История античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Философия появилась в конце VII — начале VI в. до н. э. не на материковой части Греции, а в колониях, именно в Ионийских колониях на побережье Малой Азии. Во второй половине VI в. до н. э., примерно в третьем поколении философов, центр философии переместился из восточных колоний в западные, в южную Италию (так называемую Великую Грецию) и Сицилию, где жили дорические племена. Причины этого перемещения имели внешний характер: персидские войны привели к уничтожению городов Ионии, прервав ее научный расцвет, и вынудили греков к поиску нового центра для науки. Три принципа основания философии в древней Греции:

Содержание работы

1.Возникновение греческой философии……………………………………………..6
Мифогенная концепция происхождения античного мышления.
Диалектика Древнегреческого мифа.
Эпические истоки предфилософии. Личность Гомера и его творчество.
Представления Гесиода о природе, мире и космосе.
Гносеогенная концепция происхождения античного мышления
2.Ионийская философия. Милетская школа………………………………………14
Натурфилософия и физика как размышления о природе и Космосе.
Философское учение Фалеса Милетского о первоначале.
Учение Анаксимандра. Апейрон как генетическое и субстанциальное начало.
Натурфилософия Анаксимена.
Значение и роль натурфилософии милетцев в античной культуре.
3.Философские учения Пифагора Самосскоого. Пифагорейцы. ...........................18
Личность и учение Пифагора в истории философии. Пифагорейство и его историческая судьба.
Учение о числе как основе мира. Нумерология.
Учение о душе. Этическая и социальная доктрина.
Ранние пифагорейцы.
Числовая гармония мира. Музыкально-числовой Космос Пифагора.
4.Италийская философия. Элеаты………………………………………………….27
Учение о космосе как о целостном континууме.
Мифопоэтический взгляд Ксенофанта Колофонского на сущее.
Учение Парменида о Едином.
Диалектика Зенона Элейского. Апории Зенона.
Значение элеатов в истории философии.
5.Философское учение Анаксагора………………………………………………..…33
Анаксагор в истории философии.
Проблема бесконечных космосов. Разум и организация космоса.
Анаксагоровское учение о гомеомериях.
Психология и теория познания у Анаксагора.
6.Философия Гераклита Эфесского………………………………………………….36
Личность Гераклита в истории философии.
Диалектика Гераклита как учение об изменяющемся общематериальном континууме.
Логос Гераклита как принцип организации становящегося космоса.
Трагический пафос философствования как отличительная черта философии Гераклита.
7.Философские учения Эмпедокла………………………………………………….39
Личность Эмпедокла в истории философии.
Учение Эмпедокла о космосе как о живом организме.
Любовь и Вражда как организующие принципы мироздания.
Первые итоги физики как элементно-аналитических представлений о мире.
8.Философия атомистов……………………………………………………………….42
Истоки и смысл античного атомизма.
«Большой Мирострой» Левкиппа.
Философские представления Демокрита о мироздании. Геометризм и функциональность Демокритова атома.
Проблема пустоты. Учение о движении. Структурно-континуальный космос атомистов.
«Трактат о цветах» Демокрита.
Значение греческого атомизма в истории мышления.
9.Философия софистов…………………………………………………………………49
Софисты как первые учителя мудрости в античности.
Софистика и софизмы. Диалектика как искусство спора.
Этика, теория познания, вопросы политики у софистов.
Обращение софистов к проблеме человека.
Значение софистов в истории философии. Реставрация софистики в эллинизме («Вторая софистика»)
10.Философия Сократа…………………………………………………………………58
Проблема Сократа в истории философии. Познание как благо. Критика софистики.
Мудрость как высшая нравственность. Этика Сократа. Проблема воспитания. Представления о человеке, добродетели, свободе и счастье.
Сократизм как философия познающего субъекта. Теология, Диалектика Сократа.
Значение Сократа в античной философии («Аристократизм» Сократа и критика недостатков полисной демократии).
11.Ранняя античная медицина…………………………………………………………64
Мифогенная концепция врачевания. Асклепий.
Гиппократ и «Корпус Гиппократа». Метофизическое и физическое единство болезни человека и мира природы. «Священная болезнь».
Трактат «О природе человека». Теория четырех стихий.
Медицинский и философский дискурс в античности.
12.Философское учение Платона. Введение в платоноведение. ……………….....71
Сократ и Платон. «Платоновский вопрос» в истории философии.
Система платоновской философии. Сократические сочинения Платона.
13.«Ранний Платон» ……………………………………………………………………77
Анализ учебных диалогов Платона.
«О справедливости».
«О добродетели».
14.Платоновская концепция субъекта………………………………………………..80
«Алкивиад первый».
Выяснение вопроса о справедливости.
Роль наставника в воспитании.
Понятие о справедливости коренится в душе.
Необходимость заботы о справедливости в связи необходимостью заботы о себе.
Философия и политика.
15.Критика софистической концепции воспитания……………………………….. 87

