Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:35, научная работа
Целью проекта является наполнение современным содержанием и формулировка философско-правовой категории «равенство» с учетом эволюционного аспекта правовых и политических реалий.
Поставленная цель определила следующие задачи исследовательского проекта:
– выявление природы равенства как философско-правовой категории;
– изучение элементов структуры равенства как философско-правовой категории;
– определение видов равенства;
– разработка авторского определения категории «равенство»;
– выявление особенностей и закономерностей развития представлений о равенстве.
В марксизме не раз высказывается мысль, что человек как индивидуальность, а не член определенного класса, – просто не существует, является выдумкой философов, что порочны взгляды, отстаивающие «вместо интересов пролетариата – интересы человека, который не принадлежит ни к какому классу и вообще существует не в действительности, а в туманных небесах философской фантазии». Маркс говорит: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».24
Одной из положительных сторон марксистского учения является отрицание всех социальных, расовых, религиозных и иных качеств людей. Известный на весь мир лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» лишен признаков расизма и каких-либо критериев отбора. Объединяться мог каждый не зависимо от национальности, происхождения, финансового положения и образования.
«Под видом равенства человеческой личности вообще, буржуазная демократия провозглашает формальное или юридическое равенство собственника и пролетария, эксплуататора и эксплуатируемого, вводя тем в величайший обман угнетенные классы».25
Ленин подчеркивал, что «равенство» есть пустая фраза, если под ним не понимать уничтожения классов. Классы мы хотим уничтожить, в этом отношении мы стоим за равенство. Он утверждал, что нет равенства «вообще», вне определенной социально-экономической и политической структуры общества. Поскольку социальное положение личности в классовом обществе определяется, прежде всего, ее принадлежностью к определенному классу, постольку в марксистско-ленинском понимании равенство – это не просто ликвидация тех или иных юридических привилегий отдельных классов, а уничтожение самих классов, полное преодоление всех социально-классовых различий, построение бесклассового, а затем и полностью социально однородного, коммунистического общества.
Научный коммунизм исходит из возможности и неизбежности утверждения социального равенства всех людей. Но такое равенство достигается не благими пожеланиями и административными решениями, не субъективистскими проектами уравнения личных потребностей и быта, а развитием социалистической экономики и культуры.
Каждый работник при социализме получает от общества столько, сколько отдает ему, за вычетом той доли, которая идет на нужды всего общества (на расширенное социалистическое воспроизводство, оборону страны и т. д.). Однако здесь еще сохраняется неравенство в доле продуктов, получаемых членами общества при распределении, так как принцип равной оплаты за равный труд – это применение одинакового масштаба к различным людям. Поскольку люди имеют разную квалификацию, количественно различный состав семьи, по-разному относятся к труду и т.п., то естественно, что при оплате по труду они получают неравные доходы.
Достижения социалистического общества – господство общественной собственности и отсутствие эксплуатации, достижение равной возможности и обязанности всех членов общества трудиться и получать равную оплату за равный труд и т.д. Вместе с тем в этом принципе отражена известная историческая незрелость социализма, связанная с уровнем развития производства и вытекающим из него неравенством в распределении. Это создает некоторые ограничения в удовлетворении потребностей всех членов общества, в развитии и проявлении их способностей. Так, более обеспеченный материально человек обладает большими возможностями для своего развития, нежели менее обеспеченный. Горожанин обладает известными преимуществами по сравнению с жителем села, что обусловлено различием в характере труда и культурно-бытовых условиях города и деревни. Меньше возможностей для формирования и развития способностей по сравнению с мужчинами имеют женщины, которые тратят массу времени и усилий на заботу о быте и воспитании детей. Не все члены общества имеют возможность для систематических занятий в области научного и художественного творчества и т.д. Кроме того, выбор человеком рода занятий диктуется нередко не призванием, а соображениями материального порядка (заработная плата, квартира и т.д.).
В процессе развития социализма, его перерастания в коммунизм происходит постепенное выравнивание материального благосостояния и культурного уровня трудящихся, стирание социально-классовых различий, дальнейшее выравнивание уровней развития наций и народностей, преодоление остатков фактического неравенства между женщиной и мужчиной.
Коммунистическое равенство означает, что все люди должны будут иметь равное положение в обществе, одинаковое отношение к средствам производства, равные условия труда и распределения, будут активно участвовать в управлении общественными делами. Утвердятся гармонические отношения между личностью и обществом на основе единства общественных и личных интересов, воплотится в жизнь основной принцип коммунизма: «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям».
