Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 06:49, контрольная работа
Развитие нового - буржуазного - общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое переживает период своего становления. При понимании проблем, которые стояли перед философией 17 века, надо учитывать, во-первых, специфику нового типа науки - экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются в этот период. И, во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии.
Введение…..……………………………………………………………………2
Биография Ф.Бэкона……………………..…………………………..………4
Научные труды……………………………..………………………….………5
Пирамида наук Ф.Бэкона…………………………..………………...…...…9
«Антиципация природы» и «интерпретация природы»….……...……13
Учение об идолах…………………………………………………....………15
Учение Бэкона об эмпирическом методе……………………..…………16
Методология науки Ф.Бэкона…………………………………...…………20
Заключение………………………………………………………..………….24
Список использованной литературы ………………………..……..……25
Философия прежде всего разделяется на два больших блока: на учение о природе, или естественную философию, и первую философию (учение об общих аксиомах наук, о трансценденции). [24]
Бэкон полагает, что невозможно вывести все науки из одного единственного начала. Необходимо смотреть на них как на ветви, исходящие из одного общего ствола, - первой философии, которую следует считать «всеобщей наукой… матерью остальных наук… собранием аксиом не одной какой-нибудь науки, а многих наук».[3]
Задача «первой философии» - показать единство природы путем выявления и систематизации общих и основополагающих принципов и аксиом, применимых в самых различных областях знания.
Поистине, знание о природе – это главный всепоглощающий предмет внимания Бэкона, и какие бы философские вопросы он не затрагивал, подлинной наукой для него оставались изучение природы, естественная философия. Фундамент естественной философии составляет естественная история.[4]
Кроме этой задачи к предмету «первой философии» относится физический анализ таких «трансценденций», как многое и малое, тождественное и различное, возможное и невозможное и т.п. Ветвями первой философии являются учение о Боге (естественная теология), природе (естественная философия) и человеке (философия человека и гражданская философия).
Естественная философия делится, согласно Бэкону, на теоретическую и практическую. Практическая философия изучает следствия причин, а также полученные в эксперименте результаты. Теоретическая философия распадается на метафизику (которая у Бэкона в отличие от Аристотеля не является первой наукой) и физику. Метафизика исследует конечные и формальные причины, физика – действующие и материальные причины природных явлений. Соответственно физика имеет дело с изменчивой, неопределенной и подвижной стороной причин материальных объектов, метафизика – с их постоянной стороной, т.е с их формой (формальной причиной). Важнейшей частью научного знания является метафизика. Необходимость метафизики обусловлена теоретической и практической необходимостью познания форм. При этом открытие субстанциональных форм представляет более высокую цель научного познания, чем анализ опытных данных и даже познание действующих и материальных причин. С познания причин начинается теоретическое знание в собственном смысле. Таким образом, метафизика «сосредотачивает свое внимание главным образом на изучении простых форм вещей…так как хотя они и немногочисленны, однако своими количественными и порядковыми соотношениями образуют все многообразие вещей».[5] И к тому же, знание метафизики главным образом раскрепощает и освобождает могущество человека.
Великим приложением к естественной философии, как теоретической так и практической, Бэкон считал математику. Строго говоря, математика даже составляет часть метафизики, ибо количество, которое является её предметом, приложенное к материи, есть своего рода мера природы и условие множества природных явлений, а поэтому и одна из её сущностных форм.[6]
В целом все науки, входящие в физику и метафизику, располагаются, согласно Бэкону, в виде пирамиды, основание которой образуют научные факты всех наук о природе, т.е первичные данные естественной истории, среднюю часть – физика и метафизика, а вершину – высший закон природы.
Данные естественной и опытной истории – результаты наблюдений и опытов – исходный уровень познания природы. Представляет эмпирический фундамент последующего анализа, обобщения и объяснения. Физика – более высокий уровень познания природы, цель которого – открытие действующих и материальных причин, т.е той стороны бытия вещей, которая хотя и важна, но ещё представляет изменчивое, неустойчивое и подвижное начало. Только метафизика имеет дело с исследованием форм, вечных и неподвижных начал природы.[7]
Пирамида наук Бэкона наглядно
демонстрирует необходимость
ü Постепенное восхождение посредством индукции от наблюдений и данных естественных наук к общим аксиомам всех наук – вершине пирамиды
ü Обратное движение посредством дедукции от общих аксиом к новым открытиям и новой практике – подножию пирамиды.
