Иммануил Кант

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:40, реферат

Описание работы

Из всех предложенных тем, больше всего меня заинтересовала тема о
Канте, а именно его философия. Основной смысл философии Канта
составляет ее гуманистическое призвание. Для него высшее назначение
философии – это ее постоянная забота и вечная судьба, которая
заключается в том, чтобы способствовать интеллектуальному и
нравственному самоопределению личности. Проблема человека занимает
центральное место в философии Канта. Именно в человеке лежит то «изначально
синтетическое единство».

Содержание работы

I. Вступление..................................................................3
II. Что мы знаем о биографии И.Канта ..........................................4
III. Кант – основоположник немецкой классической философии.....................5
IV. Взгляды И.Канта:
1. Ранние взгляды. Физико-астрологические исследования......................6
2. Отношение к религии......................................................7
3. Отношение к культуре.....................................................8
4. Отношение к государству и праву..........................................9
5. Поздние взгляды (с 45 лет). «Критика чистого разума»....................10
V. Этика Канта................................................................13
VI. Вклад И.Канта в развитие немецкой классической философии..................15
VII. Заключение...............................................................15
VIII. Список использованной литературы........................................17

Файлы: 1 файл

и.кант.docx

— 96.79 Кб (Скачать файл)

 

Помимо прочего. Кант различает прекрасное в искусстве, созидаемом творческим гением, и возвышенное, встречающееся и в мире людей, и в первозданной природе. Переживание возвышенного, согласно Канту, ближе к моральному переживанию, чем к эстетическому. Восприятие возвышенного, отмечает он, связано с тем волнением, которое мы испытываем, созерцая нечто, выходящее за свои пределы, или превышающее обычные размеры, к примеру, египетские пирамиды. Если прекрасное однозначно привлекает нас, то возвышенное одновременно и привлекает и отталкивает. Но человеку свойственны поиск меры в несоразмерном и бесстрашное отношение к страшному. А потому, преодолевая собственный страх, мы испытываем моральное удовлетворение по этому поводу. Таким образом, чувство возвышенного оказывается двойственным по своей природе. Это чувство переходного характера: от эстетического к моральному. Суждение о возвышенном, отмечает Кант, требует более развитого воображения и большей культуры, чем эстетическая оценка. Отделяя в “Критике способности суждения” прекрасное от возвышенного. Кант пытается нащупать мосты и переходы между способностями человека. Уже в “Критике чистого разума” он замечает, что у таких априорных способностей человека, как чувство и рассудок, существует общий корень - воображение. В “Критике способности суждения” эта тема получает свое развитие. Кант пытается здесь обнаружить новые связи между способностями человека. Он помещает между противостоящими друг другу миром природы и миром свободы опосредующее звено мир искусства, в котором человеческой свободной деятельностью воспроизводятся, хотя и бесцельно, целесообразные формы природы.

 

Но подлинного синтеза картины мира и человеческих способностей в учении Канта мы так  и не находим. Мир природы, мир  искусства и мир свободы остаются разными мирами в философии Канта. Задача состояла в том, чтобы обнаружить некий единый принцип и основу, из которой можно было бы вывести  все здание философской науки. За решение этой задачи взялся последователь Канта И. Г. Фихте. Однако уточнение философских позиций этих двух мыслителей обрело скандальную окраску.

автор: Пласковицкий А.Л.

Из немецкой классической философии:

 Кант, Гегель, Фейербах

 

(краткий обзор  творчества и фрагментов произведений)

Глава 1.

 Трансцендентально-критическая  философия Канта

 

Иммануил Кант (1724 — 1804) – один из общепризнанных «величайших философов всех времен», родоначальник «немецкой классической философии», основатель философского критицизма - теории, выявляющей предельные возможности человеческого разума и научающей мыслить-познавать в этих пределах и за пределами (то есть трансцендентально).

 

В докритический  период (до 1769 г.) Кант верил в объективность  человеческого познания и в качестве профессионального математика создавал математическую модель самопроизвольного  происхождения Солнечной системы  из гигантской газовой туманности. Кроме того, выдвинул оригинальные теории:

 

- единственно  возможного основания для доказательства  бытия Божьего (возврат к т.н.  «отологическому доказательству»:  мол, без «первоосновы всяческого  бытия, т.е. Бога» не было  б ничего);

 

- классификации  животных и человеческих рас  по порядку происхождения;

 

- пламени  (горения);

 

- вращения  Земли;

 

- геологического  старения планеты;

 

- землетрясений.

 

Под влиянием Д. Юма (юмовского анализа «причинности») убедился в ограниченности познавательных способностей человека. Результаты собственных размышлений на эту тему изложил в серии взаимосвязанных произведений, в том числе самые важные:

 

- «Критика  чистого разума» (1781);

 

- «Критика  практического разума» (1788);

 

- «Критика  способности суждения» (1790).

