Философия Ф.Бэкона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 06:49, контрольная работа

Описание работы

Развитие нового - буржуазного - общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое переживает период своего становления. При понимании проблем, которые стояли перед философией 17 века, надо учитывать, во-первых, специфику нового типа науки - экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются в этот период. И, во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии.

Содержание работы

Введение…..……………………………………………………………………2
Биография Ф.Бэкона……………………..…………………………..………4
Научные труды……………………………..………………………….………5
Пирамида наук Ф.Бэкона…………………………..………………...…...…9
«Антиципация природы» и «интерпретация природы»….……...……13
Учение об идолах…………………………………………………....………15
Учение Бэкона об эмпирическом методе……………………..…………16
Методология науки Ф.Бэкона…………………………………...…………20
Заключение………………………………………………………..………….24
Список использованной литературы ………………………..……..……25

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 117.90 Кб (Скачать файл)

8.Индукция - способ рассуждения, при котором путем обобщения нескольких частных случаев выводится одно общее правило.

9.Трансценденция(от лат. transcendere – переступать) в самом широком смысле означает переход границ между двумя областями, в особенности из области посюстороннего в область потустороннего (трансцендентного). В метафизическом понимании трансценденция – переход из сферы возможного опыта (природы) в сферу, лежащую по ту сторону его.

10.Дедукция -  способ рассуждения,  при котором из общего правила делается вывод для мастного случая.

11.Умозаключение — это мыслительная структура, в которой из двух истинных исходных суждений (посылок) на основании определенной логической связи между ними формируется новое истинное суждение.

12.Антропоморфизм (греч. ανθρωπος человек, μορφή вид) — наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.

13.Бытие – философская категория, отражающая множественность форм жизни мира во всех её проявлениях, реальная жизнь природы, общества и человека в их бесконечном многообразии. Бытие общественное – философское понятие, означающее совокупность объективных отношений людей к природе и друг к другу, независимых от их сознания.

14.Идеализм - философское представление, по которому реально и вечно существует некое бестелесное (сверхчувственное) начало, которое порождает (творит) материальный мир.

15.Индивид - единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек,  безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

16.Конфликт - резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников (субъектов) в процессе решения проблемы, имеющей значимость для каждой из сторон.

17.Маргинальность - положение вне структуры или системы, обочина общественной жизни.

18.Материализм -  философское представление,  по которому реально и вечно существует физический (материальный) мир, а все духовные явления - это результат деятельности человеческого сознания, которое представляет собой высшую стадию эволюции физического мира.

19.Материя – философская категория, которая трактуется как объективная реальность, данная человеку в ощущениях и существенная вне и независимо от человеческого сознания.

20.Метафизика - учение о сверхприродном, сверхчувственном (или о высшем мире, находящимся запределами нашего физического мира, или об универсальных школах последнего). 

21.Дуализм - одновременное наличие у чего-либо двух, как правило, противоположных качеств или свойств.

22.Результа́т - заключительное последствие  последовательности  действий или событий, выраженных качественно или количественно. Возможные результаты включают преимущество, неудобство, выгоду, потерю, ценность и победу. Цель описывает желаемый, но возможно ещё не достигнутый результат.

23.Ра́зум (лат. ratio), ум (греч. νους) — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, отвлечения и обобщения.

24.Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означаетнамеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

25.Добро — общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности. Изначально было противоположно понятию худа (т. е. означало результат действия блага, в противовес результату действия зла), а в более позднее время стало употребляться как антоним понятия зла, означая намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру.

26.Мысль — это наиболее заметный сознанию элемент мышления, происходящего в мозгу; элемент, с которым каждый день имеет дело любой человек. Собственно, само мышление для сознания представляется, как поток мыслей, связанных между собой в последовательную цепочку более-менее относящихся друг к другу ассоциаций и идей.

27.Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

28.Мышление - высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на чувственную сферу преодолевает их ограниченность и проникает в сферу существенных связей мира, его законов.

29.Восприятие – это целостный образ предмета; комбинация ощущений, благодаря которой объект воспринимается как нечто целое.

30.Абстракция - процесс мышления, в котором множество отвлекается от единичного, случайного, несущественного и выделяет общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания.

31.Анализ и синтез - две универсальные, противоположно направленные операции мышления. Анализ - процедура мысленного (иногда и реального) расчленения изучаемого объекта на составные части, стороны, свойства и изучение их. Синтез - объединение полученных в результате А. частей объектов, их сторон или свойств в единое целое.

32. Апатия - (от греч. apatheia - отсутствие страданий, бесстрастие) - термин стоицизма, обозначающий способность мудреца, руководствующегося стоическим нравственным идеалом, не испытывать радости от того, что вызывает наслаждение у обычных людей, и не страдать оттого, что страшит обычного человека.

33. Априори и апостериори - (лат. a priori - из предшествующего, a posteriori - из последующего) - термины философии и логики. Априори - независимость знания, представления от опыта.

34. Архетип - прообраз, первичная форма, образец.

