Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 13:21, контрольная работа
1.Мифологическое мировоззрение
2.Религиозное мировоззрение
3. Философское мировоззрение
будущему); необратимость (необратимость изменений); бесконечность (как
вечность бытия изменяющейся природы, ее неуничтожимость).
Свойства пространства: трехмерность (широта, высота, длина) – система
координат, изотропность, безграничность и бесконечность, однородность
ВОПРОС 9 Отражение как всеобщее свойство объективной реальности. Сознание как предмет философского анализа.
(как всеобщее свойство материальных объектов) – реакция (изменение, отпечаток, след) любой вещи (явления), взаимодействующей с др. вещью: эта реакция всегда находится в определ. соответствии или сходстве с к.-л. стороной воздействующей на нее вещи. В основе этого соответствия лежат законы взаимодействия вещей. Вследствие взаимодействия вещей отношение между ними носит характер взаимоотражения: любая из них объективно является одновременно отражаемой и отражающей по отношению к др. При определ. условиях возникают реакции особого типа – не на абс. величину вещественно-энергетич. стороны воздействий, а на их относит. величину и упорядоченность (организацию, структуру); при этом на первый план выступает одностороннее отношение одной вещи (как первичной, независимой) к другой, вторичной, зависимой от первой. Это – явления О. в собств. смысле слова. Они реализуются на высоком уровне организованности материальных систем, способных к самосохранению своей качеств. определенности, целостности в изменчивой среде. В условиях Земли в число таких систем входят все живые существа.
Сознание выступает
как один из наиболее сложных объектов
философского анализа. Сознание это отличительная
сущностная характеристика человека.
Еще Аристотель определяет человека как
«разумное животное». Будучи несомненной
очевидностью человеческого существования,
сознание одновременно является неуловимым
для внешнего наблюдения, и принципиальная
ненаблюдаемость сознания задает естественные
трудности для его теоретической реконструкции.
При этом попытки объективировать опыт
сознания и исследовать его через устойчивые
внешние факторы, как правило, приводили
к утрате уникально-личностного контекста,
составляющего сущностную специфику этого
феномена. Однако, с другой стороны, методы
интроспекции (от лат. “introspectio” - смотрю
внутрь), ориентированные на выявление
конкретности и индивидуальности "Я",
фиксируют всеобщие и универсальные моменты
личностного опыта. Реконструкция феномена
сознания возможна лишь при его соответствующей
соотнесенности с фундаментальными метафизическими,
онтологическими, гносеологическими и
социально-философскими вопросами, затрагивающими
оппозиции материального и идеального,
субъективного и объективного, индивидуального
и коллективного. На сегодняшний момент
можно говорить о выделении трех основных
подходов в философии к исследованию сознания:
субстанциального, функционального и
экзистенциально-
Исторически
первой моделью философии сознания была
субстанциальная концепция (Платон, Аристотель,
Августин, Декарт, Гегель и др.). В данной
концепции разум является наиболее значимым
и универсальным свойством сознания. Разум
здесь выступает гарантом единства и упорядоченности
мира, той субстанциальной основой, которая
обеспечивает мировой порядок и гармонию.
Индивидуальное человеческое сознание
рассматривается лишь как отдельное проявление
Мирового Разума, законы организации которого
совпадают с логикой мышления, а идеи,
посредством которых определяются сущностные
свойства объектов, определяют его содержание.
ВОПРОС 10 Исторические типы диалектики. Диалектика как методология, логика и теория познания. Диалектика и метафизика.
Впервые термин «диалектика» употребил Сократ, понимая диалектику как искусство диалога. Диалектика – это философское учение о наиболее общих закономерных связях и развитиях. Основные типы диалектики: Стихийная диалектика древних философов: Учение Гераклита: «Все течет, все изменяется». Противоположностями Гераклит считал жизнь и смерть, вечное и приходящее, золото и солому. Зинон Элейский поставил проблему движения – «изобретатель диалектики». Платон считал, что диалектика это движение и покой, тождество и различие. Становление античной диалектики заканчивается Аристотелем. Диалектика Аристотеля была не только объективной, но и методом, который мог рассуждать о противоречии. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии: Важейшим до Маркса этапом в развитии Диалектики стал немецкий классический идеализм, который рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Диалектика разума, по Канту, -это иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием только явлений. Позднее в теории познания Фихте развил "антитетический" метод выведения категорий, содержащий важные Диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивал Диалектическое понимание процессов природы. Научное понимание Диалектики было создано Марксом и Энгельсом. Они построили Диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. Представителями являются Фихте, Кант, Гегель. Существенный вклад в развитие диалектики внес Э.Кант, который доказывал, что природа развивается во времени и подвержена изменениям. Вершина диалектики – учение Гегеля, который выделил учение о противоречии, как источник развития, движения, силы развития. Марксистко-материалистическая диалектика: это глубокое, свободное от односторонности учение о развитии. Это также учение об отношении человека к природному и социальному миру, о разносторонности человеческой практической деятельности, общества и культуры. Диалектика – наука о всеобщей связи и наиболее общих изменениях. Ф.Энгельс считал главными три закона диалектики: 1. Переход количества в качество; 2. Взаимопроникновение противоположностей; 3. Отрицание отрицания.
