Философско-правовые идеи Древней Греции и Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:48, доклад

Описание работы

Философия права - это древняя наука с большой историей: она уже была представлена в произведениях Платона и Аристотеля, достигла особого развития в Западной Европе в XVII-XVIII вв. и продолжает функционировать в системе гуманитарного знания современности. В России сегодня наблюдается значительное повышение интереса к философии права как со стороны философов, так и со стороны юристов.

Файлы: 1 файл

с2 в3.docx

— 86.44 Кб (Скачать файл)

Его философское сочинение  под названием «Наедине с собой» представляет собой размышления  о жизни, в которых он пытается осознать окружающую действительность.

Пессимистически оценивая суетность и быстротечность жизни, Марк Аврелий все же отмечает, что в этой жизни есть нравственные ценности, к которым следует стремиться, это - справедливость, истина, благоразумие, мужество. К истинным ценностям он также относит общественно-полезную деятельность и гражданственность, которые противостоят таким мнимым, по его мнению, ценностям, как «одобрение толпы, власть, богатство, жизнь, полная наслаждений».

Марк Аврелий смотрит на человека как на сложное социальное существо, которое, с одной стороны, живет настоящим, суетным, а с другой - его деятельность преследует долговременные цели. Поэтому он осуждает того, кто свои дела не согласовывает с высшими целями, под которыми он понимает благо государства. Марк Аврелий считает, что, несмотря на тщетность жизни человека, перед ним стоят высокие нравственные задачи, которые он, повинуясь долгу, должен выполнять. И в этом ему помогает философия. (Великие мыслители (http://www.bibliotekar.ru/filosofia/16.htm)).

В его сочинении «Наедине с собой» есть такие слова: «Всегда  ревностно заботься о том, чтобы  дело, которым ты в данный момент занят, исполнять так, как достойно римлянина и мужа, с полной и  искренней сердечностью, с любовью  к людям, со свободой и справедливостью, и о том также, чтобы отстранить от себя все другие представления. Это удастся тебе, если ты каждое дело будешь исполнять, как последнее в своей жизни, свободный от всякого безрассудства, от обусловленного страстями пренебрежения к велениям разума, от лицемерия и недовольства своей судьбой» (Марк Аврелий. «Наедине с собой». Москва. Изд. Алетейа. Новый Акрополь. 2000).

 

II.2 Римское право

 

Римское право - право Древнего Рима - наиболее развитая правовая система  древности, послужившая основой  для современной континентальной  системы права, к которой принадлежит  и Россия.

 

Римские юристы различали  публичное право (jus publicum) и частное право (jus privatum). Первое относится «к положению римского государства», второе - «к выгоде отдельных лиц» (по определению юриста Доминиция Ульпиана, 3 в. н.э.). Римское публичное право в целом не пережило Римского государства и не оказало большого влияния на государственные институты более поздних народов. Можно говорить о преемственности лишь некоторых общих принципов республиканского периода: постоянный парламент (каким был римский Сенат), система сдержек и противовесов, выборность и подотчетность должностных лиц перед народом, парламентом и судом, участие народа в решении важнейших государственных дел.

Наоборот, римское частное  право сыграло выдающуюся роль в  развитии гражданского права в средние  века и в новое время. Римское  частное право легло в основу законодательства многих западноевропейских государств, которые или прямо  заимствовали римские правовые понятия  и институты, или приняли принципы римского права за образцы при  разработке кодексов нового времени (особенно в отношении права собственности  и договорного права). Выработанные римскими юристами понятия, отличавшиеся точностью формулировок, чёткостью  выводов, легли в основу научной  разработки современного гражданского права.