 

Главные выводы «критики» таковы:

 

1) «Два ствола  человеческого познания»: чувственный  опыт и умозрение имеют разные  объекты изучения (единичные вещи  и суждения всеобщего характера  соответственно), причем «пространство  и время» - формы умозрения, независимые  от эмпирических вещей.

 

2) Опыт не  может объять все явления и  стать основанием для высказываний  всеобщего характера (верных для  всех фактов соответствующего  рода). А между тем, всеохватывающие  обобщения имеются и успешно  применяются. Кант полагал, что  подобные обобщения даны нам  вне опыта (априорно), а «синтетические»  связи между ними создаются  разумом по собственным схемам («идеям чистого разума») для  упорядочения хаоса ощущений; порождаемого  чем-то абсолютно неизвестным,  сущим вне нас.

 

Уточнение: По Канту, разум наводит порядок (раскладывает хаос по схемам) где-то за пределами  сознания, поэтому нам и кажется, что наши восприятия от нас не зависят.

 

3) Внешний  мир – неисчерпаемое множество  «ноуменов» («вещей в себе») - недоступен  познанию, заполненному только явлениями  вещей – «феноменами». Но что-то  объективное, наверняка, существует  – по крайней мере, без такого  предположения объяснить познание  невозможно. Отсюда не правы идеалисты  (солипсисты), думающие, что есть  только их ощущения, и заблуждаются  реалисты (материалисты), уверенные,  что познают нечто помимо ощущений.

 

Кант категорически  запрещает переносить на «вещь в  себе» все то, что находит разум  в явлениях. Ибо нет никаких  способов проверить насколько умозрительное соответствует реальному. Однако, действовать исходя из умозрительного можно. Пусть оно даже ничему и не соответствует - лишь бы, руководствуясь умозрениями, мы достигали желанного, а, в конечном итоге, - должного, уготованному нам Пастырем Небесным.

 

4) Всеобщие  формы сознания (включая пространство-время,  причинность, все категории и  т.д.) и всякая согласованность  внешнего с внутренним – априорна. Все это может проникнуть в наш разум только трансцендентальным («перешагивающий пределы», сверхчувственным) образом. Проверить истинность «трансцендентального» мы не можем, можем лишь верить, что Всеблагой Бог все это устроил для нашего блага.

 

5) Разум не  в силах мыслить «бесконечное»  не запутываясь во взаимоисключающих  высказываниях («антиномиях»), кажущихся  ему одинаково истинными. Типа: «мир конечен в пространстве  и времени» – «мир беспределен  и вечен»; «существует лишь целое» - «существуют лишь бесконечно  делимые части» и т.п.

 

6) Нас ведет  по жизни «абсолютно априорное  моральное чувство», внушаемое нам,  как всем порядочным людям  хотелось бы надеяться, самим  Богом. И Его основной нравственный  закон - «категорический императив»: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла быть принципом всеобщего законодательства» (впрочем, поэтичнее по-христиански: «Не делай ближнему того, чего себе не хочешь»). Этот императив проявляется в чистом виде только тогда, когда мы действуем по велению долга вопреки собственным желаниям. Впрочем, люди не автоматы, и для них «императив» лишь требование, а не абсолютная неизбежность. Зато «достижение единства общеобязательной добродетели и личного счастья - высшее благо».

 

Кантианство (неокантианство) до сих пор мощное течение философской мысли. Сегодня  при изучении работ Канта акцентируют  внимание на его:

 

- агностицизме - непознаваемости «вещи в себе» (а также Бога и всего бесконечного);

 

- гуманизме,  проявленном в обостренном интересе  Канта к поискам ответов на  общечеловеческие вопросы («что  я могу знать?», «что я должен  делать?», «на что я могу  надеяться?», «что такое человек?»), а также в проповеди индивидуального  духовного самосовершенствования  и мирного добрососедства между  отдельными людьми и целыми  народами;

 

- последовательном  либерализме (свободолюбии), отводящем свободе выбора роль основы индивидуальной нравственности и человеческого общежития в целом.

 

К сведению: Таблица (квадрат) категорий Канта это:

 

1) категории  количества (единство, множественность  и целокупность);

 

2) категории  качества (реальность, отрицание, ограничение);

 

3) категории  отношения (субстанция-акциденция, причина-действие, взаимодействие);

 

4) категории  модальности (возможность-невозможность,  существование-несуществование, необходимость-случайность).

Обзор фрагментов произведений И. Канта

 «Критика  чистого разума»

Введение

 

1. Для начала  Кант выясняет, чем априорно познанное отличается от эмпирического. По его мнению, априорно то, что содержит в себе необходимость и всеобщность: то есть 1) по-другому и быть не может 2) все верно для всех вещей такого рода.