Диалектика бывает материалистической и идеалистической. Материалистическая диалектика исходит из того, что существует объективная диалектика – природы и общества, т. е. внешнего мира, и что человек отражает ее в своей голове: в сознании, мышлении, познании – в виде субъективной диалектики. Словом, вслед за диалектикой вещей возникла и развивалась диалектика понятий как ее отображение. Создателями материалистической диалектики были К. Маркс, Ф. Энгельс. Создателем идеалистической диалектики был Гегель.
Согласно Гегелю, существует независимое духовное начало. Она развивается и проходит последовательно определенные ступени, пока не достигает высшей ступени, на которой она порождает природу, материальное. Развитие идеи в природе тоже имеет ряд последовательных стадий от механицизма к химизму, а затем к живому организму и наконец к своему идеальному первоначальному виду в качестве субъективного мышления. В конце концов, она совершает весь полный круг, возвращаясь к своему исходному пункту. Итак, согласно идеалистической диалектике, диалектика понятий первична, а диалектика вещей вторична.
Диалектическая логика — философская наука, понимаемой как логика (наука о мышлении) и теория познания объективного мира в рамках диалектики. В отличие от формальной логики, являющейся логической дисциплиной о формах правильных рассуждений, в диалектической логике учитываются законы диалектики и философские понятия. . Дело в том, что логикой ныне именуются учения, которые значительно расходятся в понимании границ предмета этой науки. Так, предмет диалектической логики, с одной стороны, пересекается с предметом диалектики (теория познания, онтология, метод); с другой стороны, предмет ДЛ (собственно логики) непосредственно увязан с предметом логики формальной. И та, и другая (формальная логика и диалектическая логика) являются науками о рассуждениях, закладывают рассудочную модель человеческого мышления в основу описания и развития представлений о естественном и искусственном интеллекте.
ВОПРОС 11 Понятие принципа. Принципы диалектики.
Принцип или начало (лат. princ
1 Принцип всеобщей связи: связь явлений (отношение между двумя процессами, когда изменение в одном объекте сопровождается изменениями в другом) имеет универсальный, вселенский характер.
Принцип развития: Мир совокупность процессов, эти процессы и выражаются понятием развитие: перемещение тел в пространстве, изменение агрегатных состояний вещества, свойств объекта, обратимые и необратимые процессы. Движение, изменение, развитие. Всякое движение изменение, но не всякое изменение развитие. Движение как способ существования материи и есть развитие.
3 Принцип историзма: Важнейшим конституирующим признаком развития является время: развитие осуществляется во времени и только оно выявляет его направленность и необратимость. Принцип историзма: (Ленин) “Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь.” Мировоззренческое и историческое значение принципа историзма в том, что правильное понимание становления явления помогает уяснить суть развитого явления и хотя бы частично увидеть его перспективу.
4 Принцип причинности: Понятия причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и развития. С одной стороны, с точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется как один из основных видов связи, а именно, генетическая связь явлений, в которой одно (причина) при определенных условиях порождает другое (следствие). С точки зрения принципа развития причинность определяется следующим образом: всякое изменение и тем более развитие, то есть изменение в сторону появления нового качества, имеет свою причину и следствие.К не имеющим причинно-следственного содержания относятся такие виды связей, как пространственно-временная корреляции, функциональные зависимочти, отношение симметрии. Однако, любое явление находится в причинно-следственных связях с каким-либо другим явлением.
5 Принцип системности: Причиннос
Принцип системности и связанный с ним системный подход – важное методологическое направление в современной науке и практике, воплотившее в себя целый комплекс идей теории диалектики.
