Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:40, реферат
Из всех предложенных тем, больше всего меня заинтересовала тема о
Канте, а именно его философия. Основной смысл философии Канта
составляет ее гуманистическое призвание. Для него высшее назначение
философии – это ее постоянная забота и вечная судьба, которая
заключается в том, чтобы способствовать интеллектуальному и
нравственному самоопределению личности. Проблема человека занимает
центральное место в философии Канта. Именно в человеке лежит то «изначально
синтетическое единство».
I. Вступление..................................................................3
II. Что мы знаем о биографии И.Канта ..........................................4
III. Кант – основоположник немецкой классической философии.....................5
IV. Взгляды И.Канта:
1. Ранние взгляды. Физико-астрологические исследования......................6
2. Отношение к религии......................................................7
3. Отношение к культуре.....................................................8
4. Отношение к государству и праву..........................................9
5. Поздние взгляды (с 45 лет). «Критика чистого разума»....................10
V. Этика Канта................................................................13
VI. Вклад И.Канта в развитие немецкой классической философии..................15
VII. Заключение...............................................................15
VIII. Список использованной литературы........................................17
Здесь и далее
Гегель сравнивает мышление с пищеварением,
которое перерабатывает-
Содержание, данное в чувствах, образах, желаниях и мыслях, философия выражает максимально всеобщими категориями, понятиями и идеями, очищая воспринимаемое от сиюминутного и выделяя «непреходящее» в чистом виде.
2. По Гегелю,
проверка согласованности
Против такого подхода предрассудок, что идеи-идеалы – только химеры, а вся философия – набор пустых вымыслов, слишком высоких или слишком слабых, чтобы существовать на самом деле.
3. Гегель констатирует,
что мышление нового времени
не остановилось на
Однако есть
понятия (свобода, дух, Бог), которые
не даны в чувствах и не являются
результатом обобщений. Они сразу
выступают, как «бесконечное». А
после более внимательного
4. Что философия
способна познавать абсолютное,
по мнению Гегеля, подтверждается
и раскрывается только
Кант же пытался изучить мышление в качестве инструмента прежде, чем им пользоваться, не заметив, что, размышляя о мышлении, он уже пользовался этим инструментом. К тому же, признал недоступным мышлению именно то, что уже вертел в собственных мыслях.
Так почему бы – призывает Гегель ‑ не совершенствовать инструмент в процессе его использования – то есть углублять самопознание в ходе самопознавания, развивать первоначальные гипотезы до понятий и идей. А, осознав недостаточность какого-то познания, разумнее не прекращать, а продолжать изучение соответствующих мыслей.
Мышление, противопоставляя себя себе же, постоянно критикуя себя, конечно же, запутывается в антиномиях, но это его собственные продукты, и оно, как уверен Гегель, должно с ними справляться. Надо лишь быть готовым к подобной диалектике и каждый раз трудиться-разрешать противоречия, а не отказываться от науки или объявлять одну из крайностей окончательной истиной.
5. Чтобы от
абстрактной идеи всеобщности
(всеединства) перейти к идее
содержательной, вбирающей в себя
все богатство мирского
И надо ясно видеть, что подобное саморазвитие - не результат опыта, а процесс самоуглубления. Ведь не единичные же объекты опыта превращаются в обобщенные мысли, а мышление превращает освоенные факты в примеры своих мыслительных форм. Именно так, думает Гегель, случайное возвышается до всеобщего.
Впрочем, опытные (эмпирические) науки уже и сами проводят предварительную обработку материала с помощью мыслей: открывая всеобщие определения, роды и законы – подготавливая тем самым почву для философии.
6. Для поверхностного взгляда история философии – набор разномастных, не стыкующихся учений, а нужно – учит Гегель ‑ увидеть процесс становления Единого и Всеобщего в каждом из этих учений.
В то же время, по Гегелю, разные философские системы всеобщи в различной степени. Самая развитая из систем содержит своих предшественников, как части себя, увязанные с другими частями. А развитое мышление есть повторение истории развития мыслей, но без исторических случайностей-отклонений.
