История философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:02, курс лекций

Описание работы

Когда-то давно не существовало ни философии, ни науки, ни религии. Значит ли это, что люди не задумывались о природе и смысле мироздания? Нет, просто ответы на вечные вопросы они старались выразить в форме мифов. Греческое слово «миф» означает «предание», «сказание». Мифы существовали у разных народов, предшествуя появлению поэзии, религии, науки, искусства и философии. Миф – универсальный, изначальный способ мировосприятия. В нём накапливались и передавались из поколения в поколения жизненный опыт и знания. Для него характерна монологичность

Файлы: 1 файл

Курс по истории философии..docx

— 51.84 Кб (Скачать файл)

...Пифагорейцы утверждают, что вещи существуют по подражанию числам.

 

Урок 16. Рационалистическая религия и теория познания

 

По мнению Пифагора, объекты мысли более реальны, чем объекты чувственного познания, так как числа имеют вневременную природу, то есть вечны. Они «физис» вещей, некая реальность, стоящая выше реальности вещи.

Отмеченные взгляды делают Пифагора фактически основателем рационалистической религии, согласно которой существует вечный мир, доступный интеллекту и недоступный чувствам. Числовая пропорция, регулярность, открытые Пифагором в материальных процессах, знаменуют также важнейший этап в развитии западной цивилизации. Пифагор был первым, кто обозначил космос со всеми находящимися в нём вещами, как порядок, который устанавливается числом. Это порядок доступен разуму, осознаётся им, что позволяет совершенно по-новому видеть мир.

Процесс познания мира, по Пифагору, есть процесс познания управляющих им чисел. Единица является основой всего ряда чисел. Он считал, что математические знания мы получаем, исходя из чистого мышления, минуя наблюдения, а ставя мысль выше чувств, подгонял чувственный мир к математическому идеалу.

 

Урок 17. Этика и право пифагорейцев

 

В этическом учении пифагорейцы предлагали такой образ жизни, целью которого было освобождение души от тела посредством её очищения. Самой высокой степенью очищения является «созерцательная жизнь», направленная на научные поиски истины и блага. Путь познания есть высшее общение и ведёт к соединению души человека с Богом. Душа - «гармония телесных элементов», исчисляемая числами. Пифагор разработал учение о бессмертии души и посмертных переселениях душ, которые мигрируют через различные тела как людей, так и животных.

Пифагореец Филолай, характеризуя истину и добродетель, говорил: «Когда-нибудь ложь умрёт через число», так как без числа «нельзя было бы ни мыслить, ни знать».

Уделяли пифагорейцев внимание и праву, считая, что «весь образ жизни устроен таким образом, чтобы следовать Богу», так как высшая власть у богов и именно эта власть справедливая. Затем следует подчиняться пророкам (чудотворцам), правителям, родителям, старшим и, наконец, законам. «Человек по своей природе не может оставаться благополучным, если никто не начальствует», отсюда «нет зла большего, чем безвластие (анархия)».

 

Ксенофан об учении Пифагора о переселении душ (из сочинения Диогена Лаэртского)

О Пифагоре Ксенофан говорит следующее: "И как-то раз, говорят, когда били какого-то щенка, он, проходя мимо, пожалел его и изрёк: "Перестань его бить! В нём душа дорогого мне человека, которую я узнал, услышав издаваемые ею звуки".

 

Урок 18. Жизнь философа

 

Выдающийся древнегреческий философ Гераклит жил около 544-483 годов до нашей эры. Расцвет творческих сил Гераклита, или, как говорили древние греки, акме (примерно 40 лет) приходится приблизительно на 504-501 годы до нашей эры. Гераклит происходит из царского рода Кодридов, который правил в родном городе Гераклита - в Эфесе (в Ионии), но он был лишён власти победившей здесь демократией. Сам Гераклит уступил царский сан своему брату, удалился в храм Артемиды Эфесской, где проводил время, демонстративно играя с детьми в кости. Однако он отказался от предложения персидского царя переселиться в Персию, как это делали некоторые греческие аристократы. В конце своей жизни Гераклит удалился в горы и жил отшельником.

 

Урок 19. Мир основан на огне

 

Гераклит считал основой, первоначалом всего мира огонь. Космос, по его мнению, един, а всё сущее, никем не сотворённое, всегда было, есть и будет живым огнём, то загорающимся, то потухающим. Огонь как основа мироздания вечен, в то время как космос не вечен. Огонь претерпевает ряд превращений, прежде чем возникает космос, то есть происходит трансформация огня. Он становится водой, а вода есть семя мироздания. Вода, в свою очередь, трансформируется в землю и воздух. Данный процесс цикличен и осуществляется как вверх, так и вниз, то есть происходит обратная трансформация всех стихий в огонь. «Все вещи суть размен огня, и один огонь меняет все вещи», - говорил Гераклит. Огонь, по его мнению, есть регулятор изменений (логос, разум) и сродни «молнии, всем управляющей». А космос находится в гармоничном состоянии, ибо «из всего - одно, а из одного - всё».

