Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:48, доклад
Философия права - это древняя наука с большой историей: она уже была представлена в произведениях Платона и Аристотеля, достигла особого развития в Западной Европе в XVII-XVIII вв. и продолжает функционировать в системе гуманитарного знания современности. В России сегодня наблюдается значительное повышение интереса к философии права как со стороны философов, так и со стороны юристов.
Его философское сочинение под названием «Наедине с собой» представляет собой размышления о жизни, в которых он пытается осознать окружающую действительность.
Пессимистически оценивая суетность и быстротечность жизни, Марк Аврелий все же отмечает, что в этой жизни есть нравственные ценности, к которым следует стремиться, это - справедливость, истина, благоразумие, мужество. К истинным ценностям он также относит общественно-полезную деятельность и гражданственность, которые противостоят таким мнимым, по его мнению, ценностям, как «одобрение толпы, власть, богатство, жизнь, полная наслаждений».
Марк Аврелий смотрит на
человека как на сложное социальное существо,
которое, с одной стороны, живет настоящим,
суетным, а с другой - его деятельность
преследует долговременные цели. Поэтому
он осуждает того, кто свои дела не согласовывает
с высшими целями, под которыми он понимает
благо государства. Марк Аврелий считает,
что, несмотря на тщетность жизни человека,
перед ним стоят высокие нравственные
задачи, которые он, повинуясь долгу, должен
выполнять. И в этом ему помогает философия.
(Великие мыслители (http://www.bibliotekar.ru/
В его сочинении «Наедине с собой» есть такие слова: «Всегда ревностно заботься о том, чтобы дело, которым ты в данный момент занят, исполнять так, как достойно римлянина и мужа, с полной и искренней сердечностью, с любовью к людям, со свободой и справедливостью, и о том также, чтобы отстранить от себя все другие представления. Это удастся тебе, если ты каждое дело будешь исполнять, как последнее в своей жизни, свободный от всякого безрассудства, от обусловленного страстями пренебрежения к велениям разума, от лицемерия и недовольства своей судьбой» (Марк Аврелий. «Наедине с собой». Москва. Изд. Алетейа. Новый Акрополь. 2000).
II.2 Римское право
Римское право - право Древнего
Рима - наиболее развитая правовая система
древности, послужившая основой
для современной
Римские юристы различали публичное право (jus publicum) и частное право (jus privatum). Первое относится «к положению римского государства», второе - «к выгоде отдельных лиц» (по определению юриста Доминиция Ульпиана, 3 в. н.э.). Римское публичное право в целом не пережило Римского государства и не оказало большого влияния на государственные институты более поздних народов. Можно говорить о преемственности лишь некоторых общих принципов республиканского периода: постоянный парламент (каким был римский Сенат), система сдержек и противовесов, выборность и подотчетность должностных лиц перед народом, парламентом и судом, участие народа в решении важнейших государственных дел.
Наоборот, римское частное
право сыграло выдающуюся роль в
развитии гражданского права в средние
века и в новое время. Римское
частное право легло в основу
законодательства многих западноевропейских
государств, которые или прямо
заимствовали римские правовые понятия
и институты, или приняли принципы
римского права за образцы при
разработке кодексов нового времени (особенно
в отношении права
Содержание имского частного права (римского права в узком смысле) далеко вышло за рамки отношений рабовладельческого общества и приобрело универсальный характер, идеально удовлетворяющий условиям высокоразвитого хозяйственного оборота. Развитие торговли привело к установлению принципа формального равенства в области частного права всех свободных лиц. Этот принцип явился результатом долгого развития. Исходным положением римского права было то, что только римский гражданин (civis romanus) является вполне правоспособным лицом; всякий чужеземец - враг и не пользуется защитой закона. В древнейшую эпоху его можно было безнаказанно убить или обратить в рабство. По мере развития довольно оживлённой торговли с другими общинами и государствами такое бесправное положение чужеземцев сохраниться не могло. Стали признаваться основные имущественные права и за перегринами (чужеземцами, жившими на римской территории). Применительно к этой части населения сложилась специальная система норм, материалом для которой послужили отчасти нормы исконного римского права, отчасти нормы, заимствованные из права других государств, с которыми римские граждане имели деловые сношения (финикийского, египетского и особенно греческого права). Эта система получила название «права народов» (jus gentium). К «праву народов» римские юристы относили как установление рабства, так и отпущение рабов на волю, а также и такие гражданские правоотношения как разделение имущества, учреждение торговли, купли-продажи, найм и пр. В результате этого и утвердился прогрессивный для того времени принцип формального равенства всех свободных людей.
Под влиянием философии
стоиков в римском праве
Римское частное право
характеризуется
Особенностью правообразования в древнем Риме было правовое регулирование новых общественных отношений в основном не в порядке законодательства, а путём научной работы юристов и деятельности римских магистратов по разрешению споров между частными лицами (jurisdictio).
Законодательные акты республиканского Рима сводятся к памятнику древнейшей эпохи - двенадцати таблиц законам и сравнительно ограниченному числу законов (legos) по отдельным специальным вопросам. Только в императорскую эпоху законодательная деятельность активизировалась.
Основное богатство римского
частного права заключается в
казуистике римских юристов, занимавшихся
конкретизацией основных положений
права на почве обсуждения и разрешения
конкретных дел - казусов, что обеспечивало
его жизненность. (Согласно Википедии,
в юриспруденции под
Наряду с этим римское
частное право являлось в основе
правом судебным. Органом исполнительной
власти, имеющим право законодательной
инициативы и обладающим (совместно
с сенатом) значительной частью административных
функций в Древнем Риме, являлся
магистрат. Чиновники, назначенные
для совершения городского правосудия
по гражданским делам, назывались преторами.
