История античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Философия появилась в конце VII — начале VI в. до н. э. не на материковой части Греции, а в колониях, именно в Ионийских колониях на побережье Малой Азии. Во второй половине VI в. до н. э., примерно в третьем поколении философов, центр философии переместился из восточных колоний в западные, в южную Италию (так называемую Великую Грецию) и Сицилию, где жили дорические племена. Причины этого перемещения имели внешний характер: персидские войны привели к уничтожению городов Ионии, прервав ее научный расцвет, и вынудили греков к поиску нового центра для науки. Три принципа основания философии в древней Греции:

Содержание работы

1.Возникновение греческой философии……………………………………………..6
Мифогенная концепция происхождения античного мышления.
Диалектика Древнегреческого мифа.
Эпические истоки предфилософии. Личность Гомера и его творчество.
Представления Гесиода о природе, мире и космосе.
Гносеогенная концепция происхождения античного мышления
2.Ионийская философия. Милетская школа………………………………………14
Натурфилософия и физика как размышления о природе и Космосе.
Философское учение Фалеса Милетского о первоначале.
Учение Анаксимандра. Апейрон как генетическое и субстанциальное начало.
Натурфилософия Анаксимена.
Значение и роль натурфилософии милетцев в античной культуре.
3.Философские учения Пифагора Самосскоого. Пифагорейцы. ...........................18
Личность и учение Пифагора в истории философии. Пифагорейство и его историческая судьба.
Учение о числе как основе мира. Нумерология.
Учение о душе. Этическая и социальная доктрина.
Ранние пифагорейцы.
Числовая гармония мира. Музыкально-числовой Космос Пифагора.
4.Италийская философия. Элеаты………………………………………………….27
Учение о космосе как о целостном континууме.
Мифопоэтический взгляд Ксенофанта Колофонского на сущее.
Учение Парменида о Едином.
Диалектика Зенона Элейского. Апории Зенона.
Значение элеатов в истории философии.
5.Философское учение Анаксагора………………………………………………..…33
Анаксагор в истории философии.
Проблема бесконечных космосов. Разум и организация космоса.
Анаксагоровское учение о гомеомериях.
Психология и теория познания у Анаксагора.
6.Философия Гераклита Эфесского………………………………………………….36
Личность Гераклита в истории философии.
Диалектика Гераклита как учение об изменяющемся общематериальном континууме.
Логос Гераклита как принцип организации становящегося космоса.
Трагический пафос философствования как отличительная черта философии Гераклита.
7.Философские учения Эмпедокла………………………………………………….39
Личность Эмпедокла в истории философии.
Учение Эмпедокла о космосе как о живом организме.
Любовь и Вражда как организующие принципы мироздания.
Первые итоги физики как элементно-аналитических представлений о мире.
8.Философия атомистов……………………………………………………………….42
Истоки и смысл античного атомизма.
«Большой Мирострой» Левкиппа.
Философские представления Демокрита о мироздании. Геометризм и функциональность Демокритова атома.
Проблема пустоты. Учение о движении. Структурно-континуальный космос атомистов.
«Трактат о цветах» Демокрита.
Значение греческого атомизма в истории мышления.
9.Философия софистов…………………………………………………………………49
Софисты как первые учителя мудрости в античности.
Софистика и софизмы. Диалектика как искусство спора.
Этика, теория познания, вопросы политики у софистов.
Обращение софистов к проблеме человека.
Значение софистов в истории философии. Реставрация софистики в эллинизме («Вторая софистика»)
10.Философия Сократа…………………………………………………………………58
Проблема Сократа в истории философии. Познание как благо. Критика софистики.
Мудрость как высшая нравственность. Этика Сократа. Проблема воспитания. Представления о человеке, добродетели, свободе и счастье.
Сократизм как философия познающего субъекта. Теология, Диалектика Сократа.
Значение Сократа в античной философии («Аристократизм» Сократа и критика недостатков полисной демократии).
11.Ранняя античная медицина…………………………………………………………64
Мифогенная концепция врачевания. Асклепий.
Гиппократ и «Корпус Гиппократа». Метофизическое и физическое единство болезни человека и мира природы. «Священная болезнь».
Трактат «О природе человека». Теория четырех стихий.
Медицинский и философский дискурс в античности.
12.Философское учение Платона. Введение в платоноведение. ……………….....71
Сократ и Платон. «Платоновский вопрос» в истории философии.
Система платоновской философии. Сократические сочинения Платона.
13.«Ранний Платон» ……………………………………………………………………77
Анализ учебных диалогов Платона.
«О справедливости».
«О добродетели».
14.Платоновская концепция субъекта………………………………………………..80
«Алкивиад первый».
Выяснение вопроса о справедливости.
Роль наставника в воспитании.
Понятие о справедливости коренится в душе.
Необходимость заботы о справедливости в связи необходимостью заботы о себе.
Философия и политика.
15.Критика софистической концепции воспитания……………………………….. 87

