История античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Философия появилась в конце VII — начале VI в. до н. э. не на материковой части Греции, а в колониях, именно в Ионийских колониях на побережье Малой Азии. Во второй половине VI в. до н. э., примерно в третьем поколении философов, центр философии переместился из восточных колоний в западные, в южную Италию (так называемую Великую Грецию) и Сицилию, где жили дорические племена. Причины этого перемещения имели внешний характер: персидские войны привели к уничтожению городов Ионии, прервав ее научный расцвет, и вынудили греков к поиску нового центра для науки. Три принципа основания философии в древней Греции:

Содержание работы

1.Возникновение греческой философии……………………………………………..6
Мифогенная концепция происхождения античного мышления.
Диалектика Древнегреческого мифа.
Эпические истоки предфилософии. Личность Гомера и его творчество.
Представления Гесиода о природе, мире и космосе.
Гносеогенная концепция происхождения античного мышления
2.Ионийская философия. Милетская школа………………………………………14
Натурфилософия и физика как размышления о природе и Космосе.
Философское учение Фалеса Милетского о первоначале.
Учение Анаксимандра. Апейрон как генетическое и субстанциальное начало.
Натурфилософия Анаксимена.
Значение и роль натурфилософии милетцев в античной культуре.
3.Философские учения Пифагора Самосскоого. Пифагорейцы. ...........................18
Личность и учение Пифагора в истории философии. Пифагорейство и его историческая судьба.
Учение о числе как основе мира. Нумерология.
Учение о душе. Этическая и социальная доктрина.
Ранние пифагорейцы.
Числовая гармония мира. Музыкально-числовой Космос Пифагора.
4.Италийская философия. Элеаты………………………………………………….27
Учение о космосе как о целостном континууме.
Мифопоэтический взгляд Ксенофанта Колофонского на сущее.
Учение Парменида о Едином.
Диалектика Зенона Элейского. Апории Зенона.
Значение элеатов в истории философии.
5.Философское учение Анаксагора………………………………………………..…33
Анаксагор в истории философии.
Проблема бесконечных космосов. Разум и организация космоса.
Анаксагоровское учение о гомеомериях.
Психология и теория познания у Анаксагора.
6.Философия Гераклита Эфесского………………………………………………….36
Личность Гераклита в истории философии.
Диалектика Гераклита как учение об изменяющемся общематериальном континууме.
Логос Гераклита как принцип организации становящегося космоса.
Трагический пафос философствования как отличительная черта философии Гераклита.
7.Философские учения Эмпедокла………………………………………………….39
Личность Эмпедокла в истории философии.
Учение Эмпедокла о космосе как о живом организме.
Любовь и Вражда как организующие принципы мироздания.
Первые итоги физики как элементно-аналитических представлений о мире.
8.Философия атомистов……………………………………………………………….42
Истоки и смысл античного атомизма.
«Большой Мирострой» Левкиппа.
Философские представления Демокрита о мироздании. Геометризм и функциональность Демокритова атома.
Проблема пустоты. Учение о движении. Структурно-континуальный космос атомистов.
«Трактат о цветах» Демокрита.
Значение греческого атомизма в истории мышления.
9.Философия софистов…………………………………………………………………49
Софисты как первые учителя мудрости в античности.
Софистика и софизмы. Диалектика как искусство спора.
Этика, теория познания, вопросы политики у софистов.
Обращение софистов к проблеме человека.
Значение софистов в истории философии. Реставрация софистики в эллинизме («Вторая софистика»)
10.Философия Сократа…………………………………………………………………58
Проблема Сократа в истории философии. Познание как благо. Критика софистики.
Мудрость как высшая нравственность. Этика Сократа. Проблема воспитания. Представления о человеке, добродетели, свободе и счастье.
Сократизм как философия познающего субъекта. Теология, Диалектика Сократа.
Значение Сократа в античной философии («Аристократизм» Сократа и критика недостатков полисной демократии).
11.Ранняя античная медицина…………………………………………………………64
Мифогенная концепция врачевания. Асклепий.
Гиппократ и «Корпус Гиппократа». Метофизическое и физическое единство болезни человека и мира природы. «Священная болезнь».
Трактат «О природе человека». Теория четырех стихий.
Медицинский и философский дискурс в античности.
12.Философское учение Платона. Введение в платоноведение. ……………….....71
Сократ и Платон. «Платоновский вопрос» в истории философии.
Система платоновской философии. Сократические сочинения Платона.
13.«Ранний Платон» ……………………………………………………………………77
Анализ учебных диалогов Платона.
«О справедливости».
«О добродетели».
14.Платоновская концепция субъекта………………………………………………..80
«Алкивиад первый».
Выяснение вопроса о справедливости.
Роль наставника в воспитании.
Понятие о справедливости коренится в душе.
Необходимость заботы о справедливости в связи необходимостью заботы о себе.
Философия и политика.
15.Критика софистической концепции воспитания……………………………….. 87

