Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 06:49, контрольная работа
Развитие нового - буржуазного - общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое переживает период своего становления. При понимании проблем, которые стояли перед философией 17 века, надо учитывать, во-первых, специфику нового типа науки - экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются в этот период. И, во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии.
Введение…..……………………………………………………………………2
Биография Ф.Бэкона……………………..…………………………..………4
Научные труды……………………………..………………………….………5
Пирамида наук Ф.Бэкона…………………………..………………...…...…9
«Антиципация природы» и «интерпретация природы»….……...……13
Учение об идолах…………………………………………………....………15
Учение Бэкона об эмпирическом методе……………………..…………16
Методология науки Ф.Бэкона…………………………………...…………20
Заключение………………………………………………………..………….24
Список использованной литературы ………………………..……..……25
Получив "первый урожай", Бэкон использует добытую таким Путем первую гипотезу как руководство к дальнейшему исследованию через дедукцию и эксперимент. Из имеющейся гипотезы выводит факты, затем проводятся эксперименты в разных условиях с Целью проверить, подтвердятся ли факты, предполагаемые гипотезой. Создается нечто вроде поисковой сети, серии "расследований", вынуждающих природу ответить. С этой целью Бэкон придумывает богатый набор экспериментальных технических средств (или прерогативных инстанций), которым он дает фантастические имена (одинокие, мигрирующие, явные, скрытые, составляющие, единоформные, или пропорциональные, монадные, отклоняющие и т. д. инстанции), среди которых особо выделяются "перекрестные инстанции", получившие название "благодаря метафоре: креста, который ставят на перекрестках дорог, чтобы обозначить развилку". "Часто разум пребывает в состоянии неопределенности: как следует охарактеризовать причину исследуемого явления? При соперничестве разных причин на перекрестках видно, что связь одной из этих причин с данным явлением постепенна и нерушима, в то время как у других причин эта связь не столь прочна. Таким образом достигается решение проблемы и первая причина избирается как истинная, а другая отвергается.
Методология науки Ф. Бэкона
Фрэнсис Бэкон – основатель опытной науки, был первым философом, поставившим перед собой задачу создать научный метод. В его работах впервые сформулированы основные принципы, характеризующие методологию естественно-научного познания.
Цель научного познания – в принесении пользы человеческому роду: в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание.
Общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой. Наука – средство, а не цель сама по себе; её миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради использования этих явлений для блага человечества. Для того, чтобы овладеть природой и поставить её на службу человеку, необходимо, по убеждению Бэкона, в корне изменить научные методы исследования.[16]
В теории научного познания Ф.Бэкона можно выделить два аспекта:
Дедуктивный метод, по Бэкону, не является результативным, он мало подходит для познания природы. Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, то есть в процессе познания необходимо двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям.[17] Этот метод носит название индуктивного. Бэкон придавал её универсальное значение.
«Научное знание проистекает из
опыта, не просто из непосредственных
чувственных данных, а именно из
целенаправленного, организованного
опыта, эксперимента». Изменение эксперимента
– это такая операция, когда
какой-либо имеющийся опыт осуществляется
с другими объектами подобного
же рода или с теми же объектами,
но при других условиях. Следующая
операция – распространение эксперимента
– связана с повторением и
расшифровкой эксперимента или
постановкой его в более
Учение о методе Бэкон выдвигает как главную часть «Великого Восстановления Наук», утверждая, что проблема метода – «это самая важная проблема из всех существующих». Бэкон настойчиво проводит аналогию между новым научным методом и новыми техническими средствами. Бэкон всесторонне разрабатывает специальный и строгий методы познания природы с тем, чтобы человеческий разум с самого начала никоим образом не был предоставлен себе.
Строгость научного метода, согласно Бэкону, связана, прежде всего, с тем, что полет творческой интуиции мыслителя должен быть ограничен природой вещей. Материализм составляет не только основу мировоззрения Бэкона, но и первый принцип его методологии.[20] Материалистическая теория отражения Бэкона предполагает, что все познание человека имеет своим источником впечатления чувств, полученных от воздействия материальных объектов, что даже в своей фантазии человек не может выйти за пределы материала, доставленного органами чувств, хотя способ расположения этого материала может быть и произвольным.
Наука должна быть основана, по мнению
Бэкона, на опыте. Обобщение опыта
и открытие законов природы доступно
только индукции, но сама индукция не может
доставлять материал для познания.
Её задача состоит в точном и непредубежденном
описании фактов. Бэкону была свойственна
попытка преодоления
Анализ играет важную роль в методологии Бэкона. Анализ природы для Бэкона – это не только познание форм, но и практическое разложение тел с помощью орудий труда и инструментов с целью обнаружения «скрытого схематизма» тел. Главное в анализе – не фактическое разложение те, не экспериментальное вторжение в скрытое строение и невидимые процессы; главное – в рациональных методах исследования. Свой метод Бэкон видел в том, чтобы сначала выводить аксиомы из опыта, а затем выводить из аксиом новые методы.[22] Индукция – не только ключ к методу, но и ко всему мировоззрению. В индуктивный метод Бэкона в качестве необходимых этапов входят сбор фактов и их систематизация. Бэкон выдвинул идею составления трех таблиц исследования: таблиц присутствия, отсутствия, и промежуточных ступеней. В индуктивный метод Бэкона входит также и проведение эксперимента. При этом важно варьировать эксперимент, проверять его, перемещать из одной области в другую, менять обстоятельства на обратные и связывать с другими. После этого можно перейти к решающему эксперименту. Новая индукция рассчитана у Бэкона на то, чтобы устранить разрыв между опытом и мышлением путем постепенного восхождения от менее общего к более общему и перейти от произвольных натурфилософских построений к точному естествознанию. Каждая ступень обобщения все же представляет скачок от чувственного к рациональному по той причине, что сама по себе индукция не может дать доказательства завершенности обобщения.
