Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 04:34, реферат
Целью данной работы является изложение основ редневековой философии.
Задачи исследования:
дать общую характеристику средневековой философии;
выделить основные этапы ее развитии: патристику и схоластику, разобраться в этих понятиях, понять, что в основе схоластики лежали два принципа: креационизма как главный принцип онтологии и откровение как главный принцип гносеологии;
понять и изложить средневековую онтологию – христианский креационизм;
рассмотреть взгляды двух философов-теологов: Фомы Аквинского и Августина Блаженного.
Введение.............................................................................................................. 3 стр.
Теоцентризм средневековой философии................................................ 4 стр.
Раннехристианская философия Августина. .........................................10 стр.
Учение о гармонии веры и разума Фомы Аквинского....................... 17 стр.
Заключение....................................................................................................... 19 стр.
Список использованной литературы ..............................................................20 стр.
На 1 ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность вещи (causa formalis); сюда относятся неорганические стихии и минералы. На 2 ступени форма предстает как конечная причина (causa finalis) вещи, которой поэтому присуща целесообразность, названная Аристотелем "растительной душой", как бы формирующей тело изнутри, - таковы растения.3 уровень - животные, здесь форма есть действующая причина (causa efficiens), поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На всех трех ступенях форма по-разному привходит в материю, организуя и одушевляя ее.Наконец, на 4 ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи (forma per se, forma separata). Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Не будучи связана с материей, человеческая разумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у Фомы имя "самосущего". В отличие от нее, чувственные души животных не являются самосущими, а потому они и не имеют специфических для разумной души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела - мышления и воления; все действия животных, как и многие действия человека (кроме мышления и акта воли), осуществляются с помощью тела. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как человеческая душа - бессмертна, она есть самое благородное в сотворенной природе. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, усматривая и в самой воле прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступками, нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием.
В мире Фомы сущими оказываются в конечном счете индивиды. Этот своеобразный персонализм составляет специфику как томистской онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого - действие индивидуальных "скрытых сущностей" - "деятелей", душ, духов, сил. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз, то есть по мере убывания бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице. Учение Фомы (томизм) пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX веке под названием неотомизма - одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе.
Заключение
Выполнив основные задачи исследования, мы выделили основные этапы развития — патристику и схоластику, разобрались в этих понятиях; определили характерные черты средневековой философии, такие как :
На основании изученного мы сделали вывод, что в основе средневековой схоластики лежали два важных принципа, исходящих из теоцентризма, принцип креационизма (творение всего сущего Богом) как главный принцип онтологии и откровение как главный принцип гносеологии. Оба принципа тесно связаны между собой и предполагают существование единого личного Бога.
Так же мы рассмотрели взгляды двух философов-теологов: Фомы Аквинского и Августина Блаженного. Сравнив взгляды двух философов, мы сделали вывод, что Фома провозгласил, что вера не должна противоречить разуму, а некоторые принципиальные положения вероучения могут быть рационально обоснованны: например, разум способен доказать догматы о существовании Бога, о сотворении мира, о бессмертии души и т.д. В конечном счете, разум и вера направлены к познанию одной и той же Истины – Бога, но делают они это по-разному. Разум опирается на науку и философию, а вера – на теологию. Благодаря огромному вкладу Фомы в дальнейшее развитие религиозно-философской мысли, его учение (томизм) после смерти было признано официальным учением католицизма; из него родилось современное учение – неотомизм.
Список литературы