Философско-правовой анализ категории равенства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:35, научная работа

Описание работы

Целью проекта является наполнение современным содержанием и формулировка философско-правовой категории «равенство» с учетом эволюционного аспекта правовых и политических реалий.
Поставленная цель определила следующие задачи исследовательского проекта:
– выявление природы равенства как философско-правовой категории;
– изучение элементов структуры равенства как философско-правовой категории;
– определение видов равенства;
– разработка авторского определения категории «равенство»;
– выявление особенностей и закономерностей развития представлений о равенстве.

Файлы: 1 файл

!ОТЧЕТ ПО ГРАНТУ МИЛОВ В.Ю. FIN-2.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГНИТОГОРСКИЙ ФИЛИАЛ

ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

 

 

научный отчет

по результатам работы

над исследовательским проектом

«Философско-правовой анализ категории равенства»

 

 

 

 

 

 

Руководитель проекта: к.ф.н., доцент Яковлев Д.А.

Исполнитель проекта: студент группы Ю-10/6 Милов В.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск, 2011

 

Оглавление

 

Введение

 

Научная проблема, на решение которой направлен проект. Проблема равенства – одна из вечных философско-правовых проблем. Первые попытки ее постановки и решения обнаруживаются в трудах античных мыслителей (Платон, Аристотель и другие). В средневековую эпоху вопросы равенства, опираясь на христианскую идеологию, рассматривали Августин Аврелий, Фома Аквинский. В период Нового времени к проблеме равенства обращались Дж.Локк, Т.Гоббс, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо. Представители немецкой классики И.Кант, Г.Гегель также внесли свой вклад в разработку рассматриваемой проблемы. Новое звучание проблеме равенства придал марксизм, в первую очередь в лице самих основателей данной теории К.Маркса и Ф.Энгельса.

Не обошла вниманием  проблему равенства и отечественная философия права. До революции 1917 года на проблемы равенства обращали внимание такие авторы, как Н.Н. Алексеев, Б.А. Кистяковский, С.А. Муромцев, Н.С. Таганцев, Е.Н. Трубецкой, Г.Ф. Шершеневич и другие. Среди советских и современных исследователей, кто изучал проблему равенства, следует отметить таких ученых, как С.С. Алексеев, М.И. Байтин, В.М. Баранов, С.Н. Братусь, В.М. Ведяхин, О.С. Иоффе, В.Н. Карташов, М.Н. Козюк, В.В. Лазарев, Р.З. Лившиц, Е.А. Лукашева, А.В. Малько, Г.В. Мальцев, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, А.С. Мордовец, В.С. Нерсесянц, С.В. Поленина, В.А. Толстик. Однако в трудах указанных авторов равенство не рассматривалось как самостоятельная категория, используемая в философско-правовой области знания в нескольких аспектах. Следует также принимать во внимание, что в силу объективных причин далеко не все из вышеперечисленных авторов опирались в своих исследованиях на законодательство в том виде, в котором оно существует на сегодняшний день.

Актуальность  темы проекта. В периоды перемен в государстве и в обществе происходит переосмысление вечных ценностей, одной из которых является идея равенства. Если исходить из формационного подхода развития общественных отношений, в России относительно недавно произошла смена формаций. В значительной степени изменилась система ценностей, однако ее формирование все еще продолжается, поэтому такие категории, как «равенство», «справедливость», «свобода», являются объектом пристального изучения. На сегодняшний день не выработано единой общеправовой концепции понимания равенства как философско-правовой категории.

Идея равенства, являющаяся необходимой предпосылкой создания гражданского общества, в различные  исторические эпохи понималась по-разному. Учитывая, что современные государства  имеют хорошо развитые правовые механизмы, регулирующие самые различные общественные отношения, правильное понимание равенства как философско-правовой категории в наши дни особенно значимо. Те или иные представления о равенстве лежат в основе мировоззренческих представлений, легитимирующих существование демократических государств.

Статья 19 Конституции РФ 1993 года устанавливает равенство всех перед законом и судом, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка и других обстоятельств, а также провозглашает равенство прав, свобод и возможностей для их реализации у мужчин и женщин. Выработка четкого понимания категории «равенство» имеет важнейшее значение для формирования правосознания современного общества. Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения предполагаемых результатов для решения проблем как практического, так и теоретического характера, возникающих в процессе создания правового государства.

