История философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:02, курс лекций

Описание работы

Когда-то давно не существовало ни философии, ни науки, ни религии. Значит ли это, что люди не задумывались о природе и смысле мироздания? Нет, просто ответы на вечные вопросы они старались выразить в форме мифов. Греческое слово «миф» означает «предание», «сказание». Мифы существовали у разных народов, предшествуя появлению поэзии, религии, науки, искусства и философии. Миф – универсальный, изначальный способ мировосприятия. В нём накапливались и передавались из поколения в поколения жизненный опыт и знания. Для него характерна монологичность

Файлы: 1 файл

Курс по истории философии..docx

— 51.84 Кб (Скачать файл)

Урок 1. ЧТО ТАКОЕ МИФ?

 

Когда-то давно не существовало ни философии, ни науки, ни религии. Значит ли это, что люди не задумывались о природе и смысле мироздания? Нет, просто ответы на вечные вопросы они старались выразить в форме мифов. Греческое слово «миф» означает «предание», «сказание». Мифы существовали у разных народов, предшествуя появлению поэзии, религии, науки, искусства и философии. Миф – универсальный, изначальный способ мировосприятия. В нём накапливались и передавались из поколения в поколения жизненный опыт и знания. Для него характерна монологичность. Миф не является предметом дискуссии, не участвует в доказательствах, а принимается на веру. По выражению М. Элиаде, «мир "говорит" с человеком, и чтобы понять этот язык, достаточно знать мифы и уметь разгадывать символы...». Есть смерть, есть река, растение, ремесло, город... Они реальны. Миф же вскрывает сущность, исток, происхождение этой реальности. Созвездия Млечного Пути – это различные герои Эллады (Древней Греции) или возлюбленные Зевса (верховного бога древнегреческого пантеона). Паук – ткачиха Архана, дерзнувшая вызвать на состязание саму богиню Афину и превращённая ею в паука. Нарцисс – прелестный юноша, любовавшийся на своё отражение в воде и ставший после смерти цветком. Мифологическое мышление поэтично.

Через миф человек получает доступ к самой вещи, к её природе. Эллину необходимо было знать мифологию, отмечал Элиаде, «не только потому, что мифы объясняют ему мир и способ его существования в мире, но, что важнее, вспоминая и воспроизводя их, он оказывается способным повторить то, что боги или герои совершили вначале. Знать мифы – значит приблизиться к тайне происхождения всех вещей».

Миф задавал людям определённые образцы поведения. Во времена, когда не существовало науки и письменности (или та и другая играли второстепенную роль), передача навыков и правил жизни от отца к сыну, от мудрого хранителя знания к ученику, от одного поколения к другому являлась необходимым условием выживания человеческого рода. Это были, например, навыки возделывания земли, актуальные для данной местности, секреты мастерства, умение определять время для тех или иных занятий, правила поведения в сообществе. Миф объявил эти правила священными, а их нарушение – грехом. Тем самым он закреплял их.

Многие мифологические образы неоднозначны. Так, все эллины почитали Аполлона в Дельфах и обращались к нему за советом по важнейшим вопросам. Однако ответы оракула – как правило, не вполне ясные – стремились истолковать, как кому выгодно.

 

Урок 2.  КРИТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИФУ

 

Крушение микенской цивилизации привело к гибели культурной элиты, к подрыву и разрушению прежней мифологии. Позднее греческие мифы собирались, изменялись и систематизировались Гесиодом, Гомером и другими странствующими певцами и поэтами. У них свободное отношение к мифу. Так, Гомер верит в древнее предание, но при этом переосмысливает его, критикует, подчас стремится к разумному объяснению событий, о которой ведёт речь. Почему греческая мысль пошла по этому пути? Почему на месте старой мифологии не возникнет другая, не подлежащая критике (как это произойдёт в аналогичной ситуации с арабами)? На эти вопросы нет ясных ответов...

По словам А.Ф. Лосева, подобно Шекспиру (который возвышался и над уходящими Средними веками, и над наступающей буржуазной эпохой Нового времени), Гомер, живший в переходный период, сумел подняться как над предыдущей, так и над последующей эпохой. Через это он сумел достичь универсального, общечеловеческого значения. «Гомеровское творчество впервые "расколдовывает" древний миф и впервые пытается соединить в одном художественном обозрении прошлое, настоящее и будущее, впервые рождает в Греции элементы исторического сознания. Можно без всякого преувеличения сказать, – пишет Лосев, – что Гомер попросту подсмеивается над своими богами, демонами и героями, допускает любую их критику и даже унижение и произвольно комбинирует любые мифы и мифологические мотивы, откровенно приправляя их свободной, вполне субъективной, вполне вымышленной поэзией...».