7. Истинное
для Гегеля – развертывающееся
в самом себе единство всех
различий. И оно именно там,
где всякое содержание
Философствование
же без системы Гегель называет «случайным
умонастроением» и «
8. Каждая часть
философской системы самого
Вот только «Энциклопедия философских наук» не так детальна. Она ж «энциклопедична», а потому содержит лишь общую схему философской системы, оставляя предельную конкретику другим книгам и лекциям, посвященным соответствующим частям системы.
Кроме того, в «Энциклопедию» нет места:
- агрегатам сведений, типа филологии;
- наукам о произвольном, типа геральдики;
- сугубо специфическому (не всеобщему) из других научных отраслей (в том числе юриспруденции, истории, географии, медицины и т.п.).
9. По Гегелю,
философия, изучая мышление, постоянно
вращается в себе, делая «процесс
изучения» предметом
Вот только философствующий субъект должен с чего-то начинать и иметь четкий план изложения изученного материала. Отсюда структура книги:
1) Логика (идея в себе и для себя) – структурирование мышления при работе с самим собой;
2) Философия
природы (идея в ее инобытии)
– развитие мысли путем
3) Философия
духа (идея, возвращающаяся к себе)
– развитие духа, как духовное
развитие человека и
Абсолютная идея
(это заключительная
часть (последние параграфы)
Вынесенное в заголовок Гегель определяет примерно так:
Абсолютная идея – это:
- единство
субъективной и объективной
- абсолютная и полная истина, объемлющая все определения и мыслящая себя;
- единство практики и теории, жизни и познания;
- идея Бога.
В этом «Абсолюте» все иное текуче.
Но под этими звучными словесами реально имеется в виду только то, что качественная логика должна связывать воедино и категории, которыми она оперирует, и связи между ними, и сами процедуры связывания. Причем так, чтоб ни один элемент размышления не выпал из-под контроля мысли, не оказался за пределами логической системы.
В качестве «все объединяющей формы» Гегель называет свой метод, подразумевая весь изложенный в «Логике» путь развития категорий-суждений-идей. И напоследок, напоминает, как все происходило:
а) В начале было «бытие», казавшееся не опосредованным мыслью, а наоборот определяющим содержание всякого мышления. Но прослеженная взаимосвязь бытия с мышлением убедила, что «бытие» - лишь наименее развитое (наименее содержательное) понятие. А сверх того, в ходе прослеживания собственных «зигзагов» мышление проявило и тут же заметило, что проявило, свои аналитические и синтетические способности в тесном взаимодействии («одном флаконе» – так сказать).
б) Изучение (осмысливание)
«сущности» аналитических и синтетических
процессов мышления раскрыло внутренние
противоречия (диалектику мысли): все
эти «сходства-различия», «взаимодействия-взаимосвязи-
в) Все выявленное и сам процесс выявления были сведены воедино, и поняты как единая идея, охватившая все многообразие мыслительных моментов (ступеней).
Чтобы приложить столь изощренную форму как Абсолютная идея к чувственному созерцанию, Гегель переходит к философии природы. Но при этом уверяет читателей, что это сама переполненная содержанием «Идея» пожелала понаблюдать за собой со стороны, творя природу как бы вне себя, но по образу и подобию своему.
Философия природы
(вторая книга «Энциклопедии»)
Введение
Гегель начинает
с констатации того, что к философии
природы относятся с особо
сильной антипатией, поскольку де
она стала орудием
Между тем, философия природы стара как само размышления о природе, и только в новейшее время (с Вольфа) два естественнонаучных теоретизирования (философия и физика) разделились окончательно. При этом думают, что физика опирается на опыт и наблюдение, а философия природы – на измышленные абстракции. Однако, урезонивает оппонентов Гегель, физика содержит гораздо больше мыслей, чем ей хотелось бы, поэтому реальное различие лишь в формах и приемах мышления.
