Философия Ф.Бэкона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 06:49, контрольная работа

Описание работы

Развитие нового - буржуазного - общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое переживает период своего становления. При понимании проблем, которые стояли перед философией 17 века, надо учитывать, во-первых, специфику нового типа науки - экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются в этот период. И, во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии.

Содержание работы

Введение…..……………………………………………………………………2
Биография Ф.Бэкона……………………..…………………………..………4
Научные труды……………………………..………………………….………5
Пирамида наук Ф.Бэкона…………………………..………………...…...…9
«Антиципация природы» и «интерпретация природы»….……...……13
Учение об идолах…………………………………………………....………15
Учение Бэкона об эмпирическом методе……………………..…………16
Методология науки Ф.Бэкона…………………………………...…………20
Заключение………………………………………………………..………….24
Список использованной литературы ………………………..……..……25

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 117.90 Кб (Скачать файл)

       Получив "первый урожай", Бэкон использует добытую таким Путем первую гипотезу как руководство к дальнейшему исследованию через дедукцию и эксперимент. Из имеющейся гипотезы выводит факты, затем проводятся эксперименты в разных условиях с Целью проверить, подтвердятся ли факты, предполагаемые гипотезой. Создается нечто вроде поисковой сети, серии "расследований", вынуждающих природу ответить. С этой целью Бэкон придумывает богатый набор экспериментальных технических средств (или прерогативных инстанций), которым он дает фантастические имена (одинокие, мигрирующие, явные, скрытые, составляющие, единоформные, или пропорциональные, монадные, отклоняющие и т. д. инстанции), среди которых особо выделяются "перекрестные инстанции", получившие название "благодаря метафоре: креста, который ставят на перекрестках дорог, чтобы обозначить развилку". "Часто разум пребывает в состоянии неопределенности: как следует охарактеризовать причину исследуемого явления? При соперничестве разных причин на перекрестках видно, что связь одной из этих причин с данным явлением постепенна и нерушима, в то время как у других причин эта связь не столь прочна. Таким образом достигается решение проблемы и первая причина избирается как истинная, а другая отвергается.

 

                              Методология науки Ф. Бэкона

       Фрэнсис Бэкон – основатель опытной науки, был первым философом, поставившим перед собой задачу создать научный метод. В его работах впервые сформулированы основные принципы, характеризующие методологию естественно-научного познания.

      Цель научного познания – в принесении пользы человеческому роду: в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание.

      Общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой. Наука – средство, а не цель сама по себе; её миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради использования этих явлений для блага человечества. Для того, чтобы овладеть природой и поставить её на службу человеку, необходимо, по убеждению Бэкона, в корне изменить научные методы исследования.[16]

В теории научного познания Ф.Бэкона можно выделить два аспекта:

  • Критический;
  • Позитивный.

Дедуктивный метод, по Бэкону, не является результативным, он мало подходит для  познания природы. Всякое познание и  всякое изобретение должны опираться  на опыт, то есть в процессе познания необходимо двигаться от изучения единичных  фактов к общим положениям.[17] Этот метод носит название индуктивного. Бэкон придавал её универсальное значение.

«Научное знание проистекает из опыта, не просто из непосредственных чувственных данных, а именно из целенаправленного, организованного  опыта, эксперимента». Изменение эксперимента – это такая операция, когда  какой-либо имеющийся опыт осуществляется с другими объектами подобного  же рода или  с теми же объектами, но при других условиях. Следующая  операция – распространение эксперимента – связана с повторением и  расшифровкой  эксперимента или  постановкой его в более утонченной форме. Перенос эксперимента бывает трояким: из природы в искусство, из одного технического искусства или  вида практики в другой, из одной  части искусства в другую часть  этого же искусства. Инверсия эксперимента имеет место тогда, когда доказывается противоположное тому, что уже  известно из опыта.[18] Также Бэкон обосновал, что понимать под усилением и соединением эксперимента. Бэкон заключает рассмотрение научного эксперимента такими замечательными словами: «…не нужно падать духом и приходить в отчаяние, если эксперименты, которым отдано столько сил, не приводят к желаемому результату. Конечно, успех опыта значительно приятнее, но и неудача часто обогащает нас новыми знаниями».[19]

Учение о методе Бэкон выдвигает  как главную часть «Великого  Восстановления Наук», утверждая, что  проблема метода – «это самая важная проблема из всех существующих». Бэкон  настойчиво проводит аналогию между  новым научным методом и новыми техническими средствами. Бэкон всесторонне  разрабатывает специальный и  строгий методы познания природы  с тем, чтобы человеческий разум  с самого начала никоим образом не был предоставлен себе.