Файлы: 1 файл

Istoriya_Antichnoy_filosofii.doc

— 599.00 Кб (Скачать файл)

 

2-ая фаза: Любовь постепенно  распадается. 

 

3-я фаза: равновесие любви и  ненависти. Происходит борьба  любви и ненависти. Присутствуют  и тенденции любви и тенденции  ненависти. В эту фазу мы  и живем. 

 

4-ая фаза – ненависти. После победы ненависти все элементы(земля, огонь, вода, воздух) сфайроса разбегаются. Элементы находятся в многообразии, беспорядке. «Очи порознь, руки порознь, люди с бычачьими лбами».

Этот цикл повторяется. Любовь то слабнет, то возрастает, так же и ненависть. Целью всего является любовь.

7.4 Первые итоги физики как элементно-аналитических представлений о мире.

Сущее образуют четыре пассивные стихии материального характера и две  основные противоположные силы —  любовь (дружба) и вражда (ненависть), которые тоже имеют более или менее материальный характер и способствуют неустанному соединению и разъединению мельчайших частей основных стихий. Движение, вызванное любовью и враждой, в понимании Эмпедокла, нельзя отождествлять с притяжением и отталкиванием. Любовь в его концепции разделяет однородное и соединяет разнородное и таким образом «из многого делает одно». Напротив, вражда разделяет разнородное и соединяет однородное и так «из одного делает многое».

Материалистическое понимание  мира проявляется и в мысли Эмпедокла о несотворимости мира и о его неуничтожимости. Основные стихии и силы не могут ни возникать, ни уничтожаться. Возникают или, скорее, соединяются и разъединяются только соединения стихий.

 

Эмпедокл отстаивает тезис о  том, что пустоты не существует (в котором можно усмотреть влияние элейской школы). Все вещи лишь меняются местами. Эмпедоклово понимание движения и его источника является стихийно-материалистическим, но по своей сути механистическим.

8.Философия атомистов.

8.1 Истоки и смысл античного атомизма.

Левкипп выдвинул основные принципы атомистической философии. Он «признавал бесчисленные, постоянно движущиеся элементы — атомы, имеющие бесконечное  множество форм, так как видел  в вещах постоянное возникновение  и изменение». Он учил, что «сущее не более чем не-сущее и что оба они являются равной причиной возникновения вещей. Полагая суть атомов плотной и полной, он учил, что они есть сущее, движущееся в пустоте; пустоту называл несущим, утверждая, что она является не меньшим, чем сущее» . В этом фрагменте освещены принципы атомистической науки о бытии. Единственное, что существует,— атомы и пустота. Атомы, как увидим далее, характеризуются (и у Левкиппа, и у Демокри-та) величиной, формой, порядком и положением. Они являются причиной вещей, которые возникают и гибнут благодаря их соединению и разъединению. Левкипп в данном случае соединяет неизменное сущее элеатов с постоянной изменчивостью Гераклита.

