Философско-правовые идеи Древней Греции и Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:48, доклад

Описание работы

Философия права - это древняя наука с большой историей: она уже была представлена в произведениях Платона и Аристотеля, достигла особого развития в Западной Европе в XVII-XVIII вв. и продолжает функционировать в системе гуманитарного знания современности. В России сегодня наблюдается значительное повышение интереса к философии права как со стороны философов, так и со стороны юристов.

Файлы: 1 файл

с2 в3.docx

— 86.44 Кб (Скачать файл)

Талион (от лат. talio, родительный падеж talionis -- возмездие, равное по силе преступлению), принцип наказания-возмездия «равным за равное», возникший в родовом обществе и воспринятый древними рабовладельческими системами права

 

I.1.5 Гераклит

Гераклит Эфесский (544 -483 гг. до н. э) - древнегреческий философ-досократик. Единственное сочинение - «О природе». Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Его философская система контрастировала с идеями Демокрита.

Гераклит отвергал традиционное неписанное право элиты, веря в устанавливаемый государством закон, за который должно сражаться как за родной город. По некоторым данным, он принадлежал к роду басилевса (царя-жреца), однако добровольно отказался от привилегий, удалился и стал жить в горах, кормясь травами.

Биографы подчёркивают, что Гераклит не был ничьим слушателем. Непосредственных учеников у него также, скорее всего, не было, однако его интеллектуальное влияние на последующие поколения  античных мыслителей значительно. С  сочинением Гераклита были знакомы  Сократ, Платон и Аристотель.

Согласно учению Гераклита, все произошло из огня и пребывает  в состоянии постоянного изменения. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей  внутренней раздвоенности вещей  и процессов на противоположные  стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает  из противоположностей и познается  через них. Логос (всеуправляющий разум) в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь.

Гераклит придерживался  мнения, противоположного пифагорейскому: мир образовался не через слияние, а через разделение, не через гармонию, а через борьбу. Мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, однако, большинство людей не понимают Логоса, которому надо следовать. Исходя из этого, он разделяет людей на мудрых и неразумных, лучших и худших.

Социально-политическое неравенство  оправдывается им как неизбежный, правомерный и справедливый результат  всеобщей борьбы. Критикуя демократию, где правит толпа и нет места  лучшим, Гераклит выступал за правление  лучших. По его мнению, для формирования и принятия закона вовсе не обязательно всеобщее одобрение на народном собрании: главное в законе - его соответствие всеобщему Логосу, понимание чего одному (лучшему) более доступно, чем многим.

Провозгласив Логос всеобщим законом природы, Гераклит заметил, что наряду с ним существуют законы, которые вводятся и отменяются смертными  законодателями. Проникнуться смыслом  требований космического Логоса, считал Гераклит, это значит искать и соблюдать  меру во всем, блюсти справедливость в  правосудии, чтить законы в общественных делах. Через меру и справедливость человеку открывается путь к космической  гармонии и высшему совершенству. В их соблюдении - смысл человеческого  бытия.

Гераклит высказал важную для античности идею - стремление определить человека через разум, что роднит его с Логосом, с порядком космоса. С Гераклита ведут свое начало естественно-правовые доктрины античности и Нового времени, подразумевающие  под естественным правом некое разумное начало (норму всеобщего разума), которое должно выражаться в позитивном законе.

 

I.1.6 Демокрит

 

Развитию политико-правовой мысли в V веке в значительной мере содействовало углубление философского и социального анализа проблем  общества, государства, политики и права..

Демокримт Абдерский (ок. 460 до н. э. - ок. 370 до н. э.) - древнегреческий философ, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики. Из учеников Демокрита известен Бион из того же города Абдеры. Последователем Демокрита был Эпикур.

Философские воззрения  Демокрита характеризуются как созерцательный и метафизический материализм: истинно сущее бытие не может ни возникать, ни исчезать. Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» - неделимой частице вещества, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Он описал мир как систему атомов в пустоте. Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте) хаотично, сталкиваются и либо сцепляются, либо разлетаются. Движение - свойство, естественно присущее атомам. Тела - это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка их сборки.