Познание, согласно Бэкону, идет, с одной стороны, от конкретных данных в наглядном представлении, через мысленное их разложение на абстрактные качества к познанию причин последних; а с другой – от абстрактных форм к объяснению с их помощью условных конкретных вещей на основании скрытого схематизма и скрытого процесса. В процессе познания между анализом и синтезом, абстрактными формами и соединенными формами существует взаимодействие.[23]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философское обоснование необходимости союза между наукой и техникой было дано Ф. Бэконом - первым философом экспериментальной науки. Как мы выяснили, в основе научного метода познания Ф.Бэкона лежат эксперимент и индукция. Если индукция - это сбор фактов, их систематизация, а также анализ, то эксперимент – целенаправленное и контролируемое исследование, посредством воздействия на данный объект. Следовательно, научное знание основывается на систематизированных данных органов чувств, т.е на целенаправленном опыте и эксперименте. Основав свою философию на понятии опыта, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма - одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии.
Влияние философии Бэкона на современное ему естествознание и последующее развитие философии огромно. Его аналитический научный метод исследования явлений природы, разработка концепции необходимости экспериментального изучения природы сыграли свою положительную роль в достижениях естествознания XVI- XVII веков. Логический метод Бэкон дал толчок развитию индуктивной логики. Некоторые исследователи (например, Дж. Дьюи) даже рассматривают Бэкона как предшественника современной интеллектуальной жизни и пророка прагматической концепции истины.
В целом великое достоинство
науки Бэкон считал почти самоочевидным
и выразил это в своём
Список использованной литературы:
1. Котенко, В.П. История и философия классической науки: Учеб.пособие. – М.: Академический Проспект, 2005. с. 126-127
2. Котенко, В.П. История и философия классической науки. с. 127
3. Светлов, В.А. История научного метода: Учеб.пособие для вузов. – М.: Академический проспект; Деловая книгу, 2008. с.61
4. Котенко, В.П. История и философия классической науки: Учеб.пособие. – М.: Академический Проспект, 2005. с.138
5. Светлов, В.А. История научного метода: Учеб.пособие для вузов. – М.: Академический проспект; Деловая книгу, 2008. с. 63
6. Котенко, В.П. История и философия классической науки: Учеб.пособие. – М.: Академический Проспект, 2005. с.139
7. Светлов, В.А. История научного метода: Учеб.пособие для вузов. – М.: Академический проспект; Деловая книгу, 2008. с.64
8. Там же. с.65
9. Котенко, В.П. История и философия классической науки: Учеб.пособие. – М.: Академический Проспект, 2005. с.139-140
10. Альгин, А.П. Философия: Учеб.пособие. – СПб.: СЗАГС, 2007. с.57.
11. Светлов, В.А. История научного метода: Учеб.пособие для вузов. – М.: Академический проспект; Деловая книгу, 2008. с.68
12. Альгин, А.П. Философия: Учеб.пособие. – СПб.: СЗАГС, 2007. с.57-58
13. Альгин, А.П. Философия: Учеб.пособие. – СПб.: СЗАГС, 2007. с.58
14. Светлов, В.А. История научного метода [См. с.73-75]
15. Альгин, А.П. Философия: Учеб.пособие. – СПб.: СЗАГС, 2007. с.58-59
16. Котенко, В.П. История и философия классической науки, 2005. с.153
17. Там же. [См. с.153-154]
18. Введение в философию: Учеб.пособие/ Авт.колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.:Республика, 2005. с.80-81
19. Котенко, В.П. История и философия классической науки, 2005. с.155
20. Котенко, В.П. История и философия классической науки, 2005. с.156-157
21. Моисеева, Н.А. Философия: Краткий курс, 2004. с.83
22. Котенко, В.П. История и философия классической науки: Учеб.пособие. – М.: Академический Проспект, 2005.с.165
23. Там же. См. с 168-169
24.bibliofond.ru/view/aspx?id=
25.myreferat.net/referats/91/
Приложение.
Словарь терминов:
1.Философия - это метод иррационального и рационального постижения (познания) мира человеком, в результате которого человек стремится дать ответ на мировоззренческие вопросы.
2.Мировоззрение- это условная система взглядов человека на мир, свое место в нем, которое становится его убеждениями. Существуют 3 типа мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное.
3.Эмпиризм (греч. опыт) - учение в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Идеалистический эмпиризм ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистический эмпиризм считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир.
4.Рационализм (от лат. rationa
5.Эксперимент — один из основных методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Этот метод более активен, чем метод наблюдения. Он дает данные, необходимые и для описания, и для объяснения психических явлений. В экспериментах создаются и изменяются специальные условия для того, чтобы вызвать изучаемый процесс и влиять на его течение. Это дает возможность получить количественные и качественные характеристики исследуемого явления.
6.Гипотеза (др.-греч. ὑπόθεσις
7.Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Виды научных исследований: Фундаментальное исследование, Прикладное исследование, Поисковое исследование Разработка.