Иммануил Кант

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:40, реферат

Описание работы

Из всех предложенных тем, больше всего меня заинтересовала тема о
Канте, а именно его философия. Основной смысл философии Канта
составляет ее гуманистическое призвание. Для него высшее назначение
философии – это ее постоянная забота и вечная судьба, которая
заключается в том, чтобы способствовать интеллектуальному и
нравственному самоопределению личности. Проблема человека занимает
центральное место в философии Канта. Именно в человеке лежит то «изначально
синтетическое единство».

Содержание работы

I. Вступление..................................................................3
II. Что мы знаем о биографии И.Канта ..........................................4
III. Кант – основоположник немецкой классической философии.....................5
IV. Взгляды И.Канта:
1. Ранние взгляды. Физико-астрологические исследования......................6
2. Отношение к религии......................................................7
3. Отношение к культуре.....................................................8
4. Отношение к государству и праву..........................................9
5. Поздние взгляды (с 45 лет). «Критика чистого разума»....................10
V. Этика Канта................................................................13
VI. Вклад И.Канта в развитие немецкой классической философии..................15
VII. Заключение...............................................................15
VIII. Список использованной литературы........................................17

Файлы: 1 файл

и.кант.docx

— 96.79 Кб (Скачать файл)

 

3. Кант полагает, что нельзя научиться метафизике (исчерпывающему законодательству  разума), а из абстрактных (чисто  разумных) наук можно научиться  только:

 

- математике, знающей свои принципы и умеющей  ими оперировать;

 

- истории  философии, содержащей изложение  ранее созданных доктрин;

 

- искусству  философствования (творческому обретению  чистых априорных знаний своим  умом).

 

4. Кант призывает  тщательно очищать метафизику  от всего чужеродного, особенно  от эмпирического. Дескать, только чистое априорное знание должно стать достояние философии, иначе туда все протащат, ибо все взаимосвязано.

 

5. В конце  главы Кант исполняет несколько  дифирамбов в адрес метафизики, основанной на критике разума. Называет ее «завершением всей  культуры человеческого разума»,  «цензурой, обеспечивающей общий  порядок и согласие», ориентиром, который «не позволяет отвлекаться  от достижения всеобщего блаженства».

 

 

 

Глава 2.

 Диалектика  как универсальная теория развития  и метод познания мира в  объективном идеализме Гегеля

 

Георг Вильгельм  Фридрих Гегеля (1770—1831) – одно из ярчайших явлений в истории философии. Все специалисты, так или иначе, признают его огромное значение. Но для одних он – «создатель величайшей системы» (или как минимум, «диалектического метода»). А для других – «шарлатан  и путаник, проповедовавший под  прикрытием псевдонаучной абракадабры  махровый тоталитаризм - безжалостное попрание индивидуальных прав и свобод».

 

Философская система Гегеля построена с претензией быть исчерпывающим алгоритмом саморазвития мышления (Духа как такового) от простейших и абстрактнейших категорий (бытия-небытия-становления) до всезнающего и все в себе содержащего Абсолютного Бога.

 

Поскольку столь  абсолютный Дух рассматривается  Гегелем как «Все-Все-Все», Единственное и Единое, Вездесущее и Бесконечное, то:

 

1) Гегелевская  система классифицируется как  «идеализм» - теория, признающая первичность  (главенство) идей. Хотя и трудно  говорить о первичном-главенствующем  при полном отсутствии (полной  невозможности, недопустимости) чего-то  вторичного-подчиненного. Более того, у Гегеля и идея, и ее инобытие (природа), и их высший духовный синтез (Дух) – всего лишь разные моменты (ступени) развития Абсолютного Бога, связанные между собой множеством разных (прямых, обратных и окольных) переходов.

 

2) Идеализм  Гегеля считается «объективным»  (иногда «абсолютным»), поскольку  в Гегелевской «Логике» «идеи»  существуют не столько в субъекте (человеческом сознании), сколько  независимо от него, в том числе  в «объекте» (природе, объективном  мире). Хоть Гегель и называет без обиняков то, в чем «имеет место быть» его «Идеи» ‑ «Абсолютным субъектом – Духом, Богом».

 

Сверх того, Гегеля числят диалектиком, а его метод  величают «диалектическим» ‑ лишь на том основании, что у этого философа «диалектична» вторая ступень каждой «триады» (умозрительной схемы осмысления «всего и вся»). То есть для каждой мысли (тезиса) Гегель находит «возражение» (антитезис) и подробно рассматривает «дискуссию» (борение) между «тезисом» и «антитезисом», доискиваясь более глубокого понимания, отводящего каждой «противоположности» свою сферу применения, свой этап формирования мысли, свою долю итогового вывода («синтеза»).

