Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:40, реферат
Из всех предложенных тем, больше всего меня заинтересовала тема о
Канте, а именно его философия. Основной смысл философии Канта
составляет ее гуманистическое призвание. Для него высшее назначение
философии – это ее постоянная забота и вечная судьба, которая
заключается в том, чтобы способствовать интеллектуальному и
нравственному самоопределению личности. Проблема человека занимает
центральное место в философии Канта. Именно в человеке лежит то «изначально
синтетическое единство».
I. Вступление..................................................................3
II. Что мы знаем о биографии И.Канта ..........................................4
III. Кант – основоположник немецкой классической философии.....................5
IV. Взгляды И.Канта:
1. Ранние взгляды. Физико-астрологические исследования......................6
2. Отношение к религии......................................................7
3. Отношение к культуре.....................................................8
4. Отношение к государству и праву..........................................9
5. Поздние взгляды (с 45 лет). «Критика чистого разума»....................10
V. Этика Канта................................................................13
VI. Вклад И.Канта в развитие немецкой классической философии..................15
VII. Заключение...............................................................15
VIII. Список использованной литературы........................................17
3. Кант полагает,
что нельзя научиться
- математике,
знающей свои принципы и
- истории
философии, содержащей
- искусству философствования (творческому обретению чистых априорных знаний своим умом).
4. Кант призывает
тщательно очищать метафизику
от всего чужеродного,
5. В конце
главы Кант исполняет
Глава 2.
Диалектика
как универсальная теория
Георг Вильгельм Фридрих Гегеля (1770—1831) – одно из ярчайших явлений в истории философии. Все специалисты, так или иначе, признают его огромное значение. Но для одних он – «создатель величайшей системы» (или как минимум, «диалектического метода»). А для других – «шарлатан и путаник, проповедовавший под прикрытием псевдонаучной абракадабры махровый тоталитаризм - безжалостное попрание индивидуальных прав и свобод».
Философская система Гегеля построена с претензией быть исчерпывающим алгоритмом саморазвития мышления (Духа как такового) от простейших и абстрактнейших категорий (бытия-небытия-становления) до всезнающего и все в себе содержащего Абсолютного Бога.
Поскольку столь абсолютный Дух рассматривается Гегелем как «Все-Все-Все», Единственное и Единое, Вездесущее и Бесконечное, то:
1) Гегелевская
система классифицируется как
«идеализм» - теория, признающая первичность
(главенство) идей. Хотя и трудно
говорить о первичном-
2) Идеализм
Гегеля считается «объективным»
Сверх того, Гегеля числят диалектиком, а его метод величают «диалектическим» ‑ лишь на том основании, что у этого философа «диалектична» вторая ступень каждой «триады» (умозрительной схемы осмысления «всего и вся»). То есть для каждой мысли (тезиса) Гегель находит «возражение» (антитезис) и подробно рассматривает «дискуссию» (борение) между «тезисом» и «антитезисом», доискиваясь более глубокого понимания, отводящего каждой «противоположности» свою сферу применения, свой этап формирования мысли, свою долю итогового вывода («синтеза»).
И не странно ли считать «диалектиком»: того, кто:
- открыто потешался над философами, застрявшими на диалектической (конфликтной) стадии понимания (двоемыслии, раздвоении личности);
- свой метод
называл «спекулятивным» (
Иными словами, «диалектика» и «объективный идеализм» Гегеля - это всего лишь куски гегелевской системы, произвольно вырванные из контекста и отражающие целое неадекватно. Однако такое «выхватывание» частей – единственно возможный метод для тех, кто не признает Гегелевскую систему органичным единством, а потому добывает из нее нечто для собственных надобностей, подобно шахтеру, отбрасывающему, как пустую породу, все, что ему не нужно.
Для наглядности приведем общую схему Гегелевской системы (до 3 уровни градации включительно):
I. Логика (развитие Духа в себе)
1) Бытие (качество – количество – мера)
2) Сущность (существование – явление – действительность)
3) Понятие (субъект – объект – идея)
II. Природа (развитие Духа для себя)
1) Механика (пространство-время
– материя-движение –
2) Физика (индивидуальность – особенность - тотальность)
3) Органика (геология – растительный мир – животный мир)
III. Дух (развитие Духа в себе и для себя)
1) Субъективный
дух (антропология –
2) Объективный
дух (право – мораль/
3) Абсолютный Дух (искусство – религия – философия)
Основные произведения Гегеля:
- Феноменология духа» (1807);
- «Наука логики» (т.н. «Большая логика») (1812, 1813, 1815);
- «Энциклопедия
философских наук» (она же «
- «Лекции по истории философии» (1817-1830).
Обзор фрагментов произведений Г.В.Ф. Гегеля
«Феноменология духа»
Введение
1. Гегель, идя
на поводу устоявшего
По мнению Гегеля, подобное погружение в непроглядный туман как раз и рождает недоверие к любой науке, к любому познанию. Однако Гегель рекомендует обратить недоверие против самого недоверия и наконец-то заметить, что во всех своих метаниях наше познание имеет дело исключительно с самим собой, пытается само себя осознать и свести воедино свои разрозненные моменты (мысли).
