Философия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 10:48, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является систематизированное изучение философских взглядов Платона. Для этого необходимо реализовать следующие задачи:
-Изучить учебную и научную литературу по избранной теме;
- рассмотреть учение об «идеях»;
- описать концепцию знания как анамнезиса или «воспоминания»;
- охарактеризовать платоновскую диалектику;
- рассмотреть учение Платона о государстве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. УЧЕНИЕ ОБ «ИДЕЯХ»………………………………………….………..5
1.1. Жизнь Платона
1.2. Учение Платона об идеях
2. КОНЦЕПЦИЯ ЗНАНИЯ КАК АНАМНЕЗИСА, ИЛИ «ВОСПОМИНАНИЯ»……………………………………………………...14
3. ПЛАТОНОВСКАЯ ДИАЛЕКТИКА. СВЯЗЬ ИДЕАЛЬНОГО И ЧУВСТВЕННОГО МИРОВ………………………………………………..18
3.1. Диалектика Платона
3.2. Диалектика и чувственный мир
4.УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ…………………………………………….20
4.1. Учение Платона об обществе и государстве
4.2. Формы государства
4.3. Идеальное государство
4.4. Добродетели в государстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...26

Файлы: 1 файл

контр платон боря.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Учение Платона есть идеализм, так как реально существует не чувственное явление предмета, но лишь его умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. Учение Платона об «идеях» - учение идеализма объективного.

Царство «идей» Платона не просто множество, или сумма, или набор сущностей. Это «упорядоченное» множество, или система. Не входя в подробности своего воззрения, Платон поясняет, что в системе «идей» имеются «идеи» высшие и низшие. Так одной из высших в системе «идей» оказывается, по Платону, наряду с «идеей» истины идея «прекрасного». Но наивысшая, по Платону, «идея есть не идея истины и не идея прекрасного, а идея блага».

Учение Платона об «идее» блага как высшей «идее» чрезвычайно существенно для всей системы его мировоззрения. Оно сообщает философии Платона характер не просто объективного идеализма, но вместе с тем идеализма теологического. Именно «идея» блага стягивает все множество идей в некоторое единство. Это единство цели. Порядок, господствующий в мире, есть порядок целесообразный: все направляется к благой цели. Всякое временное и относительное существование имеет целью некое объективное бытие; будучи целью, оно есть вместе с тем благо. Это бытие и есть сущность всех вещей, подверженных генезису, их образец.

Все вещи стремятся достигнуть блага, хотя - в качестве чувственных вещей - не способны его достигнуть. Так, для живых существ верховная цель - счастье. Но счастье, как разъясняет в ряде диалогов Платон, состоит именно в обладании благом. Поэтому всякая душа стремится к благу и все делает ради этого. Но критерии всякого относительного блага - благо безусловное. Поэтому из всех учений философии наивысшее, по Платону, - учение об «идее» блага. Лишь при руководстве «идей» блага справедливое становится пригодным и полезным. Без «идеи» блага все человеческие знания, даже наиболее полные, были бы совершенно бесполезны.6

Платон не только не скрывает, но сам выдвигает и подчеркивает связь своего идеализма, своей теории «идей» с религией, с мистикой. Существование бога необходимо для самого познания «идей». Для нас идеи не постижимы полностью. Зато они, безусловно, постижимы для разума бога. Божественный разум предполагает существование божественной жизни. Бог не только существо живое, он - совершенно благ. Бог есть само благо. Направляя все к благой цели, он создает мир по собственному подобию, т. е. согласно «идее» совершеннейшего живого существа.

Человек, желая познать благо, стремиться познать бога; желая обладать благом, он стремиться стать причастным сущности бога. Или, как Платон разъясняет в «Законах», бог есть и начало всех вещей, и их середина, и конец. Он - начало, так как от него все происходит; он - середина, так как он - сущность всего, что имеет происхождение; и он - конец, так как все к нему стремиться, как к своей цели.7

В известном смысле Платон отождествил «благо» с разумом. А так как, по Платону, разумность обнаруживается в целесообразности, то «благо» Платон сближает с целесообразным. В свою очередь целесообразность есть соответствие вещи ее «идее». Поэтому постигнуть, в чем «благо» вещи - значит постигнуть «идею» этой вещи. Постигнуть же «идею» - значит, свести все многообразие чувственных, причинно обусловленных явлений «идеи» к их сверхчувственному и целесообразному единству, или закону.

В качестве условий человеческого блага указаны: 1) участие в вечной природе «идеи»; 2) воплощение «идеи» в действительности; 3) наличие разума и обладание знанием; 4) владение некоторыми науками, искусствами, а также обладание правильными мнениями и 5) некоторые виды чистых чувственных удовольствий, например, от чистых тонов мелодии или цветов в живописи.

