Философия Среднего века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:20, курсовая работа

Описание работы

Анализируя структуру мировоззрения, можно выделить его следующие стороны: познавательную, аксиологическую, праксеологическую. Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где также можно выделять отдельные компоненты (аспекты).Познавательная сторона мировоззрения обязательно включает в себя так называемые натуралистический и гуманитарный аспекты. Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения – это знания и представления о природе, космосе, универсуме, природной сущности человека. Здесь рассматриваются вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь, и в каком отношении она относиться к неживому, в каких формах жизнь существует во Вселенной.

Содержание работы

1. Мировоззрение и его структура.
2. Общая характеристика русской философии.
3.Проблема бытия в философии средних веков.
4. Современная философия науки.
5. Сознание и мозг.
6. Регулятивные функции морали и права. Справедливость как идеал.
7. Гражданское общество и государство.
8. Проблема единства человечества.
9. Материя – это…
10. Телеологизм – это…
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 43.22 Кб (Скачать файл)

 
1. Мировоззрение и его структура.

2. Общая характеристика  русской философии.

3.Проблема бытия в философии  средних веков.

4. Современная философия  науки.

5. Сознание и мозг.

6. Регулятивные функции  морали и права. Справедливость  как идеал.

7. Гражданское общество  и государство.

8. Проблема единства человечества.

9. Материя – это…

10. Телеологизм – это…

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Мировоззрение и его структура.

Понятие «мировоззрение»  неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение  – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. Комплекс таких представлений необходим  индивиду для организации его  деятельности, поведения, общения, для  самоутверждения, определения линии  жизни и стратегии поведения.

Важнейшими компонентами мировоззрения являются: во-первых, образ самого субъекта; во-вторых, картина  мира и в - третьих, жизненная стратегия  индивида.

При изучении мировоззрения  выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание». Мироощущение – первая ступень мировоззренческого становления  человека, представляющая собой чувственное  осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие – вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему  определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных  основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может  быть как положительно, так и негативно  окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности  существования). Миропонимание –  высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение  со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с  наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями  о мире и человеке. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени  неразрывно связанны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.

Анализируя структуру  мировоззрения, можно выделить его  следующие стороны: познавательную, аксиологическую, праксеологическую. Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где также можно выделять отдельные компоненты (аспекты).Познавательная сторона мировоззрения обязательно включает в себя так называемые натуралистический и гуманитарный аспекты. Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения – это знания и представления о природе, космосе, универсуме, природной сущности человека. Здесь рассматриваются вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь, и в каком отношении она относиться к неживому, в каких формах жизнь существует во Вселенной.

Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения – это  осознание своей социальной природы, своего места в «мире людей». Он объединяет социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды  и представления индивида. Как  устроено и функционирует общество, какова направленность исторического  процесса, в чем смысл истории, предсказуемо ли социальное развитие – такого рода вопросы и ответы на них составляют суть гуманитарной проблематики.

В системе мировоззрения  важное место занимает аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения. Понятие «ценность» используется для  указания на человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности; наиболее актуальное значение ценностная сторона мировоззрения всегда приобретала  в эпохи крушения культурной традиции и дискредитации мировоззренческих  устоев общества.

Двумя типами ценностного  отношения человека к миру являются так называемые предметные и субъектные ценности. Предметные ценности включают многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений  и включённых в их круг природных  явлений, которые рассматриваются с точки зрения этической проблематики. Субъективные ценности – это способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности человека. Они формируются в процессе социализации личности.

2. Общая характеристика русской философии.

История русской философии – одна из важнейших составных частей нашей культуры. Говоря о русской философии, имеется в виду, прежде всего те произведения русских мыслителей, которые не могут быть поняты лишь как вариант того, что создано в сфере мысли другими народами, но представляют собой оригинальное интеллектуальное явление. Такова философия И.В. Киреевского, П.Я. Чаадаева, А.С. Хомякова, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Вл.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, Н.О. Лосского, П.А. Флоренского, Н.Ф.Федорова, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского и других русских мыслителей ХХ в. Характерной чертой русской философии является ее генетическая связь с эллинизмом, истоки, которого следует искать в греческом (восточном) христианстве. Другой основной чертой, ярко выступающей в русской философии, является ее глубокий интерес к человеку: Что такое я сам? Что такое человек? Для русскойфилософии и всего русского мышления характерно, что его выдающиеся представители рассматривали духовную жизнь человека не как область субъективного (тем более не как сферу абстрактного субъекта) – они видели в ней особый мир, своеобразную реальность, связанную в своей глубине с космическим и божественным бытием; характерны акцентирование способности и предназначенности человека уподобляться Богу, включенность человека в Космос.

К особенностям русской философии можно отнести гносеологический реализм. Человек видит мир проникающим в себя и себя входящим в мир. Человек не противопоставляется миру, но принадлежит ему и не сомневается в принципиальной познаваемости мира. Кроме интеллектуального, рационального, логического видов познания, огромная роль отводиться непосредственному постижению реальности, интуиции, чувственному опыту. «Русские философы доверяют интеллектуальной интуиции, нравственному и эстетическому опытам… но прежде всего они доверяют мистическому религиозному опыту», - писал Н.О. Лосский.

В философии ряда русских мыслителей (А.С. Хомяков и др.) нашло свое развитие понятие соборности. Идея соборности имела большое значение. Соборность означала сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям. Легко увидеть, что принцип соборности имеет значение не только для церковной жизни, но и для разрешения многих вопросов в духе синтеза индивидуализма и универсализма, для рассмотрения вопросов духовной и общественной жизни.

