Философско-правовые идеи Древней Греции и Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:48, доклад

Описание работы

Философия права - это древняя наука с большой историей: она уже была представлена в произведениях Платона и Аристотеля, достигла особого развития в Западной Европе в XVII-XVIII вв. и продолжает функционировать в системе гуманитарного знания современности. В России сегодня наблюдается значительное повышение интереса к философии права как со стороны философов, так и со стороны юристов.

Файлы: 1 файл

с2 в3.docx

— 86.44 Кб (Скачать файл)

В императорский период народные собрания, бывшие со времен Ромула главной судебной инстанцией по делам  о тяжких преступлениях, лишаются этого  своего права. Другая перемена состояла в том, что место коллегиальных  судов периода республики заняли единоличные судьи, назначаемые  и смещаемые императорской администрацией. Таким образом, судебной компетенцией в уголовных и гражданских  делах стали обладать чиновники, принадлежащие к административным органам империи. Помимо этого, римский  суд времен империи стал строго сословным. Разделения на предварительное и  судебное следствие не существовало. Судья сам производил дознание, сам  выступал обвинителем и сам же выносил приговор. Наиболее распространенным средством установления истины стала  пытка. Вместо открытого, публичного рассмотрения судебных дел, как то было во время  республики, установилась строгая тайна  судопроизводства.

В силу исключительной роли, которую сыграло римское право  в развитии юридической мысли  и практики, оно продолжает изучаться  в качестве самостоятельной дисциплины в юридических вузах России и  зарубежных стран.

 

                                                              Заключение

 

Значение философско-правовых учений Древнего Запада для развития философии права

В Древней Греции и древнем  Риме были созданы социально-политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической мысли. Античные мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого  познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков и римлян в историю философской, политической и правовой мысли, но и  о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в  разнообразных сферах теории и практики позднейших времен. Каждый из мыслителей обрел множество учеников, последователей или философов, развивающих его  учение, и уже одним этим внес свой неоценимый вклад в развитие европейской цивилизации.

Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что  содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний.

С Гераклита ведут свое начало естественно-правовые доктрины античности и Нового времени, подразумевающие  под естественным правом некое разумное начало (норму всеобщего разума), которое должно выражаться в позитивном законе.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что  он способствовал распространению  знаний, просвещению граждан; искал  ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, чести и т.д.; открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании; впервые ввел диалогический метод нахождения истины в свободном споре; воспитал много учеников, продолжателей своего дела. Диалектический метод обучения Сократа, применяемый в Академии Платоном - обсуждение тезисов, который был обычной формой преподавания в античности - стал в дальнейшем использоваться и в средневековых университетах.

Платон является одним  из основателей идеалистического направления  в мировой философии. Историческое значение философии Платона определяется тем, что он последовательно продумал основные принципы объективного идеализма. Идеи Платона послужили исходной основой многовековой традиции платонизма и неоплатонизма. Платон также считается  творцом такого жанра литературной прозы, как диалоги.

Для философии права  имела большое значение изложенная в «Законах» мысль Платона  о том, что для блага полиса (государства) при необходимости  к отдельному человеку могут быть применены меры физического воздействия. Таким образом, санкция со времен Платона становится неотъемлемым признаком  позитивного закона.

Договорная трактовка  права, сделанная Эпикуром, подразумевает  равенство, свободу и независимость  членов договорного сообщества и  по существу представляет собой исторически  первую философско-правовую концепцию  либерализма и либерального индивидуализма. Из договорно-правовой концепции Эпикура  родились идеи общественного договора Нового времени.

Размышления скептиков, в  первую очередь Пиррона, через много лет были продолжены и углублены философами Нового времени типа Дэвида Юма и Бертрана Рассела.

Философия стоицизма пользовалась большим влиянием не только в античные времена, но и в Средние века и  в эпоху Возрождения. Начиная с античных времен и до настоящего времени она связывается с так называемыми «республиканскими добродетелями». Ее притягательность проявляется в возможности рационального упорядочения жизни и бегства от бесцельных бурь, свойственных человеческой природе. «Там, где добродетель начинает терять центральное место, немедленно возникает стоическая манера мышления и действий. Стоицизм остается одним из постоянных вариантов морали в культурах Запада» (Джон Уитборн «Рим, папы и призраки». М. «Мир». 1997. стр. 359).

Учение Цицерона о государстве  и праве, как и все его наследие, благотворно повлияло на всю последующую  человеческую культуру. Учение Цицерона изучалось римскими (стоики, юристы, историки) и христианскими (Лактанций, Августин и др.) авторами. Большой интерес к его идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в Цицероне своего великого предтечу и гуманиста. И даже деятели Французской революции признавали огромный авторитет имени и идей Цицерона как великого республиканца, борца за свободу и справеливость

 

Право Древнего Рима - Римское  право - как наиболее развитая правовая система древности легла в  основу для современной европейской  системы права, к которой принадлежит  и Россия.

Содержание римского частного права вышло далеко за рамки отношений  рабовладельческого общества и приобрело  универсальный характер. Оно имело  огромное значение в развитии гражданского права в Средние века и в  Новое время. Римское частное  право послужило основой законодательства многих западноевропейских государств в качестве образцов при разработке кодексов Нового времени (особенно в отношении права собственности и договорного права). Понятия, выработанные римскими юристами, с их точностью формулировок и чёткостью выводов легли в основу научной разработки современного гражданского права. В римском праве также сложились и были развиты такие важнейшие действующие в настоящее время правовые институты и понятия как правоспособность, договор, юридическое лицо, давность, гражданство и т.д.

Из этого можно сделать  закономерный вывод, что основы всей современной европейской цивилизации  были заложены уже в античные времена  в древней Греции и в Древнем Риме.


Информация о работе Философско-правовые идеи Древней Греции и Древнего Рима