Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:02, курс лекций
Когда-то давно не существовало ни философии, ни науки, ни религии. Значит ли это, что люди не задумывались о природе и смысле мироздания? Нет, просто ответы на вечные вопросы они старались выразить в форме мифов. Греческое слово «миф» означает «предание», «сказание». Мифы существовали у разных народов, предшествуя появлению поэзии, религии, науки, искусства и философии. Миф – универсальный, изначальный способ мировосприятия. В нём накапливались и передавались из поколения в поколения жизненный опыт и знания. Для него характерна монологичность
Урок 1. ЧТО ТАКОЕ МИФ?
Когда-то давно не существовало ни философии, ни науки, ни религии. Значит ли это, что люди не задумывались о природе и смысле мироздания? Нет, просто ответы на вечные вопросы они старались выразить в форме мифов. Греческое слово «миф» означает «предание», «сказание». Мифы существовали у разных народов, предшествуя появлению поэзии, религии, науки, искусства и философии. Миф – универсальный, изначальный способ мировосприятия. В нём накапливались и передавались из поколения в поколения жизненный опыт и знания. Для него характерна монологичность. Миф не является предметом дискуссии, не участвует в доказательствах, а принимается на веру. По выражению М. Элиаде, «мир "говорит" с человеком, и чтобы понять этот язык, достаточно знать мифы и уметь разгадывать символы...». Есть смерть, есть река, растение, ремесло, город... Они реальны. Миф же вскрывает сущность, исток, происхождение этой реальности. Созвездия Млечного Пути – это различные герои Эллады (Древней Греции) или возлюбленные Зевса (верховного бога древнегреческого пантеона). Паук – ткачиха Архана, дерзнувшая вызвать на состязание саму богиню Афину и превращённая ею в паука. Нарцисс – прелестный юноша, любовавшийся на своё отражение в воде и ставший после смерти цветком. Мифологическое мышление поэтично.
Через миф человек получает доступ к самой вещи, к её природе. Эллину необходимо было знать мифологию, отмечал Элиаде, «не только потому, что мифы объясняют ему мир и способ его существования в мире, но, что важнее, вспоминая и воспроизводя их, он оказывается способным повторит
Миф задавал людям определённые образцы поведения. Во времена, когда не существовало науки и письменности (или та и другая играли второстепенную роль), передача навыков и правил жизни от отца к сыну, от мудрого хранителя знания к ученику, от одного поколения к другому являлась необходимым условием выживания человеческого рода. Это были, например, навыки возделывания земли, актуальные для данной местности, секреты мастерства, умение определять время для тех или иных занятий, правила поведения в сообществе
Многие мифологические образы неоднозначны. Так, все эллины почитали Аполлона в Дельфах и обращались к нему за советом по важнейшим вопросам. Однако ответы оракула – как правило, не вполне ясные – стремились истолковать, как кому выгодно.
Урок 2. КРИТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИФУ
Крушение микенской цивилизации
По словам А.Ф. Лосева, подобно Шекспиру (который возвышался и над уходящими Средними веками, и над наступающей буржуазной эпохой Нового времени), Гомер, живший в переходный период, сумел подняться как над предыдущей, так и над последующей эпохой. Через это он сумел достичь универсального, общечеловеческого значения. «Гомеровское творчество впервые "расколдовывает" древний миф и впервые пытается соединить в одном художественном обозрении прошлое, настоящее и будущее, впервые рождает в Греции элементы исторического сознания. Можно без всякого преувеличения сказать, – пишет Лосев, – что Гомер попросту подсмеивается над своими богами, демонами и героями, допускает любую их критику и даже унижение и произвольно комбинирует любые мифы и мифологические мотивы, откровенно приправляя их свободной, вполне субъективной, вполне вымышленной поэзией...».
Урок3. МИФ И СИМВОЛ
Следующий шаг к критическому осмыслению мифа делает греческая философия. Как писал выдающийся немецкий мыслитель Карл Ясперс (1883 – 1969), миф становится «материалом для языка, который теперь... выражал не его исконное содержание, а нечто совсем иное, превратив его в символ». Например, в поэме Гомера Одиссей стремится вернуться на родную Итаку. Для этого он строит плот при помощи гвоздей. «Гвоздь» по-гречески – «гармония». Философы-пифагорейцы не отвергают сам миф, но истолковывают его по-новому – как символ стремления человеческой души возвратиться на свою небесную родину. Чтобы совершить это, душа должна обрести гармонию.
А на смену символическому мышлению идёт мышление причинно-следственное. Оно основано на представлении, что всякое явление имеет причину. Мир пронизан подобными связями. Осознать суть мироздания – значит распутать весь их клубок.