Исследователи учения Платона, характеризовали это учение как дуализм обоих миров – «идей» и «вещей», сверхчувственных идеальных образов и их чувственных подобий. Однако глубокое отличие платоновских «идей» от одноименных с ними и обусловленных ими чувственных вещей не есть все же совершенный дуализм обоих миров. По Платону, мир чувственных вещей не отсечен от мира «идей»: он стоит в каком-то отношении к миру «идей». По выражению Платона, вещи «причастны» «идеям». Миру истинно сущего бытия, или миру «идей», у Платона противопоставлен не мир чувственных вещей, а мир небытия. По разъяснению Платона, «небытие» - это «материя». «Материя» Платона - беспредельное начало и условие пространственного обособления множества вещей, существующих в чувственном мире. В образах мифа Платон характеризует материю как всеобщую «кормилицу», как «восприемницу» всякого рождения и возникновения.

Однако «идея» и «материя» противостоят у Платона в качестве начал равноправных и равносильных. У Платона миру «идей», нечувственных прообразов, принадлежит неоспоримое и безусловное первенство. Так как «идеи» - истинно сущее бытие, а материя - небытие, то не будь «идей», не могла бы существовать и «материя». Чтобы «материя» могла существовать в качестве «небытия», т. е. как принцип обособления отдельных вещей и их множества в пространстве, - необходимо существование пространственных «идей» с их сверхчувственной, только умом постигаемой целостностью, неделимостью и единством.

Здесь возникает естественный вопрос, в каком отношению к миру «идей» и к миру «материи» стоит мир чувственных вещей. Чувственный мир есть нечто «среднее» между обеими сферами. Между областью «идей» и областью вещей у Платона посредствует еще «душа мира», или мировая душа. Чувственный мир не непосредственное, но все же порождение мира «идей» и мира «материи». При этом мир «идей» есть мужское, или активное, начало. Мир «материи» - начало женское, или пассивное, а мир чувственно воспринимаемых вещей - детище обоих.8

Мир чувственных вещей в какой-то мере соединяет в себе противоположности, он - единство противоположностей: бытия и небытия, тождественного и нетождественного, неизменного и изменчивого, неподвижного и движущегося, причастного к единству и множественного.

 

2. КОНЦЕПЦИЯ ЗНАНИЯ КАК АНАМНЕЗИСА, ИЛИ «ВОСПОМИНАНИЯ».

 

Анамнезис (от греч. anamnesis — припоминание) — теория, принадлежащая Платону. Он считал, что истинное знание и знание идей — это воспоминание (память) о том, что душа созерцала до своего рождения в божественном мире. Как правило, платоновскую концепцию анамнезиса понимают психологистически. Но Платон всегда подчеркивал, что припоминание и работа человека («вынашивание духовных плодов») неотъемлемы друг от друга. Наиболее подробно теория анамнезиса. изложена в платоновском диалоге «Федон».9

В «Федоне» он говорит об этой работе: здесь и аскетизм жизни в целом, и блокирование связанных с телом чувственных ощущений и удовольствий, и постоянные упражнения, и необходимость посвятить себя философии, и сосредоточение души на истине, и собирание ее «в самой себе», и вера в подлинный мир. Анамнезис был необходим Платону, чтобы решить сразу несколько задач. Во-первых, объяснить, если так можно сказать, трансцендентальные условия истинного познания; нельзя знать о том, чего нет, но существованием, по Платону, обладает лишь то, с чем мы совпадаем; именно память манифестирует подобное состояние. Во-вторых, обосновать бессмертие души как условие обретения блаженной жизни. В-третьих, убедить слушателей, что обретение подлинного существования требует особой жизни, познания и работы в отношении себя.

В противовес Демокриту и другим материалистам, Платон отстаивал мистическое воззрение, согласно которому источником истинного познания являются не ощущения, приобретаемые в жизненном опыте, а воспоминание человеком идей, которые его душа якобы созерцала до своего вселения в тело. Познание бытия достигается таким образом, по Платону, не изучением объективного материального мира, а путём пробуждения дремлющих в душе врождённых воспоминаний. В более осторожной форме, но по сути дела ту же идеалистическую теорию «врождённых идей» отстаивали в 17—18 вв. Декарт, Лейбниц и Кант. К этой враждебной научному знанию мистической доктрине «врожденных идей» и поныне прибегают реакционные философы-мракобесы (неокантианцы, персоналисты и др.) в борьбе против научных материалистических  идей.

Учение о припоминании (теория припоминания) — учение Платона в области эпистемологии (теории познания).

Платон считал, что истинное познание — это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. При этом различается чувственное и интеллектуальное знание (умопостижение, мышление).

