Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 13:21, контрольная работа
1.Мифологическое мировоззрение
2.Религиозное мировоззрение
3. Философское мировоззрение
3. Диалектический материализм( Маркс и Энгельс)
Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.
Разновидности Идеализма:
1. Объективный- не зависящий от человеческого сознания.
Суть: первична идея сознания, которая объективна: Платон - мир и день, идея, воспоминание. Гегель - абсолютная идея.
2. Субъективный идеализм ( Беркли, Мах, Юм). Суть: Мир - комплекс моих ощущений.
ВОПРОС 5 Категории как философские понятия.
Категории - предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи а отношения бытия в мире; форма и организующий принцип мышления.
Единичное (отдельное, индивидуальное) - философская категория, выражающая относительную обособленность, отграннченность объекта исследования от его аналогов на основании уникальной качественной и количественной его определенности.
Общее (всеобщее) - философская категория, выражающая принцип бытия всех единичных вещей, явлений, процессов; закономерная форма их взаимосвязи я составе целого.
Сущность х явление - философские категории, отражающие определенность бытия в мире и его познание. Сущность - внутреннее содержание исследуемого объекта в единстве многообразия форм его бытия. Явление - обнаружение (выражение) исследуемого объекта через внешние формы его осуществления.
Элементы и структура - философские категории, обозначающие единство исследуемого объекта, где элементы - это те слагаемые, которые обеспечивают целое, вступая друг с другом в определенные отношения, а структура - это определенный неслучайный способ связи элементов в единую систему.
Система - философская категория, выражающая особое единство структурно организованных элементов, взаимодействующих друг с другом на основе корреляционных связей.
Причина и следствие - философские категория, обозначающие характер обусловленности исследуемого объекта. Под причиной понимается явление, действие которого влечет за собой другое явление - следствие.
Необходимость и случайность - философские категории, выражающие различные уровни связей исследуемого объекта. Если необходимость демонстрирует закономерный характер связи, определяемой содержанием исследуемого объекта, то случайность - это такой тип связи, который обусловлен внешними, преходящими причинами.
Возможность я действительность - это философские категории, характеризующие две основные ступени становления и развития исследуемого объекта, где действительность - это наличная реальность единичного бытия, в отличие от тех возможностей, которые оно таит в себе.
Часть и целое - это философские категории, характеризующие целостность исследуемого объекта и методологическую направленность его познания от нерасчлененного представления о целом с переходом к анализу, расчленению целого на части с последующим воспроизведением исследуемого объекта в мышлении в форме конкретного целого.
ВОПРОС 6 Бытие как философская категория. Методологический потенциал монизма, дуализма, плюрализма и эклектики как принципов осмысления бытия.
Категория бытия одна из наиболее сложных и всеобщих, она не определяется, а описывается через ряд других понятий. Парменид (предельное основание мира - абс. мысль - Логос, космический разум; истина открывается человеку) - отец этого понятия (становление кат-ии начинается еще с милетской школы - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их природные стихии в качестве первоначала), однако учение о бытии - онтология - вводится в употребление лишь в 1646 г. немецким ученым. Бытие, по Пармениду, - то, что постигается умом, открывается рационально, поскольку бытие означает то, что лежит за пределами видимого мира. Категория бытия означает единое для всех вещей, единое во многом; она понимается как абсолютное, вечное, неизменное, пребывает везде и во всем. Обращение к единому основанию мира и природа есть начало космополитизма: стала формироваться возможность рассматривать историю людей как всеобщую, а не локально-национальную. Декарт сделал мысль бытием, но творцом мысли объявил человека, в отличие от Праменида. С 17-18 в. (материализм) бытие отождествляется с природой, с миром чувственно-воспринимаемых вещей и явлений; природа является гарантом самой себя.
Различают бытие идеальное (воплощается
в кат-ии сущности) и реальное (воплощается
в кат-ии существования). Реальное бытие
опиывается феноменами пространства и
времени, субстанцией материи и несет
в себе такие черты, как специфичность,
неповторимость, индивидуальность; мир
представлен многообразием единичных
начал. Идеальное бытие - сущностная идея
реального бытия. Это образы, установки
и ценности. Парменид: ид. бытие неизменно,
= само себе, бесконечно и абс
Исторически в философии сложились след. онтол. начала: монизм - учение,
утверждающее единое начало; дуализм - равнозначные два основания; плюрализм -
признающее равнозначными некс. онтологических начал (природа, космос, бог) -
характерно для средневоек. и совр. ф.
