Исторические типы мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 13:21, контрольная работа

Описание работы

1.Мифологическое мировоззрение
2.Религиозное мировоззрение
3. Философское мировоззрение

Файлы: 1 файл

filosofia_ekzamen.docx

— 330.77 Кб (Скачать файл)

3. Диалектический материализм( Маркс  и Энгельс)

Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

Разновидности Идеализма:

1. Объективный- не зависящий от  человеческого сознания.

Суть: первична идея сознания, которая объективна: Платон - мир и день, идея, воспоминание. Гегель - абсолютная идея.

2. Субъективный идеализм ( Беркли, Мах, Юм). Суть: Мир - комплекс моих  ощущений.

ВОПРОС 5 Категории как философские понятия.

Категории - предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи а отношения бытия в мире; форма и организующий принцип мышления.

Единичное (отдельное, индивидуальное) - философская категория, выражающая относительную обособленность, отграннченность объекта исследования от его аналогов на основании уникальной качественной и количественной его определенности.

Общее (всеобщее) - философская категория, выражающая принцип бытия всех единичных вещей, явлений, процессов; закономерная форма их взаимосвязи я составе целого.

Сущность х явление - философские категории, отражающие определенность бытия в мире и его познание. Сущность - внутреннее содержание исследуемого объекта в единстве многообразия форм его бытия. Явление - обнаружение (выражение) исследуемого объекта через внешние формы его осуществления.

Элементы и структура - философские категории, обозначающие единство исследуемого объекта, где элементы - это те слагаемые, которые обеспечивают целое, вступая друг с другом в определенные отношения, а структура - это определенный неслучайный способ связи элементов в единую систему.

Система - философская категория, выражающая особое единство структурно организованных элементов, взаимодействующих друг с другом на основе корреляционных связей.

Причина и следствие - философские категория, обозначающие характер обусловленности исследуемого объекта. Под причиной понимается явление, действие которого влечет за собой другое явление - следствие.

Необходимость и случайность - философские категории, выражающие различные уровни связей исследуемого объекта. Если необходимость демонстрирует закономерный характер связи, определяемой содержанием исследуемого объекта, то случайность - это такой тип связи, который обусловлен внешними, преходящими причинами.

Возможность я действительность - это философские категории, характеризующие две основные ступени становления и развития исследуемого объекта, где действительность - это наличная реальность единичного бытия, в отличие от тех возможностей, которые оно таит в себе.

Часть и целое - это философские категории, характеризующие целостность исследуемого объекта и методологическую направленность его познания от нерасчлененного представления о целом с переходом к анализу, расчленению целого на части с последующим воспроизведением исследуемого объекта в мышлении в форме конкретного целого.

ВОПРОС 6 Бытие как философская категория. Методологический потенциал монизма, дуализма, плюрализма и эклектики как принципов осмысления бытия.

 

Категория бытия одна из наиболее сложных и всеобщих, она не определяется, а описывается через ряд других понятий. Парменид (предельное основание мира - абс. мысль - Логос, космический разум; истина открывается человеку) - отец этого понятия (становление кат-ии начинается еще с милетской школы - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их природные стихии в качестве первоначала), однако учение о бытии - онтология - вводится в употребление лишь в 1646 г. немецким ученым. Бытие, по Пармениду, - то, что постигается умом, открывается рационально, поскольку бытие означает то, что лежит за пределами видимого мира. Категория бытия означает единое для всех вещей, единое во многом; она понимается как абсолютное, вечное, неизменное, пребывает везде и во всем. Обращение к единому основанию мира и природа есть начало космополитизма: стала формироваться возможность рассматривать историю людей как всеобщую, а не локально-национальную. Декарт сделал мысль бытием, но творцом мысли объявил человека, в отличие от Праменида. С 17-18 в. (материализм) бытие отождествляется с природой, с миром чувственно-воспринимаемых вещей и явлений; природа является гарантом самой себя.