8.2 «Большой Мирострой» Левкиппа.

Суть учения Левкиппа в следующем:

Вселенная в равной мере является сущим и не-сущим, полнотой и пустотой; обе эти сущности являются началами, поскольку из них все возникает и в них все разрушается. Новым здесь, по сравнению с учением элейцев, является допущение не-сущего или пустоты, которая позволила ввести движение и множественность как по числу так и по форме. Именно множественность выводилась Левкиппом в противопоставлении к элейскому учению об одном-единственном сущем, вечном, неизменном, неподвижном и сферичном.

Образование Вселенной им мыслилось следующим образом. В беспредельной пустоте носятся плотные частицы различной формы, образуя единый вихрь; сталкиваясь и перемешиваясь друг с другом эти частицы сортируются по взаимному сходству; прежде всего по весу: более легкие оказываются на периферии пустого космоса, а более тяжелые концентрируются в массивный земной шар. Из того, что уносилось в промежуточное пространство, образовались земная поверхность, вода и воздух.

Какая-то часть этих плотных частиц, сцепляясь, образовали нечто влажное  и грязевое; но затем все это высохло и в общем вихре, кружась, поднялось вверх, где и воспламенилось в виде небесных светил. Все светила загораются от своего быстрого движения, а Солнце воспламеняется еще и от звезд. Наиболее слабо разогрета Луна; она ближе всего находится к Земле. Затем идут звезды и планеты; они разогреты больше, чем Луна. И дальше всего от Земли находится Солнце, состоящее из самых легких частиц, быстро перемещающихся в пространстве.

Затмения Солнца происходят реже, чем Луны, как раз потому, что Солнце вращается по окружности большего радиуса, чем радиус орбиты Луны. Ось Земли наклонена, отсюда ее северные области всегда находятся под снегом. Эта модель мира как некоего огромного сепаратора впоследствии приняли практически все атомисты.

8.3 Философские представления Демокрита о мироздании. Геометризм и функциональность Демокритова атома.

Демокрит утверждал: чтобы понять, как устроен реальный мир, необходимо смоделировать его в уме, т.е. построить его в новых сущностях таких, как атом и пустота, воссоздать в определенной степени независимо от непосредственных ощущений, данных нам в опыте, как свойства вещей, так как наши чувства есть совершенно другое, субъективное. Теплота, влажность, тяжесть — в истинном значении не существуют, существуют же лишь атомы и пустота, данные нам в представлении.

«На самом деле, — пишет Демокрит, — достоверно мы ничего не постигаем, но только представляем в зависимости  от устройства нашего мозга и от того, что в него может проникнуть, а что останется вне его  досягаемости». И далее он говорит: «Во многих местах мною было показано, что мы не постигаем, какова на самом деле вещь или чем является вещь как таковая», но только пытаемся ее смоделировать.

В своем сочинении «Об идеях» он пишет: «Каждый человек должен взять себе за правило, что в действительности он ничего не знает о вещах, но каждый способен составить себе представление о них на основании дошедшего до него образа». И еще: «Все-таки должно быть ясно, что трудно узнать в действительности, какова же вещь на самом деле».

Из этих слов становится понятно, что  Демокрита обуревал скепсис в  отношении познаваемости мира, но его усилия по конструированию моделей  мира с помощью атомов доказывают, что он не впадал в полный агностицизм. Он говорил о двух типах познания — через восприятие и через рассуждение. Знание, полученное через рассуждения, он называет ясным, приписывая ему истинность, а знание, полученное через ощущения, он именует смутным, лишая его определенности в отношении истинности.

Демокрит утверждал, что мир — это множественное, любой формы, изменяющееся, также вопреки своему непосредственному чувственному опыту. Он строил атомистическую теорию как альтернативу по отношению к элеатской картине мира. Однако его мир атомов находился уже не в пространстве логических понятий, в том числе, и тех, которыми он сам пользовался, а в геометрическом пространстве.

