История философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:02, курс лекций

Описание работы

Когда-то давно не существовало ни философии, ни науки, ни религии. Значит ли это, что люди не задумывались о природе и смысле мироздания? Нет, просто ответы на вечные вопросы они старались выразить в форме мифов. Греческое слово «миф» означает «предание», «сказание». Мифы существовали у разных народов, предшествуя появлению поэзии, религии, науки, искусства и философии. Миф – универсальный, изначальный способ мировосприятия. В нём накапливались и передавались из поколения в поколения жизненный опыт и знания. Для него характерна монологичность

Файлы: 1 файл

Курс по истории философии..docx

— 51.84 Кб (Скачать файл)

Теэтет. Да, скажем.

Странник. Кто, таким образом, в состоянии выполнить это, тот сумеет в достаточной степени различить одну идею, повсюду проходящую через многие, в котором каждое отдельное разобщено с другим, далее, различить, как многие отличные друг от друга идеи обнимаются извне одною, и как, обратно, одна идея связана в одном месте многими, и как, наконец, многие совершенно отделены друг от друга. Это всё называется уметь различать по родам, насколько каждое может вступать в общение и насколько нет.

Теэтет. Совершенно так.

Странник. Ты, думаю я, конечно, диалектику никому другому не припишешь, как только и истинно философствующему (отрывок из диалога «Софист»).

Сократ. [...] Всё, что мы там случайно наговорили, относится к двум разновидностям, и вот суметь искусно применить сильные свойства каждой из них - это была бы благодарная задача.

Федр. Какие же это разновидности?

Сократ. Это способность, охватив всё общим взглядом, возводить к единой идее разрозненные явления, чтобы, определив каждое из них, сделать ясным предмет нашего поучения. Так и мы поступили только что, говоря об Эроте: сперва определили, что он такое, а затем, худо ли, хорошо ли, стали рассуждать о нём, и благодаря этому наше рассуждение вышло ясное и не противоречившее само себе.

Федр. А что ты называешь другой разновидностью.

Сократ. Это, наоборот, умение разделять всё на виды, на естественные составные части, словно дурные повара; так в наших недавних речах мы отнесли всё не осознанное мышлением к одному виду (отрывок из диалога «Федон»).

 

Урок 31.  Образ души-колесницы

 

Значительное место в философии Платона уделено человеку, который являет собою единство души и тела. Основу человека составляет его душа. Душа бессмертна и возвращается много раз. Тело же - лишь тюрьма для души, оно порождает все неприятности жизни, зло, от которого душа гибнет, если она слишком срослась с телом в процессе удовлетворения своих вожделений. «Забота о душе», очищение её возможны лишь путём рационального познания, приводящего к нравственному преображению. Нравственность есть достоинство души.

Душу человека Платон уподобляет запряжённой колеснице, где один конь стремится в мир идей, а другой - тянет к земле. Разум уравновешивает эти два стремления.

Платон делит души на три категории в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум, страсть (воля) или вожделение.

Обладатели души разумной - это «мудрецы», философы. Они стремятся к благу государства в силу природы их души и потому главная их функция - управлять государством. Политика есть искусство спасения души, которым должны заниматься философы, так как они, обладая разумной душой, знают высшие ценности блага и справедливости.

Души, в которых преобладают страсть и воля, принадлежит стражникам и воинам. Природная функция этих людей состоит в том, чтобы охранять государство, ибо для них характерна воля, сила, мужество.

Третий тип души - вожделенный, стремится к материальным, чувственным желаниям. Люди, обладающие этими душами - крестьяне, торговцы, ремесленники. Их поведение, считает Платон, следует регулировать и ограничивать в целях сохранения благоразумности в обществе.