35. Гуманизм - система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15-16 вв.), когда в Италии, а затем в Германии, Голландии, Франции и Англии возникает широкое и многоликое движение против духовного деспотизма церкви, опутавшей,жизнь человека системой жестких регламентации, против ее аскетической и циничной морали.

36. Общество - совокупность объективных общественных отношений, которые существуют в исторических определенных формах и складываются в процессе совместной практической деятельности людей.

37.Наблюдение - познавательная деятельность, связанная с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира.

38.Система - упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

39.Самосознание - познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта; неотъемлемая часть сознания.

40.Понятие – форма мышления, которая выделяет из некоторой предметной области (универсума) и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак.

41.Восприятие — это целостный образ предмета; комбинация ощущений, благодаря которой объект воспринимается как нечто целое.

42.Взаимодействие — всеобщая форма связей тел и явлений, выражающаяся в их взаимном влиянии друг на друга и изменении.

43.Закон — внутренняя существенная и устойчивая связь явлений в природе и обществе, обуславливающая их упорядоченное изменение.

44.Логика — формальная наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой отрасли знаний.

45.Наука — процесс построения систематизированного образа части реальности, ориентированный на выявление её общих свойств.

46.Мироощущение — целостное осознание и переживание, воздействие на человека реальности в форме ощущений, эмоций.

47.Патристика — совокупность теологических, философских, политико-социальных доктрин христианских мыслителей II-VIII в.в.

48.Эстетика — это философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сфера эстетического как специфического проявления целостного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей.

49.Этика — философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека.

50. Язык — система знаков, служащая средством человеческого общения и мышления.

 Словарь персоналий.

1.Фрэ́нсис Бэ́кон (англ. Francis Bacon, 1st Viscount St Albans; 22 января 1561 — 9 апреля 1626) — английский  философ,  историк, политический  деятель, основоположник  эмпиризма. Бэкон начал свою профессиональную деятельность как юрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой  методом Бэкона. Индукция получает знание из окружающего  мира через  эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году.

2.Анри́ Бергсо́н (фр. Henri Bergson, 18 октября 1859 — 4 января 1941, родился и умер в Париже) — один из крупнейших философов XX века, представитель интуитивизма  и  философии жизни.   Лауреат Нобелевской премии по литературе1927 г. «в признание его богатых и оживляющих идей, и превосходного мастерства, с которым они были представлены».

3. Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше ( 15 октября 1844, Рёккен, Германский союз — 25 августа 1900, Веймар, Германская империя) — немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и впоследствии отразившиеся в философии жизни. 

4.Бе́ртран А́ртур Уи́льям Ра́ссел (англ. Bertrand Arthur William Russell, 3rd Earl Russell; 18 мая 1872 года — 2 февраля 1970 года) — британский философ, общественный деятель и математик. Рассел известен своими работами в защиту пацифизма, атеизма а также либерализма и левых политических течений и внёс неоценимый вклад в математическую логику, историю философии и теорию познания. Менее известны его труды по эстетике, педагогике и социологии. Рассел считается одним из главных основателей английского неореализма а также неопозитивизма.

5.Платон( 427-347 до н.э.) древнегреческий философ. Его настоящее имя Аристокл, его учеником был Сократ. У Платона была своя философская школа и называлась академией.

6.Сокра́т (ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э.,) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения только лишь неодушевлённой природы и мира к рассмотрению природы в целом, в том числе, природы человека, и Человека, включая его Личность. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности.  В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы. 

7.Аристотель Стагирский, один из величайших философов античной Греции, родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона.  Древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. Заложил основы науки логики. Умер в 322 г.до н.э.

8.Августин Аврелий (354 - 430), христианский теолог и философ, внес неоценимый вклад в разработку проблемы времени. В своем учении он следовал неоплатонизму, но старался по-новому подойти к старым идеям, исходя уже не из объекта, а из субъекта, из самодостоверности человеческого мышления. Особенно ясно психологизм Августина проявился в его учении о времени. Время у него выступает как коррелят  помнящей, созерцающей и ожидающей души.

9. Фома́ Акви́нский  (родился примерно в 1225— умер 7 марта 1274)— философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель томизма, членордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. 

10.Никколо́ Макиаве́лли (3 мая1469, Флоренция — 21 июня 1527) — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель — занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году.

11.Иммануи́л Кант ( 22 апреля 1724, Кёнигсберг— 12 февраля 1804, там же) Иммануил Кант родился и прожил свою жизнь в Кёнигсберге, стал профессором метафизики в местном университете и сначала опубликовал несколько работ, которые в современной терминологии относились бы к физической географии. Однако, в 1781 году Кант, «разбуженный», по его словам, «от догматичекой дремоты» работами Дэвида Юма, издал «Критику чистого разума» — по оценкам многих одно из самых важных философских произведений в истории. Эта работа, содержащая попытку синтеза эмпирического и рационального познания, стала началом философии немецкого идеализма, который лёг в основу современной континентальной философии. .

Информация о работе Философия Ф.Бэкона