Его неудержимо влекла к себе математика и он много занимался ею — жаль, до нас не дошли его математические сочинения. Известно лишь, что он вычислил объем пирамиды и конуса как треть объема призмы и цилиндра, построенных на основании пирамиды и цилиндра, соответственно (V = Sh/ 3). Эту универсальную формулу он эмпирически проверял для огромного количества прямых и наклонных фигур с различной формой основания следующим образом.

С помощью крохотных кирпичиков-атомов он строил сначала пирамидальную  фигуру, а затем из тех же самых  атомов и на том же самом основании  складывал призму или цилиндрическую фигура, при этом всякий раз высота последней конструкции достигала  лишь одной трети от первой. Разве не удивительно, что объем пирамиды относился к объему призмы как объем конуса к объему цилиндра, причем их отношений равнялись пропорции 1/3. Здесь было от чего прийти в религиозный экстаз, в который впадали пифагорейцы от своих гармонических пропорций, если помнить, что это была только вторым, после формулы Пифагора, точным математическим соотношением.

8.4 Проблема пустоты. Учение о движении. Структурно-континуальный космос атомистов.

Понятие атома выступает качественно  новым элементом в античном материализме. Оно является следствием абстракции совсем другого, чем у ионических философов, направления — Эмпедокла или Анаксагора. При этом атомы характеризуются так же, как сущее в предшествующих философских направлениях, — полнотой. Однако Левкипп в отличие от упомянутых философов (возможно, первым в античной философии) допускает существование пустоты. Атомы, согласно его взглядам, движутся в пустоте.

Допущением существования пустоты, не-сущего, решается проблема, которая  предшествующей философии доставляла значительные трудности, — проблема

движения. Существование пустоты  делает возможным движение атомов.

Движение присуще атомам в естественном состоянии. «Демокрит... считает, что  атомы, как он их называет, т. е. неделимые, из-за плотности тела движутся в бесконечной пустоте, в которой нет ничего ни ввер ху, ни внизу, ни посредине, ни внутри, ни вне. При этом они сталкиваются друг с другом, благодаря этому они соединяются, и из этого возникает все то, что есть и что мы видим. А об этом движении атомов следует судить, что оно не имело начала, но что оно извечно». Движение, таким образом, присуще атомам и передается столкновением, и движение в этом понимании является основным источником развития.

Следует сказать, что у Демокрита (как и у других атомистов) речь идет о движении чисто механическом. Демокрит полагал, что первичное движение никогда не было сообщено атомам, оно, говоря современным языком, является основным способом их существования. Таким образом, Демокрит преодолевает проблему дуализма материи и движения, которая возникала не только в предшествующей, но и в позднейшей философии. Все последующие интерпретации концепции движения Демокрита, в которых возникает вопрос, откуда взялось движение у «первого» атома, если атомы получают движение «один от другого», следует поэтому решительно отвергнуть. Эта интерпретация, как правило, зиждется на толковании Сим-пликием «Физики» Аристотеля, где говорится, что, согласно Демокриту, атомы от природы суть неподвижны и что движутся они от удара. Смыслом этой интерпретации, отстаиваемой впоследствии христианскими мыслителями, является попытка ослабить четкий материализм Демокрита, ввести в его теорию «первый двигатель».

Демокритовская идея “в начале была частица” решала задачу построения теоретического знания о структуре материи, ее составных элементов и всеобщих связей. Атомы Демокрита, как говорится, это первый исторический образ нечто постоянного, вечного, неизменного, неделимого, неразрушимого никакими воздействиями. Или, переходя на языке термодинамики, нечто с нулевым уровнем энтропии – уровнем, на котором ничего не происходит и нет никакого развития.