 

Платон о душе

Всякая душа бессмертна. Ведь вечнодвижущееся бессмертно. А у того, что сообщает движение другому и приводится в движение другим, это движение прерывается, а значит, прерывается и жизнь. Только то, что движет само себя, раз оно не убывает, никогда не перестает и двигаться и служить источником и началом движения для всего остального, что движется... Каждое тело, движимое извне, - неодушевленно, а движимое изнутри, из самого себя, - одушевлено, потому что такова природа души. Если это так и то, что движет само себя, есть не что иное, как душа, из этого необходимо следует, что душа непорождаема и бессмертна. ("Федр")

... Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному самому по себе в высшей степени подобна наша душа, а человеческому, смертному, постигаемому не умом, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим собою подобно - и тоже в высшей степени - наше тело. ("Федон")

Будучи совершенной и окрыленной, она (душа) парит в вышине и правит с миром, если же она теряет крылья, то носится, пока не натолкнется на что-нибудь твердое, - тогда она вселяется туда, получив земное тело, которое благодаря ее силе кажется движущимся само собой; а что зовется живым существом, - все вместе, то есть сопряжение души и тела, получило прозвание смертного.

Мы же коснемся причины утраты крыльев, почему они отпадают у души. Причина здесь, видимо, такая: крылу от природы свойственна способность подымать тяжелое в высоту, туда, где обитает род богов. А изо всего, что связано с телом, душа больше всего приобщилась к божественному - божественное же прекрасно, мудро, доблестно и так далее; этим вскармливаются и взращиваются крылья души, а от его противоположного - от безобразного, дурного - она чахнет и гибнет. ("Федр")

 

О началах человеческой души

Мы не без основания признали двойственными и отличными друг от друга эти начала: одно из них, с помощью которого человек способен рассуждать, мы назовем разумным началом души, а второе, из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовем началом неразумным и вожделеющим, близким другом всякого рода удовлетворения и наслаждений.

Что же касается ярости духа, отчего мы и бываем гневливы, то составляет ли это третий вид или вид этот однороден со вторым, т.е. вожделеющим, видом?... ("Государство")

В душе существуют всего два вида начал: разумное и вожделеющее? Или как в государстве три рода начал, его составляющих: деловое, защитное, совещательное, так и в душе есть тоже третье начало - яростный дух. По природе своей оно служит защитником разумного начала, если не испорчено дурным воспитанием ("Государство")

... оба начала превосходно оберегали бы и всю душу в целом и тело от внешних врагов: одно из них - своими советами, другое - вооруженной защитой; оно будет следовать за господствующим началом и мужественно выполнять его решения. ("Государство")

... мужественным мы назовем каждого отдельного человека именно в той мере, в какой его яростный дух и в горе, и в удовольствиях соблюдает указания рассудка насчет того, что опасно, а что - неопасно.

А мудрым - в той малой мере, которая в каждом главенствует и дает эти указания, ибо она-то и обладает знанием того, что пригодно и каждому отдельному началу, и всей совокупности этих трех начал. ("Государство")

 

Урок 32. Идеальное государство Платона

 

Говоря о трёх типах душ, Платон выстроил структуру идеального государства, где три разных слоя людей в зависимости от типа их душ выполняют присущие только им функции. Философы в таком государстве стоят на высшей ступени, управляя обществом, в то время как воины и тем более крестьяне, торговцы, ремесленники по своей душевной природе нуждаются в управлении со стороны мудрецов.Иначе говоря, Платон связывает социальные функции человека с его способностями, а надлежащее исполнение этих функций рассматривает как гарантию справедливости и гармонии в обществе. Гармоничное общество есть результат осознания и исполнения каждым из слоёв и граждан своего природного и законодательного предназначения, то есть социальная справедливость в обществе есть только тогда, когда она есть внутри каждой человеческой души, полагал Платон.

Формой идеального государства, по его мнению, может быть как монархия, так и аристократия и демократия, хотя предпочтение он отдавал монархии. В реальной жизни нередко названные формы государства превращаются в тиранию, олигархию или демагогию. А происходит это тогда, когда властители выражают не народный, а свой личный интерес. Чтобы такого не происходило, Платон требует правильно организовать воспитание граждан.