В эпоху Демокрита зарождается античная теория естественного права, суть которой заключается в провозглашении необходимости того, чтобы законы государства соответствовали природе людей и вещей. Если же закон противоречит их природе, он несправедлив, недолговечен и подлежит изменению. Именно в незыблемости законов Демокрит усматривал причину анархии и несправедливости. Кроме того, законы, по его убеждению, не должны мешать людям жить, они должны лишь ограничивать пороки - стяжательство, стремление к богатству и др. В итоге законы и правопорядок призваны обеспечить человеку достижение эвтюмии - благостного и спокойного расположения духа, лишенного страстей и крайностей. Демокрит развивает общеэллинское понятие меры, отмечая, что мера - это соответствие поведения человека его природным возможностям и способностям.

В государстве, по Демокриту, должны быть представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению. Демокрит считал, что все несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания. Отсюда он делал вывод, что устранение проблем лежит в приобретении знаний. Оптимистическая философия Демокрита не допускала абсолютности зла и считала мудрость средством достижения счастья. Необходимы единение граждан, их взаимопомощь, взаимозащита и братство. Законы призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе, но чтобы действительно достигнуть этих результатов, необходимы соответствующие усилия и со стороны самих людей, их повиновение закону. Законы нужны только для обычных людей, чтобы обуздать присущие им зависть, раздоры, взаимное причинение вреда. Мудрому человеку подобные законы не нужны.

Демокритовская разработка проблем различия «естественного»  и «искусственного», «истины» и «общего  мнения», природной справедливости и закона оказали большое влияние  на дальнейшую разработку естественно-правовой мысли у софистов, Сократа, Платона  и Аристотеля.

 

I.2 Философия  права эпохи высокой классики

 

I.2.1 Софисты

 

Поиски естественных основ  права в природе человека и  человеческого общества продолжили в V- IV вв. до н.э. софисты.

Они совершили еще один шаг вперед от мифологического, божественного  истолкования правовой реальности, подчеркивая  идею земной природы законов (Гиппий), а следовательно, и моральной ответственности людей за их установление.

Софисты (в переводе с  греческого - мудрецы, учителя мудрости; сами себя они называли любителями мудрости) - философская школа в  древней Греции, существовавшая в V - первой половине IV вв. до н.э. Представители  данной философской школы выступали  не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому  искусству и другим видам знаний. Среди софистов выделяются группы так называемых старших софистов (V в. до н.э.) - Протагор из Абдер, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский, а также более поздних младших софистов (IV в. До н. э.) - Ликофрон, Алкидамант, Трассимах (или Фрасимах).

Для философии софистов характерно:-критическое отношение к окружающей действительности;-стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;-отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;-стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;-восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет возможной критики;-субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

В учении Протагора впервые  высказывается мысль о законах  и правопорядке как результате договора между людьми. Можно выделить следующие  подходы софистов к праву:1) справедливость Пифагора трансформируется у софистов в естественное право, которое отличается от закона (и вообще от официально установленных  правил);2) писаный закон отличается от неписанной справедливости (как «сущности дела», «божественного и всеобщего закона»);3) природа (природа вещей, веления природы) - это естественное право и противостоит у софистов ошибочному, искусственному, полисному закону (т.е. позитивному праву);4) позитивное право понимается софистами как условное, изменчивое, временное, зависимое от воли законодателей;5) естественное право воспринимается как неписаные законы, одинаковые для граждан любой страны;6) все люди по природе считаются равными (одинаковость естественных потребностей).

Широкую известность получила критика софистов у Сократа и  сократиков, а также Платона.

Видным представителем старших софистов являлся Протагор (ок. 490 до н. э. - ок. 420 до н. э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: «Человек есть мера всех вещей». Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:1 окружающий мир относителен;2 объективное (истинное) познание недостижимо; 3 существует только мир мнения; 4 вне человеческого сознания ничего не существует; 5 нет ничего раз и навсегда данного; 6 что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности; 7 если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то это значит, что оно является вредным и плохим в действительности; 8 вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека.