Файлы: 1 файл

Istoriya_Antichnoy_filosofii.doc

— 599.00 Кб (Скачать файл)

Содержание ……………………………………………………………………………..1

1.Возникновение греческой философии……………………………………………..6

Мифогенная концепция происхождения  античного мышления.

Диалектика Древнегреческого мифа.

Эпические истоки предфилософии. Личность Гомера и его творчество.

Представления Гесиода о природе, мире и космосе.

Гносеогенная концепция  происхождения античного мышления

2.Ионийская философия. Милетская школа………………………………………14

Натурфилософия и физика как размышления о природе  и Космосе.

Философское учение Фалеса Милетского о первоначале.

Учение Анаксимандра. Апейрон  как генетическое и субстанциальное  начало.

Натурфилософия  Анаксимена.

Значение и роль натурфилософии милетцев в античной культуре.

3.Философские учения Пифагора Самосскоого. Пифагорейцы. ...........................18

Личность и учение Пифагора в  истории философии. Пифагорейство  и его историческая судьба.

Учение о числе как основе мира. Нумерология.

Учение о душе. Этическая и  социальная доктрина.

Ранние пифагорейцы.

Числовая гармония мира. Музыкально-числовой Космос Пифагора.

4.Италийская философия. Элеаты………………………………………………….27

Учение о космосе как о  целостном континууме.

Мифопоэтический взгляд Ксенофанта Колофонского на сущее.

Учение Парменида о Едином.

Диалектика Зенона Элейского. Апории Зенона.

Значение элеатов в истории философии.

5.Философское учение Анаксагора………………………………………………..…33

Анаксагор в истории философии.

Проблема бесконечных космосов. Разум и организация космоса.

Анаксагоровское учение о гомеомериях.

Психология и теория познания у  Анаксагора.

6.Философия Гераклита Эфесского………………………………………………….36

Личность Гераклита в истории  философии.

Диалектика Гераклита как учение об изменяющемся общематериальном континууме.

Логос Гераклита как принцип  организации становящегося космоса.

Трагический пафос философствования как отличительная черта философии Гераклита.

7.Философские учения Эмпедокла………………………………………………….39

Личность Эмпедокла в истории  философии.

Учение Эмпедокла о космосе  как о живом организме.

Любовь и Вражда как организующие принципы мироздания.

Первые итоги физики как элементно-аналитических представлений о мире.

8.Философия атомистов……………………………………………………………….42

Истоки и смысл античного  атомизма.

«Большой Мирострой» Левкиппа.

Философские представления Демокрита  о мироздании. Геометризм и функциональность Демокритова атома.

Проблема пустоты. Учение о движении. Структурно-континуальный космос атомистов.

«Трактат о цветах» Демокрита.

Значение греческого атомизма в  истории мышления.

9.Философия софистов…………………………………………………………………49

Софисты как первые учителя мудрости в античности.

Софистика и софизмы. Диалектика как  искусство спора.

Этика, теория познания, вопросы политики у софистов.

Обращение софистов к проблеме человека.

Значение софистов в истории  философии. Реставрация софистики  в эллинизме («Вторая софистика»)

10.Философия Сократа…………………………………………………………………58

Проблема Сократа в истории  философии. Познание как благо. Критика  софистики.

Мудрость как высшая нравственность. Этика Сократа. Проблема воспитания. Представления о человеке, добродетели, свободе и счастье.

Сократизм как философия познающего субъекта. Теология, Диалектика Сократа.

Значение Сократа в античной философии («Аристократизм» Сократа  и критика недостатков полисной демократии).

11.Ранняя античная медицина…………………………………………………………64

Мифогенная концепция врачевания. Асклепий.

Гиппократ и «Корпус Гиппократа». Метофизическое и физическое единство болезни человека и мира природы. «Священная болезнь».

Трактат «О природе человека». Теория четырех стихий.

Медицинский и философский дискурс  в античности.

12.Философское учение Платона. Введение в платоноведение. ……………….....71

Сократ и Платон. «Платоновский  вопрос» в истории философии.

Система платоновской философии. Сократические  сочинения Платона.