 
Различают бытие идеальное (воплощается в кат-ии сущности) и реальное (воплощается в кат-ии существования). Реальное бытие опиывается феноменами пространства и времени, субстанцией материи и несет в себе такие черты, как специфичность, неповторимость, индивидуальность; мир представлен многообразием единичных начал. Идеальное бытие - сущностная идея реального бытия. Это образы, установки и ценности. Парменид: ид. бытие неизменно, = само себе, бесконечно и абс

 

Исторически в философии сложились след. онтол. начала: монизм - учение,

утверждающее единое начало; дуализм - равнозначные два основания; плюрализм -

признающее равнозначными некс. онтологических начал (природа, космос, бог) -

характерно для средневоек. и совр. ф.

МОНИЗМ – философские концепции, принимающие за основу всего существующего одно, единственное

начало. Монизм выражает последовательную онтологическую позицию. Материалистический монизм

единственным основанием, началом бытия считает материю; материалистическим монизмом является

марксистская философия – диалектический и исторический материализм. Идеалистический монизм единым

началом считает дух, представленный в разныхвидах: бог, абсолют, идея, сознание и т.д. Наиболее последовательным

идеалистическим монизмом является философия Гегеля. Существуют также дуалистические и плюралистические

онтологические концепции, ихбольшинство.

ПЛЮРАЛИЗМ ("множественный") – в философии: направления, концепции, противоположные монизму;

исходящие из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия,

основоположений и форм знания. Современная философия плюралистична по своему характеру. Плюрализм

предполагает свободу мнений и позиций, выступает против механического отнесения философских теорий либо

только к материалистическим, либо только к идеалистическим; дает право на существование как тем, так и другим и

их разновидностям. Плюрализм в политике означает возможность существования различных точек зрения на

политическое развитие, свободу мнений, многопартийность, свободное политическое соперничество.

ДУАЛИЗМ – философская позиция двойственного подхода к явлениям бытия. В онтологии – утверждение

двух самостоятельных оснований бытия: духовного и материального (мыслящая и протяженная субстанции в

философии Декарта ), бог и природа в учении деистов; в гносеологии – опыт и априорные формы чувственности и

рассудка в философии Канта; дуализм бытия в философии Платона – мир идей и мир чувственныхвещей составляют

бытие у Платона; в христианской философии также мир дуалистичен – божественный и земной.

ЭКЛЕКТИКА – (букв. "собирание") – прием, форма существования некоторых теорий, заключающаяся в

смешении различных, зачастую противоположных мировоззренческих оснований, точек зрения, философских

взглядов, теоретических посылок, политических оценок и т.п. Так, например, эклектичны попытки соединить

материализм и идеализм в одной концепции или религиозную позицию и материализм (деизм, пантеизм). В

современной философии эклектика представлена плюрализмом позиций, подходов, направлений по тем или другим

проблемам. Но, собственно, эклектикой является непоследовательность внутри одной теории, одного учения.

ВОПРОС 7 Категория субстанции в истории философии. Материя как философская категория. Исторические типы понимания материи

