Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:40, реферат
Из всех предложенных тем, больше всего меня заинтересовала тема о
Канте, а именно его философия. Основной смысл философии Канта
составляет ее гуманистическое призвание. Для него высшее назначение
философии – это ее постоянная забота и вечная судьба, которая
заключается в том, чтобы способствовать интеллектуальному и
нравственному самоопределению личности. Проблема человека занимает
центральное место в философии Канта. Именно в человеке лежит то «изначально
синтетическое единство».
I. Вступление..................................................................3
II. Что мы знаем о биографии И.Канта ..........................................4
III. Кант – основоположник немецкой классической философии.....................5
IV. Взгляды И.Канта:
1. Ранние взгляды. Физико-астрологические исследования......................6
2. Отношение к религии......................................................7
3. Отношение к культуре.....................................................8
4. Отношение к государству и праву..........................................9
5. Поздние взгляды (с 45 лет). «Критика чистого разума»....................10
V. Этика Канта................................................................13
VI. Вклад И.Канта в развитие немецкой классической философии..................15
VII. Заключение...............................................................15
VIII. Список использованной литературы........................................17
- категории
«вечность», «бесконечность», «бесконечная
делимость» и т.п.
- в природе
Бесконечный Бог бесконечно и
воплощается, но никогда не
воплощен. А природное потому
и гибнет, что его внутренние
противоречия никогда не
- там, где Идея действует свободно (самопроизвольно, по собственной воле), природа являет собой смесь случайного и необходимого. Причем необходимость действует извне, а не изнутри конечных явлений. Случайность же всякий раз ни из чего конечного не вытекает, врывается как бы ниоткуда;
- природа всегда неадекватна идее, поэтому, размышляя о естествознании, достаточно выявить в природе «проявления божественного» и отвратиться от преходящего;
- наихудшая фантазия духа – превосходней всего природного, ибо в духовном всегда присутствует всеобщность (любой пустяк соотнесен с бесконечным). По той же причине и искусство – возвышенней природы;
- «Природа
не сводит вместе своих мыслей»
- лишь с
признания бренности мирского
начинается самопознание и
- все ступени природы порождены идеей, а не друг другом, поэтому ни эволюции (развития от простого к сложному), ни эманации (развития от сложного к простому) в истории природы не было. Все природное лишь мимолетные воплощения разнонаправленных метаморфоз (логических перевоплощений) бесконечного – соответствующего Понятия;
- природа
слишком слаба, чтобы четко
воплощать разграничения
Возвеличив философию подобным сравниванием с природой, Гегель дает
Разделение философии природы
Решив начать с наиболее абстрактных (бедных содержанием) воплощений идеи, Гегель предлагает следующий порядок изложения «Философии природы».
I. Механика (где всеобщее лишь сверхчувственная связь бескачественных единичностей - типа тяготения)
II. Физика (где
всеобщее проявляется внутри
вещей, как разнообразие
III. Органика
(здесь все формы жизнь, в
которых всеобщее
Интересно знать, что Землю в целом Гегель числит простейшим из организмов.
И тут же (в конце введения к «Философии природы») начинает проявляться Гегелевская аллегорическая манера истолкования естествознания: дескать, солнце есть овнешненное зрение, вода – вкус, воздух – обаяние.
Комментарий к изложенному: В результате для Гегелевского Бога-Идеи вся польза от природы – порождение человеческого духа, способного стать самопознанием Логоса. А вся польза от философии природы – дополнительный комплекс логической гимнастики с применением естественнонаучного разнообразия.
Беспристрастный
читатель вынужден сказать, что, доверившись
иллюзорной бесконечности человеческого
духа, Гегель вместо того, чтобы совершенствовать
и развивать свой дух до максимально
возможной соразмерности
Глава 3.
Антропологический материализм Фейербаха
Людвиг Андреас Фейербах (1804—1872) – «конец немецкой классической философии» по меткому выражению Ф. Энгельса.
Данный мыслитель хорошо известен в странах, где обучались по «основоположникам марксизма» и Н.Г. Чернышевскому, поскольку эти трое в свою очередь учились материализму у Фейербаха. В иных странах Фейербах, в лучшем случае - один из многочисленных примеров модной в середине XIX века критики христианской теологии и гегелевской философии (причем пример критики поверхностной). Многие известные философы на западе даже не подозревали о существовании Фейербаха (О. Конт, Дж.С. Милль, Б. Рассел и др.)
Фейербах доказал себе и своим последователям, что религия есть фантазийная гиперболизация человеком собственных лучших качеств, а за спекулятивной философией Гегеля скрывается человеческое мышление, отражающее действительность (материю, природу) чувственно и вожделенно. Более того, всякое мышление, любая наука и все общественные отношения вытекают из свойств и качеств человеческого индивида или двух любящих друг друга индивидов: мужчины и женщины.
Взамен всей прежней философии Фейербах предлагал материалистическую антропологию (человековедение), а взамен прежней религии - новый вид поклонения: благоговение перед человеком («высшим продуктом природы»), основанное на плотской любви и дружеском человеколюбии.
В центре новой (то есть своей) научной системы Фейербах ставил человека, понимаемого преимущественно как природное существо, у которого помимо врожденных животных качеств есть еще и врожденные человеческие.
Придавая решающее значение индивидуальному - единичному, Фейербах старался избегать абстракций и обобщений, считал самую мизерную чувственную конкретику «гораздо более ценной, чем вся система всеобщих законов, форм и понятий». Сверхчувственное, по мнению Фейербаха, - крайне гнусная выдумка нечистоплотных мистификаторов.