 

Потом Эпикур добавит, что атомы  отличаются друг от друга тяжестью, и движутся в пространстве, чуть-чуть отклоняясь от прямой линии, что, по мнению Маркса, существенно изменило всю внутреннюю конструкцию мира атомов. В этой связи надо признать, что эпикуровское отклонение атома от своего прямолинейного пути без всякого побуждения внешней причиной чем-то напоминает современную теорию детерминированного (динамического) хаоса. Эпикур рисует более широкую картину мироздания: при начале образования мира (а таких миров бесчисленное множество – и сходных с нашими и несходных) в нем возникают круговороты, в основе которых лежат атомные вихри, образующиеся из движений и соединений атомов.

 

Другой древнегреческий философ, современник Демокрита – Платон (Аристокл), не был атомистом, однако вслед за Эмпедоклом признал возможность  существования нескольких разновидностей мельчайших частиц, в частности, 4 основных элементов- “родоначальников” – земли, воды, воздуха и огня, отождествляя их с правильными геометрическими телами – кубом, октаэдром, икосаэдром, тетраэдром, а также пятого элемента, который бог использовал для создания Вселенной. Правда, Платон не считал все эти элементы-частицы чем-то данными раз и навсегда, неизменными и неделимыми.

8.5 «Трактат о цветах» Демокрита.

Из цветов простыми [Демокрит] называет четыре. Именно, белым является то, что  гладко. Действительно все, что не является шероховатым, не создает тени и не является непроникаемым, все таковое является блестящим. А блестящее должно иметь прямые проходы [быть "хорошо просверленным"] и быть прозрачным. При этом [тела] твердые - из этих белых состоят из таких же фигур (schCmatzn), из каких - внутренняя поверхность раковин. Именно в таком роде они являются лишенными тени, светлыми и с прямыми порами. Что же касается мягких и рыхлых [предметов из белых], то они состоят из [атомов], с одной стороны, округлых, а с другой стороны, из таких, которые расположены один в отношении другого косо и соединены по двое, причем весь этот порядок [их расположения] остается максимально одинаковым. Вследствие того, что они именно таковы, они, с другой стороны, оказываются мягкими потому, что их сцепление происходит по малым частям; с другой стороны, они рыхлые, поскольку одинаково их расположение; наконец, они лишены теней, ибо они гладки и плоски. Белее же один другого [предметы] оказываются вследствие того, что указанные фигуры бывают более точными и менее смешанными, и указанные их порядок и расположение [выраженными в] более [определенном виде] . Вот из таких фигур состоит белое.

 

  • Черное же состоит из противоположных, [т.е.] из шероховатых, неровных и неодинаковых. Потому-то ведь они и должны вызывать тени и их поры не быть прямыми и не быть легко проходимыми. К тому же и [происходящие от них] истечения медленны и беспорядочны, поскольку и истечениям бывают свойственны те или другие различия вследствие их определенных качеств с точки зрения представления, а это последнее бывает разным в зависимости от воздействия [окружающего] воздуха.

 

  • Красное, далее, состоит из таких же [фигур], что и теплое, но только из больших [по размеру или по плотности]. Действительно, если при подобии фигур их соединения будут большими [по размеру], то получается и более красное. Доказательством же того, что красное состоит из таких [фигур], является следующее. Когда мы нагреваемся, мы краснеем, как и прочие [тела], когда они подвергаются воздействию огня, пока не станут огневидными. А более красными являются [тела], состоящие из значительных [по размеру, по плотности] фигур, как, например, пламя и уголь от зеленого или сухого дерева. [Таковыми же] является и железо и прочее, что подвергается действию огня, ибо то, что обладает наибольшим и тончайшим огнем, то имеет и наибольший блеск, а то, что содержит более густой огонь и в меньших размерах, - то является более красным. Вследствие этого более красные [тела] содержат и меньше тепла. Ведь теплым является тонкое.
  • Желто-зеленое (chlzron) состоит из смеси обоих [начал], плотного и пустого. При этом его оттенки меняются в зависимости от их положения и порядка.

Информация о работе История античной философии