СУБСТАНЦИЯ

(от лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — то, что лежит в основе всего; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря др. и в др.; предельное основание, дающее возможность сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему;материальный субстрат и первооснова изменений вещей (напр., атомы Демокрита). Субстанциальный — лежащий в основе, относящийся к С. существенный, материальный. Уже в антич. философии вычленялись различные С., которые трактовались как материальный субстрат и первооснова изменений вещей (напр., атомы Демокрита, четыре стихии Эмпедокла). Аристотель отождествлял С. с первой сущностью, характеризуя её как основу, неотделимую от вещи, её индивидуальности. Трактовка Аристотелем формы как первопричины, обусловливающей определённость предмета, послужила истоком не только различения духовной и телесной С., но и спора о т. н. субстанциальных формах, пронизывающего всю ср.-век. философию (см. Номинализм, Реализм). Для совр. бурж. философии характерно негативное отношение к категории С. и её роли в познании. В различных течениях неопозитивизма понятие С. рассматривается как рудимент обыденного сознания, проникшего в науку, как неоправданный способ удвоения мира и натурализации восприятий. С одной стороны, критика понятия С. смыкается с критикой материализма, а сдругой — с отрицанием понятия причинности и причинного объяснения, с попытками заменить их описанием (Дюэм) или «функциональным отношением» (Кассирер). В лингвистич. философии понятие С. рассматривается как исходный принципнатуралистич. метафизики, а его возникновение объясняется специ-фич. структурой европ. языков, для которых характернопротивопоставление субъекта и предиката суждения. Наряду с этой линией истолкования понятия С. существует ряднаправлений идеалистич. философии, которые сохраняют традиционную трактовку С. (неото-мизм, неореализм) Мате́рия — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашимиощущениями, существуя независимо от них (объективно). 
Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носитгносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок. 
Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм. 
Атрибуты и свойства материи 
Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.  
Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи: 
§ физическая; 
§ химическая; 
§ биологическая; 
§ социальная; 
§ механическая. 
Универсальными свойствами материи являются: 
§ несотворимость и неуничтожимость 
§ вечность существования во времени и бесконечность в пространстве 
§ материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие 
§ детерминированность всех явлений 
§ причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий 
§ отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления 
Универсальные законы существования и развития материи: 
§ Закон единства и борьбы противоположностей 
§ Закон перехода количественных изменений в качественные 
§ Закон отрицания отрицания 
Формы движения материи 
Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:[3] 
1. в неорганической природе, 
§ пространственное перемещение; 
§ движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.; 
§ движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции; 
§ изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое; 
§ геологические процессы; 
§ изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.; 
2. в живой природе, 
§ обмен веществ, 
§ саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах; 
§ взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли; 
§ внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования; 
§ надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию; 
3. в обществе, 
§ многообразные проявления сознательной деятельности людей; 
§ все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности. 
Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.

 

ВОПРОС 8

Движение как способ существования объективной реальности. Пространство и время как формы бытия объективной реальности.

 

Движение - феномен, отражающий изменение; атрибут материи, связанный с любым изменением моментов объективной реальности; философская категория, отражающая любые изменения в мире. В европейской традиции понятие движения семантически дифференцировано: оно может быть «движением вообще», стоя в ряду с такими понятиями, как «пространство», «время» или «энергия», механическим перемещением, у него может быть направленность, оно может отражать качественное изменение, развитие (прогресс, регресс) и т. д. В диалектическом материализме движение - объективный способ существования материи, её абсолютный неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать и который не может существовать без неё; согласно данному мировоззрению движение абсолютно, а покой относителен, так как является движением в равновесии. Вопреки бытующему мнению, что движение - состояние материи противоположное покою - это не так. Покой является лишь частным случаем движения. Для движения как для онтологической основы бытия, постулируется та же неуничтожимость и вечность, как и для самого бытия. Появившись вместе с бытием, оно не останавливается, и поэтому невозможно снова его сотворить. Релятивизм абсолютизирует движение, в то время как элеаты его вовсе отрицают. На основании осознания движения не как только механического процесса построены законы диалектической логики.ДВИЖЕНИЕ — изменение вообще; способ существования материи и духа. Типы движения — количественный (перемещение тел и пр. — без качественных превращений) и качественный. Качественный тип включает в себя подтипы или виды: функционирование, круговороты, развитие.

 

Пространство - означает структуру объекта и материи в целом, протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Оно является формой бытия материи. При характеристике употребляют понятие бесконечность. Пространство является многомерным.

Время - форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время делят на три категории: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность.

 

Признавая существование объективной реальности, т.е. движущейся материи, независимо от нашего сознания, материализм неизбежно должен признавать также объективную реальность времени и пространства, в отличие, прежде всего, от кантианства, которое в этом вопросе стоит на стороне идеализма, считает время и пространство не объективной реальностью, а формами человеческого созерцания. Коренное расхождение и в этом вопросе двух основных философских линий вполне отчетливо сознается писателями самых различных направлений, сколько-нибудь последовательными мыслителями. В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени. Человеческие представления о пространстве и времени относительны, по из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные представления, развиваясь, идут по линии абсолютной истины, приближаются к ней. Изменчивость человеческих представлений о пространстве и времени так же мало опровергает объективную реальность того и другого, как изменчивость научных знаний о строении и формах движения материи не опровергает объективной реальности внешнего мира. Свойства времени: одномерность и однонаправленность (от прошлого к

Информация о работе Исторические типы мировоззрения