Можно было бы отнести к  чертам (и вместе с тем к недостаткам) русской философии ХIХ – начала ХХ в. ее несистематичность, систематическую недоработанность, некоторую недооценку рационалистических конструкций.

Нельзя также не отметить религиозность русской философии. Весьма сама религия и теология были первой формой философствования, переполнены философскими размышлениями. Кроме того, как это уже отмечалось, русские философы особо доверяли мистическому религиозному опыту, устанавливающему связь человека с Богом. Религиозный опыт, подчеркивал Н.О. Лосский, дает наиболее важные данные для главной задачи философии – разработки теории о мире как едином целом. Ряд русских мыслителей – Вл. Соловьев, С.Г. Булгаков, П.А. Флоренский и многие другие – посвятили свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения.

3.Проблема бытия  в философии средних веков.

Развитие философии средневековья предполагает два этапа: патристики и схоластики. Схоластика явилась продолжением патристики, но таким продолжением, которое возникло еще в период патристики, на основе соответствующих учений и постепенно, с IV в. стало доминировать в культуре средних веков.

Предметом обсуждения философов  того времени был круг проблем, поставленных еще в античности, а также новые  проблемы, связанные с дальнейшей разработкой теологических положений. Центральной проблемой, вокруг которой  шли дискуссии, в течение нескольких столетий, и которая разделила  философов на два лагеря – реалистов и номиналистов, проблема «универсалий».

Еще философ Порфирий поставил вопросы: существуют ли понятия –  роды и виды – самостоятельно или  они находятся только в мыслях человека? Если они существуют, то тела это или бестелесные вещи? Обладают ли они отдельным бытием или же существуют в чувственных предметах?

Сторонники реализма считали, что общие понятия обладают подлинной  реальностью: существуют «дерево вообще», «человек вообще» и т.п. отдельно от единичных вещей, как их духовные сущности, прообразы; именно они порождают  единичные вещи, их первичные образования, которые затем, так сказать, тиражируются. Позиция же представителей номинализма заключалась в обосновании тезиса: «универсалии суть имена после вещей».

Центральной фигурой схоластической философии в Западной Европе был Фома Аквинский (1225-1274). Среди проблем, которые привлекли его внимание, была проблема соотношениа философии и теологии. Он считал, что по своему предмету философия и теология фактически не различаются, обе они имеют предметом Бога и то, что он создает; только теология идет от Бога к природе, а философия от природы к Богу. Они отличаются друг от друга, прежде всего методом, средством его постижения: философия (а сюда относились тогда и научные знания о природе) опирается на опыт и разум, а теология – на веру.

Другая проблема, которая находилась в фокусе внимания Фомы Аквинского, - это проблема существования Творца мира и человека. Кстати, с точки зрения Фомы Аквинского бытие Бога постигается и верой и разумом. Недостаточно ссылаться только на то, что каждый верующий принимает Бога интуитивно.

4. Современная  философия науки.

Основная форма человеческого  познания – наука в наши дни  становится все более значимой и  существенной составной частью той  реальности, которая нас окружает и в которой нам так или  иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское видение  мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое  наука, как она устроена и как  она развивается, что она может  и на что она позволяет надеяться, а что ей недоступно.

У философов прошлого мы можем найти много ценных предвидений  и подсказок, полезных для ориентации в таком мире, где столь важна  роль науки. Им, однако, был не ведом  тот реальный, практический опыт массированного, подчас неожиданного и даже драматического воздействия научно – технических достижений на повседневное существование человека, который приходится осмысливать сегодня. И такое осмысление целесообразно начать с рассмотрения социальных функций науки.

Социальные функции науки  не есть нечто раз и навсегда заданное. Напротив, они исторически изменяются и развиваются, как и сама наука; более того, развитие социальных функций  представляет собой важную сторону  развития самой науки.

Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально  отличается от той науки, которая  существовала столетие или даже полстолетия  назад. Изменился весь его облик  и характер ее взаимосвязей с обществом.

Говоря о современной  науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых  ее социальных функций. Это, во-первых, функции культурно – мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные  с тем, что научные знания и  методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного  развития.

Если говорить о науке, то она, прежде всего, получает новый  мощный импульс для своего развития, поскольку «применение науки  к непосредственному производству само становится для нее одним  из определяющих и побуждающих моментов»  Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46.ч II. С. 212. Со своей стороны, практика все  более явно ориентируется на устойчивую и непрерывно расширяющуюся связь  с наукой. Для современного производства, да и не только для него, все более  широкое применение научного знания выступает как обязательное условие самого существования и воспроизводства многих видов деятельности, возникших в свое время вне всякой связи с наукой, не говоря уже о тех, которые ею порождены.

Возрастающая роль науки  в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного  сознания. В этой связи остро становится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.д.). это проблема, будучи философской по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно и необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях развития НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

5. Сознание и  мозг.

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Представления о  нем, весьма различны, зависят от разнообразия жизненного опыта людей, формирующие  далеко не тождественные между собой  его трактовки; понимание сознания, его сути, содержания, масштабов  проявления определяется во многом культурными  традициями людей, их религиозной, общественной ориентацией. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества  наук, среди которых философия, психология, биофизика, информатика, кибернетика, юриспруденция, психиатрия. Вследствие объективной своей многосистемности сознание с большим трудом поддается общесистемному определению и любое его определение, если не оговорить специального назначения этого определения, оказывается неполным, односторонним, вызывающим к себе скептическое отношение, ведущее к попыткам его заменить или дополнить.

Информация о работе Философия Среднего века