Платоновское учение о припоминании указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души.

В диалоге «Менон»10 Платон доказывает верность учения о припоминании на примере разговора Сократа с неким юношей. Мальчик никогда до этого не изучал математику и не имел никакого образования. Сократ же настолько хорошо поставил вопросы, что юноша самостоятельно сформулировал теорему Пифагора. Из чего Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с идеальным отношением сторон треугольника, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом случае — это не более чем принудить душу к припоминанию.

Идея Анамнезиса у Платона, конечно, неоднозначна. В «Государстве»11 он рассказывает, как умершие души (за которыми угадываются те, кто, вступая в жизнь, сознательно выстраивают свой жизненный путь) выбирают свою судьбу. С одной стороны, образчики жизней, из которых производится выбор, уже существуют (подобно тому как существует божественная жизнь, которую нужно только припомнить); с другой, чтобы выбрать правильно, мудрый должен вспомнить свою прошедшую жизнь, исследовать ее, руководствоваться стремлением к благу, отбросить честолюбие, самому сознательно определить свою жизнь и ее последствия (как пишет Платон, «это вина избирающего, Бог не виновен»). В «Тимее» Демиург не просто создает Вселенную («космос») и человека, а трудится наподобие плотника и ткача — рассчитывая, собирая, изготовляя. Анамнезис у Платона нагружается двумя разными значениями: это и то, что объясняет существование подлинного мира идей, и то, что предполагает работу и путь, приводящие к такому существованию. Припомнить — в смысле не только открыть то, что есть, но и выстроить себя, направить, создать и себя и подлинный мир.

В эпоху Возрождения и в Новое время под влиянием концепции анамнезис и средневекового убеждения в том, что человек создан по образу и подобию Творца, формируется мысль, согласно которой человек, как говорили Николай Кузанский и Рене Декарт, всего лишь менее совершенен, чем Бог. Поэтому он может уподобляться последнему, что опять же понимается двояко. В одном отношении — как признание того, что через нас действует Иное (Бог, Разум, Дух, Мышление); в другом отношении, что мы сами — боги. Марина Цветаева говорит, что пишет не художник: он во власти слова, демона, его воля «не устать слушать, пока не услышишь, не заносить ничего, чего не услышал» (Платон сказал бы: «чего не припомнил»). Но все это можно понять и иначе: она творит как Бог, она полностью свободна в своем творчестве.

По мере изучения реального творчества, философии и науки становится понятным, что мир и подлинная реальность — это не столько то, что существует независимо от нас, сколько то, что конституируется в нашем опыте и мышлении, которые, в свою очередь, сложно обусловлены социальными и культурными отношениями. Постепенно преодолевается и представление о том, что человек и мир существуют сами по себе, что они универсумы и вечны. Но именно на этом мироощущении основывалась концепция анамнезиса. Там же, где мы почему-либо возвращаемся к этим представлениям, она оживает и снова обретает свою силу.

Теория познания Платона строится как теория воспоминания, руководящим началом при этом выступает разум или разумная часть души. По Платону, душа бессмертна, причем до рождения человека она пребывает в запредельном мире, где она наблюдает блистательный мир вечных идей. Поэтому в земной жизни души человека оказывается возможным постижение идей как припоминание о виденном прежде.

«И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно - люди называют это познанием - самому найти и все остальное, если только он будет мужествен и неутомим в поисках: ведь искать и познавать - это как раз и значит припоминать» (Менон).12

Человек получает истинные знания, когда душа вспоминает то, что она уже знает. Знание как припоминание того, что было до рождения человека, является у Платона одним из доказательств бессмертия души.

 

3. ПЛАТОНОВСКАЯ ДИАЛЕКТИКА. СВЯЗЬ  ИДЕАЛЬНОГО И ЧУВСТВЕННОГО МИРОВ.

 

3.1. Диалектика Платона

Диалектика (греч. dialektice - вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истории философии сложились три основные формы диалектики: а) античная, которая опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.) б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем; в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Для Платона диалектика – это не только логика, хотя в ней есть и логический аспект, это не только учение о познании, хотя в ней есть и гносеологический аспект; это не только учение о методе, хотя в ней есть аспект метода. Диалектика Платона – прежде всего учение о бытии или об идеях. Идеализм Платона, также как и его теория познания и диалектика, имеет явно выраженный онтологический характер.

3.2. Диалектика и чувственный мир

 

Совмещение противоположностей, по Платону, недопустимо в определениях мысли, которые должны рассматриваться в качестве тождественных себе и относительно которых нельзя мыслить совместимость противоречащих утверждений. Напротив, чувственные вещи могут переходить в противоположные себе.

Информация о работе Философия Платона