Строгость научного метода, согласно Бэкону, связана, прежде всего, с тем, что полет творческой интуиции мыслителя  должен быть ограничен природой вещей. Материализм составляет не только основу мировоззрения Бэкона, но и первый принцип его методологии.[20] Материалистическая теория отражения Бэкона предполагает, что все познание человека имеет своим источником впечатления чувств, полученных от воздействия материальных объектов, что даже в своей фантазии человек не может выйти за пределы материала, доставленного органами чувств, хотя способ расположения этого материала может быть и произвольным.

Наука должна быть основана, по мнению Бэкона, на опыте. Обобщение опыта  и открытие законов природы доступно только индукции, но сама индукция не может  доставлять материал для познания. Её задача состоит в точном и непредубежденном описании фактов. Бэкону была свойственна  попытка преодоления созерцательности в истолковании опыта. Важнейшее  значение Бэкон придавал  производственной практике и , соответственно, научному эксперименту; считал фактором научного прогресса – письменность.[21]

        Анализ играет важную роль в методологии Бэкона. Анализ природы для Бэкона – это не только познание форм, но и практическое разложение тел с помощью орудий труда и инструментов с целью обнаружения «скрытого схематизма» тел. Главное в анализе – не фактическое разложение те, не экспериментальное вторжение в скрытое строение и невидимые процессы; главное – в рациональных методах исследования. Свой метод Бэкон видел в том, чтобы сначала выводить аксиомы из опыта, а затем выводить из аксиом новые методы.[22] Индукция – не только ключ к методу, но и ко всему мировоззрению. В индуктивный метод Бэкона в качестве необходимых этапов входят сбор фактов и их систематизация. Бэкон выдвинул идею составления трех таблиц исследования: таблиц присутствия, отсутствия, и промежуточных ступеней. В индуктивный метод Бэкона входит также и проведение эксперимента. При этом важно варьировать эксперимент, проверять его, перемещать из одной области в другую, менять обстоятельства на обратные и связывать с другими. После этого можно перейти к решающему эксперименту. Новая индукция рассчитана у Бэкона на то, чтобы устранить разрыв между опытом и мышлением путем постепенного восхождения от менее общего к более общему и перейти от произвольных натурфилософских построений к точному естествознанию. Каждая ступень обобщения все же представляет скачок от чувственного к рациональному по той причине, что сама по себе индукция не может дать доказательства завершенности обобщения.

       Познание, согласно Бэкону, идет, с одной стороны, от конкретных данных в наглядном представлении, через мысленное их разложение на абстрактные качества к познанию причин последних; а с другой – от абстрактных форм к объяснению с их помощью условных конкретных вещей на основании скрытого схематизма и скрытого процесса. В процессе познания между анализом и синтезом, абстрактными формами и соединенными формами существует взаимодействие.[23]

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Философское обоснование необходимости союза между наукой и техникой было дано Ф. Бэконом - первым философом экспериментальной науки. Как мы выяснили, в основе научного метода познания Ф.Бэкона  лежат эксперимент и индукция. Если индукция  - это сбор фактов, их систематизация, а также анализ, то эксперимент – целенаправленное и контролируемое исследование, посредством воздействия на данный объект. Следовательно, научное знание основывается на систематизированных данных органов чувств, т.е на целенаправленном опыте и эксперименте. Основав свою философию на понятии опыта, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма - одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии. 