Судебные магистраты и в особенности
преторы имели право издавать
эдикты (распоряжения магистрата) - программу
деятельности этих магистратов, объявляемую
(с кафедры на собрании) при вступлении
в должность. Содержанием эдиктов
были главным образом те правила,
которых предполагал, а позднее
обязывался придерживаться претор в
течение своего должностного года.
Опубликованные эдикты пересматривались
и дополнялись следующим
Римские юристы пользовались большим авторитетом. Начиная с Августа, императоры стали предоставлять выдающимся юристам право давать официальные консультации, причём их заключения (responsa prudentium) получали обязательную силу. Из отдельных выдающихся юристов Лабеон и Капитон (1 в. н.э.) положили начало двум школам, или направлениям юридической мысли Рима. Ближайшим учеником Лабеона был Прокул, по имени которого эта школа получила название прокулианской; учеником Капитона был Сабин, по имени которого эта, вторая школа получила, название сабинианской. Всеобъемлющая систематизация римского частного права была произведена уже после падения Римской империи. При византийском императоре Юстиниане 1 была проведена в 528-34 гг. кодификация Римского права, составившая 3 сборника, которым была придана сила закона: Институции, Дигесты и Кодекс - сборник императорских законов. Впоследствии (около 565 г.) к этим сборникам был присоединён четвёртый сборник - Новеллы.
Институт права частной
собственности, собственно, впервые
разработанный римскими юристами, получил
в древнем Риме большое развитие.
Определение права
Римская регламенация права собственности (в отличие от регламентации собственности в феодальном и современном праве) характеризуется тем, что существенных различий между правом собственности на движимое и недвижимое имущество в Риме не проводилось.
Право частной собственности
находило в Риме своё завершение в
наследственном праве. Римское право
знало наследование по завещанию
и по закону и признавало принцип
свободы завещательных
Наряду с правом собственности
очень подробную и технически
развитую регламентацию получило в
римском праве
В римском праве также сложились и были развиты такие важнейшие правовые институты и понятия как правоспособность, юридическое лицо, давность, гражданство и т.д.
Значение римского уголовного права не столь велико по сравнению с частным правом. Заслугой римских юристов является провозглашение принципа «нет преступления, проступка, нет наказания и взыскания без закона» (nullum crimen, nullum poena sine lege). Однако в законе не всегда указывалось, какое наказание может быть назначено за преступление; этот вопрос нередко решался по усмотрению должностных лиц, в том числе от императора.
Никакой кодификации римского уголовного права не существовало. Оно складывалось из массы законов, включая Законы двенадцати таблиц, из постановлений народных собраний и сената. Значительное число уголовных законов было издано по инициативе (приказу) диктаторов и императоров
Наибольшее внимание римский
законодатель уделял преступлениям
против государства (государственная
измена, «оскорбление величия римского
народа») и порядка управления (взяточничество,
присвоение казенных денег, хищение
государственного имущества и т.
п.). Наказания носили сословный характер:
за одно и то же преступление рабов
ссылали на верную смерть в рудники,
членов низших сословий приговаривали
к каторжным работам, а нобили
и всадники отделывались штрафом
или ссылкой. Даже смертная казнь
проводилась по-разному в
В теории римские юристы хорошо различали умышленное и неосторожное преступление, подстрекательство, соучастие и пр.
Древнейшей формой римского судебного процесса по частным искам был так называемый легисакционный процесс (от legis aсtiones - иски, основанные на законе). Он состоял из двух стадий: первая называлась in jure, вторая - in judicis. Первая стадия была строго формальной, вторая - характеризуется свободной процедурой. Для судебного действия безусловно требовалось личное присутствие истца и ответчика, любое препятствие к таковому не только прекращало ход разбирательства, но вообще исключало продолжение разбора дела. В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на Форум (площадь в Риме) к магистрату. Здесь, после произнесения клятв претор назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести (в храм) в виде так называемого залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога. Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал доказательства и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.
С течением времени легисакциониый процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору. Претор уяснял юридическую сущность спора и излагал ее в специальной записке, адресованной судье (т.н. formula). Предписания формулы были основаны не на законе, а фактически на правотворческих полномочиях претора. Формула поступала к судье, который вел судопроизводство.
Уголовные дела рассматривались в так называемом магистратно-комициальном процессе, который велся высшим магистратом с участием народного собрания в качестве обязательной апелляционной инстанции. В правовом отношении судебное решение, принятое в ходе такого разбирательства, опиралось на верховные публично-правовые полномочия римского народа. В этой форме велись дела по наиболее важным преступлениям, совершенным римскими гражданами, в особенности тем, которые предполагали в качестве наказания смертную казнь. Позднее апелляцию к народу заменило право обжалования магистратского (судейского) приговора монарху как главе государства.
Другой формой уголовного процесса был магистратский публичный процесс, который велся единолично уполномоченным должностным лицом (курульным магистратом) в случае специальных обвинений против особых категорий лиц (против военных, совершивших воинские преступления; против женщин, неримских граждан; рабов). При рассмотрении дел единолично магистратом допускалась только самозащита обвиняемого, порядок разбора дела не регулировался никакими формальными процедурами.
Информация о работе Философско-правовые идеи Древней Греции и Древнего Рима