Содержание имского частного права (римского права в узком смысле) далеко вышло за рамки отношений рабовладельческого общества и приобрело универсальный характер, идеально удовлетворяющий условиям высокоразвитого хозяйственного оборота. Развитие торговли привело к установлению принципа формального равенства в области частного права всех свободных лиц. Этот принцип явился результатом долгого развития. Исходным положением римского права было то, что только римский гражданин (civis romanus) является вполне правоспособным лицом; всякий чужеземец - враг и не пользуется защитой закона. В древнейшую эпоху его можно было безнаказанно убить или обратить в рабство. По мере развития довольно оживлённой торговли с другими общинами и государствами такое бесправное положение чужеземцев сохраниться не могло. Стали признаваться основные имущественные права и за перегринами (чужеземцами, жившими на римской территории). Применительно к этой части населения сложилась специальная система норм, материалом для которой послужили отчасти нормы исконного римского права, отчасти нормы, заимствованные из права других государств, с которыми римские граждане имели деловые сношения (финикийского, египетского и особенно греческого права). Эта система получила название «права народов» (jus gentium). К «праву народов» римские юристы относили как установление рабства, так и отпущение рабов на волю, а также и такие гражданские правоотношения как разделение имущества, учреждение торговли, купли-продажи, найм и пр. В результате этого и утвердился прогрессивный для того времени принцип формального равенства всех свободных людей.

Под влиянием философии  стоиков в римском праве сложилась  философско-правовая концепция идеального естественного права (jus naturale).

Римское частное право  характеризуется индивидуалистическим началом; в нём доведён до логических пределов принцип наибольшей свободы  хозяйственного самоопределения.

Особенностью правообразования в древнем Риме было правовое регулирование новых общественных отношений в основном не в порядке законодательства, а путём научной работы юристов и деятельности римских магистратов по разрешению споров между частными лицами (jurisdictio).

Законодательные акты республиканского Рима сводятся к памятнику древнейшей эпохи - двенадцати таблиц законам и  сравнительно ограниченному числу  законов (legos) по отдельным специальным вопросам. Только в императорскую эпоху законодательная деятельность активизировалась.

 

Основное богатство римского частного права заключается в  казуистике римских юристов, занимавшихся конкретизацией основных положений  права на почве обсуждения и разрешения конкретных дел - казусов, что обеспечивало его жизненность. (Согласно Википедии, в юриспруденции под казуистикой  понимают анализ данного дела или  казуса (случая) и выведение из него путём логической и юридической  интерпретации некоторых общих  принципов, дополняющих недостающие  в законодательстве нормы).

Наряду с этим римское  частное право являлось в основе правом судебным. Органом исполнительной власти, имеющим право законодательной  инициативы и обладающим (совместно  с сенатом) значительной частью административных функций в Древнем Риме, являлся  магистрат. Чиновники, назначенные  для совершения городского правосудия по гражданским делам, назывались преторами. Судебные магистраты и в особенности  преторы имели право издавать эдикты (распоряжения магистрата) - программу  деятельности этих магистратов, объявляемую (с кафедры на собрании) при вступлении в должность. Содержанием эдиктов  были главным образом те правила, которых предполагал, а позднее  обязывался придерживаться претор в  течение своего должностного года. Опубликованные эдикты пересматривались и дополнялись следующим претором. Со времен Адриана существовали неизменные эдикты (edictum perpetuum). В совокупности нормы преторских эдиктов образовали так называемое преторское право.

Римские юристы пользовались большим авторитетом. Начиная с  Августа, императоры стали предоставлять  выдающимся юристам право давать официальные консультации, причём их заключения (responsa prudentium) получали обязательную силу. Из отдельных выдающихся юристов Лабеон и Капитон (1 в. н.э.) положили начало двум школам, или направлениям юридической мысли Рима. Ближайшим учеником Лабеона был Прокул, по имени которого эта школа получила название прокулианской; учеником Капитона был Сабин, по имени которого эта, вторая школа получила, название сабинианской. Всеобъемлющая систематизация римского частного права была произведена уже после падения Римской империи. При византийском императоре Юстиниане 1 была проведена в 528-34 гг. кодификация Римского права, составившая 3 сборника, которым была придана сила закона: Институции, Дигесты и Кодекс - сборник императорских законов. Впоследствии (около 565 г.) к этим сборникам был присоединён четвёртый сборник - Новеллы.

Институт права частной  собственности, собственно, впервые  разработанный римскими юристами, получил  в древнем Риме большое развитие. Определение права собственности  как наиболее абсолютного права  пользоваться и распоряжаться вещами с теми лишь ограничениями, которые  установлены договором и правом, было заимствовано впоследствии большинством гражданско-правовых кодификаций.