«Сначала восходят к аксиомам, а затем спускаются к практике».[8]
Сказанное означает, что вопреки критике теории индукции и дедукции Аристотеля Бэкон тем не менее принимает принципиальные положения индуктивно-дедуктивной модели научного познания природы.
Бэкон широко и масштабно мыслит и философию в целом, и философию человека в частности. Так, в философию человека входит учение о теле (в которое включаются медицина, косметика, атлетика, "искусство наслаждения", т. е. изобразительное искусство и музыка) и учение о душе. Учение о душе имеет много подразделов. Надо иметь в виду, что речь идет здесь именно о философском учении о душе, уже отмежеванном от чисто теологических рассуждений. И поэтому неудивительно, что оно включает такие разделы, как логика (понимаемая также не вполне традиционно - не только как теория суждения, но и как теория открытия, запоминания, сообщения), этика и "гражданская наука" (которая делится в свою очередь на три учения - о взаимном обхождении, о деловых отношениях, о правлении или государстве). Полная классификация наук Ф. Бэкона не оставляет без внимания ни одной из существовавших тогда или даже возможных в будущем областей знания. Это был, правда, лишь проект, набросок, и самим Бэконом он не был и не мог быть реализован в сколько-нибудь полной мере. В бэконовской классификации наук, на что не преминул, например, обратить внимание Гегель, наряду с физикой или медициной фигурировали теология и магия. Но тот же Гегель с признательностью отмечал: "Этот набросок, несомненно, должен был вызвать сенсацию у современников. Очень важно иметь перед глазами упорядоченную картину целого, о которой раньше не помышляли". [24]
"Антиципации природы" и "интерпретации природы"
"Человек, слуга и интерпретатор природы, - пишет Бэкон в начале первой книги “Нового Органона”, - действует и понимает настолько, насколько может установить устройство природы путем наблюдения за вещами и работой ума; он не знает и не может знать ничего сверх того".
Бэкон намерен "обратить людей к изучению частных конкретных явлений, сосредоточив внимание на их последовательности и порядке, вынудив на какое-то время отвлечься от понятий и привыкнуть к самим вещам". С этой целью он проводит разграничение между антиципациями природы и интерпретациями природы. Антиципации природы - это понятия, сконструированные "скороспело и без обдумывания"; "они легко нарушают логический ход мысли, овладевают разумом и заполняют воображение; одним словом, это понятия, выведенные ошибочным методом". Интерпретации природы "выводятся из вещей иным способом исследования из данных, весьма отдаленных друг от друга, они не могут сразу поразить воображение и потому, по общему мнению, кажутся трудными и странными, в чем-то схожими с тайнами религиозной веры". Но именно интерпретация природы, а не антиципации конституируют истинное знание, полученное верным методом. Антиципации овладевают ходом мысли, но не приводят "к новым деталям"; интерпретации овладевают реальностью и именно поэтому они плодотворны. И происходит это потому, что есть метод - новый органон, действительно эффективный инструмент постижения истины.
Тщетно было бы ожидать большого обновления в науках от внедрения нового в старое: необходимо провести полное обновление знания, начав с самых основ науки. Это неотложное и важное дело имеет две стадии: первая - разрушение - состоит в освобождении разума от идолов, или ложных понятий, вторая - созидание - состоит в изложении и подтверждении правил того единственного метода, который только и может привести человеческий ум к контакту с действительностью и установить новые отношения между словом и делом.[24]
Учение о призраках (идолах)
Психологические и некоторые социальные особенности познания Бэкон рассматривает в своем знаменитом учении об идолах. Бэкон рассматривал познание как продукт взаимодействия вещей человека. Задачу познания Бэкон видит в том, чтобы определить, какова вещь объективно. Для достижения истины необходимо отделить в данных органов чувств объективное от субъективного. Бэкон считал необходимым исследовать способности человека, его чувства и разум не только с той их стороны, которая ведет к познанию истины, но и с той, которая препятствует познанию.[9]
Призраки – это препятствия, которые возникают перед учеными на пути познания истины. Бэкон выделил четыре вида таких препятствий.
1. Призраки рода –это ложные представления о мире, присущие целом человеческому роду, они являются результатом ограниченности человеческого разума и органов чувств. Эта ограниченность проявляется в первую очередь в антропоморфизации вещей, т.е. в наделении природных явлений людских характеристиками; принимаются во внимание только те сны, которые сбылись, но забывают те, которые не подтвердились. Для зменишення ущерба, нанесенного познанию "идолами" рода, людям необходимо сопоставлять показания органов чувств с предметами окружающего мира и тем самым проверять их верность.[25]
2. Призраки пещеры (личного мировоззрения)– заблуждения, присущие либо отдельным людям, либо определенным группам людей. Это ограниченность взглядов, когда люди смотрят в мир узко, как бы из пещеры. Например, религиозная, расовая нетерпимость или нетерпимость одних научных школ к другим.
