца в феврале 1579 года заставляет Бэкона возвратиться в Англию. Бэкон поступает для изучения права в школу барристеров (адвокатов) «Грейз инн», где на протяжении ряда лет изучает юриспруденцию и философию.  В 1582 г. он стал барристером, в 1584 г. был избран в парламент и вплоть до 1614 г. играл заметную роль в дебатах на сессиях палаты общин.

        В 1593 году мы видим Бэкона заседающим в палате общин, где он вскоре приобретает славу выдающегося оратора.

       В 1597 году вышли в свет произведения, принесшие Бэкону литературную известность – томик небольших эссе на религиозные, моральные и политические темы. В нем содержался и первый вариант его «Опытов или наставлений нравственных и политических»[1].

В 1598 году он назначается штатным королевским адвокатом.

       Политическая карьера Бэкона достигла вершины  в эпоху Якова I (Шотландского), вступившего на престол в 1603 году. В 1607 году получает пост генерал-солиситора, а ещё через пять лет – должность генерал-атторнея – высшего юрисконсульта короны. С 1617 г. лорд-хранитель печати.

        В 1618 году Ф.Бэкон получил титул барона Веруламского, а через три года – виконта Сен-Олбэн. В 1621 году Ф.Бэкон был обвинен парламентом в интригах и коррупции, предстал перед судом и был осужден. Его приговорили к уплате 40 тысяч фунтов, заточении в крепость Тауэр и другим санкциям. Помилованный королем (он был освобожден из Тауэра на второй день,а штраф был прощен; в 1624 году приговор был полностью отменен), Бэкон не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе . В последние годы жизни Ф.Бэкон много болеет, его доход более чем скромен, он даже временами опасался, что ему придется «идти побираться». Однажды весной 1626 года Ф.Бэкон решил проделать опыт с замораживанием курицы, чтобы убедиться, насколько снег может предохранить мясо от порчи. Собственно набивая курицу снегом, он простудился и, проболев около недели, умер 9 апреля 1626 года[2].

                                   

                                         Научные труды

         В 80-е годы Бэкон написал первый и, к сожалению, несохранившийся философский трактат "Величайшее порождение времени", где с молодой энергией и отвагой выдвинул идею реформы всего человеческого знания и сформулировал понятие нового, индуктивного метода, которое, по словам издателя и крупнейшего знатока его философского наследия Эллиса, "определило характер всех его теорий", оставаясь их душой, животворящим. Но потребовалось долгих 35 лет напряженной работы бэконовского интеллекта, прежде чем эта идея отлилась в чеканные афоризмы "Нового Органона", придав особый многозначительный смысл всему, что за эти годы вышло из-под его пера.

       В 1597 г. в жизни Бэкона происходит и еще одно событие - он выпускает в свет свой первый литературный труд "Опыты и наставления нравственные и политические". В последующие годы "Опыты" переиздавались неоднократно. От издания к изданию увеличивалось их число, разнообразилась тематика, заметнее становился политический акцент. Издание 1597 г. состояло всего из 10 коротких эссе, которые, на первый взгляд, производят впечатление случайного, аморфного собрания с хаотической композицией. Сам автор в посвящении, адресованном брату, опасался, что "Опыты" "будут подобны... новым полупенсовым монетам, которые, хотя серебро в них и полноценно, очень уж мелки".

     Но действительно ли случайной была тематика "Опытов" 1597 г.? Фактически Бэкон рассматривает в них те же вопросы, которые волновали его все последние годы - пути и способы достижения высоких должностей, правила поведения в обществе и др. Об этом идет речь в опытах "Об искусстве беседы", "О мерах соблюдения приличий", "О приближенных и друзьях", "О просителях и ходатаях", "О почестях и известности". Проза жизни продиктовала и темы двух других опытов - "О расходах" и "О способах сохранить здоровье".

     "Опыты" - это маленький свод правил морали, почерпнутых "больше из опыта, нежели из книг". В них отчетливо проявляется гуманистический ренессансный характер этики Бэкона, отвергавшего пассивное созерцательное отношение к окружающему миру и считавшего, что счастье и благополучие может быть достигнуто благодаря собственной активности человека. Этот основополагающий принцип его этической концепции получает развитие в последующих изданиях "Опытов", в философских и политических трудах. Концепция Бэкона несет в себе оптимистический заряд веры в духовную мощь человека, способного одолеть все, даже страх смерти. Он считает, что "столь же естественно умереть, как и родиться". 

