Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:40, реферат
Из всех предложенных тем, больше всего меня заинтересовала тема о
Канте, а именно его философия. Основной смысл философии Канта
составляет ее гуманистическое призвание. Для него высшее назначение
философии – это ее постоянная забота и вечная судьба, которая
заключается в том, чтобы способствовать интеллектуальному и
нравственному самоопределению личности. Проблема человека занимает
центральное место в философии Канта. Именно в человеке лежит то «изначально
синтетическое единство».
I. Вступление..................................................................3
II. Что мы знаем о биографии И.Канта ..........................................4
III. Кант – основоположник немецкой классической философии.....................5
IV. Взгляды И.Канта:
1. Ранние взгляды. Физико-астрологические исследования......................6
2. Отношение к религии......................................................7
3. Отношение к культуре.....................................................8
4. Отношение к государству и праву..........................................9
5. Поздние взгляды (с 45 лет). «Критика чистого разума»....................10
V. Этика Канта................................................................13
VI. Вклад И.Канта в развитие немецкой классической философии..................15
VII. Заключение...............................................................15
VIII. Список использованной литературы........................................17
Помимо прочего. Кант различает прекрасное в искусстве, созидаемом творческим гением, и возвышенное, встречающееся и в мире людей, и в первозданной природе. Переживание возвышенного, согласно Канту, ближе к моральному переживанию, чем к эстетическому. Восприятие возвышенного, отмечает он, связано с тем волнением, которое мы испытываем, созерцая нечто, выходящее за свои пределы, или превышающее обычные размеры, к примеру, египетские пирамиды. Если прекрасное однозначно привлекает нас, то возвышенное одновременно и привлекает и отталкивает. Но человеку свойственны поиск меры в несоразмерном и бесстрашное отношение к страшному. А потому, преодолевая собственный страх, мы испытываем моральное удовлетворение по этому поводу. Таким образом, чувство возвышенного оказывается двойственным по своей природе. Это чувство переходного характера: от эстетического к моральному. Суждение о возвышенном, отмечает Кант, требует более развитого воображения и большей культуры, чем эстетическая оценка. Отделяя в “Критике способности суждения” прекрасное от возвышенного. Кант пытается нащупать мосты и переходы между способностями человека. Уже в “Критике чистого разума” он замечает, что у таких априорных способностей человека, как чувство и рассудок, существует общий корень - воображение. В “Критике способности суждения” эта тема получает свое развитие. Кант пытается здесь обнаружить новые связи между способностями человека. Он помещает между противостоящими друг другу миром природы и миром свободы опосредующее звено мир искусства, в котором человеческой свободной деятельностью воспроизводятся, хотя и бесцельно, целесообразные формы природы.
Но подлинного
синтеза картины мира и человеческих
способностей в учении Канта мы так
и не находим. Мир природы, мир
искусства и мир свободы
автор: Пласковицкий А.Л.
Из немецкой классической философии:
Кант, Гегель, Фейербах
(краткий обзор
творчества и фрагментов
Глава 1.
Трансцендентально-
Иммануил Кант (1724 — 1804) – один из общепризнанных «величайших философов всех времен», родоначальник «немецкой классической философии», основатель философского критицизма - теории, выявляющей предельные возможности человеческого разума и научающей мыслить-познавать в этих пределах и за пределами (то есть трансцендентально).
В докритический
период (до 1769 г.) Кант верил в объективность
человеческого познания и в качестве
профессионального математика создавал
математическую модель самопроизвольного
происхождения Солнечной
- единственно
возможного основания для
- классификации животных и человеческих рас по порядку происхождения;
- пламени (горения);
- вращения Земли;
- геологического старения планеты;
- землетрясений.
Под влиянием Д. Юма (юмовского анализа «причинности») убедился в ограниченности познавательных способностей человека. Результаты собственных размышлений на эту тему изложил в серии взаимосвязанных произведений, в том числе самые важные:
- «Критика чистого разума» (1781);
- «Критика практического разума» (1788);
- «Критика способности суждения» (1790).
Главные выводы «критики» таковы:
1) «Два ствола
человеческого познания»:
2) Опыт не
может объять все явления и
стать основанием для
Уточнение: По Канту, разум наводит порядок (раскладывает хаос по схемам) где-то за пределами сознания, поэтому нам и кажется, что наши восприятия от нас не зависят.
3) Внешний
мир – неисчерпаемое множество
«ноуменов» («вещей в себе») - недоступен
познанию, заполненному только явлениями
вещей – «феноменами». Но что-то
объективное, наверняка,
Кант категорически
запрещает переносить на «вещь в
себе» все то, что находит разум
в явлениях. Ибо нет никаких
способов проверить насколько
4) Всеобщие формы сознания (включая пространство-время, причинность, все категории и т.д.) и всякая согласованность внешнего с внутренним – априорна. Все это может проникнуть в наш разум только трансцендентальным («перешагивающий пределы», сверхчувственным) образом. Проверить истинность «трансцендентального» мы не можем, можем лишь верить, что Всеблагой Бог все это устроил для нашего блага.