Материалы исследования могут быть использованы при подготовке учебно-методических пособий для преподавания как фундаментальных, так и учебно-отраслевых дисциплин. Результаты работы могут позволить получить новые решения традиционных проблем философии права.

Целью проекта является наполнение современным содержанием и формулировка философско-правовой категории «равенство» с учетом эволюционного аспекта правовых и политических реалий.

Поставленная цель определила следующие задачи исследовательского проекта:

– выявление природы равенства как философско-правовой категории;

– изучение элементов структуры равенства как философско-правовой категории;

– определение видов равенства;

– разработка авторского определения  категории «равенство»;

– выявление особенностей и закономерностей развития представлений о равенстве.

Методология и методы исследования. Способы решения конкретных исследовательских задач и пути достижения поставленной цели были определены выбором методологией системного комплексного философско-правового анализа с использованием исторического, политологического, социального и сравнительно-правового подходов к исследованию.

Для определения динамики развития исследуемой категории применялся историко-аналитический метод, для выявления содержания категории равенства как философско-правовой категории – дедуктивный и индуктивный методы.

 

1. Генезис идеи равенства и ранний этап ее развития

 

История и философия  права – это во многом летопись эволюции взглядов общества на проблему сущности социально-политического равенства. Каждая историческая эпоха обращается к этому вопросу и вкладывает в него свое содержание.

На сегодняшний день время начала формирования представлений о свободе человека, его достоинстве, личной независимости, общественной справедливости, из которых впоследствии выросла концепция прав человека, даже приблизительно не определено. Возможно перечисленные понятия и идеи начали формироваться вместе с первым человеком, возможно возникли с появлением первых цивилизаций. С уверенностью можно лишь утверждать, что данные понятия встречаются практически во всех великих религиозно-этических учениях древности. При этом отчетливо видно, что чем в более ранних источниках встречаются рассматриваемые понятия, тем в большей степени вкладываемый в них смысл отличается от приписываемого им смысла на сегодняшний день. Однако осознание спорности, неоднозначности соответствующих понятий пришло к людям много позже, как позже начались и попытки постичь их собственным разумом.

Европейская культура унаследовала «спор о свободе» от античности. Античные мыслители – софисты, киники, стоики – не просто провозглашали те или иные общественные нормы и ценности, но и старались обосновать их с помощью доводов рассудка и чувства. Именно в античных полисах – городах-государствах Древней Греции – впервые прозвучали сами термины «политическая свобода», «равенство людей», «гражданские права». Именно там в VI – IV вв. до н.э. философы начали напряженно и трагически осмыслять те противоречия, с которыми неминуемо сталкивается общество, стремящееся к самоосознанию и совершенствованию. К этим же вопросам снова и снова вынуждена будет возвращаться общественная мысль последующих веков и тысячелетий, вплоть до наших дней.

Великим подвигом древнегреческой мысли, свидетельством ее необычайной смелости, было то, что в споре о равенстве и неравенстве она не ограничивала себя рамками существующей общественной реальности. Вопреки величайшим авторитетам античности – Платону и Аристотелю, отдельные греческие (а впоследствии и римские) философы поставили под сомнение моральную обоснованность рабства – экономической основы своего мира.

Следует отдельно отметить, что принципы равенства и справедливости применимы только к свободным людям. Рабы свободными не были, следовательно и принципы равенства были к ним неприменимы.

Платон, «строя» идеальный город-государство, придерживался следующих взглядов связанных с понятием «равенство»: власть в государстве не должна принадлежать народу, а должна быть сконцентрирована в руках компетентных лиц. Для выявления компетентных персон, и разделения общества на три социальных слоя (правителей, управляющих и производственников) создается система образования, частью которой является отбор и отсев людей по их способностям. Важнейшим принципом данной системы являлось равенство учеников при поступлении. Все дети, независимо от происхождения и пола имели одинаковые возможности обучаться. В ходе обучения происходило выявление учеников с определенными способностями, которые позволяют им продолжить обучение, в то время как те, у кого подобные способности отсутствуют, выпадали из образовательного процесса.

Стоит отметить, что в идеальном городе-государстве имеет место разделение труда, но не иерархическое деление на классы как принцип, а все общественно необходимые виды деятельности являлись одинаково важными.

Платон устанавливает  широко простирающееся равенство женщин и мужчин. Это особенно примечательно, если принять во внимание положение женщин в современном ему греческом обществе. Такая позиция объясняется тем, что Платон толковал биологические различия между полами как несущественные по отношению к тому, какие общественно полезные задачи способен выполнять человек. То обстоятельство, что женщина рожает детей, не оправдывает основанное на различии полов разделение труда, при котором женщины занимаются только домашним хозяйством, а мужчины исполняют общественные обязанности.