Способы рассмотрения природы
Гегель обращает внимание на то, что изначальное познание природы дает стремительно разрастающееся множество подробностей. Но такое хаотическое многообразие наш дух не устраивает ‑ не помещается оно в сознание, не выражается с помощью языка. Очень хочется свести его воедино (понять идею «природы»).
При этом практики склонны видеть (находить) в природе – средства для достижения своих целей, но цели эти – мелочны и эгоистичны. И вообще не охватывают природу как целое.
По мнению
Гегеля, гораздо разумнее, подобно
Аристотелю, искать в самих природных
явлениях цели - движущие силы саморазвития.
А еще лучше строить единую
систему, присущую самой природе, а
не навязываемую ей человеком. При этом
умозрительные определения
Но что же получается, ‑ демонстративно недоумевает Гегель ‑ чем сильнее вмешивается мысль – тем больше скудеет и меркнет богатство природы в сухих формах и безобразных всеобщностях мышления. Какое абсурдное искажение! Какой уход от познания реальности, где «льва вообще» не существует! Какой разрыв на два мира: посюстороннее сознание и потусторонняя природа.
Как же устранить это несоответствие субъективного и объективного? Утешиться тем, что в Боге все едино?! – Слишком примитивно, да и познание реальности при таком раскладе возможно лишь в божественных откровениях.
Как не вертись, а оракульским треножником не заменишь напряженную работу мысли. Придется долго и упорно работать, чтобы свести воедино мир абстракций и природу (мир конкретностей), чтобы сделать абстрактную схему «не беднее конкретным содержанием», чем природа.
А что до провозглашенной Кантом непознаваемости «вещей в себе», то, по Гегелю, она развеивается практической успешностью наших действий, основанных на мыслительных абстракциях. Это и подтверждает, что абстракции не чистые выдумки – им нечто соответствует в реальных вещах. То есть мы вскрываем с помощью мышления нечто сверхчувственное в чувственном, нечто всеобщее в единичном.
Значит, можно брать материал, предварительно обработанный мышлением физиков и продолжать его обрабатывать с помощью философских категорий, созданных профессионально изучающими всеобщее.
Далее у Гегеля яркий проблеск возвышенной образности и внятности: «Метафизика есть совокупность всеобщих определений мышления, как бы алмазная сеть, в которую мы вводим любой материал и только этим делаем его понятным. Все перевороты как в науках, так и во всемирной истории происходят оттого, что дух в своем стремлении понять и услышать себя менял свои категории и тем постигал себя подлиннее, глубже, интимнее и достигал большего единства с собой».
А раз всеобщее присуще и конечной природе, и конечному (человеческому духу) - то для Гегеля наступила пора разобраться, что это за бесконечное, объединяющее все воедино и просвечивающееся во всем «ограниченном»?
И тут Гегель задается одним из неразрешимейших вопросов теологии и идеалистической философии: «Почему и каким образом Абсолютный и самодостаточный Бог создает мир?» или «Зачем и как Бесконечная Абсолютная Идея воплощает себя в конечном, природном?»
Для ответа рассматривает:
Понятие природы
И здесь, запутывая себя и читателей чехардой категорий, Гегель дает довольно примитивный и плоский ответ: Вот такой вот он Бог, вот такая вот она Идея - воплощенные в конечном. То есть «примите как есть».
Видите же, от избытка собственной полноты излилось «Божество» вовне себя (то есть в мир) и воплотилось неадекватным образом (расхлябанно и кусками).
А дальше природа, объявленная лишь инобытием идеи, ее самоотрицанием и внеположностью, подвергается со стороны Гегеля систематическому охаиванию в качестве неполноценного - ограниченного и разорванного на части проявления «Бесконечного Единого».
В частности мы узнаем, что (в порядке изложения Гегелем):
- в природе «Единое» резвится и прячется;
- природа
столь произвольна (капризна), что
философия лишь в целом должна
соответствовать этому сумбуру
и совершенно не обязана «