3. Призраки рынка (площади) – препятствия, возникающие между людьми в ходе языкового общения. Например, это употребление одних и тех же слов в разных значениях.[10]
4. Призраки театра – препятствия, связанные с влиянием старых взглядов, теорий, авторитетов. Например, это слепое, некритическое следование авторитетным чужим мнениям, либо текстам. Самым ярким примером идолов данного типа для Бэкона служит слепая вера большинства в истинность философии Аристотеля. Вместе с тем Бэкон считает идолы этого вида наиболее безобидными.[11]
"Идолы" рода и пещер являются естественными свойствами индивида преодолеть их можно путем самовоспитания. "Идолы" рынка и театра приобретенные умом, завдкы господству над человеком прошлого опыта: авторитета церкви, мыслителей и т.д.. Преодолеть их можно через изменение общественного сознания.[25]
Знание названных четырех препятствий познания, подстерегающих ум человека, очищает путь к истине, помогает избежать многих ошибок.[12]
Учение Бэкона об эмпирическом методе познания
Есть три возможных пути получения знаний и только один из них правильный.
Бэкон разрабатывает правила, которыми должен руководствоваться ученый «на пути пчелы». Это эмпирический метод познания. Философ назвал его индукцией, но "законной и истинной индукции, дающей ключ к интерпретации", а не аристотелевской индукции. Последняя, по мнению Бэкона, - индукция путем простого перечисления отдельных случаев; она "очень быстро переходит на опыт и частности", следуя дурной привычке ума немедленно перескакивать от незначительного опыта к абстрактным идеям, "сразу приступает к общим, бесполезным понятиям". Такая индукция скользит по фактам, в то время как индукция путем элиминации постигает форму, или суть явлений. Смысл индукции по Бэкону состоит в том, чтобы ученый сначала обобщал данные опыта, а затем, на этой основе, делал выводы, то есть переходил от общего к частному. Для получения знаний именно таким образом Бэкон предлагал составлять таблицы присутствия, отсутствия, степеней и сравнения.[13] Например, таблица Сущности и Присутствия, таблица Отклонения, или Отсутствия в Ближайшем, таблица Степеней, или Сравнений.[14]
*Пример индуктивного исследования тепла: исследуя какое-либо природное явление, например, тепло, нужно "перечислить в уме все известные случаи, отмечаемые в природе, в самых разных материях". Так, если мы изучаем природу тепла, мы должны составить "таблицу присутствия":
1) лучи солнца, особенно
летом и в полдень; 2) лучи солнца,
отраженные и сфокусированные
в малом пространстве, как, например,
среди гор или между городских
стен, или в зажигательных стеклах;
3) огненные метеоры; 4) пылающие молнии;
5) пламя, вырывающееся из горных
кратеров вулканов; 6) любой тип
пламени;7) раскаленные твердые тела;
8) естественные горячие
Имея такие таблицы, Бэкон переходит к индукции, следуя процедуре исключения, или элиминации. "Цель и назначение этих трех таблиц, - пишет Бэкон, - воспроизвести в уме все возможные случаи явления. После этого следует обратиться собственно к индукции". Природу следует разложить на составляющие огнем "схожим с божественным огнем". Обратимся к примеру с природой тепла. В таблицах присутствия отсутствия и степеней исследователь должен исключить, или доминировать, как свойства присущие, так и не присущие теплому телу, свойства, присущие холодному телу, и свойства, остающиеся неизменными при увеличении тепла. Процесс исключения опирается на аргументацию. Тепло - небесный феномен? Нет, ведь и лучи земного происхождения обладают теплом. Может, это чисто земное явление? Нет, и солнце источает тепло. Все ли небесные тела обладают теплом? Нет, например. Луна холодная. Может, тепло зависит от присутствия в теле чего-то вроде древнего элемента, именуемого огнем? Нет, любое тело, если его потереть, может стать теплым. Может, это качество зависит от особого строения тел? Нет, любое тело может быть согрето, независимо от его строения. И так далее, пока не подойдем к "первому сбору урожая", т. е. гипотезе, сочетающейся с данными, изложенными в трех таблицах и оцененными путем отбора и исключения. В примере с теплом Бэкон приходит к следующему заключению: "Тепло - экспансивное, вынужденное движение, распространяющееся малыми частями".