Файлы: 1 файл

Istoriya_Antichnoy_filosofii.doc

— 599.00 Кб (Скачать файл)

Как и его предшественники, Анаксимен  признавал бесчисленность миров, считая, что все они произошли из воздуха. Анаксимена можно рассматривать  как основателя античной астрономии, или учения о небе и звездах. Он считал, что все небесные светила  — Солнце, Луна, звезды, другие тела ведут свое происхождение от Земли. Так, образование звезд он объясняет возрастающим разрежением воздуха и степенью его удаления от Земли. Близкие звезды производят тепло, которое падает на землю. Далекие звезды не производят тепло и находятся в неподвижном состоянии. Анаксимену принадлежит гипотеза, объясняющая затмение Солнца и Луны. Подводя итог, следует сказать, что философы Милетской школы заложили хороший фундамент для дальнейшего развития античной философии. Свидетельством этого служат как их идеи, так и тот факт, что все или почти все последующие древнегреческие мыслители в большей или меньшей степени обращались к их творчеству. Существенным будет и то, что, несмотря на присутствие в их мышлении мифологических элементов, его следует квалифицировать как философское. Они сделали уверенные шаги по преодолению мифологизма и заложили серьезные предпосылки для нового мышления. Развитие философии в итоге шло по восходящей линии, что создавало необходимые условия для расширения философской проблематики и углубления философского мышления.

2.5 Значение и роль натурфилософии милетцев в античной культуре.

Анализ их мыслей показывает, что  уже с самого возникновения философии  происходит, с одной стороны, ее соединение с материализмом, а с другой — соединение материализма с диалектикой. Характерной чертой этой первой исторической стадии материализма является его тесная связь с научным познанием и с прогрессивными общественными силами того времени. Материалистический способ объяснения мира, к которому стремятся ионийские философы, является орудием ожесточенной и непримиримой борьбы против отживающего религиозно-мифологического объяснения мира как идеологии старой родовой аристократии. Философия, таким образом, рождается не из потребностей духа «в процессе его саморазвития», но прежде всего из практических потребностей развития общества. Милетская школа является в этом смысле классическим примером.

3.Философские учения Пифагора Самосскоого. Пифагорейцы.

Одной из важнейших ветвей италийской философии была пифагорейская. Основателем пифагореизма был уроженец острова Самоса Пифагор (ок. 584/582 — 500 гг. до н. э.), который предположительно в 531/532 до н. э. покинул родину и переселился в Кротон, расположенный в Южной Италии. Здесь он основал сообщество, основной задачей которого было управление государством. Однако члены сообщества, как и сам Пифагор, не смотря на свою политическую активность, высоко ценили созерцательный образ жизни. Организовывая свою жизнь, пифагорейцы исходили из представления о космосе как упорядоченном и симметричном целом. Пифагорово представление о гармонии служило основанием для такой социальной организации, которая базировалась на господстве аристократов. Пифагорейцы противопоставляли “порядок” “своеволию черни”. Порядок обеспечивается аристократами. В этой роли выступают те люди, которым открывается красота космоса. Ее постижение требует неустанных занятий и ведение правильного образа жизни.