Римская регламенация права собственности (в отличие от регламентации собственности в феодальном и современном праве) характеризуется тем, что существенных различий между правом собственности на движимое и недвижимое имущество в Риме не проводилось.

Право частной собственности  находило в Риме своё завершение в  наследственном праве. Римское право  знало наследование по завещанию  и по закону и признавало принцип  свободы завещательных распоряжений (с немногими исключениями для  близких родственников).

Наряду с правом собственности  очень подробную и технически развитую регламентацию получило в  римском праве обязательственное  право, особенно - договор (contractus). В римском праве установлены определённые замкнутые категории договоров, причём из каждого договора вытекают специальные, носящие особые названия иски (actiones). Римское учение о договоре во многом сохраняет значение для современного гражданского права

В римском праве также  сложились и были развиты такие  важнейшие правовые институты и  понятия как правоспособность, юридическое  лицо, давность, гражданство и т.д.

Значение римского уголовного права не столь велико по сравнению  с частным правом. Заслугой римских  юристов является провозглашение принципа «нет преступления, проступка, нет наказания  и взыскания без закона» (nullum crimen, nullum poena sine lege). Однако в законе не всегда указывалось, какое наказание может быть назначено за преступление; этот вопрос нередко решался по усмотрению должностных лиц, в том числе от императора.

Никакой кодификации римского уголовного права не существовало. Оно складывалось из массы законов, включая Законы двенадцати таблиц, из постановлений народных собраний и сената. Значительное число уголовных  законов было издано по инициативе (приказу) диктаторов и императоров

 

Наибольшее внимание римский  законодатель уделял преступлениям  против государства (государственная  измена, «оскорбление величия римского народа») и порядка управления (взяточничество, присвоение казенных денег, хищение  государственного имущества и т. п.). Наказания носили сословный характер: за одно и то же преступление рабов  ссылали на верную смерть в рудники, членов низших сословий приговаривали  к каторжным работам, а нобили и всадники отделывались штрафом  или ссылкой. Даже смертная казнь  проводилась по-разному в зависимости  от сословия осужденных - от убийства мечом  до сожжения, распинания на кресте и пр.

 

В теории римские юристы хорошо различали умышленное и неосторожное преступление, подстрекательство, соучастие  и пр.

 

Древнейшей формой римского судебного процесса по частным искам  был так называемый легисакционный процесс (от legis aсtiones - иски, основанные на законе). Он состоял из двух стадий: первая называлась in jure, вторая - in judicis. Первая стадия была строго формальной, вторая - характеризуется свободной процедурой. Для судебного действия безусловно требовалось личное присутствие истца и ответчика, любое препятствие к таковому не только прекращало ход разбирательства, но вообще исключало продолжение разбора дела. В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на Форум (площадь в Риме) к магистрату. Здесь, после произнесения клятв претор назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести (в храм) в виде так называемого залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога. Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал доказательства и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.

С течением времени легисакциониый процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору. Претор уяснял юридическую сущность спора и излагал ее в специальной записке, адресованной судье (т.н. formula). Предписания формулы были основаны не на законе, а фактически на правотворческих полномочиях претора. Формула поступала к судье, который вел судопроизводство.

 

Уголовные дела рассматривались  в так называемом магистратно-комициальном процессе, который велся высшим магистратом с участием народного собрания в качестве обязательной апелляционной инстанции. В правовом отношении судебное решение, принятое в ходе такого разбирательства, опиралось на верховные публично-правовые полномочия римского народа. В этой форме велись дела по наиболее важным преступлениям, совершенным римскими гражданами, в особенности тем, которые предполагали в качестве наказания смертную казнь. Позднее апелляцию к народу заменило право обжалования магистратского (судейского) приговора монарху как главе государства.

Другой формой уголовного процесса был магистратский публичный  процесс, который велся единолично уполномоченным должностным лицом (курульным магистратом) в случае специальных обвинений против особых категорий лиц (против военных, совершивших  воинские преступления; против женщин, неримских граждан; рабов). При рассмотрении дел единолично магистратом допускалась  только самозащита обвиняемого, порядок  разбора дела не регулировался никакими формальными процедурами.

Информация о работе Философско-правовые идеи Древней Греции и Древнего Рима