Вот, мол, и
нужно неосознанные метания превратить
в упорный, целенаправленный поиск,
сделав сами эти метания первоначальным
предметом пристального изучения. А
не тщедушно отказываться от познания,
под предлогом его
2. Гегель рекомендует
не превращать присущий
Иначе сознание, действительно, погрязнет в пустоте и тщеславной гордыне ленивого привереды, не нашедшего ничего познаваемого в первоначальных обломках мысли и потому отринувшего науку о мышлении раз и навсегда.
3. Гегель учит,
что познание, действительно, отыскивающее
истину, движется поступательно
и безостановочно, хоть и не
получает никакого
4. Касаясь
метода познавания, Гегель рассматривает
и традиционное представление
о «критерии для проверки
В результате истина не примитивно проверяется, а сложно (в многочисленных схватках противоборствующих мыслей) формируется. Причем формируется тем полней и качественней, чем плотней состыковываются и тщательней согласовываются изначально разрозненные (отрицающие друг друга) представления о «предмете», «понятии» и «критерии».
Такое диалектическое движение (брожение) в сознании, по мнению Гегеля, и называется «истинным опытом». А последовательный ряд различного рода опытов составляет научный процесс.
5. По Гегелю,
только сознание, не способное
отдать себе отчет в
И наоборот, сознание,
стремящееся и способное
Именно таким охватом и занимается Гегель в последующем (в своей «Феноменологии»).
«Энциклопедия философских наук»
Предисловие к 1-ому изданию
Гегель называет свою книгу пособием, дающим общее представление о философии, метод которой тождественен ее содержанию (то есть весь путь мысли – это и содержание, и набор методических приемов одновременно), а дух празднует примирение с самим собой.
Предисловие ко 2-ому изданию
Гегель выражает уверенность, что любое философствование – это познание, выраженное в абсолютных (бесконечных) категориях. А потом рассматривает попытки изгнания философии в качестве излишнего умствования о неощутимом и непознаваемом. При этом выясняется, что избегающие философствования все равно используют философские категории, но не продуманно, как попало.
По мнению Гегеля, бездумность ждет от философии «дефиниций» и «критериев правильности» в самом начале изложения, не подозревая, что «мышление о мышлении» раскрывает свой смысл и свое содержание, только охватив себя целиком, да еще во всей полноте развития. Причем целое для Гегеля – это единство всех конкретностей, а не «выбор между крайностями», а не «пустое (лишенное различий) тождество», а не «декларирование слияния противоположностей».
Кстати, и историю философии – добавляет Гегель - поверхностное мышление превращает в разрозненный набор догматов, а ведь там – живая история отыскания и развития мыслей.
Попутно Гегель напоминает и то, что философия требует развитого мышления, посильного для немногих.
Для полноценного же развития мышления, по Гегелю, необходимо:
- осваивать
изначально чуждые мысли,
- черпать из истории познания не пищу для памяти и остроумия, а истину и пути (процессы) ее познания;
- брать на себя труд развития усвоенных понятий, подчиняя этому делу свои чувства и мысли.
Конечно, подобное самозабвение раздражает самонадеянный ум, ибо он склонен либо взять истину в готовом виде либо отвергнуть философию, не приносящую таких истин в своих многочисленных, не соответствующих друг другу системах.
Между тем, по Гегелю, подлинное мышление стремится выработать в себе форму, наиболее достойно объединяющую «все и вся», связующую мысли с их содержанием. То есть ту системную форму, которую придали «Идее» Платон и Аристотель.
Дальнейшее
развитие этой формы через
Предисловие к 3-ему изданию
«Хулящий философию обретет уважение толпы» - этой цитатой из Цицерона Гегель резюмирует свое отношение к нападкам на собственную систему. К тому же, критиканы «высказывают личное мнение, не поднимаясь до сути дела».
Далее анализирует противостояние слепой веры (нежелающей познать исповедуемый абсолют) и поверхностного просвещения (отрицающего абсолютное). Это для Гегеля пример бессодержательных абстрагирований, не способных увидеть друг в друге моменты одного и того же духовного развития.
Заканчивается
данное предисловие красивыми
Речь перед лекциями в Берлине 22.10.1818.
Гегель расценивает
приглашение в столицу как
свидетельство обращения
Сыплет афоризмами:
«Глубокая серьезность –
Далее критика «кантианства», типа: «То, что испокон считалось наиболее недостойным и презренным – отказ от познания истины – возведено в высший триумф духа. Ничто не могло быть желаннее для поверхностных умов и характеров».
Между тем, философия должна упорно строить царство истины. И вера в могущество разума – первое условие философствования. Надо уважать себя, считать достойным наивысочайшего.
Введение
1. Для Гегеля предмет и метод философии (то есть истина и весь путь ее постижения) не определены и не могут быть определены заранее. Хотя абсолютное (Бог как истина) дан в религии. Да и другие какие-то представления об истине имеются. От них и нужно двигаться (возвышаться) к пониманию (понятию).
Кажется, что мышлению предпосылаются предметы, данные в чувствах, однако, по Гегелю, все чувственные представления уже обработаны мышлением. И сосредотачиваясь на «мыслях о мыслях» (рефлексии) философия обретает свой предмет, а заодно и метод (самопознание духа).