Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:40, реферат
Из всех предложенных тем, больше всего меня заинтересовала тема о
Канте, а именно его философия. Основной смысл философии Канта
составляет ее гуманистическое призвание. Для него высшее назначение
философии – это ее постоянная забота и вечная судьба, которая
заключается в том, чтобы способствовать интеллектуальному и
нравственному самоопределению личности. Проблема человека занимает
центральное место в философии Канта. Именно в человеке лежит то «изначально
синтетическое единство».
I. Вступление..................................................................3
II. Что мы знаем о биографии И.Канта ..........................................4
III. Кант – основоположник немецкой классической философии.....................5
IV. Взгляды И.Канта:
1. Ранние взгляды. Физико-астрологические исследования......................6
2. Отношение к религии......................................................7
3. Отношение к культуре.....................................................8
4. Отношение к государству и праву..........................................9
5. Поздние взгляды (с 45 лет). «Критика чистого разума»....................10
V. Этика Канта................................................................13
VI. Вклад И.Канта в развитие немецкой классической философии..................15
VII. Заключение...............................................................15
VIII. Список использованной литературы........................................17
Отвечая на этот
вопрос, Кант утверждает, что указанные
всеобщие правила и формы предваряют
личный опыт каждого человека, то есть
по отношению к индивиду они априорны.
Что касается происхождения этих
форм, то оно, по мнению Канта, является
тайной, которая вряд ли когда-либо
будет раскрыта. Казалось бы, такой
ответ должен нас разочаровать. Но
он разочаровывает и обнадеживает одновременно.
Надежда в данном случае связана
с тем, что для Канта уже
неприемлемы те способы объяснения,
которые предлагались до него. Напомним,
что у рационалиста Декарта объективность
наших знаний гарантировалась Богом,
а у его антагонистов-эмпириков
- устройством наших чувств. Но Кант
уже не может полагаться в научных
вопросах на мудрость Всевышнего. Точно
так же он ясно видит тупик, в который
зашли те, кто опору для научных
истин искали в природной гармонии
нашего тела и разума со всей окружающей
действительностью. Но если ни в Боге
и ни в Природе, то где искать опору
и гаранта для истинного
те навыки, умения и способности, которые освоены человеческим родом и закреплены, а другими словами - “опредмечены”, в теле культуры. Именно там, в теле культуры, то есть в науке, технике, искусстве, наши знания существуют независимо от отдельного индивида. И в таком виде они действительно предшествуют опыту отдельного человека, они для него априорны. Но для такого субъекта, каким является человечество, эти знания и способности апостериорны, поскольку именно в историческом опыте человечества они вырабатывались усилиями многих поколений. И как раз эта совокупная деятельность, посредством которой на протяжении веков осваивались необходимые формы и законы природы, выступает главным гарантом объективности и истинности в науке.
Однако зависимость отдельного индивида от такого трансцендентального субъекта, каким является человечество, в учении Канта только намечена. Сущность человека и его способностей, говорит нам Кант, лежит за пределами отдельного эмпирического субъекта, отдельного индивида. А потому в конечном счете она так же непознаваема, как и тот мир, который воздействует на нас извне, вызывая поток ощущений. Таким образом, и наша собственная природа, и природный мир вовне нас оказываются у Канта по большому счету непознаваемыми. И здесь мы подходим к вопросу об агностицизме как одному из самых трудных моментов в учении Канта.
Сам термин “агностицизм”
появился в середине XIX века, но в
современной литературе он повсеместно
употребляется для
Итак, научная
картина мира соткана из феноменов,
а потому прогресс в области научного
познания не углубляет нас в сущность
мира, а, наоборот, служит нашему самопознанию.
Ведь законы, открываемые наукой, по
большому счету являются категориальными
схемами, то есть законами нашего мышления.
Но наука никогда не выходит за
пределы нашего опыта, тогда как
метафизика, напротив, стремится выйти
за его пределы и постичь
Антиномии, согласно
Канту, разрешить никак невозможно.
Но в самом стремлении разума постичь
сверхчувственную основу мира он видит
позитивный смысл. Существуют ли Бог
и бессмертная душа на самом деле,
об этом мы никогда не узнаем, подчеркивает
Кант. Однако у нас есть основания
утверждать, что Бог, душа и мир
в целом выступают в роли неких
регулятивных идей, которые вносят
в наш чувственный опыт момент
целостности, системности, гармонии. Но
у этих же идей есть и другая роль,
считает Кант, осмысляя которую, мы
должны покинуть область теории и
обратиться к сфере человеческих
поступков. Дело в том, что указанные
идеи, согласно Канту, являются идеями
не только теоретического, но и практического
разума, которым человек
В этике Канта
речь идет о так называемом “мире
свободы”, в котором причинно-
Почти каждый
из нас сталкивается в своей жизни
с такими ситуациями, когда доводы
“чистого” разума почему-то нас
никак не убеждают. Это случаи, когда
дело касается наших нравственных и
идеологических установок. Возникает
подозрение, что эти установки
продиктованы не разумом, а чем-то иным.