3.1 Личность и учение Пифагора в истории философии. Пифагорейство и его историческая судьба.

Приблизительной датой рождения Пифагора считают 570 г. до н.э. Едва ли самые частые эпитеты, в окружении которых  фигурирует имя Пифагора  на страницах  популярных научных работ, - это «легендарный», «полулегендарный» и даже «полумифический».  Создается впечатление, что биография Пифагора действительно состоит из легенд.

 

    Уже от 5 в. до н.э., в  начале которого умер Пифагор,  о нем дошло больше свидетельств  чем о любом другом философе. О Пифагоре говорят его современники Ксенофан и Гераклит, в середине века - историк Геродот и философ Эмпедокл, его имя встречается у поэта и философа Иона Хиосского и писателя Главка из Регия.

 

  Об исключительной популярности  Пифагора свидетельствует монеты с его изображениям и с надписью «Пифагор», выпущенные в 430-420 гг. до н.э. в Абдерах. Для 5 в. до н.э. это случай беспрецендентный и не только потому, что изображения философов на монетах появляются гораздо позже и, как правило, в их родных городах: перед нами первый портрет на греческих монетах, во всяком случае, первый подписанный портрет.

 

  Пифагор первым из греческих  философов удостоился специально  посвященного ему сочинения.

 

  Из предшественников Пифагора  чаще всего упоминают Ферекида Сиросского, автора одной из первых теогоний в прозе. В более поздние времена у Пифагора появляются и другие учителя, например, Анаксимандр или Фалес.

 

  Учение Пифагора говорит  о том, что он был превосходно  знаком с содержанием восточных  и западных эзотерических школ. Он жил среди евреев и много узнал от раввинов о тайных традициях Моисея, законодателя Израиля. Впоследствии школа Ессеев была посвящена по большей части интерпретации пифагорейских символов. Пифагор был инициирован в египетские, вавилонские, халдейские Мистерии. Хотя многие полагали его учеником Зороастра, сомнительно, чтобы его учителем был богочеловек, которого почитали персы. Хотя данные о путешествиях Пифагора  расходятся меж собой, историки согласны в том, что он посетил много стран и учился у многих учителей.

 

  «После ознакомления со всем, что он мог получить от греческих  философов, будучи, по всей вероятности,  посвящен в Элевсинские Мистерии, он поехал в Египет, где, наконец  преуспел в инициации в Мистерии  Исиды, совершенной жрицами Фив. Затем этот неустрашимый «присоединившийся» направил свои стопы в Финикию и Сирию, где был посвящен в Мистерии Адониса, и, сумев пересечь долину Евфрата, он находился достаточно долго у халдеев, чтобы перенять их секретную мудрость. Наконец, он предпринял свое величайшее и наиболее важное историческое путешествие через Мидию и Персию в Индостан, где он был несколько лет учеником, а потом стал инициированным в брамины Элефанта и Эллора» («Древнее масонство» Фрэнка Хиггинса).

 

  Тот же самый автор добавляет, что имя Пифагора все еще хранится в летописях браминов, где он фигурирует как Яванчария, то есть Ионийский Учитель.

 

  Говорят, что Пифагор был  первым человеком, который назвал  себя философом; в самом деле, мир обязан как раз ему этим  термином. До него умные люди звали себя мудрецами, что означало человек, который знает. Пифагор был гораздо скромнее. Он ввел в обращение термин философ, который определил как тот, кто пытается найти, выяснить

 

  Когда Пифагору было около  60 лет, он женился на Феано, одной из своих учениц. У них рождается 3 детей (два сына и дочь), и все они становятся последователями своего отца. Его жена была замечательно способной женщиной, которая не только вдохновляла его всю оставшуюся жизнь, но и после его убийства продолжала распространять его учение. Установление на Земле порядка, согласно Пифагору, может быть осуществлено на трех основах морали, религии и знании. При всем значении первых двух снов особое значение и сам Пифагор и его многочисленные последователи придавали знанию. Причем знанию исчислений придавалось особое значение ввиду того, что только с их помощью пифагорейцы допускали возможность установления гармонии с окружающим миром. Они внесли значительный вклад в развитие математики, геометрии, астрономии. С помощью этих наук соразмерность защищается от хаоса. Соразмерность в делах людей выступает следствием гармонического сочетания физического, эстетического и нравственного. Она есть результат разрешения противоположности между беспредельным и пределом, выражающийся в числе. При этом число рассматривается как начало и элемент понимания сущего.