 13.«Ранний Платон» ……………………………………………………………………77

Анализ учебных диалогов Платона.

«О справедливости».

«О добродетели».

14.Платоновская концепция субъекта………………………………………………..80

«Алкивиад первый».

Выяснение вопроса о справедливости.

Роль наставника в воспитании.

Понятие о справедливости коренится  в душе.

Необходимость заботы о справедливости в связи необходимостью заботы о себе.

Философия и политика.

15.Критика софистической концепции воспитания……………………………….. 87

«Гиппий больший».

Обсуждение вопроса о прекрасном.

Критика сенсуалистических, бытовых, утилитаристских и прочих концепций прекрасного.

Прекрасное как совершенно особенное  бытие.

Формирование проблематики Идеи.

«Протагор».

Обсуждение вопроса о  добродетели.

Критика возможности научения добродетели.

Добродетель знания.

«Горгий».

Обсуждение вопроса о риторике как средстве воспитания гражданина.

Софистическая концепция  риторики как искусства.

Сократическая концепция  риторики как сноровки.

Искусство и угодничество.

Проблема насилия и  справедливости.

Сократическое требование упражнения в справедливости.

16. Платоновское учение об Эросе как овладении благом. ……………………..97

«Пир».

Тезисы об Эроте.

Эрот как древнейшее божество, два Эрота, Эрот присущ всей природе, Эрот как стремление двух человеческих половин друг к другу, красоте  Эрота, Эрот как стремление к благу.

Эротизм сократовской философии.

«Федр».

Любовь как влечение.

Любящий и любимый.

 Четыре типа неистовства. 

Определение понятия души.

Учение о бессмертии души.

Сократическая теория красноречия.

Красноречие как диалектика. Речь и письмо.

17.Платоновское учение о справедливости в контексте диалога «Государство»105

Критика обывательских и софистических  концепций справедливости.

Справедливость как должное  исполнение своих обязанностей перед  государством.

Понятие о справедливости коренится в душе.

Возникновение государства в связи  с принципом справедливости.

«Здоровое» и «больное» государство.

Воспитание стражей. Быт стражей.

Вопрос о семье и имуществе  у стражей.

Военный вопрос у Платона.

Слияние власти и философии.

Определение природы философской практики и назначения философа.

Структура человеческого познания.

Концепция образования, нацеленного  на подготовку философов-правителей.

Созерцательные науки.

Воспитание малолетних граждан.

Типы людей и типы государственных  устройств.

Вожделения и контроль над ними.

Удовольствия подлинные и удовольствия мнимые.

Искусства в совершенном государстве.

Вопрос о бессмертии души и окончательное  определение справедливости.

18.Космологическое обоснование идеального государства. ……………………120

«Тимей».

Философское построение космоса.

Космос как живое существо.

Мировое тело и мировая душа.

Типы живых существ.

Природа человека.

Первичная и вторичная материя.

Геометрическое построение космических  тел.

Теория ощущений. Спекулятивная  концепция человеческого организма.

Литература …………………………………………………………………………..129

 

ПРОГРАММА КУРСА

«ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ»

1.Возникновение греческой философии.

Философия появилась в конце VII — начале VI в. до н. э. не на материковой  части Греции, а в колониях, именно в Ионийских колониях на побережье Малой Азии. Во второй половине VI в. до н. э., примерно в третьем поколении философов, центр философии переместился из восточных колоний в западные, в южную Италию (так называемую Великую Грецию) и Сицилию, где жили дорические племена. Причины этого перемещения имели внешний характер: персидские войны привели к уничтожению городов Ионии, прервав ее научный расцвет, и вынудили греков к поиску нового центра для науки. Три принципа основания философии в древней Греции:

  • Во-первых, образовалась новая область мышления, внешняя по отношению к религии и чуждая ей. Возникновение космоса и других естественных явлений ионийские «физики» объясняли чисто рациональными причинами и в отрыве от религии. Они решительно игнорировали божественные силы, установленные ритуальные обряды и священные сказания, традицию которых закрепили в своих поэмах такие поэты «теологи», как Гесиод.
  • Во-вторых, выделилась идея космического порядка, покоящегося отныне не на мощи бога — верховного правителя, монарха, басилевса (как в традиционных теогониях), но на понятии космоса, подчиняющегося закону, правилу (nomos). Nomos устанавливает для всех составляющих природу элементов (стихий) порядок, в соответствии с которым ни один элемент не может осуществлять свою власть (kratos) над другим.
  • В-третьих, эта мысль имеет глубоко геометрический характер. Идет ли речь о географии, астрономии или космологии, она постигает физический мир и проецирует его в пространственные рамки, которые больше не определяются религиозными категориями возвышенного и низменного, небесного и подземного, но образуются взаимными, симметричными, обратимыми соотношениями.