Протагор пользовался  большим авторитетом у потомков. Его учение оказало влияние на Демокрита, Платона, Антисфена, Еврипида , Геродота и, вероятно, на скептиков. Протагор является главным героем диалога Платона и одного из произведений Гераклита Понтийского.

К IV в. начался упадок софизма. Постепенно из учений софистов уходили  философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами  и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо.

Несмотря на то, что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они провели критическую оценку окружающей действительности и распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями).

Дальнейшее развитие многих идей, обсуждавшихся или только намеченных греческой софистикой, происходило в сократических школах, особенно в философских школах Платона и Аристотеля.

 

I.2.2 Сократ

С именем Сократа (ок. 470--399 гг. до н.э) связано качественное изменение в истории европейской культуры. Учение Сократа знаменует поворот в античной философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.

Сократ является родоначальником  концепции, получившей наименование философско-правового  рационализма. Своими методами анализа  понятий майевтики (метод извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов) и диалектики (один из основных методов философского познания мира, базирующийся на столкновении тезиса и антитезиса) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.

Суть этой концепции  выражается тезисом о том, что  в основе поведения людей находится  либо знание, либо незнание. Человек, не знающий законов и требований справедливости, считал Сократ, не может  поступать правильно. Лишь тот, кому известно, что есть «добро» и «зло», «справедливость» и «несправедливость», никогда не нарушит моральные и правовые нормы.

Сократом были выдвинуты  два типа основ обоснования морали и права - объективные и субъективные.

Говоря об объективных  основах морали и права, Сократ подчеркивал, что в основе человеческого бытия, социальной жизни и социального  порядка лежат божественные высшие законы - неписаные предписания и  запреты, которые имеют космическое  происхождения. Поэтому объективные  и всеобщие морально-правовые нормы, существующие в обществе как производные  от божественных законов, носят не относительный, а абсолютный характер.

Субъективной основой  морали и права, по Сократу, является знание. Знание (разум) утверждает себя в добродетели. Только человек, знающий, что такое справедливость и добродетель, может быть справедливым и добродетельным. Знание, считал Сократ, - это путь к  нравственному поведению, а незнание - путь к порокам и преступлениям. Поэтому когда Сократ говорит: «Я знаю, что я ничего не знаю», он фактически утверждает, что нет в мире ничего более важного, чем добродетель, и нет для разума другого предназначения, кроме как искать путь к добродетели.Говоря о справедливости, Сократ отождествляет ее с законностью.

Сократ был принципиальным критиком софистов. Споря с софистами, он вместе с тем воспринимал ряд  их идей и по-своему развил начатое  ими просветительское дело. Сократ занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования  объективного характера этических  оценок, нравственной природы государства  и права. Тем самым закладывались  начала собственно теоретического исследования в данной области.

 

Официальными властями Сократ воспринимался как опасный  человек, не чтящий богов, подрывающий  устои общества и сбивающий с  толку молодежь. По обвинению в  этом он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и по решению суда принял чашу с ядом.

Последователями Сократа  стали Платон, Ксенофонт, Аристотель и большинство западных философов. Карл Маркс назвал Сократа «олицетворением философии» (Википедия. Биография Сократа).

В честь Сократа его  учениками были созданы так называемые «сократические школы», каждая из которых  развивала одно или несколько  направлений из многогранного учения Сократа.

«Сократические школы» - философские школы, созданные учениками  Сократа в IV веке до н. э. для развития идей великого ученого. К ним относятся: Академия, созданная Платоном, Школа  Киников -- основатель Антисфен; Киренская школа (Киренаики) -- основатель Аристипп из Кирены; Мегарская школа (Мегарики) -- основатель Евклид из Мегары; Элидо-Эретрийская школа -- основатель Федон из Элиды. Многие ученики Сократа не дали начала отдельным школам, хотя продолжали развивать его учение. Учеников Сократа и представителей этих школ принято называть сократиками

Информация о работе Философско-правовые идеи Древней Греции и Древнего Рима