5) Разум не
в силах мыслить «бесконечное»
не запутываясь во
6) Нас ведет
по жизни «абсолютно априорное
моральное чувство», внушаемое нам,
как всем порядочным людям
хотелось бы надеяться, самим
Богом. И Его основной
Кантианство (неокантианство) до сих пор мощное течение философской мысли. Сегодня при изучении работ Канта акцентируют внимание на его:
- агностицизме - непознаваемости «вещи в себе» (а также Бога и всего бесконечного);
- гуманизме,
проявленном в обостренном
- последовательном либерализме (свободолюбии), отводящем свободе выбора роль основы индивидуальной нравственности и человеческого общежития в целом.
К сведению: Таблица (квадрат) категорий Канта это:
1) категории количества (единство, множественность и целокупность);
2) категории качества (реальность, отрицание, ограничение);
3) категории
отношения (субстанция-
4) категории
модальности (возможность-
Обзор фрагментов произведений И. Канта
«Критика чистого разума»
Введение
1. Для начала Кант выясняет, чем априорно познанное отличается от эмпирического. По его мнению, априорно то, что содержит в себе необходимость и всеобщность: то есть 1) по-другому и быть не может 2) все верно для всех вещей такого рода.
И тут же среди наших знаний обнаруживает «априорные»:
- все положения математики;
- обыденное
представление о том, что
- понятия «пространство» и «субстанция», отстающие после отбрасывания всех эмпирических качеств.
Сверх того, доказывает неизбежность априорных суждений: ничего, мол, нельзя познать достоверно, если все критерии достоверности надо достоверно почерпнуть из опыта.
2. Априорное
познание – считается более
возвышенной целью, чем любая
эмпирика. Однако им занимаются,
не разобравшись, откуда оно и
насколько надежно. Так
3. Наше познание
составлено из двух родов
1) аналитических - разъясняющих (где субъект явно содержит то, что высказывается о нем в предикате) (пример: «тела - протяженны»);
2) синтетических – расширяющих (где предикат сообщает о субъекте нечто новое) (пример: «тела – тяжелы»).
Все эмпирические суждения, по мнению Канта, – синтетичны. Априорные – двояки. Причем «априорные аналитические» не дают ничего нового, а «априорные синтетические» (пример: «все происходящее имеет причину») непонятно откуда берутся. А ведь интересно же, как и откуда - там ведь единственный источник новых априорных знаний. Причем знаний весьма важных, так как, по мнению Канта, «синтетическими априорными суждениями» являются:
- все математические суждения;
- все принципы естествознания;
- все, к чему стремится метафизика.
Вывод: «истинная задача чистого разума – ответить: «Как возможны априорные синтетические суждения?»
А раз это не выяснено раньше (предшественниками) – Кант и занялся этим, желая попутно разобраться еще и в том, как возможны науки, оперирующие подобными суждениями, особенно метафизика, столь желанная людям, но пока погрязшая в разногласиях многочисленных систем.
5. По Канту,
критика разума приводит к
науке, а некритичный
Этот разум определяется Кантом как «способность, дающую нам принципы априорного знания».
6. Начальная
стадия новой критической
Следующая стадия – составление основанного на принципах, полного и надежного «архитектонического плана» научной философии.
И завершающая стадия - заполнение системы анализом всех априорных познаний – создание полной системы трансцендентальной философии.
Что получится: расширение ли, ограничение ли знаний – будет видно, но в любом случае нечто не очень объемное, поскольку изучаем лишь часть наших внутренних, весьма ограниченных способностей, а не внешнее - неисчерпаемое.
7. В ходе «критики» Кант не намерен отвлекаться на:
- теории предшественников;
- целостную
систему трансцендентальной
Разъяснение: Сначала, мол, каркас истинной метафизики, потом его заполнение и сравнение с другими.
- все, что имеет эмпирические, чувственные и практические примеси.
А посему в «Критике чистого разума» будут излагаться только:
1) учение о началах чистого разума;
2) учение о методе чистого разума.
Архитектоника чистого разума
(третья из
четырех глав заключительного
Учения о методе «Критики
1. Под архитектоникой Кант подразумевает искусство построения системы и говорит, что для этого нужны:
- не отрывки, а объединение многообразных знаний одной идеей;
- общая схема, основанная на идее, дающая очертание целого и его деление на части.
2. После нагромождения
вспомогательных рассуждений о
делении чистого разума и
- в качестве
главной связующей идеи – «
- в качестве схемы построения новейшей, критической метафизики – деление ее на четыре главные части:
1) онтологию (об общих принципах разума);
2) рациональную физиологию (о чувственном содержании разума = основы физики (природоведение) + основы физиологии (человековедение));
3) рациональную космологию (о мироустройстве в целом);
4) рациональную теологию (о Боге).
Кроме того, допускает различные виды прикладной философии, применяемой в конкретных научных отраслях.