В поэтической речи это часто
называется “чувством”, “сердцем”, “душой”
и противопоставляется “
Подобно другим
способностям человека, чувство долга,
согласно Канту, является непознаваемым
в своих истоках. Но мы не можем
отрицать разумного характера
Разве не разумно то, что нравственный долг повелевает любить друг друга? Разве не разумно его требование уважать себе подобных? Исходя из этого, Кант делает вывод о том, что нравственный долг - это проявление практического разума, который обладает безусловным приоритетом по отношению к разуму теоретическому. Итак, чтобы быть свободным, человек, по Канту, должен руководствоваться в своем поведении такой инстанцией, как нравственный долг. Однако в противоположность Спинозе, у которого быть свободным - значит следовать познанной природной необходимости, Кант различает законы природы и законы свободы. И хотя индивид у него принадлежит обоим мирам, человеком он становится именно тогда, когда начинает руководствоваться долгом как особым нравственным законом. И здесь мы должны вновь обратиться к идее Бога, поскольку нравственный закон у Канта внутренне связан с верой во Всевышнего.
Выше уже шла речь о кантовской критике рациональной теологии. Отрицая известные теоретические доказательства бытия Бога, Кант при этом утверждал: я решил ограничить разум, чтобы дать место вере. Иначе говоря, Бога нельзя постичь с помощью науки, в него можно только верить. Но, отбросив известные доказательства бытия Бога, Кант тут же предложил новое доказательство, на которое, как известно, ссылается Воланд в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”: “Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу, - говорит Воланд Берлиозу. - Но вот курьез: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство! ”
Дело в том, что в этике Канта Бог - это такой нравственный идеал, без устремленности к которому человек оказывается зверем. Здесь стоит вспомнить другой великий роман - “Братья Карамазовы” Ф. М. Достоевского, в котором речь идет о том, что если Бога нет, то все позволено. Именно так рассуждал и Кант, у которого Бог выступает в роли воплощенного нравственного закона, а доказательством бытия Бога становится сам факт существования нравственности. Но в таком случае в учении Канта вопрос веры и вопрос нравственности оказываются одним и тем же вопросом. А постулаты “Бог существует” и “Моя душа бессмертна” становятся этическими постулатами, или, как выражается Кант, постулатами практического разума. Освободив строгую науку от решения богословских вопросов, Кант перемещает их в сферу этики. Однако, настаивая на том, что вера в Бога есть основа нравственности, а бытие Бога - аксиома нравственного сознания, Кант создает новые проблемы. Причем некоторые из них были осознаны уже самим Кантом.
В одной из поздних работ, “Религия в пределах только разума”, Кант отмечает, что упование на загробное воздаяние и всесправедливейшего устроителя мира искажает чистоту морального мотива. Ведь нравственный долг не предполагает никаких дополнительных желаний и надежд. Иначе говоря, нравственный ригоризм Канта оказывается трудно совместимым с религиозным сознанием его современников. Кант расходится с христианством и в трактовке милосердия, которое, по его мнению, унижает человека и лишает его инициативы.
Но наиболее наглядны расхождения Каига с традиционным христианским вероучением там, где речь идет о внутреннем содержании нравственного закона и его трактовках. Не трудно заметить, что все те трактовки, которые приводит Кант, проникнуты пафосом буржуазной эпохи с ее проповедью свободы и автономии личности. В одном случае нравственная максима выражается формулой: человек для человека должен быть только целью, но не средством. В другом случае Кант дает формулировку: “Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать общим естественным законом”. В третьем случае речь идет о совпадении индивидуальной воли с основой всеобщего законодательства. Везде, как мы видим, сутью нравственного закона оказывается буржуазный идеал свободы и равенства. А потому выдержать чисто формальную линию и точку зрения в области этики Канту так и не удается.
Что касается последней из кантовских “Критик”, то в ней - “Критике способности суждения” - речь идет о нашей способности воспринимать прекрасное. Причем эстетикой у Канта назван один из разделов теории познания. Трансцендентальная эстетика, согласно Канту, - это учение о чувственном познании и его априорных формах. Иначе говоря, он еще не пользуется нововведением своего современника Баумгартена, который стал называть эстетикой учение о прекрасном, определив его место наряду с этикой и логикой.
Понятие красоты
Кант связывает с целесообразностью.
Он различает внешнюю
Однако эстетическое отношение возникает у человека отнюдь не всякий раз, когда он сталкивается с чем-то внутренне целесообразным. Условием эстетического восприятия должна быть незаинтересованность в этом предмете с практической точки зрения. Созерцание прекрасного должно давать, по Канту, незаинтересованное удовольствие, которое мы получаем главным образом от формы созерцаемого предмета. Второе условие эстетического отношения связано с тем, что это именно чувство и переживание красоты. Красота, по Канту, есть переживание целесообразности предмета без представления о цели. Иначе говоря, прекрасное - это то, что нравится нам без всякого понятия. Рассудок убивает красоту, ибо он разлагает целостность предмета на его отдельные детали, пытаясь проследить их связь. Восприятию красоты поэтому нельзя научить. Но чувство красоты возможно воспитать на основе общения с гармонично организованными формами. Гармоничная форма, по Канту, - это и есть “целесообразное без цели”, именно так определяет Кант в “Критике способности суждения” прекрасное. Внутренне целесообразные, гармоничные формы, как уже говорилось, мы можем повстречать в первозданной природе. Другое дело - мир искусства, который специально создается в поисках прекрасного. Именно поэтому общение с произведениями искусства - это основной способ воспитания чувства красоты. Произведение искусства воспитывает у человека способность в единичном видеть общее, в явлениях раскрывать сущность. А потому способность эстетического восприятия безусловно превышает возможности простого восприятия, хотя и базируется на той же чувственной основе.