На этом основании  Платон может быть рассмотрен как  один из первых защитников равноправия  полов. Выступая против обычаев и  нравов своего времени, Платон отстаивал  равные возможности образования  для юношей и девушек, равные возможности  для каждого заниматься профессией, для которой он наиболее подготовлен, и занимать социально положение, отвечающее его способностям. Он также выступал за равные возможности социального общения, равные для всех юридические и политические права, равные права на собственность.1

Можно сказать, что Платон достаточно четко формулирует принципы, относящиеся  к теме данного исследования. В  них ярко выражено «равенство возможностей», которое дает человеку шанс самореализоваться, причем происхождение и половая принадлежность не учитывается.

Софисты, основы философской позиции  которых выражается в следующей  фразе: «Не существует иного критерия (оценки чего-либо), чем личное мнение отдельного человека»2, рассматривали «равенство» через призму своих убеждений. «Равенство», как и многие другие понятия в их интерпретации, является понятием субъективным, и отдельно от индивида (либо общества) не может быть рассмотрено. Следовательно, равенство в каждом конкретно взятом общественно-временном отрезке имеет свои уникальные свойства и признаки, и будет оценено различно.

Однако, софисты считали, что все  люди равны от природы, включая рабов! В современном им обществе это  был очень смелый шаг, подрывающий  устои данного общества. Антифонт и Алкидам – представители  так называемой младшей софистики, даже осмелились критиковать рабовладельческий строй! О том, что подобные мысли касались самой сути рабовладельческого общества, свидетельствует и раздраженная реакция Аристотеля, который в адрес софистов, выражающих наиболее откровенно суть тогдашнего общества, говорит: «Им кажется странным, что побежденный должен быть рабом и подчиниться тому, кто одержал над ним победу...». Утверждение Антифонта, что «все мы от природы во всем одинаково рождены – и варвары и греки», заметно опережает свое время, равно как и тезис Алкидама, что «бог дал всем свободу; природа никого не сделала рабом».3

Аристотель, как и Платон, рассматривает  в качестве субъектов, на которых  могут распространяться какие либо демократические принципы, только свободных  людей – граждан. Рабы не считаются гражданами государства.

Люди от природы неравны, считает Аристотель: тот, кто не в состоянии сам отвечать за свои поступки, не способен стать господином самого себя, не может воспитать в себе умеренность, самоограничение, справедливость и другие добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.4

Аристотель, описывая модель справедливого государства, говорит о среднем материальном достатке всего населения, что исключает появление богатых и бедных. Данный принцип указывает на экономическое равенство граждан, и можно предположить, что за экономическим равенством следует и правовое, и иные формы равенства, т.к. привилегии, как правило, существуют в обществах с социальной дифференциацией, а ее отсутствие предполагает относительное равенство членов данного общества.

Примечательно спартианское проявление равенства, которое, в преобразованном виде можно встретить у Платона.

Внутри спартиатской гражданской системы принцип равенства был не только провозглашен, но и на деле практиковался весьма широко. Хотя не существовало равенства в богатстве, каждый спартиат получал от государства одно поместье или надел (клер) равной площади или равной продуктивности.

Свободное спартиатское рождение не гарантировало места в высших сферах общества. Происхождение из знатной семьи, хотя и требовалось для успешной карьеры, не было, тем не менее, обязательным. Слабые новорожденные сразу приговаривались к смерти общественными властями, остальные же обязаны были пройти курс спартанского воспитания. Достигший совершеннолетия и показавший успехи в обучении мог претендовать на заметное место в обществе. Однако те из спартиатов, которые не смогли удовлетворительно пройти испытания, не допускались в аристократическое «братство трехсот». Наоборот, бывали случаи, по всей вероятности весьма редкие, когда мальчики неспартиатского происхождения проходили курс спартанского образования и, если показывали при этом успехи, им открывалась дорога наверх.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в античном мире людям были не чужды идеи равенства и справедливости, они развивались, преображались и видоизменялись. Принципы, о которых упоминали философы того времени используются в современном обществе. Это и равноправие полов, возможность бесплатного начального образования и многие другие понятия, составляющие основу современного демократического общества.

Информация о работе Философско-правовой анализ категории равенства