МОНИЗМ – философские концепции, принимающие за основу всего существующего одно, единственное
начало. Монизм выражает последовательную онтологическую позицию. Материалистический монизм
единственным основанием, началом бытия считает материю; материалистическим монизмом является
марксистская философия – диалектический и исторический материализм. Идеалистический монизм единым
началом считает дух, представленный в разныхвидах: бог, абсолют, идея, сознание и т.д. Наиболее последовательным
идеалистическим монизмом является философия Гегеля. Существуют также дуалистические и плюралистические
онтологические концепции, ихбольшинство.
ПЛЮРАЛИЗМ ("множественный") – в философии: направления, концепции, противоположные монизму;
исходящие из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия,
основоположений и форм знания. Современная философия плюралистична по своему характеру. Плюрализм
предполагает свободу мнений и позиций, выступает против механического отнесения философских теорий либо
только к материалистическим, либо только к идеалистическим; дает право на существование как тем, так и другим и
их разновидностям. Плюрализм в политике означает возможность существования различных точек зрения на
политическое развитие, свободу мнений, многопартийность, свободное политическое соперничество.
ДУАЛИЗМ – философская позиция двойственного подхода к явлениям бытия. В онтологии – утверждение
двух самостоятельных оснований бытия: духовного и материального (мыслящая и протяженная субстанции в
философии Декарта ), бог и природа в учении деистов; в гносеологии – опыт и априорные формы чувственности и
рассудка в философии Канта; дуализм бытия в философии Платона – мир идей и мир чувственныхвещей составляют
бытие у Платона; в христианской философии также мир дуалистичен – божественный и земной.
ЭКЛЕКТИКА – (букв. "собирание") – прием, форма существования некоторых теорий, заключающаяся в
смешении различных, зачастую противоположных мировоззренческих оснований, точек зрения, философских
взглядов, теоретических посылок, политических оценок и т.п. Так, например, эклектичны попытки соединить
материализм и идеализм в одной концепции или религиозную позицию и материализм (деизм, пантеизм). В
современной философии эклектика представлена плюрализмом позиций, подходов, направлений по тем или другим
проблемам. Но, собственно, эклектикой является непоследовательность внутри одной теории, одного учения.
ВОПРОС 7 Категория субстанции в истории философии. Материя как философская категория. Исторические типы понимания материи
СУБСТАНЦИЯ
(от лат. substantia — сущность,
нечто, лежащее в основе) — то, что лежит
в основе всего; то, что существует благодаря
самому себе и в самом себе, а не благодаря
др. и в др.; предельное основание,
дающее возможность сводить
чувственное многообразие и изменчивость свойств
к чему-то постоянному, относительно устойчивому
и самостоятельно существующему;материальный суб
Материя является обобщением понятия
материального и идеального, в силу их
относительности. Тогда как термин «реальность»
носитгносеологический оттенок, термин
«материя» носит онтологический оттенок.
Понятие материи является одним из фундаментальных
понятий материализма и в частности такого
направления в философии, как диалектический
материализм.
Атрибуты и свойства материи
Атрибутами материи, всеобщими формами
её бытия являются движение, пространство
и время, которые не существуют вне материи.
Точно так же не может быть и материальных
объектов, которые не обладали бы пространственно-временными
свойствами.
Фридрих Энгельс выделил пять форм движения
материи:
§
физическая;
§
химическая;
§
биологическая;
§
социальная;
§
механическая.
Универсальными свойствами материи являются:
§
несотворимость и неуничтожимость
§
вечность существования во времени и бесконечность
в пространстве
§
материи всегда присущи движение и изменение,
саморазвитие, превращение одних состояний
в другие
§
детерминированность всех явлений
§
причинность — зависимость явлений и
предметов от структурных связей в материальных
системах и внешних воздействий, от порождающих
их причин и условий
§
отражение — проявляется во всех процессах,
но зависит от структуры взаимодействующих
систем и характера внешних воздействий.
Историческое развитие свойства отражения
приводит к появлению высшей его формы
— абстрактного мышления
Универсальные законы существования и
развития материи:
§
Закон единства и борьбы противоположностей
§
Закон перехода количественных изменений
в качественные
§
Закон отрицания отрицания
Формы движения материи
Формы движения материи — основные типы
движения и взаимодействия материальных
объектов, выражающие их целостные изменения.