      Влияние философии Бэкона на современное ему естествознание и последующее развитие философии огромно. Его аналитический научный метод исследования явлений природы, разработка концепции необходимости экспериментального изучения природы сыграли свою положительную роль в достижениях естествознания XVI- XVII веков. Логический метод Бэкон дал толчок развитию индуктивной логики. Некоторые исследователи (например, Дж. Дьюи) даже рассматривают Бэкона как предшественника современной интеллектуальной жизни и пророка прагматической концепции истины.

В целом великое достоинство  науки Бэкон считал почти самоочевидным  и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила».

 

 

Список использованной литературы:

1. Котенко, В.П. История и философия классической науки: Учеб.пособие. – М.: Академический Проспект, 2005. с. 126-127

2. Котенко, В.П. История и философия классической науки. с. 127

3. Светлов, В.А. История  научного метода: Учеб.пособие для вузов. – М.: Академический проспект; Деловая книгу, 2008. с.61

4. Котенко, В.П. История и философия классической науки: Учеб.пособие. – М.: Академический Проспект, 2005. с.138

5. Светлов, В.А. История  научного метода: Учеб.пособие для вузов. – М.: Академический проспект; Деловая книгу, 2008. с. 63

6. Котенко, В.П. История и философия классической науки: Учеб.пособие. – М.: Академический Проспект, 2005. с.139

7. Светлов, В.А. История  научного метода: Учеб.пособие для вузов. – М.: Академический проспект; Деловая книгу, 2008. с.64

8. Там же. с.65

9. Котенко, В.П. История и философия классической науки: Учеб.пособие. – М.: Академический Проспект, 2005. с.139-140

10. Альгин, А.П. Философия:  Учеб.пособие. – СПб.: СЗАГС, 2007. с.57.

11. Светлов, В.А. История  научного метода: Учеб.пособие для вузов. – М.: Академический проспект; Деловая книгу, 2008. с.68

12. Альгин, А.П. Философия:  Учеб.пособие. – СПб.: СЗАГС, 2007. с.57-58

13. Альгин, А.П. Философия:  Учеб.пособие. – СПб.: СЗАГС, 2007. с.58

14. Светлов, В.А. История научного метода [См. с.73-75]

15. Альгин, А.П. Философия: Учеб.пособие. – СПб.: СЗАГС, 2007. с.58-59

16. Котенко, В.П. История и философия классической науки, 2005. с.153

17. Там же. [См. с.153-154]

18. Введение в философию:  Учеб.пособие/ Авт.колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.:Республика, 2005. с.80-81

19. Котенко, В.П. История и философия классической науки, 2005. с.155

20. Котенко, В.П. История и философия классической науки, 2005. с.156-157

21. Моисеева, Н.А. Философия:  Краткий курс, 2004. с.83

22. Котенко, В.П. История и философия классической науки: Учеб.пособие. – М.: Академический Проспект, 2005.с.165

23. Там же. См. с 168-169

24.bibliofond.ru/view/aspx?id=53739

25.myreferat.net/referats/91/4787

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Словарь терминов:

1.Философия - это метод иррационального и рационального постижения (познания) мира человеком, в результате которого человек стремится дать ответ на мировоззренческие вопросы.

2.Мировоззрение- это условная система взглядов человека на мир, свое место в нем, которое становится его убеждениями. Существуют 3 типа мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное.

3.Эмпиризм (греч. опыт) - учение в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Идеалистический эмпиризм ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистический эмпиризм считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир.

4.Рационализм (от лат. rationalis — разумный) —философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

5.Эксперимент — один из основных методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Этот метод более активен, чем метод наблюдения. Он дает данные, необходимые и для описания, и для объяснения психических явлений. В экспериментах создаются и изменяются специальные условия для того, чтобы вызвать изучаемый процесс и влиять на его течение. Это дает возможность получить количественные и качественные характеристики исследуемого явления. 

6.Гипотеза (др.-греч. ὑπόθεσις — предположение; от ὑπό — снизу, под + θέσις — тезис) — предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, не требующих доказательств. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.

7.Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Виды научных исследований: Фундаментальное исследование, Прикладное исследование, Поисковое исследование Разработка.

Информация о работе Философия Ф.Бэкона