 

И не странно  ли считать «диалектиком»: того, кто:

 

- открыто  потешался над философами, застрявшими  на диалектической (конфликтной)  стадии понимания (двоемыслии, раздвоении  личности);

 

- свой метод  называл «спекулятивным» (преумножающим), поскольку из любого обмена  мнениями («тезиса» на «антитезис»,  и наоборот, и круг за кругом…)  всегда извлекал прибыль - новую  мысль, «синтез», соединяющий крайности?!

 

Иными словами, «диалектика» и «объективный идеализм»  Гегеля - это всего лишь куски  гегелевской системы, произвольно  вырванные из контекста и отражающие целое неадекватно. Однако такое  «выхватывание» частей – единственно  возможный метод для тех, кто  не признает Гегелевскую систему  органичным единством, а потому добывает из нее нечто для собственных  надобностей, подобно шахтеру, отбрасывающему, как пустую породу, все, что ему  не нужно.

 

Для наглядности  приведем общую схему Гегелевской  системы (до 3 уровни градации включительно):

 

I. Логика (развитие  Духа в себе)

 

1) Бытие (качество  – количество – мера)

 

2) Сущность (существование  – явление – действительность)

 

3) Понятие  (субъект – объект – идея)

 

II. Природа  (развитие Духа для себя)

 

1) Механика (пространство-время  – материя-движение – абсолютная  механика)

 

2) Физика (индивидуальность  – особенность - тотальность)

 

3) Органика (геология  – растительный мир – животный  мир)

 

III. Дух (развитие  Духа в себе и для себя)

 

1) Субъективный  дух (антропология – феноменология  - психология)

 

2) Объективный  дух (право – мораль/нравственность  – государство)

 

3) Абсолютный  Дух (искусство – религия –  философия)

 

Основные  произведения Гегеля:

 

- Феноменология  духа» (1807);

 

- «Наука логики»  (т.н. «Большая логика») (1812, 1813, 1815);

 

- «Энциклопедия  философских наук» (она же «Система  философии») (1817)

 

- «Лекции  по истории философии» (1817-1830).

Обзор фрагментов произведений Г.В.Ф. Гегеля

 «Феноменология  духа»

Введение

 

1. Гегель, идя  на поводу устоявшего стереотипа, будто познанию должна предшествовать  договоренность об «орудии познавания»,  показывает, как выбор такого  орудия превращается в сумбурное  метание от невнятных представлений  об искомом до непреодолимого  размежевания ищущего и искомого. Ясность окончательно утрачивается  в неспособности различить, что  «орудие познавания», что «процесс  познания», а что «познанное»  (результат познания).

 

По мнению Гегеля, подобное погружение в непроглядный туман как раз и рождает  недоверие к любой науке, к  любому познанию. Однако Гегель рекомендует  обратить недоверие против самого недоверия  и наконец-то заметить, что во всех своих метаниях наше познание имеет  дело исключительно с самим собой, пытается само себя осознать и свести воедино свои разрозненные моменты (мысли).

 

Вот, мол, и  нужно неосознанные метания превратить в упорный, целенаправленный поиск, сделав сами эти метания первоначальным предметом пристального изучения. А  не тщедушно отказываться от познания, под предлогом его невозможности  согласно Канту.

 

2. Гегель рекомендует  не превращать присущий исканиям  истины скептицизм в заносчивое  самоутверждение через «сокрушение  всего и вся». Даже в чистом «ничто» нужно видеть не «абсолютную пустоту», а весь долгий и трудный умозрительный процесс, сформировавший (сконструировавший) это «ничто» как понятие.

 

Иначе сознание, действительно, погрязнет в пустоте  и тщеславной гордыне ленивого привереды, не нашедшего ничего познаваемого в  первоначальных обломках мысли и  потому отринувшего науку о мышлении раз и навсегда.

 

3. Гегель учит, что познание, действительно, отыскивающее  истину, движется поступательно  и безостановочно, хоть и не  получает никакого удовлетворения  на ранних стадиях своего становления.

 

4. Касаясь  метода познавания, Гегель рассматривает  и традиционное представление  о «критерии для проверки правильности  познания». И вновь демонстрирует,  что наше сознание сверяет  не что-то внешнее с чем-то  внутренним при помощи некоего,  невесть где взятого критерия (шаблона), а только свои собственные формы (моменты) между собой.

 

В результате истина не примитивно проверяется, а  сложно (в многочисленных схватках противоборствующих мыслей) формируется. Причем формируется тем полней и  качественней, чем плотней состыковываются и тщательней согласовываются изначально разрозненные (отрицающие друг друга) представления о «предмете», «понятии» и «критерии».

 

Такое диалектическое движение (брожение) в сознании, по мнению Гегеля, и называется «истинным опытом». А последовательный ряд различного рода опытов составляет научный процесс.

 

5. По Гегелю, только сознание, не способное  отдать себе отчет в происходящем, будет считать, что опыт и  наука являются откуда-то извне.

 

И наоборот, сознание, стремящееся и способное охватить все с ним происходящее, постепенно овладеет «всем царством истины»  ‑ достигнет того момента, когда освоены (осознанны) как целое все элементы познания.