 

Античные авторы про учение Гераклита об огне

Климент. Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерами разгорающимся и мерами погасающим.

Плутарх. Всё обменивается на огонь, и огонь - на всё, подобно тому как золото обменивается на товары, а товары - на золото.

Максим Тирский. Огонь живёт смертью земли, воздух живёт смертью огня, вода живёт смертью воздуха, а земля - воды.

Марк Антонин. Смерть земли - рождение воды, смерть воды - рождение воздуха, [смерть] воздуха - [рождение] огня, и обратно.

Ипполит. Грядущий огонь всё обоймёт и всех рассудит.

Аэций. Гераклит [учит], что вечный круговращающийся огонь есть Бог, судьба же - логос (разум), созидающий сущее из противоположных стремлений.

 

Урок 20. Гераклит - основоположник гносеологии

 

Гераклит с полным основанием может считаться основоположником гносеологии (учение о познании). Он первым стал различать чувственное и рациональное познание, полагая, что истина постигается умом, который познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Мудростью же является «знание мысли, которая везде и всем правит». И хотя «многознание не научает уму...», тем не менее, «много должны знать мужи-философы».

Душа человека приравнивалась Гераклитом к огненному дыханию - основанию жизни. Разум же человек «вдыхает», приобщаясь с его помощью к логосу, объективной истине. Разум души может возрастать, но границ он не имеет. «Никогда не отыскать границы души, сколько бы путей её не отслеживать, так как глубина её - это её логос».

Познание начинается с чувств, однако они формируют лишь мнения людей. Поэтому чувственные данные должны быть соответствующим образом обработаны разумом человека. Образ и понятие слиты, по Гераклиту, воедино, что указывает на единство чувственного и рационального познания.

 

Античные авторы об учении Гераклита о душе и познании

Стобей. Из учений, в которые я вникал, ни одно не дошло до осознания, что мудрость отрешена от всего.

Арий Дидим у Евсения. И Души из влаги испаряются.

Климент. Душам смерть - воде рождение. Воде смерть - земле рождение. Из земли ведь вода рождается, а из воды - душа.

Стобей. Сияющая, сухая душа мудрейшая и наилучшая.

Стобей. Всякий раз, как человек опьянеет, [его] ведёт ребёнок, а он шатается и не видит, куда идёт, имея влажную душу.

Нумений (у Порфирия). Для душ наслаждение или смерть стать влажными.

Стобей. Душе присущ самообогащающийся логос.

Секст. И по мнению Гераклита, кажется, человек обладает двумя средствами познания истины: чувственным восприятием и логосом.

Секст. Глаза и уши - плохие свидетели для людей, имеющих грубые души.

Ипполит. Признак мудрости - согласиться, не мне, но логосу внемля, что всё едино.

Секст. Так вот, этот общий и божественный разум, через участие в котором мы становимся разумными, Гераклит называет критерием истины. Отсюда заслуживает доверие то, что является всем вообще (ибо это воспринимается общим и божественным разумом), а то, что является кому-либо одному, то неверно по противоположной причине.

 

Урок 21. Единство есть результат сочетания противоположностей

 

Если Анаксимандр утверждал, что противоположности наличествуют и противоборствуют, то Гераклит говорил, что в мире существует единство, и оно есть результат соединения противоположностей. «Всё едино и всё состоит из противоположностей». Логос есть воплощение единства противоположностей. Борьба (война) закономерна и необходима, так как она является источником познания мира. «Война есть мать всего и повелительница всего», но она заканчивается тем, что противоположности соединяются, и устанавливается их гармония. «Болезнь делает сладостным здоровье, голод сообщает приятность сытости, а тяжкий труд даёт вкусить отдых».

С именем Гераклита связано и развитие диалектических взглядов в Древней Греции. Так, широкую известность получили его высказывания: «всё течёт», «нельзя войти в одну и ту же реку дважды и тронуть дважды нечто смертное в том же состоянии, так как по причине неудержимости и быстроты изменения всё рассеивается и собирается, приходит и уходит». Всё, подобно пламени в костре, рождается благодаря чьей-либо смерти.

Отмеченные взгляды получили название стихийной диалектики, в которой чувственно-материальный космос рассматривался как единое целое, пребывающее в постоянном движении и изменении.