 

Урок3. МИФ И СИМВОЛ

 

Следующий шаг к критическому осмыслению мифа делает греческая философия. Как писал выдающийся немецкий мыслитель Карл Ясперс (1883 – 1969), миф становится «материалом для языка, который теперь... выражал не его исконное содержание, а нечто совсем иное, превратив его в символ». Например, в поэме Гомера Одиссей стремится вернуться на родную Итаку. Для этого он строит плот при помощи гвоздей. «Гвоздь» по-гречески – «гармония». Философы-пифагорейцы не отвергают сам миф, но истолковывают его по-новому – как символ стремления человеческой души возвратиться на свою небесную родину. Чтобы совершить это, душа должна обрести гармонию.

А на смену символическому мышлению идёт мышление причинно-следственное. Оно основано на представлении, что всякое явление имеет причину. Мир пронизан подобными связями. Осознать суть мироздания – значит распутать весь их клубок.

Философия эллинов восприняла и использовала такие основные идеи и темы мифологии, как единство и одушевлённость космоса, борьба противоположностей (в мифах воюют между собой боги, а, например, у философа Гераклита Эфесского противоречиво само мироздание). Но она уже не миф.

 

Урок 4. ГОМЕР

 

Гомер – легендарный древнегреческий эпический поэт, которому со времён древности приписывают авторство «Илиады» и «Одиссеи». Античные источники определяют время его жизни от XII до VII века до нашей эры. Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом. За честь называться родиной Гомера соперничали семь городов. Легендарный образ Гомера породил в науке гомеровский вопрос, который из проблемы авторства трансформировался в совокупность проблем, касающихся происхождения и развития древнегреческого эпоса.

 

Урок 5.  ГОМЕР И ГЕСИОД – ПРЕДВЕСТНИКИ ФИЛОСОФИИ

 

Гесиод – другой древнегреческий поэт, жил около времени I Олимпиады (VIII – VII века до нашей эры). По одним свидетельствам, был современником или даже предшественником Гомера, по другим, особенно по воззрениям александрийских грамматиков, основывавших свои доводы на данных мифа и языка, считался жившим после Гомера. Родиной поэта была беотийская деревня Аскра (неподалёку из Фив), куда отец Гесиода переселился из Эолийской Кимы (Малая Азия). Умер Гесиод, по преданию, насильственной смертью. Останки его были погребены в Невпакте (Локрида), а позднее были перенесены в Орхомен. Наиболее известна его поэма «Труды и дни», где советы по рациональному ведению хозяйства сочетаются с назидательными высказываниями по разным жизненным поводам. Поэма «Теогония» (родословная богов) – предвестие древнегреческой философии.

 

Урок 6. Фалес. История жизни

 

Первым античным философом считается Фалес Милетский. Существовало предание, что он был финикийцем, ставшим гражданином Милета.

Фалес жил в самом конце VII – первой половине VI столетия до нашей эры (около 625 – 547 годы). Фалес был уроженцем греческого торгового города Милета, расположенного в Малой Азии на берегу Эгейского Моря.

В VI веке до нашей эры Милет находился в расцвете славы. Это был многолюдный и шумный город купцов, торговцев, ремесленников, моревателей. Жемчужиной Эллады называли его и греки, и чужестранцы. Как рассказывают древние историки, в четырёх гаванях встречались корабли, приплывшие из Сирии, Финикии, Египта, Крита. Главная гавань называлась Львиной. Узкий вход в неё охраняли два огромных мраморных льва. На широкой набережной толпились носильщики, матросы, менялы, проводники. Вся эта шумная толпа набрасывалась на чужеземцев, прибывающих в Милет, предлагая услуги. От огромных ворот порта с шестнадцатью мраморными колоннами вела в город широкая главная улица.

Неподалёку от ворот стоял величественный храм Аполлона с мраморными жертвенниками и статуями. Но купцов, прибывших из многих стран в Милет, привлекали не только красоты города. Тончайшая шерсть милетских овец славилась повсюду. Садоводы Милета выводили великолепные сорта роз. Из лепестков роз изготовляли драгоценное розовое масло.

Окрестности города утопали в густых оливковых садах. В далёкие путешествия отправлялись милетские торговцы-моряки. Эти путешествия были опасны. Порой приходилось бороться с разбушевавшейся стихией, обороняться от пиратов, а при высадке на сушу отражать нападение туземцев. Но не только мужество требовалось от тогдашних мореплавателей. От них требовалось ещё и умение ответить на многие вопросы. Как ориентироваться в море? Как определить расстояние от берега до корабля? Тесная зависимость жизненного успеха людей от теоретических вопросов привела к тому, что Милет стал колыбелью античных науки и философии, а Фалес – их родоначальником.

