Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 13:21, контрольная работа
1.Мифологическое мировоззрение
2.Религиозное мировоззрение
3. Философское мировоззрение
ВОПРОС 1
Исторические типы мировоззрения
1.Мифологическое мировоззрение
2.Религиозное
мировоззрение
3. Философское
мировоззрение
Философия - самая древняя область знания. Возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6 веке до н.э.
Философия - "любовь к мудрости" (фило - "люблю", софия - "мудрость"). Философия вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и основах бытия.
Философия относится к рационально-теоретическому уровню. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.
Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система общих взглядов на мир и место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру.
Философское мировоззрение возникает в 6 веке до н.э., противостоит мифологическому мировоззрению. Именно в это время сформировался основной категориальный аппарат, которым оперирует философия.
Мифологическое мировоззрение
Мифология - комплекс мифов, в которых излагается представление о возникновении и устройстве мира, человека. Миф - первая форма культурной деятельности человека. Космогонические мифы - о происхождении вселенной. Космологические мифы - о устройстве вселенной. Мифы - это своеобразное выражение и хранение исторической памяти.
Мифологическое мировоззрение - это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.
Характеристика мифологического сознания:
1.
синкретичность (слитность, нерасчлененность).
В любом мифе сосуществуют
объективные знания о мире, зачатки
религиозных верований, искусства.
2. нечувствительность к противоречиям.
Основа мифа - человеческая фантазия.
3. нет причинно-следственных связей между
предметами и явлениями
В мифологическом сознании присутствуют:
а)
метаморфоза
б) ассоциации (дыхание <=> душа, сон
<=> смерть)
в) телеологичность (связь не от причины
к следствию, а от цели к причине)
г) символичность (оперирование не понятиями,
а конкретными символами)
д) коллективность (миф - это всегда продукт
коллективного сознания)
е) авторитарность (мифы не оставляют возможности
для личного проявления индивида и не
допускают критики своих положений).
В отличие от мифа философия предлагает иные способы решения мировоззренческих проблем:
1.
вместо образа - рациональные понятия
2. философия несинкретична (четкое противопоставление
субъекта и объекта)
3. в философии есть причинно-следственные
связи.
ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ
Философские идеи в средние века чаще всего были облачены в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Религия - это богопослушание, сверхъестественная связь человека с богом. Для религии характерны чудеса, безудержная вера в догматы. В философии то и другое ставится под сомнение. В то же время нельзя не видеть и определенное сходство религии и философии. Как мы видели на примере анализа воззрений Платона и Аристотеля, тема бога не является чуждой для философии. Поиски единого очень часто приводят к теме бога. В религиозных воззрениях, равно как и в любых других воззрениях, всегда содержатся философские идеи. Именно с этих позиций рассмотрим христианство. Нас интересуют новые философские принципы, развитые в средние века.
Средневековая философия выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин, Ансельм, Абеляр, Фома Аквинский. Но даже на этом фоне выделяется величественная фигура Иисуса Христа. Многие считают его великим философом. Величие это видят в том, что он выдвинул философию не для избранных мудрецов, а для всех, образно говоря, даже для нищих духом, например для детей.
Религиозное мировоззрение
В рамках любой религии есть системность (система ответов на вопросы). Но философия формулирует свои выводы в рациональной форме, а в религии - акцент на веру. Религия предполагает готовые ответы на вопросы.
Религиозная доктрина не терпит критики. Любая религия предлагает человеку идеалы и сопровождается обрядами и ритуалами (конкретными действиями).
Каждое развитое религиозное учение содержит отпечатки выраженной системности.
Религиозное мировоззрение также характеризуется следующими чертами:
1.
символизм (каждое значимое явление
в природе или истории
2. носит ценностный характер отношения
к действительности (действительность
- это пространственно-временная протяженность
борьбы добра со злом),
3. время также связано со Священной историей
(время до и после Рождества Христова),
4. откровение признается за слово Божье
и это ведет к абсолютизации слова (логоса),
логос становится образом Бога.
ВОПРОС 2
Философия как способ мироотношения человека и как наука. Значение философии в жизни общества и личности.
Возникновение науки. Когда возникают первичные способы обработки материала, природы. Когда возникает потребность в систематизации и классификации практич. опыта людей, когда появляется, счет, число (7-5 в. до н.э.). Как особый род знания, окончательно складывающийся в 17 в. (формулировка законов природы). Когда появляется преподавание.
Взаимоотношение ф. и науки следует рассматривать
через предмет и метод.
Сходство: конкретный предмет исследования;
обосновываются особыми способами доказательства
(ф. - верификация), само научное знание
подчас служит док-вом фил. принципа; оба
знания - обобщение идей, но степень обобщения
различна, ф. часто именуется как метатеория
(теория теории); цель - обогащение опыта
человека; метод абстракции.
Различия: наука изучает только относительное,
а ф. еще и абсолютное; научное мышление
рассудочное, а ф. - разумное (т.к. об относительном
можно знать только относительное); научное
знание систематизировано предметом,
а ф. - разумом философа; наука деидеализирована
и деперсонифицирована; научное знание
безразлично к целям, смыслам, ценностям
и интересам человека, фил. знание - ценностное.