Известны и общественно-правовые высказывания Гераклита, в частности, его отношение к закону. «Народ должен сражаться за закон, как за городскую стену, - говорил он, - ...а преступление следует тушить скорей, чем пожар».

 

Античные авторы о диалектике Гераклита

Арий Дидим у Евсевия. На входящих в одну и ту же самую реку набегают всё новые и новые волны.

Гераклит. В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем.

Ипполит. Борьба - отец всего и всему царь. Одним она определила быть богами, а другим - людьми. А из тех одним - рабами, а другим - свободными.

Ориген. Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что всё рождается через распрю и по необходимости.

Ипполит. Не понимают, как расходящееся с самим собой приходит в согласие, самовосстанавливающуюся гармонию лука и лиры.

 

Урок 22.  Философ, не любивший книги

 

В истории философии Сократу (469 - 399 годы до нашей эры) принадлежит особая роль. Будучи первым афинским философом, он имел много последователей и учеников, самым знаменитым из которых был Платон, и оказал огромное влияние на развитие мировой философской мысли. Интерес к Сократу вызывает не только его учение, но и его динамичная, трагически окончившаяся жизнь.

Сведения о Сократе и его идеях дошли до нас исключительно в изложении его учеников, так как сам он за всю свою жизнь не написал ни строчки. Причиной тому было его отношение к письменности вообще, которую он считал внешним, мёртвым знанием, мешающим глубокому внутреннему пониманию вещей. Сократ подчёркивал, что он не любит книги потому, что им нельзя задавать вопросы, и поэтому живой диалог ставил неизмеримо выше того, что написано.

Сын камнереза и повивальной бабки, Сократ унаследовал ремесло отца. Хотя философ и не стремился к активной общественной жизни, он тем не менее исправно исполнял свой гражданский и воинский долг, который в условиях античной демократии был обязателен для всех свободных граждан Афин. Он был ранен в Пелопонесской войне (431 - 404 годы до нашей эры) и единственным из пританов (избираемые сменные председатели народного собрания) не признал противозаконный приговор проигравшим битву полководцам (406 год до нашей эры). Сократ также противостоял победившей на время тирании. Сохранились предания о сварливом характере его жены и о Сократе как плохом семьянине, который, предаваясь философским беседам и спорам, плохо заботился о жене и трёх своих сыновьях.

 

Диоген Лаэртский о Сократе

Сократ, сын скульптора Софрониска и повивальной бабки Фенареты (по словам Платона в «Теэтете»), афинянин, из дома Алопеки.

...Дурид уверяет, что он [Диоген] был рабом и работал по камню: одетые Хариты на Акрополе, по мнению некоторых, принадлежат ему.

...Освободил его из мастерской и дал ему образование Критон, привлечённый его душевной красотой (так пишет Деметрий Византийский). Поняв, что философия физическая нам безразлична, он стал рассуждать о нравственной философии по рынкам и мастерским, исследуя, по его словам, «Что у тебя и худого и дорогого в доме случилось».

...В противоположность большинству философов он не стремился в чужие края - разве что нужно было идти в поход. Всё время он жил в Афинах и с увлечением спорил с кем попало, не для того, чтобы переубедить их, а для того, чтобы доискаться до истины.

 

Урок 23. Сократ: Душа человека есть «Я познающее»

 

Философия Сократа касалась прежде всего человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее самого себя. Душа человека есть «Я познающее» и раскрывается она как разумная и нравственно совестливая персона. Сущность человека сосредоточена в его душе, так как она есть «то, чему служит тело». Ценность души состоит в познании. Если не знаешь, что такое добродетель, то, естественно, не знаешь и как её достичь. А добродетель необходима человеку для возрастания его души.

Сократ разработал метод субъективной диалектики, цель которого состоит в том, чтобы установить истину. Истину он понимал как объективное, независимое от мнения людей знание, получаемое в процессе диалога, когда происходит уточнение содержания понятий. Беседовать, считал он, - значит сдавать моральный «экзамен души».

Сократ первый указал на то, что знание носит устойчивый понятийный характер, а метод субъективной диалектики назвал майёвтикой (повивальным искусством), так как с его помощью рождается истина в процессе беседы, диалога. Он широко использовал метод индукции (выведение более общих знаний из частных) и не менее самой истины ценил этот метод «наведения» на истину.

По отношению к материальному миру он был агностиком, полагая, что познать его невозможно; зато доступна пониманию душа человека, в познании которой и состоит суть, предмет философии.

 

Сократ о познании и человеке в диалоге Платона «Алквид I»

Информация о работе История философии