 

Именно таким  охватом и занимается Гегель в  последующем (в своей «Феноменологии»).

«Энциклопедия философских наук»

Предисловие к 1-ому изданию

 

Гегель называет свою книгу пособием, дающим общее  представление о философии, метод  которой тождественен ее содержанию (то есть весь путь мысли – это  и содержание, и набор методических приемов одновременно), а дух празднует  примирение с самим собой.

Предисловие ко 2-ому изданию

 

Гегель выражает уверенность, что любое философствование – это познание, выраженное в  абсолютных (бесконечных) категориях. А потом рассматривает попытки  изгнания философии в качестве излишнего  умствования о неощутимом и непознаваемом. При этом выясняется, что избегающие философствования все равно используют философские категории, но не продуманно, как попало.

 

По мнению Гегеля, бездумность ждет от философии  «дефиниций» и «критериев правильности»  в самом начале изложения, не подозревая, что «мышление о мышлении»  раскрывает свой смысл и свое содержание, только охватив себя целиком, да еще  во всей полноте развития. Причем целое  для Гегеля – это единство всех конкретностей, а не «выбор между  крайностями», а не «пустое (лишенное различий) тождество», а не «декларирование  слияния противоположностей».

 

Кстати, и  историю философии – добавляет  Гегель - поверхностное мышление превращает в разрозненный набор догматов, а  ведь там – живая история отыскания  и развития мыслей.

 

Попутно Гегель напоминает и то, что философия  требует развитого мышления, посильного для немногих.

 

Для полноценного же развития мышления, по Гегелю, необходимо:

 

- осваивать  изначально чуждые мысли, превращая  их в неотъемлемые части собственного  мышления;

 

- черпать  из истории познания не пищу  для памяти и остроумия, а  истину и пути (процессы) ее познания;

 

- брать на  себя труд развития усвоенных  понятий, подчиняя этому делу  свои чувства и мысли.

 

Конечно, подобное самозабвение раздражает самонадеянный  ум, ибо он склонен либо взять  истину в готовом виде либо отвергнуть философию, не приносящую таких истин  в своих многочисленных, не соответствующих  друг другу системах.

 

Между тем, по Гегелю, подлинное мышление стремится  выработать в себе форму, наиболее достойно объединяющую «все и вся», связующую  мысли с их содержанием. То есть ту системную форму, которую придали  «Идее» Платон и Аристотель.

 

Дальнейшее  развитие этой формы через самосовершенствование  мышления - очень трудная задача философии.

Предисловие к 3-ему изданию

 

«Хулящий  философию обретет уважение толпы» - этой цитатой из Цицерона Гегель резюмирует свое отношение к нападкам на собственную  систему. К тому же, критиканы «высказывают личное мнение, не поднимаясь до сути дела».

 

Далее анализирует  противостояние слепой веры (нежелающей познать исповедуемый абсолют) и поверхностного просвещения (отрицающего абсолютное). Это для Гегеля пример бессодержательных абстрагирований, не способных увидеть друг в друге моменты одного и того же духовного развития.

 

Заканчивается данное предисловие красивыми панегириками философии, в том числе: «Философия должна выдержать напор всякого  рода заподазриваний и отсоветований. Она существует лишь как некая внутренняя необходимость, которая сильнее субъекта, которая не дает ему покоя и неустанно побуждает его дух двигаться дальше, дабы он превозмог и добыл достойное разума. Источником (этой науки) является лишь интерес к предмету и истине».

Речь перед  лекциями в Берлине 22.10.1818.

 

Гегель расценивает  приглашение в столицу как  свидетельство обращения германского  духа от внешних великих дел к  собственным глубинам.

 

Сыплет афоризмами: «Глубокая серьезность – подлинная  почва философии», «Разум ищет не своего, а истинного»! «Мы должны заботиться о том, чтобы не угасло и не погибло  самое высокое, чем может обладать человек – самосознание своей  сущности».

 

Далее критика  «кантианства», типа: «То, что испокон  считалось наиболее недостойным  и презренным – отказ от познания истины – возведено в высший триумф духа. Ничто не могло быть желаннее для поверхностных умов и характеров».

 

Между тем, философия  должна упорно строить царство истины. И вера в могущество разума –  первое условие философствования. Надо уважать себя, считать достойным  наивысочайшего.

Введение

 

1. Для Гегеля  предмет и метод философии  (то есть истина и весь путь  ее постижения) не определены  и не могут быть определены  заранее. Хотя абсолютное (Бог как истина) дан в религии. Да и другие какие-то представления об истине имеются. От них и нужно двигаться (возвышаться) к пониманию (понятию).

 

Кажется, что  мышлению предпосылаются предметы, данные в чувствах, однако, по Гегелю, все  чувственные представления уже  обработаны мышлением. И сосредотачиваясь на «мыслях о мыслях» (рефлексии) философия обретает свой предмет, а  заодно и метод (самопознание духа).

Информация о работе Иммануил Кант