Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:02, курс лекций
Когда-то давно не существовало ни философии, ни науки, ни религии. Значит ли это, что люди не задумывались о природе и смысле мироздания? Нет, просто ответы на вечные вопросы они старались выразить в форме мифов. Греческое слово «миф» означает «предание», «сказание». Мифы существовали у разных народов, предшествуя появлению поэзии, религии, науки, искусства и философии. Миф – универсальный, изначальный способ мировосприятия. В нём накапливались и передавались из поколения в поколения жизненный опыт и знания. Для него характерна монологичность
...Пифагорейцы утверждают, что вещи существуют по подража
Урок 16. Рационалистическая религия и теория познания
По мнению Пифагора, объекты мысли более реальны, чем объекты чувственного познания, так как числа имеют вневременн
Отмеченные взгляды делают Пифагора фактически основателем рационалистической религии, согласно которой существует вечный мир, доступный интеллекту и недоступный чувствам. Числовая пропорция, регулярность, открытые Пифагором в материальных процессах, знаменуют также важнейший этап в развитии западной цивилизации. Пифагор был первым, кто обозначил космос со всеми находящимися в нём вещами, как порядок, который устанавливается числом
Процесс познания мира, по Пифагору, есть процесс познания управляющих им чисел. Единица является основой всего ряда чисел. Он считал, что математические знания мы получаем, исходя из чистого мышления, минуя наблюдения, а ставя мысль выше чувств, подгонял чувственный мир к математическ
Урок 17. Этика и право пифагорейцев
В этическом учении пифагорейцы предлагали такой образ жизни, целью которого было освобождение души от тела посредством её очищения. Самой высокой степенью очищения является «созерцательная жизнь», направленная на научные поиски истины и блага. Путь познания есть высшее общение и ведёт к соединению души человека с Богом. Душа - «гармония телесных элементов», исчисляемая числами. Пифагор разработал учение о бессмертии души и посмертных переселениях душ, которые мигрируют через различ
Пифагореец Филолай, характеризуя истину и добродетель, говорил: «Когда-нибудь ложь умрёт через число», так как без числа «нельзя было бы ни мыслить, ни знать».
Уделяли пифагорейцев внимание и праву, считая, что «весь образ жизни устроен
Ксенофан об учении Пифагора о переселении душ (из сочинения Диогена Лаэртского)
О Пифагоре Ксенофан говорит следующее: "И как-то раз, говорят, когда били какого-то щенка, он, проходя мимо, пожалел его и изрёк: "Перестань его бить! В нём душа дорогого мне человека, которую я узнал, услышав издаваемые ею звуки".
Урок 18. Жизнь философа
Выдающийся древнегреческий фил
Урок 19. Мир основан на огне
Гераклит считал основой, первоначалом всего мира огонь. Космос, по его мнению, един, а всё сущее, никем не сотворённое, всегда было, есть и будет живым огнём, то загорающимся, то потухающим. Огонь как основа мироздания вечен, в то время как космос не вечен. Огонь претерпевает ряд превращений, прежде чем возникает космос, то есть происходит трансформация огня. Он становится водой, а вода есть семя мироздания. Вода, в свою очередь, трансформируется в землю и воздух. Данный процесс цикличен и осуществляется как вверх, так и вниз, то есть происходит обратная трансформация всех стихий в огонь. «Все вещи суть размен огня, и один огонь меняет все вещи», - говорил Гераклит. Огонь, по его мнению, есть регулятор изменений (логос, разум) и сродни «молнии, всем управляющей». А космос находится в гармоничном состоя
Античные авторы про учение Гераклита об огне
Климент. Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерами разгорающимся и мерами погасающим.
Плутарх. Всё обменивается на огонь, и огонь - на всё, подобно тому как золото обменивается на товары, а товары - на золото.
Максим Тирский. Огонь живёт смертью земли, воздух живёт смертью огня, вода живёт смертью воздуха, а земля - воды.
Марк Антонин. Смерть земли - рождение воды, смерть воды - рождение воздуха, [смерть] воздуха - [рождение] огня, и обратно.
Ипполит. Грядущий огонь всё обоймёт и всех рассудит.
Аэций. Гераклит [учит], что вечный круговращающийся огонь есть Бог, судьба же - логос (разум), созидающий сущее из противоположных стремлений.
Урок 20. Гераклит - основоположник гносеологии
Гераклит с полным основанием может считаться основоположник
Душа человека приравнивалась Гераклитом к огненному дыханию - основанию жизни. Разум же человек «вдыхает», приобщаясь с его помощью к логосу, объективной истине. Разум души может возрастать, но границ он не имеет. «Никогда не отыскать границы души, сколько бы путей её не отслеживать, так как глубина её - это её логос».