Каждому телу присуще не одна, а ряд форм
материального движения. В современной
науке выделяются три основные группы,
которые в свою очередь имеют множество
своих специфических форм движения:[3]
1. в неорганической природе,
§
пространственное перемещение;
§
движение элементарных частиц и полей
— электромагнитные, гравитационные,
сильные и слабые взаимодействия, процессы
превращения элементарных частиц и др.;
§
движение и превращение атомов и молекул,
включающее в себя химические реакции;
§
изменения в структуре макроскопических
тел — тепловые процессы, изменение агрегатных
состояний, звуковые колебания и другое;
§
геологические процессы;
§
изменение космических систем различных
размеров: планет, звезд, галактик и их
скоплений.;
2. в живой природе,
§
обмен веществ,
§
саморегуляция, управление и воспроизводство
в биоценозах и других экологических системах;
§
взаимодействие всей биосферы с природными
системами Земли;
§
внутриорганизменные биологические процессы,
направленные на обеспечение сохранения
организмов, поддержание стабильности
внутренней среды в меняющихся условиях
существования;
§
надорганизменные процессы выражают отношения
между представителями различных видов
в экосистемах и определяют их численность,
зону распространения (ареал) и эволюцию;
3. в обществе,
§
многообразные проявления сознательной
деятельности людей;
§
все высшие формы отражения и целенаправленного
преобразования действительности.
Более высокие формы движения материи
исторически возникают на основе относительно
низших и включают их в себя в преобразованном
виде. Между ними существует единство
и взаимное влияние. Но высшие формы движения
качественно отличны от низших и несводимы
к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений
имеет огромное значение для понимания
единства мира, исторического развития
материи, для познания сущности сложных
явлений и практического управления ими.
ВОПРОС 8
Движение как способ существования объективной реальности. Пространство и время как формы бытия объективной реальности.
Движение - феномен, отражающий изменение; атрибут материи, связанный с любым изменением моментов объективной реальности; философская категория, отражающая любые изменения в мире. В европейской традиции понятие движения семантически дифференцировано: оно может быть «движением вообще», стоя в ряду с такими понятиями, как «пространство», «время» или «энергия», механическим перемещением, у него может быть направленность, оно может отражать качественное изменение, развитие (прогресс, регресс) и т. д. В диалектическом материализме движение - объективный способ существования материи, её абсолютный неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать и который не может существовать без неё; согласно данному мировоззрению движение абсолютно, а покой относителен, так как является движением в равновесии. Вопреки бытующему мнению, что движение - состояние материи противоположное покою - это не так. Покой является лишь частным случаем движения. Для движения как для онтологической основы бытия, постулируется та же неуничтожимость и вечность, как и для самого бытия. Появившись вместе с бытием, оно не останавливается, и поэтому невозможно снова его сотворить. Релятивизм абсолютизирует движение, в то время как элеаты его вовсе отрицают. На основании осознания движения не как только механического процесса построены законы диалектической логики.ДВИЖЕНИЕ — изменение вообще; способ существования материи и духа. Типы движения — количественный (перемещение тел и пр. — без качественных превращений) и качественный. Качественный тип включает в себя подтипы или виды: функционирование, круговороты, развитие.
Пространство - означает структуру объекта и материи в целом, протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Оно является формой бытия материи. При характеристике употребляют понятие бесконечность. Пространство является многомерным.
Время - форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время делят на три категории: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность.
Признавая существование объективной реальности, т.е. движущейся материи, независимо от нашего сознания, материализм неизбежно должен признавать также объективную реальность времени и пространства, в отличие, прежде всего, от кантианства, которое в этом вопросе стоит на стороне идеализма, считает время и пространство не объективной реальностью, а формами человеческого созерцания. Коренное расхождение и в этом вопросе двух основных философских линий вполне отчетливо сознается писателями самых различных направлений, сколько-нибудь последовательными мыслителями. В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени. Человеческие представления о пространстве и времени относительны, по из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные представления, развиваясь, идут по линии абсолютной истины, приближаются к ней. Изменчивость человеческих представлений о пространстве и времени так же мало опровергает объективную реальность того и другого, как изменчивость научных знаний о строении и формах движения материи не опровергает объективной реальности внешнего мира. Свойства времени: одномерность и однонаправленность (от прошлого к