Поскольку способности, вкусы и потребности различных людей не бывают и не могут быть одинаковыми и равными по количеству и качеству, постольку и при коммунизме равенство не будет означать уравнительности, нивелирования всех людей. Социальная однородность коммунистического общества и вытекающее отсюда полное социальное равенство не только не приведут к подавлению индивидуальности личности и уравнению способностей и потребностей всех, как пытаются представить идеологи антикоммунизма, а, наоборот, явятся важнейшей предпосылкой и гарантией всестороннего развития личности, подлинного и полного расцвета ее индивидуальности. Но сохраняющиеся индивидуальные различия между людьми, так же как и различия в роде занятий и выполняемых общественных функциях, в коммунистическом обществе уже не будут приводить к различному общественному положению членов общества, к различиям в возможности развития их способностей и удовлетворения потребностей. Характеризуя равенство при коммунизме, Маркс и Энгельс отмечали, что «различие в деятельности, труде, не влечет за собой никакого неравенства, никакой привилегии в смысле владения и потребления».26
Обращаясь к отечественным мыслителям, развивавшим и внедрявшим в жизнь принципы «равенства», имеет смысл начать рассмотрение исследуемого вопроса с идей Протопопа Аввакума – Аввакума Петровича Кондратьева (1620 – 1682).
В системе общественно-
Высказывания Аввакума, представленные ниже ценны не только своей четкостью и объемностью, но и своей аргументированностью.
Для Аввакума все православные – братия «по духу».27 Он велел помнить своей пастве, что «един-де дух святый действуяй во всех, и в первых и в последних», он «назнаменует милосердие свое ко всем равно».28 Все – «богатии и убозии, мали и велици, смиренныя и нищия, сирыя и вдовицы» – для Аввакума «братия и чада моя о господе».29
Все люди – «рабы божии», считал он. «Не разсуждай о величестве сана своего, яко болярошна, – отрицайся мысли сея и оплюй ея... мы вси есмы раби небеснаго царя», – строго выговаривал Аввакум одной из своих верных учениц боярского происхождения – Анисье.30 С подобными речами Аввакум обращался ко всем, не зависимо от положения в обществе, включая царя. «Господин убо есть над всеми царь, раб же со всеми есть божий», – дерзко, но «истинно» утверждал Аввакум в челобитной к Алексею Михайловичу.31
Все люди одинаково грешны, «шелудивы все».32«Я оглашенной, ты оглашенная, – друг на друга не дивим, оба мы равны», – заключает Аввакум свои наставления старице Елене.33
Аввакум не ограничился лишь признанием равенства всех людей перед богом. Мысль его шла дальше: люди равны по самой своей природе.
Эта мысль отчетливо высказана в письме протопопа «некоему Афанасию», одному из поборников «старой веры»: «А Борис Афанасьевич еще ли троицу-ту страха ради не принял? Жури ему: боярин-де-су, одинова умереть, хотя бы, то-де, тебя... плетми теми и побили, ино бы не какая диковина, – не Христова бы кровь пролилас, человечья».34 Утверждая право каждого человека одинаково пользоваться благами природы, Аввакум писал: «Небо одно, земля одна, хлеб общ, вода такожде».35
Особенно ярко эти мысли были выражены Аввакумом в послании к Ф.П. Морозовой. «Али ты нас тем лутчи, что боярыня? – иронически спрашивает он у своей «духовной дочери», богатой и родовитой боярыни. – Да единако нам бог распростре небо, еще же луна и солнце всем сияет равно, такожде земля, и воды, и вся прозябающая по повелению владычню служат тебе не болши и мне не менши».36
Признание духовного братства людей и равенства их по природе означало для Аввакума требование равного, справедливого суда, одинакового отношения к боярину и простолюдину. В одном из писем к Ф.П. Морозовой Аввакум утверждает свое право быть беспристрастным, судить и боярыню, и юродивого Федора, ссорящихся между собой, исходя из правды, а не из положения людей в феодальной иерархии. «Никак не по человеку стану судить. Хотя мне тысячу литр злата давай, не обольстишь».37
Другим значительным моментом в аввакумовском понятии равенства является его мысль о моральной ценности человека. «Доброродие, и слава века сего, и богатство – все ничтоже»,38– считает Аввакум, «надобе попасть в небесное боярство»39;оно же достигается не знатным рождением, а личным поведением, «праведной» жизнью, которая может поставить любого смертного выше царя.