Для пифагорейской философии, как  и для ионийской характерно стремление найти “начало” всего сущего и  с его помощью не только объяснить, но и организовать жизнь. Однако в  пифагореизме при всем его уважении к знанию, и особенно к математическому знанию, мировые связи, как и зависимости между людьми мистифицируются. Религиозно-мистические представления пифагорейцев переплетаются со здравыми, разумными суждениями.

3.2 Учение о числе как основе мира. Нумерология.

Основная  философская  направленность  Пифагора  состояла  в 

философии  числа.  Числа у  пифагорейцев  вначале  вообще  не отличались  от  самих  вещей  и,  следовательно,  были  просто  числовым  образом.  При  этом  числовым  образом понимались  не  только  физические  вещи,  но  и  вообще  все  существующее,  как,  например,  добро  или  добродетель.  Затем  они  стали  трактоваться   как  сущности,  принципы  и  причины  вещей.

      Пифагорейцы,  предавшись  математическим  занятиям,  считали  началами  всего  -  числа,  так  как  в   числах  они  находили  много  сходства  с  тем,  что  существует  и происходит,  и в числах  первичные  элементы  всех  математических  начал.

      Вначале  пифагорейцы   формируют  сугубо  конкретное  физическое  понимание  числа:  числа – особые  протяженные  вещи,  из  которых  составляются  предметы  чувственного  мира.  Они -  начало  и  элемент  всего  сущего.  Логическая  основа  этого  представления- геометрическое  понимание  чисел:  единица – это  точка,  две  точки  определяют  прямую  линию,  три точки – плоскость.  Отсюда  представления  о  треугольниках,  квадратах,  прямоугольниках.  Треугольник  -  есть  первоисточник  рождения  и  сотворения  различных  видов  вещей.  Квадрат  несет  в  себе  образ  божественной  природы,  эта  фигура  символизирует  высокое  достоинство,  ибо  прямые  углы  предают  целостность,  а  количество  сторон  способ-но  устоять  перед  силой.  Здесь  нужно  упомянуть  о  главном  пифагорском  символе  -  пифагорская звезда,

которая  образована  диагоналями  правильного  пятиугольника.

      Поразительным   является  и  еще  одно  обстоятельство.  Именно

звездчатый  пятиугольник  наиболее  распространен  в  живой  природе  (вспомним  цветы  незабудки,  гвоздики,  колокольчика,  вишни,  яблони  и  т.д.)  и  принципиально  не  возможен  в  кристаллических  решетках  неживой  природы.  Симметрию  пятого  порядка  называют  симметрией  жизни.  Это  своеобразный  защитный  механизм  живой  природы  против  кристаллизации,  против  окаменения,  за  сохранение  живой  индивидуальности.  И  именно  эту  геометрическую  фигуру  пифагорейцы  выбирают  в  качестве  символа  здоровья  и  жизни.

      Пифагорейская   звезда  (пентаграмма)  была  тайным  знаком,  по  которому  пифагорейцы  узнавали  друг  друга.

      Из  множества   чисел  священно  число  “36”  :  1  +   2   +   3 .

Оно  состоит  из  единицы,  а  без  единицы  нет  ни одного  числа  и  она  символизирует  “ед.” -  единство  бытия  и  мира. 

Оно  состоит  из  двойки,  которая  символизирует  принципиальную  полярность  во  Вселенной:  свет-тьма,  добро-зло  и т.д.

Оно  состоит  из  тройки,  совершеннейшей  из  чисел,  ибо  имеет  начало,  середину  и  конец.