Философия эллинов восприняла и использовала такие основные идеи и темы мифологии, как единство и одушевлённость космоса, борьба противоположностей (в мифах воюют между собой бог
Урок 4. ГОМЕР
Гомер – легендарный древнегреческий
Урок 5. ГОМЕР И ГЕСИОД – ПРЕДВЕСТНИКИ ФИЛОСОФИИ
Гесиод – другой древнегреческий поэт, жил около времени I Олимпиады (VIII – VII века до нашей эры). По одним свидетельствам, был современником или даже предшественником Гомера, по другим, особенно по воззрениям александрийских грамматиков, основывавших свои доводы на данных мифа и языка, считался жившим после Гомера. Родиной поэта была беотийская деревня Аскра (неподалёку из Фив), куда отец Гесиода переселился из Эолийской Кимы (Малая Азия). Умер Гесиод, по преданию, насильственной смертью. Останки его были погребены в Невпакте (Локрида), а позднее были перенесены в Орхомен. Наиболее известна его поэма «Труды и дни», где советы по рациональному ведению хозяйств
Урок 6. Фалес. История жизни
Первым античным философом считается Фалес Миле
Фалес жил в самом конце VII – первой половине VI столетия до нашей эры (около 625 – 547 годы). Фалес был уроженцем греческого торгового города Милета, расположенного в Малой Азии на берегу Эгейского Моря.
В VI веке до нашей эры Милет находился в ра
Неподалёку от ворот стоял величественный храм Аполлона с мраморными жертвенниками и статуями. Но купцов, прибывших из многих стран в Милет, привлекали не только красоты города. Тончайшая шерсть милетских овец славилась повсюду. Садоводы Милета выводили великолепные сорта роз. Из лепестков роз изготовляли драг
Окрестности города утопали в густых оливковых садах. В далёкие путешествия отправля
Урок 7. ИЗ КУПЦОВ В ФИЛОСОФЫ
Фалес был купцом. Он хорошо зарабатывал, умело торгуя оливковым маслом. Много путешествовал: посетил Египет, Среднюю Азию, Халдею. Всюду изучал опыт, накопленный жрецами, ремесленниками и мореходами; познакомился с египетскими и вавилонскими школами математики и астрономии. Возвратившись на родину, Фалес отошёл от торговли и посвятил свою жизнь занятиям наукой и философией, окружив себя учениками, – так образовалась милетская ионийская школа, из которой вышли многие знаменитые учёные и философы.
Фалес дожил до глубокой старости.
К сожалению, до наших дней не сохранилось ни одного сочинения Фалеса, поэтому о нём и его учении можно судить только по тем свидетельствам, которые дошли до нас в сочинениях других философов и писателей.
Две легенды о Фалесе
Как передаёт Диоген Лаэртский – древнегреческий пи
По другой легенде, Фалес, сообразив, что наступающий год сулит огро
Урок 8 .ВСЕ ИСХОДИТ ИЗ ВОДЫ
С именем Фалеса связано появление в Древней Гр
Фалес как математик доказал ряд теор
Как астроном в 585 году до нашей эры Фалес предсказал солнечное затмение, а в историю философии вошёл ка
Рассуждая о первооснове, Фалес пришёл к выводу, что всё сущее (то есть существующее) происходит из воды. Океан – кольцевая река, окружающая Землю, а сама Земля подобно дереву плавает в воде. По Фалесу, вода является основой мира потому, что, как показывает наблюдение, всё рождается из семени, а семя влажное. «У влажных вещей началом их природы является вода». Этим же он объяснял многие явления природы, полагая, что всё происходит из воды и в воду возвращается.
Аристотель об учении Фалеса
«Из тех, кто первым занялся философией, большинство считало началом вс
«Другие же [считают]1 , что [земля] лежит на воде. Об этом мы имеем древнейшее учение, которое, говорят, высказал Фалес Милетский: будто бы земля держится благодаря своей плавучести подобно дереву или чему-то в этом роде» (из сочинения «О небе»).
«Припоминают, что Фалес предположил, что душа есть нечто движущее, если он действительно говорит, что камень имеет душу, потому что он двигает железо» (из сочинения «О душе»).
Урок 9.
"Знаю то, что вижу" (О познании)
"Всё обладает душой" (О душе)
"Учи и учись лучшему" (Об этике)
Фалес был монистом, то есть принимал за основу всего сущего одно начало, не только в онтологии, но и в гносеологии, хотя он и не подраз-делял вопросы онтологии