 

Платон о государстве (фрагменты «Государства»)

«Город, - так начал я, - по моему мнению, рождается тогда, когда каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многом. Или ты предполагаешь другое начало основания города». - «Никакого более» - отвечал он. «Стало быть, когда таким-то образом один из нас принимает других - либо для той, либо для иной потребности; когда, имея нужду во многом, мы располагаем к сожитию многих общников и помощников, тогда это сожитие получает у нас название города. Не так ли?» - «Без сомнения». - «Но всякий сообщается с другим, допускает другого к общению или сам принимает это общение в той мысли, что ему лучше».

«Работа, кажется, не хочет ждать, пока будет досуг работнику; напротив, необходимо, чтобы работник следовал за работою не меж делом». - «Несомненно» - «Оттого-то многие частные дела совершаются лучше и легче, когда один, делая одно, делает сообразно с природою, в благоприятное время, оставив все другие занятия». - «Без всякого сомнения». - «Но для приготовления того, о чём мы говорили, Адимант, должно быть граждан больше четырёх, потому что земледелец, вероятно, не сам будет делать плуг, если потребуется хороший, и заступ, и прочие орудия земледелия; не сам опять - и домостроитель, которому также многое нужно; равным образом и ткач, и кожевник».

«...рассудительность есть воздержание удовольствий и пожеланий...»

«...мужество и мудрость... находясь в известной части города, делают его - первая мужественным, вторая мудрым, [...] а рассудительность есть... единомыслие, согласие худшего и лучшего по природе в том, кому должно начальствовать и в обществе, и в каждом человеке».

«...производить своё-то, не хвататься за многое есть именно справедливость...»

 

Урок 33. Платон о правильном воспитании

 

Воспитание граждан должно происходить в зависимости от их слоя. Например, философы обязаны пройти «длинную дорогу», прежде чем они достигнут мудрости. Будущий правитель должен изучать философию и соединять её принципы с действительностью. Лишь после 50-60-летнего возраста он может получить право управлять государством.

С целью формирования воли и мужества у стражей и во избежание конфликтов на почве зависти и ревности Платон предлагает для этого слоя фактически первобытно-коммунистические отношения, которые характеризуются общностью имущества, жён, детей.

Крестьяне, торговцы, ремесленники нуждаются в воспитании чувства умеренности и самоограничения.

Философия Платона и особенно его представления о государстве, морали, праве оказали огромное влияние на последующий ход развития не только античной, но и последующей мировой культуры.

 

Урок 34. Историческое значение философии Платона

 

Историческое значение философии Платона состоит в том, что:

  1. впервые философом оставлено целое фундаментальное собрание сочинений;
  2. положено начало идеализму как крупному философскому направлению;
  3. впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.;
  4. были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущиеся, неделимое – делимое и др.);
  5. была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).

В философской системе Платона уже четко можно выделить все 4 основные части философского знания того времени: онтологию, гносеологию, космологию и этику.

Онтология. У Платона бытие множественно. Это множество бытий он называет видами, идеями (эйдос) или сущностями, часто тождественными. То есть бытие по Платону – вид, идея, сущность. Важно, что в онтологии Платона мир разделен на мир идей и мир реальных вещей. При этом мир идей является “истинно существующим”, а мир материальный является производным от первого. Для всех действий в материальном мире есть идея или причина. Идеи – образцы или цели вещей.

Космология. С учением о бытие в системе Платона тесно связана космология. Платон развивал идею о творении Космоса божеством. Творца мира Платон называет божественным демиургом, который также вселил ум в душу космоса, а душу в тело. Кроме мировой души Платон признавал существование звезд, человеческих душ, душ животных и растений. Он был убежден, что небесные тела – это видимые боги, обладающие телом и душой.

Теория познания (гносеология). Теория познания Платона опирается на его учение о душе. После смерти душа попадает в мир идей и созерцает их. Поэтому процесс познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, что она когда-то созерцала. Истинное знание дает только мышление, то есть независимый от чувственных восприятий самостоятельный процесс припоминания. Чувственное познание дает лишь мнение о вещах. Таким образом, процесс познания по Платону это диалектика, то есть искусство вести устную речь, ставить вопросы и отвечать на них.

Этика. Платоновская этика ориентирована на самосовершенствование личности, на создание совершенного общества – осударстваг.

Информация о работе История философии