 

И тут же среди  наших знаний обнаруживает «априорные»:

 

- все положения  математики;

 

- обыденное  представление о том, что всякое  изменение имеет причину;

 

- понятия  «пространство» и «субстанция», отстающие после отбрасывания  всех эмпирических качеств.

 

Сверх того, доказывает неизбежность априорных суждений: ничего, мол, нельзя познать достоверно, если все критерии достоверности надо достоверно почерпнуть из опыта.

 

2. Априорное  познание – считается более  возвышенной целью, чем любая  эмпирика. Однако им занимаются, не разобравшись, откуда оно и  насколько надежно. Так давайте  же разберемся, что это и насколько  оно нам посильно. А то ведь  нагромождают выдумки, полагая,  что чистый разум безудержен, раз ему не мешает опыт.

 

3. Наше познание  составлено из двух родов суждений:

 

1) аналитических - разъясняющих (где субъект явно содержит то, что высказывается о нем в предикате) (пример: «тела - протяженны»);

 

2) синтетических – расширяющих (где предикат сообщает о субъекте нечто новое) (пример: «тела – тяжелы»).

 

Все эмпирические суждения, по мнению Канта, – синтетичны. Априорные – двояки. Причем «априорные аналитические» не дают ничего нового, а «априорные синтетические» (пример: «все происходящее имеет причину») непонятно откуда берутся. А ведь интересно же, как и откуда - там  ведь единственный источник новых априорных  знаний. Причем знаний весьма важных, так  как, по мнению Канта, «синтетическими  априорными суждениями» являются:

 

- все математические  суждения;

 

- все принципы  естествознания;

 

- все, к  чему стремится метафизика.

 

Вывод: «истинная  задача чистого разума – ответить: «Как возможны априорные синтетические  суждения?»

 

А раз это  не выяснено раньше (предшественниками) – Кант и занялся этим, желая  попутно разобраться еще и  в том, как возможны науки, оперирующие  подобными суждениями, особенно метафизика, столь желанная людям, но пока погрязшая  в разногласиях многочисленных систем.

 

5. По Канту,  критика разума приводит к  науке, а некритичный догматизм,  сталкиваясь с противоположными  догматами, доводит до скептицизма.  Вывод: будем предельно критичными  и изучим сам разум, а не  знания, его заполняющие. Цель - построение  «системы чистого разума».

 

Этот разум  определяется Кантом как «способность, дающую нам принципы априорного знания».

 

6. Начальная  стадия новой критической науки  - не расширение познаний, а очищение  разума от заблуждений ради  последующего построения трансцендентальной  философии - системы понятий, охватывающей  все виды (способы) нашего априорного  познания.

 

Следующая стадия – составление основанного на принципах, полного и надежного  «архитектонического плана» научной  философии.

 

И завершающая  стадия - заполнение системы анализом всех априорных познаний – создание полной системы трансцендентальной философии.

 

Что получится: расширение ли, ограничение ли знаний – будет видно, но в любом случае нечто не очень объемное, поскольку  изучаем лишь часть наших внутренних, весьма ограниченных способностей, а  не внешнее - неисчерпаемое.

 

7. В ходе  «критики» Кант не намерен  отвлекаться на:

 

- теории предшественников;

 

- целостную  систему трансцендентальной философии;

 

Разъяснение: Сначала, мол, каркас истинной метафизики, потом его заполнение и сравнение  с другими.

 

- все, что  имеет эмпирические, чувственные  и практические примеси.

 

А посему в  «Критике чистого разума» будут  излагаться только:

 

1) учение о  началах чистого разума;

 

2) учение о  методе чистого разума.

Архитектоника чистого разума

 

(третья из  четырех глав заключительного  Учения о методе «Критики чистого  разума») 

 

1. Под архитектоникой  Кант подразумевает искусство  построения системы и говорит,  что для этого нужны:

 

- не отрывки,  а объединение многообразных  знаний одной идеей;

 

- общая схема,  основанная на идее, дающая очертание  целого и его деление на  части.

 

2. После нагромождения  вспомогательных рассуждений о  делении чистого разума и априорных  науки на всевозможные разновидности,  Кант определяет:

 

- в качестве  главной связующей идеи – «высшее  предназначение человека, заключенное  в стремлении к высокой нравственности»;

 

- в качестве  схемы построения новейшей, критической  метафизики – деление ее на  четыре главные части:

 

1) онтологию  (об общих принципах разума);

 

2) рациональную  физиологию (о чувственном содержании  разума = основы физики (природоведение) + основы физиологии (человековедение));

 

3) рациональную  космологию (о мироустройстве в  целом);

 

4) рациональную  теологию (о Боге).

 

Кроме того, допускает  различные виды прикладной философии, применяемой в конкретных научных  отраслях.

Информация о работе Иммануил Кант