Провозглашая идею равенства, Аввакум был последователен: он выступил с проповедью отмены церковной иерархии. Энгельс указывал, что в древней христианской общине, знавшей только одно равенство для всех – «равенство первородного греха»,40 – «установление различия между священником и мирянином положило конец и этому зачатку христианского равенства».41 Аввакум же отрицал и это различие между священником и мирянином, признавая за мирянином право совершать церковные службы.
Религиозную традицию осмысления понятия «равенство» в наиболее полной степени продолжили труды Владимира Сергеевича Соловьева (1853 – 1900). Анализ проблемы Соловьев начинает с разграничения понятий «положительное право» и «право естественное». Естественное право – общая идея права, его разумное начало. По мнению Соловьева о естественное право упоминается « каждый раз, когда вообще говорится о каких бы то ни было правовых отношениях. Нельзя судить или оценивать какой-нибудь факт из правовой области, какое-нибудь проявление права, если не иметь общей идеи права, или его нормы»42 Естественное право трактуется им как общая идея права, его разумное начало. Позитивное право – реальное проявление действующего права, а соотношение положительного и естественного права, как соотношение разумной сущности и ее реального проявления в действующем праве.
«Понятия личности. Свободы и равенства составляют сущность так называемого естественного права. Рациональная сущность права различается от его исторического явления, или права положительного. В этом смысле естественное право есть та общая алгебраическая формула, под которую история подставляет различные действительные величины положительного права»43.
Выражение сущностные требования естественного права Соловьев видит в признании свободы и равенства субъектов права. Это, по его мнению, необходимое условие всякого права. Свобода при этом выступает как субстрат (основа, основание, носитель, субстанция)44 права, а равенство как его необходимая форма. «Отнимите свободу, и право становится своим противоположным, т.е. насилием. Точно так же отсутствие общего равенства (когда данное лицо, утверждая свое право по отношению к другим, не признает для себя общеобязательными права этих других) есть именно то, что называется неправдой, т.е. прямое отрицание права»45.
Закон, по мнению Соловьева, не есть закон, если пред ним равны не все.
Конец XX – начало XXI века в российской истории, как и в истории многих государств Европы и иных государств характеризует становлением и укреплением принципа формального равенства, неотчуждаемых прав человека и законности. На данном этапе развития в мире практически не осталось проявлений рабства (и его форм), каждый человек наделен неотчуждаемыми правами, и личной свободой. Но, избавившись от рабства и беззакония, приобретя формальное равенство прав и свобод, получив гарантию неотчуждаемости основных прав и свобод (в Конституции РФ п..2 ст.17 «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»), отдельные субъекты оперируют данными им правами и свободами для достижения целей, чуждых как здравому смыслу, так и противоречащих законом природы.
Проблему гендерного
равенства можно назвать
Принцип равенства полов во многих современных государствах закреплен в конституции. Закреплен как принцип равенства, так и возможности его реализации. Например, в Конституции Российской Федерации часть 3 статьи 19 сказано, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Часть 3 ст.19 Конституции соответствует ст.3 Международного пакта о гражданских и политических правах. Часть 3 ст.19 указывает также на равные возможности мужчины и женщины для реализации своих прав. Это указание не должно истолковываться буквально. Общепризнанны социальное значение материнства и роль женщины в продолжении рода, вследствие чего женщина нуждается в дополнительных гарантиях в этой сфере Согласно ст.1 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. понятие «дискриминация в отношении женщин» означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области.
В процессе реализации своих прав и свобод представительницы женского пола столкнулись с фактическим неравенством. Они испытывают определенные неудобства, которые, по их мнению, вызваны предвзятым отношением к ним, из-за господствовавшего в мире многие века патриархата. Многие представители женского пола считают, что необходимо обеспечить с помощью законов и других средств практическое осуществление равенства полов; принять законодательные и иные меры, включая санкции, запрещающие дискриминацию в отношении женщины; установить юридическую защиту прав женщины на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью судов и других учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации; принимать все меры для изменения и отмены действующих законов, постановлений, обычаев, практики, которые дискриминируют женщин и т.д.
Информация о работе Философско-правовой анализ категории равенства