Кроме  того,  в  числе  “36”  возможны  удивительные  превращения,  например:  36 = 1+2+3+4+5+6+7+8.

     Можно  сделать   вывод,  что  числа  у   пифагорийцев  выступают  основополагающими   универсальными  объектами,  к   которым  предполагалось  свести  не  только  математические  построения,  но  и  все  многообразие  действительности.  Физические,  этические,  социальные  и  религиозные  понятия  получили  математическую  окраску.  Науке  о  числах  отводится  огромное  место  в  системе  мировоззрения, т.е.  фактически  математика  объявляется  философией.

     Особое  значение  пифагорейцы  приписывали   числам  в  деле  познания. По  Филолаю “число – есть основание   оформленности  и  познаваемости   всего  сущего.  Все  познаваемое   имеет  число.  Ибо  без   него  невозможно  ничего  ни  понять,  ни  познать”.

3.3 Учение о душе. Этическая и социальная доктрина.

Было  в  учении  Пифагора  и  много  мистического,  туманного 

и  просто  смешного  не  только  для  наших  современников,  но  и  для  современников  Пифагора.  Среди  такого  рода  доктрин  было  учение  о бессмертии  души,  о посмертном  переселении души  человека  в животных,  о том, “что  все  рожденное  вновь  рождается  через  промежутки  времени,  что  ничего  нового  на  свете  нет  и  что  все  живое  должно  считаться  родственным  друг  другу”.

     У  пифагорейцев  были  специфические  представления  о  природе  и  судьбе  души.  Душа  -  существо  божественное,  она  заключена  в  тело  в  наказание  за  прегрешения.  Высшая  цель  жизни  -  освободить  душу  из  телесной  темноты  и  не  допустить  переселения  ее  в  другое  тело.  Для  достижения  этой  цели  необходимо  выполнять  моральный  кодекс “пифагорского  образа  жизни”.

     Из  учения  о   переселении  душ  следовали  и  предписания,  запрещающие  убивать  животных  и  питаться  их  мясом,  так  как  в  животном  могла  обитать  душа  умершего  человека.

     Многие  весьма  прохладно   принимали  эту  часть  пифагорейского  учения  и  часто  его  осмеивали  и  приписывали иностранное  влияние.

Нравственные  принципы,  проповедуемые  Пифагором  и  сегодня  достойны  подражания.  Каждый  человек  должен  следовать  правилу: беги  от всякой  хитрости,  отсекай  от  тела  болезнь,  от  души  невежество,  от  утробы  -  роскошество,  от  города – смуту,  от  семьи  -  ссору.  Вещей,  к  которым  стоит  стремиться  и  которых  следует  добиваться,  есть  на  свете  три:  во-первых, прекрасное  и  славное,  во-вторых,  полезное  для  жизни,  в-третьих,  доставляющие  наслаждение.  Но  наслаждение  имеется  ввиду  не  пошлое  и  обманчивое,  не  утоляющее  роскошествами  наше  чревоугодие  и  сладострастие,  а  другое,  направленное  на  прекрасное,  праведное  и  необходимое   для  жизни.

     Система  морально-этических   правил,  завещанная  своим   ученикам  Пифагором, была  собрана  в  моральный  кодекс  пифагорейцев  -  “Золотые  стихи”.  Они переписывались  и дополнялись  на  протяжении  всей  тысячелетней  истории. Вот  некоторые  извлечения  из  Пифагоровских  заповедей:

-        Сыщи  себе  верного  друга,  имея  его,  ты  можешь  обойтись  без  богов.

-        Юноша!  Если  ты  желаешь  себе  жизни   долгоденственной,  то  воздержи  себя  от  пресыщения  и  всякого   излишества.

-        Юные  девицы!  Памятуйте,  что  лицо  лишь  тогда  бывает  прекрасным,  когда  оно  изображает  изящную  душу.

-        Не  гоняйся   за  счастьем:  оно  всегда  находится  в  тебе  самом.

Информация о работе История античной философии