      Бэкону, 42-летнему юристу, оглядывающемуся назад, в свое прошлое, приходилось признать, что большинство его надежд не осуществилось, а планы все еще оставались планами. В 1604 г., стремясь заручиться расположением Якова I, Бэкон составляет так называемую "Апологию" - документ, призванный реабилитировать автора перед королем и друзьями казненного графа. "Все, что я сделал, - заявляет Бэкон, - ...было сделано по соображениям долга и служения королеве и государству".

       В первые годы царствования Якова Бэкон стремится заинтересовать его своими политическими и научными идеями. "Подобно тому как весна года - лучшее время для очищения и лечения тела природы, - пишет он, - так и весна королевского правления - наиболее подходящее время для очищения политического тела" В 1605 г. Бэкон издал первое крупное философское произведение "Две книги о восстановлении наук" - принципиальный набросок завершенного 18 лет спустя труда "О достоинстве и приумножении наук". Первая книга посвящалась обоснованию выдающейся роли знания и наук во всех областях жизни, вторая содержала схему классификации наук и намечала пути их дальнейшего развития.

      Осенью 1620 г. Бэкон опубликовал свой главный философский труд "Новый Органон", содержащий учение о методе как основе философии и всякого научного знания.

     Публикация "Нового Органона" сама по себе являлась научным подвигом мыслителя, завершением многолетней, титанической работы. Окончательному тексту предшествовало, по меньшей мере, 12 вариантов .

      Весной 1622 г. выходит в свет "Историей Генриха VII". В духе ренессансной традиции, рассматривавшей (иногда даже излишне прямолинейно) историю как наставницу жизни, Бэкон обращался к прошлому, надеясь найти в нем подтверждение своим политическим идеалам, извлечь из него уроки для настоящего и будущего.

      В этом труде Бэкон рассматривает проблемы, интересовавшие его как государственного деятеля и мыслителя: государственная власть, законодательство, торговля, борьба с мятежами, войны. Степень охвата, почти невероятная для довольно небольшого сочинения, круг тем и проблем внутренней и внешней политики - от вопросов престолонаследия до открытия североамериканского материка - придают "Истории Генриха VII" характер цельного труда, посвященного истории Англии конца XV - начала XVI в.

      Трактат "О достоинстве и приумножении наук", содержащий классификацию всех накопленных человечеством знаний, и "Новый Органон" должны были, по замыслу Бэкона, составить две первые части "Великого восстановления наук". В третьей части - "Естественной и экспериментальной истории" - он собирался дать систематизированное описания явлений и фактов окружающего мира, которые могли бы послужить основой для построения философской теории. Эту часть еще предстояло написать. Пока же был завершен лишь предварительный набросок "Естественной истории", появившийся в одном томе с "Новым Органоном". Четвертая часть, "Лестница разума", должна была включать примеры исследований и открытий, сделанных в соответствии с новым индуктивным методом. В пятую предполагалось включить описание наблюдений и открытий, сделанных старым умозрительным методом и еще требовавших дополнительной проверки. Шестая, последняя часть "Великого восстановления", ради которой, собственно, и создавались все предыдущие, мыслилась как всеобъемлющее и систематическое изложение знаний, выработанных на основе индуктивного метода.[24]

Основные  работы: «Опыты (эссе) и наставления моральные, экономические и политические» (1597), «О достоинстве и приумножении наук» (1605), «О мудрости древних» (1609), «О началах и истоках» (1611), «Описания интеллектуального мира» (1612), «Теория неба» (1612), «Новый Органон наук, или верные указания к истолкованию природы» (1620), «Новая Атлантида» (1623-1624), «История Генриха VII», «Естественное и экспериментальное описание к основанию философии», «Изречения новые и старые», «О началах и истоках в соответствии с мифами о Купидоне и  о небе».

                                      

                                  Пирамида наук Ф.Бэкона

       "Наиболее правильным разделением человеческого знания является то, которое исходит из трех способностей разумной души, сосредоточивающей в себе знание. История соответствует памяти, поэзия - воображению, философия - рассудку. Историю - сообразованную с памятью - Ф.Бэкон делит на естественную и гражданскую (а каждую из них классифицирует еще более конкретно: так, гражданская история разделена на церковную, на историю наук и собственно гражданскую историю). Поэзия - коррелируемая с воображением - разделена на эпическую, драматическую, параболическую. Наиболее дробно разделена и классифицирована философия, которая понимается весьма широко и делится на множество видов и подвидов знания.

Информация о работе Философия Ф.Бэкона