В античности и средневековье ф. и науку
почти не различали. Наука была развита
весьма слабо. Еще только вырабатывались
принципы всестороннего как теоретич.,
так и экспериментального обоснования
знания. В Новое время благодаря работам
Декарта и Гегеля было введено представление
об универсальной науке - ф.; остальные
науки выступали как части ф. Это спокойное
согласие продолжалось недолго. С одной
стороны, в самой ф. возникло движение
против признания ф. наукой, поскольку,
как считали некоторые (Шопенгауэр, Ницше),
она жизненней всякой науки, она искусство.
С др. стороны, чувствовалось давление
наук на ф. В рамках неопозитивизма (20 в.)
ф. уже не считалась наукой, ибо у нее нет
самостоятельной экспериментальной базы
и она не занимается истиной.
Некоторые утверждали, что ф. - наука, наука
о первопричинах (Аристотель, Гегель).
За научность ф. также выступают позитивисты.
Ф. имеет научное содержание, поэтому она
является наукой, также обладает эстетическим
(наука о чувственном знании, отношение
между человеком и миром, художественная
деятельность) и этическим (изучает мораль,
нравственность) содержанием.
Ф. не наука, т.к.: стремится к объяснению
всеобщих начал, а единичное не м. объяснить
общее; всеобщее, универс. знание необходимо
допускает присутствие веры; исследует
не только предметную реальность, но и
бытие человека, отсюда простор для умозрения;
объясняет наиболее сложные явления, здесь
м. присутствовать бездоказательное знание
ВОПРОС 3 Структура философского знания
стоиков (4 в. до н.э.) эта структура приняла след. вид: философия начиналась с логики; после физика как учение о природе; после - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). В 17 веке благодаря Бэкону и Декарту углубленную разработку получила теория познания (гносеология), которая рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания. Кант говорит о 3 частях ф., соотнося их с 3 способностями души: познавательной, практической (желание, воля) и эстетической способностями, иными словами - ф. как учение о единстве истины, добра и красоты. Гегель: логика (=диалектика и теория познания), ф. природы и ф. духа (комплекс ф. наук о г-ве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой ф.). Лосев считал: ни одна проблема не является философской, если она в то же время или непосредственно, или в конечном счете не является этической.
Структурирование ф. осуществляется согласно
принципам: онтологический (принцип обозначения
и выделения первичного, ведущего основания
ф. системы); исторического (согласно которому
различаются процессы истории фил.зания);
предметно-понятийный (определяет конкр.
области специфич. фил. знания); методологический
(характерные особенности метода объяснения
и понимания).
В онтологии 2 течения: материализм и идеализм
(см. ниже).
Гносеология - учение о познании. Сенсуализм
- фил. концепция, утверждающая необходимость
чувств. взаимодействия в процессе познания;
нет ничего в разуме, чего бы не было в
чувствах; разум - вспомогателен. Рационализм
утверждает первичность и необходимость
логически-понятийного мышления, т.к.:
чувственное знание противоречиво; чувства
дают нам только внешнее знание о вещах,
а сущность вещи открывается только разуму;
закон, связь, отношение познаются апосредовано,
т.е. рационально. Нет ничего в разуме,
чего бы не было в чувствах. Праксиология
- раздел фил. знания, исследующий формы,
способы и цели деятельности человека
(возникает в период нем. классич. ф - 18
в.). Аксиология - фил. система идей, исследующая
роль и значение ценностных ориентаций
человека.
Историч. принцип. Классифицирует развитие
ф. согласно особенным чертам, возникающим
в истории становления фил. знания. Периодизация
задается 2 причинами: через выявление
характерных особенностей фил. знания,
которое имеет опр. временной интервал;
время как основание хоронолог. периодизации
в свою очередь определяется через черты
и свойства ф. Античная ф. (7в. до н.э. - 1в.
до н.э.2в. н.э.). Средневековье (2-13 в. н.э.),
эпоха возрождения (14-15в.), ф. нового времени
(16-18н.19в.). Новейшая (совр.) ф. (с 40х 19в.). Строгая
периодизация невозможна.
Предметный принцип базируется на идее
многообразия бытия, идее индивидуальности
вещей, идее поступательного исторического
развития знания человека. Чем богаче
история коллективного духа (чел. история),
тем разнообразнее область ф. Согласно
этому принципу выделяют: ф. природы, сознания,
общества, права, морали и т.п.
Методологический принцип. Различают
механистическое и диалектическое объяснения.
Механицизм часто обозначается как метафизика.
Она имеет два разных значения: учение
о сверхприродном или = ф.
Структурность фил. знания - это следствие
истории развития общественно-исторической
практики людей, это история развития
научного знания, история развития форм
коллективного ист. сознания.
ВОПРОС 4 Основной вопрос философии.
Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны.
1. Что первично, сознание или материя?
2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.
С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм.
Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени)
Вариации Материализма и Идеализма (Формы материализма и идеализма)
1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя.
Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. ( Гераклит - огонь, Фалес- вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота.)
2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь». Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Маметри, Гельвецкий.