Декартовское «я мыслю, следовательно, я существую», Фейербах заменял своим: «я хочу, следовательно, я существую». И всячески умалял разум ради возвеличивания чувственности (любви-вожделения в самом широком смысле).
В этике Фейербах исповедовал «эвдемонизм», трактуя его как систему отношений между Я-Ты, основанную на эгоистическом стремлении к счастью, присущему каждому Я и Ты с рождения.
В отечественной
философии материализм
Основные сочинения Фейербаха:
- «К критике философии Гегеля» (1839);
- «Сущность христианства» (1841);
- «Основы философии будущего» (1843);
- «Сущность религии» (1851).
В целом его многочисленные сочинения отличаются пылкой страстностью, многословной квазипоэтичностью, бездоказательной категоричностью и бросающейся в глаза клочковатостью (бессистемностью).
Обзор фрагментов произведений Л.А. Фейербаха
Критика идеализма
это Раздел XV (заключительный) работы
«О спиритуализме и материализме,
в особенности в их отношении к свободе воли»
Современный
философский спиритуализм, называющий
себя идеализмом, по мнению Фейербаха,
упрекает материализм в догматизме
– признании первичности
Сам Фейербах согласен исходить из субъекта и считать, что сущность того мира, который «мне» является, зависит от «моей сущности» (всех моих свойств). Но «Я» идеалистов - умозрительно, а Фейербах предпочитает действительное «Я» - «вот этого индивида» во всем многообразии свойств и взаимодействий с другими (Ты). Не бесполого для начала!
А, значит, и
все формы созерцания и мышления
следует брать как формы
Идеалистический подход для Фейербаха ошибочен, поскольку является «чисто теоретическим», игнорирующим тот факт, что мы не только ощущаем, но и алчем внешнего. Даже более поэтично: «Не разум, а любовь есть то, что полагает существа вне себя не только в представлении, но и в действительности».
Последующие
примеры Фейербаха сводят эту
любовь к половому влечению, голоду
и жажде: дай, мол, не то умру! Однако
именно на таких примерах философ
считает неопровержимо
Вывод Фейербаха: «идеалистические спекуляции – абстрактная мертвечина не годная для жизни, ибо все наши ощущения жадны до жизни и наслаждений ею. А без реального объекта нет наслаждений».
Далее Фейербах
напыщенно и словоохотливо
А идеалисты, как кажется Фейербаху, – сплошь лицемеры: ругают материализм с философских и теологических кафедр, а сами предаются ему на пирах!
И напоследок, Фейербах пытается объяснить, почему возможность иллюзорных ощущений (расстройств психики) не препятствует признанию первичности объекта. По его мнению, все чувства одновременно не ошибаются - значит, по совокупности впечатлений можно выяснить, что иллюзорно, а что действительно существует.
«Эвдемонизм»
Раздел IX.
Стремление к счастью и обязанности к другим
Фейербах начинает раздел с аксиомы: мораль – лишь там, где, как минимум, двое. И тут же отвлекается на свою любимую тему «мужчина- женщина»: мол, не один только «разрез в теле» отличает их друг от друга, но и очеловечивание животного в целом. Далее отношения полов становятся – «основным нравственным отношением», ибо «сексуальные удовольствия» невозможны в одиночку и вынуждают считаться с партнером. А вот безбрачие – преступление против природы, которое, будучи разрешенным, легализирует и преступность как таковую.
Впрочем, на этот
раз Фейербах решает отвлечься от
половых отношений и
В качестве средств
согласования личного и общего, помимо
очередной раз помянутой
- блага приходится делить с окружающими, да и вообще уживаться с ближними;
- зарвавшийся
эгоист получит тумаки от
- неисправимого аморала ждет суровое наказание по закону.
Вывод-призыв Фейербаха: Для общественного существа – человека быть счастливым среди счастливых – лучше, чем наслаждаться счастьем в одиночку. Мораль – это общее, товарищеское счастье.
Однако мораль не должна искоренять себялюбия, ибо добр только тот, кто добр для других так же, как и для себя. Следовательно, очень важно знать, как это «для себя» - прочувствовать счастье на себе.
А потому согласно Фейербаховской морали подлежит ограничению не всякое себялюбие, как хотелось бы «лицемерам»-«метафизикам» ратующим исключительно за всеобщее, а только эгоизм, вредящий окружающим.
По Фейербаху: тот, кто не подавляет в себе стремление к счастью, будет хорошо понимать и охотно поддерживать такое же стремление в других. И тогда восторжествует принцип, которому испокон веков учили Конфуций, Ветхий и Новый заветы, эллины, римляне и многие другие: «Не делай другим то, чего себе не желаешь!» Это «самое наилучшее и самое истинное из моральных положений» - по оценке Фейербаха.
Эгоизм все равно не вытравить, нужно лишь различать эгоизм бесчеловечный и человечный.
Раздел XI.
Добродетель и стремление к счастью
(заключительная
часть «Эвдемонизма»,
Для начала Фейербах показывает, что, отрицая стремление к счастью в качестве основы морали, мы пытаемся сделать всех несчастными аскетами, побуждаемыми к самоотверженности.
Долгу же противоречит только стремление к счастью за счет других. А естественное самопожертвование – это выбор большего счастья за счет меньшего. Оно - истинное удовольствие для жертвующего собой.
А где нет удовольствия-неудовольствия, там нет и критериев для различения добра и зла! Ведь мораль, как и медицина, вырабатывается опытным путем.
Большинство
тезисов этого раздела
Попутно Фейербах утверждает, что нравственность коренится в человеческой природе и только искажение природного ведет к аморальным поступкам. Тут и идеалисты взяты в союзники, поскольку они не отрицают, что бывают хорошие поступки без принуждения долгом.