Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:02, курс лекций
Когда-то давно не существовало ни философии, ни науки, ни религии. Значит ли это, что люди не задумывались о природе и смысле мироздания? Нет, просто ответы на вечные вопросы они старались выразить в форме мифов. Греческое слово «миф» означает «предание», «сказание». Мифы существовали у разных народов, предшествуя появлению поэзии, религии, науки, искусства и философии. Миф – универсальный, изначальный способ мировосприятия. В нём накапливались и передавались из поколения в поколения жизненный опыт и знания. Для него характерна монологичность
Так вот, дорогой мой Главкон, это уподобление следует примен
... не удивляйся, что пришедшие ко
Всякий, кто соображает, вспомнил бы, что есть два рода нарушения зрения, то есть по двум причинам: либо когда переходят из света в темноту, либо из темноты - на свет. То же самое происходит и с душой: это можно понять, видя, что душа находится в замешательстве и не способна что-либо разглядеть. Вместо того чтобы бессмысленно смеяться, лучше - понаблюдать, пришла ли эта душа из более светлой жизни и потому с непривычки омрачилась, или же, наоборот, перейдя от полного невежества к светлой жизни, она ослеплена ярким сиянием: такое ее состояние и такую жизнь можно
Раз это верно, вот как должны мы думать об этих душах: просвещенность - это совсем не то, что утверждают о ней некоторые лица, заявляющие, будто в душе у человека нет знания, и они его туда вкладывают, вроде того, как вложили бы в слепые глаза зрение.
А это наше рассуждение показывает, что у каждого в душе есть такая способность; есть у души и орудие, помогающее каждому обучиться. Но как глазу невозможно повернуться от мрака к свету иначе, чем вместе со всем телом, так же нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия и того, что в нем всего ярче, а это, как мы утверждаем, и есть благо. Не правда ли?
Урок 28. Платон о космосе
Материальное бытие создаётся Т
Космос «порождён, ибо его можно видеть и трогать, он имеет душу, тело и всё прочее чувствующее, а как таковые они суть процессы порождения и генерирования». «Хаотическая распылённость» рационально оформлена, одухотворена и пронизана желанием добра. Космос формируется как существо. В этом смысле Демиург и космос сущностно едины. Первоначально создаётся космос без живых существ. Затем Демиург творит человека, причём сначала мужчину, а потом женщину. Далее появляются животные: от птиц до четвероногих.
Космос представляется Платону в виде шара, в центре которого располагается наша планета, а вокруг неё вращаются другие планеты и звезды, приводимые в движение их душами. Бессмертной, сотворённой Богом душой наделё
Космогония (отрывок из «Тимея»)
Когда в полной движения и жизни вселенной родивший её отец признал образ бессмертных бого
Урок 29. Платон о любви и познании
Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врождённые идеи, «припоминая» которые, он открывает для себя мир. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, говорит Платон, следует знать смысл вещи, то есть нужно умом познать идеи.
Стимулом к знанию является любовь к прекрасному, которую он дифференцировал как: а) любовь к красивому телу с целью породить в нём другое тело и тем самым удовлетворить стре
«Что такое знание?», - спрашивает Платон и отвечает, что знание вообще есть не ощущение и не правильное мнение, а знание со смыслом. Он аргументирует это так: знание не может быть ощущением; например, чужой язык воспринимается, но смысл его остаётся до конца не понятным. Знание не может быть и истинным мнением, так как истина всегда соотносится с ложью. Ложь есть то, чего нет, то есть она - небытие. Знать же небытие невозможно. Отсюда, если мы не знаем, что такое ложь, то мы не можем знать и то, что такое истина.
О красоте и любви
... Когда кто-нибудь смотрит на зд
Не есть ли... любовь не что иное, как любовь к вечному обладанию благом?... Ну, а если любовь - это всегда любовь к благу, ...то каким образом должны поступать те, кто к нему стремится, чтобы их пыл и рвение можно было назвать любовью? Что они должны делать?
Они должны родить в прекрасном как телесно, так и духовно... Дело в том, Сократ, что все люди беременны как телесно, так и духовно, и, когда они достигают известного возраста, природа наша требует разрешения от бремени. Разрешиться же она может только в прекрасном, но не в безобразном...
Те, у кого разрешиться от бремени стремится тело... обращаются больше к женщинам и служат Эроту именно так, надеясь деторождением приобрес
... Он (человек-философ) радуется пре
Вот каким путем нужно идти в любви - самому или под чьим-либо руководством: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх - от одного прекрасного тела к двум, от двух - ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь, наконец, что же это - Прекрасное. ("Пир")
Урок 30. Познание как процесс. Диалектика
Познание, по Платону, есть процесс созерцания разумом высших сущностей, и делится этот процесс на два этапа. Сначала познание осуществляется чистой душой, ибо ещё до рождения тела она уже всё видела. Однако, когда душа вселяется в тело человека, то к процессу познания подключаются его телесные органы чувств. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осознаёт свои знания, которые видела раньше. При этом чувственно-эмпирический опыт является лишь толчком к воспоминанию, поэтому Платон советует напрямую обращаться к душе, минуя по возможности органы чувств. Сделать это можно при помощи речи, считает Платон, а основным методом воспоминания является метод диалектики, беседа.
Платон развил диалектику Сократа (индукция, ирония, майёвтика). Знание есть результат рассуждения (логики вопросов и ответов), в процессе которого искусно ставятся вопросы. Платон показывает, как неграмотный мальчик «вспом
Знание как припоминание
... Знание на самом деле не что ин
... если, узнав однажды, мы уже не забыв
Припоминать то, что там, на основании того, что есть здесь, нелегко любой душе: одни лишь короткое время созерцали тогда то, что там; другие, упав сюда, обратились под чужим воздействием к неправде и на свое несчастье забыли все священное, виденное ими раньше. Мало остается таких душ, у которых достаточно сильна память. Они всякий раз, как увидят что-нибудь, подобное тому, что было там, бывают поражены и уже не владеют собой, а что это за состояние, они не знают, потому что недостаточно в нем разбираются. ("Федр")
Платон о диалектике
«Не кажется ли тебе, - говорю я, - что диалектика, как бы оглавление наук, стоит у нас наверху и что ника
Странник. Разделять по родам, не принимать того же самого вида за иной и другой за тот же самый, неужели мы не скажем, что это есть предмет науки диалектики?