 

Урок 7. ИЗ КУПЦОВ В ФИЛОСОФЫ

 

Фалес был купцом. Он хорошо зарабатывал, умело торгуя оливковым маслом. Много путешествовал: посетил Египет, Среднюю Азию, Халдею. Всюду изучал опыт, накопленный жрецами, ремесленниками и мореходами; познакомился с египетскими и вавилонскими школами математики и астрономии. Возвратившись на родину, Фалес отошёл от торговли и посвятил свою жизнь занятиям наукой и философией, окружив себя учениками, – так образовалась милетская ионийская школа, из которой вышли многие знаменитые учёные и философы.

Фалес дожил до глубокой старости.

К сожалению, до наших дней не сохранилось ни одного сочинения Фалеса, поэтому о нём и его учении можно судить только по тем свидетельствам, которые дошли до нас в сочинениях других философов и писателей.

 

Две легенды о Фалесе

Как передаёт Диоген Лаэртский – древнегреческий писатель, живший в первой половине III века нашей эры и составивший обширный труд «Жизнеописания и мнения знаменитых философов», с Фалесом связана следующая легенда: «Рассказывают о нём, что, выйдя из дома в сопровождении старухи, чтобы наблюдать звёзды, он упал в яму; и когда он заплакал, старуха сказала ему: "Не будучи в состоянии видеть то, что у тебя под ногами, ты, Фалес, думаешь познать то, что на небе?"

По другой легенде, Фалес, сообразив, что наступающий год сулит огромный урожай маслин, арендовал в Милеете по дешёвой цене все маслодавильни. А когда урожай действительно оказался большим, получил огромный барыш. Сделал он это, по словам Аристотеля (о нём мы тоже поговорим), лишь с целью показать: мудрец может преуспевать в жизни, только ему это незачем. Таков образ греческого философа: порой он кажется толпе непривычным и странным, но на деле ведает как о небесном, так и о земном.

 

Урок 8 .ВСЕ ИСХОДИТ ИЗ ВОДЫ

 

С именем Фалеса связано появление в Древней Греции сразу и математики, и астрономии, и философии.

Фалес как математик доказал ряд теорем: а) если два угла и одна сторона одного треугольника равны двум углам и соответствующей стороне другого треугольника, то эти два треугольника равны; б) углы при основании равнобедренного треугольника равны; в) при пересечении двух прямых образуемые ими углы равны; г) круг делится пополам диаметром.

Как астроном в 585 году до нашей эры Фалес предсказал солнечное затмение, а в историю философии вошёл как мыслитель, впервые сформулировавший вопрос: «Что есть всё?», то есть задумался над тем, из чего состоит мир, что является его первоосновой.

Рассуждая о первооснове, Фалес пришёл к выводу, что всё сущее (то есть существующее) происходит из воды. Океан – кольцевая река, окружающая Землю, а сама Земля подобно дереву плавает в воде. По Фалесу, вода является основой мира потому, что, как показывает наблюдение, всё рождается из семени, а семя влажное. «У влажных вещей началом их природы является вода». Этим же он объяснял многие явления природы, полагая, что всё происходит из воды и в воду возвращается.

 

Аристотель об учении Фалеса

«Из тех, кто первым занялся философией, большинство считало началом всех начал одни лишь начала в материи: то, из чего первого они возникают и во что в конечном счёте уходят, причём основное пребывает, а по свойствам своим меняется, это они и считают элементом и началом вещей. И поэтому они полагают, что ничто не возникает и не погибает, так как подобная основная природа всегда сохраняется... Количество и форму для такого начала не все указывают одинаково, но Фалес – родоначальник такого рода философии – говорит, что это вода (поэтому и земля из воды появилась); сделал он это предположение, вероятно наблюдая, что всё питается влагой и что сама теплота из неё рождается и ею живёт... а ещё потому, что семена всего сущего имеют влажную природу» (из сочинения «Метафизика»).

«Другие же [считают]1 , что [земля] лежит на воде. Об этом мы имеем древнейшее учение, которое, говорят, высказал Фалес Милетский: будто бы земля держится благодаря своей плавучести подобно дереву или чему-то в этом роде» (из сочинения «О небе»).

«Припоминают, что Фалес предположил, что душа есть нечто движущее, если он действительно говорит, что камень имеет душу, потому что он двигает железо» (из сочинения «О душе»).

 

Урок 9.

"Знаю то, что вижу" (О познании)

"Всё обладает душой" (О душе)

"Учи и учись лучшему" (Об этике)

 

Фалес был монистом, то есть принимал за основу всего сущего одно начало, не только в онтологии, но и в гносеологии, хотя он и не подраз-делял вопросы онтологии и гносеологии. Его основное требование в познании заключалось в том, что всё знание надо сводить к одной-единственной основе – чувственной видимости, то есть Фалес полагал, что главную роль в познании играют органы чувств (зрение, слух, вкус, запах и осязание).

Информация о работе История философии