ВОПРОС 12 Понятие закона. Законы диалектики
Закон — выражение существенной необходимой связи явлений, внутренней связи между причиной и следствием, обусловливающей определённое закономерное развитие явлений. В вопросе о законе борются между собой две противоположные линии в философии: линия субъективно-идеалистическая, волюнтаристская и линия материалистическая, научная.
ВОПРОС 13КАТЕГОРИЯ ДИАЛЕКТИКИ
Категория
диалектики - наиболее общие понятия, которыми
оперирует философия для раскрытия сути
диалектических проблем. Категории диалектики
отражают всеобщие и существенные связи,
стороны объективной реальности. Категории
есть продукты познавательной и практической
деятельности человечества. К основным
категориям диалектики относятся:
• единичное, особенное, всеобщее;
• причина и следствие;
• необходимость и случайность.
• возможность и действительность;
• сущность и явление;
• структура, форма и содержание.
Категория «отдельное» фиксирует отдельно
существующие объекты, предметы, явления.
Категория «единичное» фиксирует неповторимые
свойства конкретного предмета, явления.
Категория «общее» фиксирует наличие
во множестве отдельных предметов неких
сходных, общих свойств.
Категория «особенное» выполняет различающую
функцию по отношению к разным классам
предметов: сравнивая разные классы объектов,
человек замечает, что общее для одного
класса не является таковым для другого
класса.
Категория «всеобщее» - это общее, присущее
всем без исключения классам объектов.
Категории «причина» и «следствие» отражают
всеобщую обусловленность явлений. Причина
- это то, что вызывает, порождает другое
явление (следствие), предшествуя ему.
Важно различать причину и условия: хотя
условия и влияют на следствие, но они
в отличие от причины не порождают следствия.
Следствие является причиной другого
явления, в результате чего образуются
сложные причинно-следственные цепи. Одна
и та же причина может привести к разным
следствиям, и наоборот, одно и то же следствие
может быть вызвано разными причинами
(например, огонь может быть следствием
удара молнии, трения спички, замыкания
электропроводки).
Категория «необходимость» фиксирует,
что необходимым называется то, что причину
своего существования имеет в себе и обусловливается
внутренней природой материального образования.
Категория «случайность» отражает, что
случайным является то, что причину своего
существования имеет в другом явлении,
в стечении внешних обстоятельств. Зарождающаяся
необходимость может вначале выражаться
в форме случайных проявлений, прокладывать
себе дорогу через массу случайностей
как закономерность, как тенденция, так
как процессы в природе имеют вероятностный
характер. Случайность является формой
проявления и дополнения необходимости.
Случайность со временем может стать необходимостью,
и наоборот, необходимость в процессе
развития может стать случайностью.
Категории «возможность» и «действительность»
характеризуют процесс развития. Возможность
- это потенциально осуществимое, но еще
не осуществленное (хотя во многом предвидимое
человеком) бытие, которое реализуется
при определенных условиях. Действительность
- это реализованная возможность, реально
существующее бытие.
Категория «структура» фиксирует способ
организации процессов и взаимодействий,
относительно устойчивую систему взаимосвязей
компонентов какого-либо объекта, явления.
Содержание - совокупность всех элементов
и процессов какого-либо объекта или явления,
содержание является ведущей стороной
по отношению к форме объекта. Содержание
представляет собой более мобильную сторону,
тогда как форма (способ, тип, характер
взаимосвязей элементов) более устойчива,
консервативна. В определенных пределах
форма может «выдержать» частичные, локальные
изменения в содержании. И лишь когда изменения
в содержании выходят за рамки локальных,
тогда они в совокупности приводят к изменению
формы, т.е. способа организации содержания.
В этом проявляется как ведущая роль содержания,
так и активность формы. Одно и то же содержание
может выступать в разных формах, а форма
может отставать в своем развитии от содержания
или опережать его.
Категория «сущность» фиксирует совокупность
внутренних и необходимых сторон и связей
вещи, устойчивых, сохраняющихся законов
ее функционирования.
Категория «явление» означает внешнее
проявление сущности объекта в определенных
внешних обстоятельствах, во взаимосвязях
с окружающими условиями. Поэтому явление
богаче сущности. Но сущность глубже явления.
Явление и сущность взаимосвязаны, но
не совпадают. Поэтому познание человека
движется от явления к познанию сущности