Познание начинается с чувств, однако они формируют лишь мнения людей. Поэтому чувственные данные должны быть соответствующим образом обрабо
Античные авторы об учении Гераклита о душе и познании
Стобей. Из учений, в которые я вникал, ни одно не дошло до осознания, что мудрость отрешена от всего.
Арий Дидим у Евсения. И Души из влаги испаряются.
Климент. Душам смерть - воде рождение. Воде смерть - земле рождение. Из земли ведь вода рождается, а из воды - душа.
Стобей. Сияющая, сухая душа мудрейшая и наилучшая.
Стобей. Всякий раз, как человек опьянеет, [его] ведёт ребёнок, а он шатается и не видит, куда идёт, имея влажную душу.
Нумений (у Порфирия). Для душ наслаждение или смерть стать влажными.
Стобей. Душе присущ самообогащающийся логос.
Секст. И по мнению Гераклита, кажется, человек обладает двумя средствами познания истины: чувственным восприятием и логосом.
Секст. Глаза и уши - плохие свидетели для людей, имеющих грубые души.
Ипполит. Признак мудрости - согласиться, не мне, но логосу внемля, что всё едино.
Секст. Так вот, этот общий и божественный разум, через участие в котором мы становимся разумными, Гераклит называет критерием истины. Отсюда заслуживает доверие то, что является всем вообще (ибо это воспринимается общим и божественным разумом), а то, что является кому-либо одному, то неверно по противоположной причине.
Урок 21. Единство есть результат сочетания противопол
Если Анаксимандр утверждал, что противоположности наличест
С именем Гераклита связано и развитие диалектических взглядов в Древней Греции. Так, широкую известность получили его высказывания: «всё течёт», «нельзя войти в одну и ту же реку дважды и тронуть дважды нечто смертное в том же состоянии, так как по причине неудержимости и быстро
Отмеченные взгляды получили название стихийной диалектики, в которой чувственно-материаль
Известны и общественно-правовы
Античные авторы о диалектике Гераклита
Арий Дидим у Евсевия. На входящих в одну и ту же самую реку набегают всё новые и новые волны.
Гераклит. В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем.
Ипполит. Борьба - отец всего и всему царь. Одним она определила быть богами, а другим - людьми. А из тех одним - рабами, а другим - свободными.
Ориген. Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что всё рождается через распрю и по необходимости.
Ипполит. Не понимают, как расходящееся с самим собой приходит в согласие, самовосстанавливающуюся гармонию лука и лиры.
Урок 22. Философ, не любивший книги
В истории философии Сократу (469 - 399 годы до нашей эры) принадлежит особая роль. Будучи первым афинским философом, он имел много последователей и учеников, самым знаменитым из которых был Платон, и оказал огромное влияние на развитие мировой философской мысли. Интерес к Сократу вызывает не только его учение, но и его динамичная, трагически окончившаяся жизнь.
Сведения о Сократе и его идеях
Сын камнереза и повивальной бабки, Сократ унаследовал ремесло отца. Хотя философ и не стремился к активной общественной жизни, он тем не менее исправно исполнял свой гражданский и воинский долг, который в условиях античной демократии был обязателен для всех свободных граждан Афин. Он был ранен в Пелопонесской войн
Диоген Лаэртский о Сократе
Сократ, сын скульптора Софрониска и повивальной бабки Фенареты (по словам Платона в «Теэтете»), афинянин, из дома Алопеки.
...Дурид уверяет, что он [Диоген] был рабом и работал по камню:
...Освободил его из мастерской
...В противоположность большин
Урок 23. Сократ: Душа человека есть «Я познающее»
Философия Сократа касалась прежде всего человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее самого себя. Душа человека есть «Я познающее» и раскрывается она как разумная и нравственно совестливая перс
Сократ разработал метод субъективной диалектики, цель которого состоит в том, чтобы установить истину. Истину он понимал как объективное, независимое от мнения людей знание, получаемое в процессе диалога, когда происходит уточнение содержания понятий. Беседовать, считал он, - значит сдавать моральный «экзамен души».
Сократ первый указал на то, что знание носит устойчивый понятийный характер, а метод субъективной диалектики назвал майёвтикой (повивальным искусством), так как с его помощью рождаетс
По отношению к материальному м
Сократ о познании и человеке в диалоге Платона «Алквид I»