Эти три принципа — светский и рациональный характер видения мира, понятие умопостигаемого и упорядоченного космоса и геометрическая картина вселенной — тесно связаны друг с другом. В своей совокупности они определяют то новое и оригинальное, что внес греческий рационализм как по форме, так и по содержанию по сравнению с прошлыми и теми ближневосточными цивилизациями, с которыми греки могли быть знакомы.

1.1Мифогенная концепция происхождения античного мышления.

Со временем религиозные потребности  стали сочетаться у греков с потребностями  иной природы: поэтическими, моральными и религиознопознавательными. Из ранних, чисто религиозных концепций появились религиознопоэтические, религиозноморальные и религиознопознавательные потребности. Они как раз и преобладали в ту эпоху когда зарождалась философия.

Из поэтической концепции религии  появилась мифология Олимпа, сохранившая  свою популярность до настоящего времени. Богиолимпийцы не были известны древним грекам. Их создала только эпическая поэзия, которая внесла значительно больший акцент антропоморфизма в религию, чем в ней было изначально. Религиозная интерпретация явлений была завуалирована реминисценциями из придворной и рыцарской жизни. С этими поэтическими фантазиями на религиозные темы, которые были хорошо известны из греческой поэзии, греческая философия никогда не имела ничего общего..

Однако в то же время религиозные  верования, в соединении с моральными требованиями, породили идеи о наличии души, о справедливости, о загробной жизни, о поощрении и наказании, которые проникли в философию. Так же, как и предыдущая форма, они вышли прежде всего из поэзии, а именно — из гномической поэзии. Философия использовала ее, но несколько позже.

С самого начала философия использовала основанные на религии познавательные концепции. Религия сказывала человеку того времени помощь в реализации его потребности в понимании  и познании мира. Именно она создала мифы. Они вначале появились в поэтической форм;, в космогонической поэзии. Эта поэзия представляла собой первую попытку осмысления мира. Поскольку мифы выросли на религиозной основе, они ставили по отношению к каждой вещи вопросы в религиозной форме: какая высшая сила, какое божество создало эту вещь и воспроизвело ее на свет? Объяснить вещь означало показать, как она появилась, а показать это означало для людей того времени тоже самое, что и сказать, какой бог ее создал. Каждая вещь, которая вызывала интерес и требовала объяснения, имела свой миф, а это означало, что она имела описание того, какой бог и как дал ей существование. Мифы соединялись в единое целое и все вместе составили космогонию, которая объясняла, как появился мир.

1.2 Диалектика Древнегреческого мифа.

Откуда появился мир? Он появился благодаря  божествам. А божества? Низшие божества появились благодаря высшим. А  высшие — благодаря еще более  высоким. Толкование такого типа объясняло  становление не только мира, но и  божеств. Оно являлось не только космогонией, но и теогонией. В VIII в. до н. э. Гесиод составил в поэтической форме греческую теогонию; она одновременно была и космогонией, поскольку каждому божеству соответствовала подвластная ему вещь, а порядок, в котором появлялись вещи, соответствовал тому порядку, по которому появлялись божества. Принцип этой генеалогии был простым: меньшее происходит из большего, меньшая вещь — из большей, меньшее божество — из большего.

Наиболее трудным для объяснения было начало генеалогии: если бы все вещи и существа произошли из неба и моря, а небо и море — из земли, то земля откуда появилась? Может ли земля, а скорее божество земли, быть исходным началом? На этот вопрос космогоническитеологические поэты отвечали двояким образом: одни начинали мир с хаоса, мрака, с непонятного и безумного прабытия, из которого . только впоследствии выделилось все, что ясно, понятно и совершенно; другие, напротив, считали, что первоначало было разумным и совершенным, и они признавали, что началом мира является Зевс, который, разумно мысля, установил гармонию в мире. Сторонники первого решения составили большинство; ко второму склонялся Ферекид из Сироса, более поздний писатель, который в своих космогонических и теогонических фантазиях использовал уже философские идеи.

Поскольку это было объяснение мира, которое содержалось в космогониях и теогониях, оно представляло собой первое систематическое толкование, которое было приведено в систему, оно привлекало для этой цели зарождающуюся философию греков, которая впоследствии очень долго не могла освободиться от мифологических концепций.

Информация о работе История античной философии